Статья "Педагогические технологии развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников"
статья по развитию речи
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогические технологии развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников
Воспитатель ГБДОУ детского сада № 7
Красносельского района Санкт-Петербурга
Мещерякова Евгения Юрьевна
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.
В работе с детьми необходимо большое внимание уделять речевому развитию и найти эффективные игровые технологии речевого развития детей.
Понятие «игровые технологии речевого развития» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются технологии речевого развития:
Среди современных технологий речевого развития можно выделить следующие:
- Здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, логоритмика.
- Сказкотерапия.
- Мнемотехника.
- ИКТ.
- Игровые технологии.
Здоровьесберегающие технологии играют немаловажную роль в развитии связной речи детей дошкольного возраста.
К ним относится развитие речевого дыхания, которое играет большую роль в воспитании правильной и четкой речи. Для формирования правильного речевого дыхания детей существует большое количество дыхательных упражнений. Чтобы научить детей делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох можно использовать такие игрушки как дудочка, свистулька, выдувать мыльные пузыри. Предлагать детям дуть на бумажные игрушки, одуванчик, легкое перышко, ватный шарик, снежинки для вырабатывания сильного и целенаправленного выдоха. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонации.
Пальчиковая гимнастика также является помощницей в достижении поставленной цели. Мозаика, шнуровка, застегивание (расстегивание) пуговиц, работа с фасолью, крупой, пластилином; массажные мячи помогают не только размять кончики пальцев, но и стимулируют всю ладонь, для массажа можно использовать шестигранные карандаши. Детям очень нравится выполнять пальчиковую гимнастику одновременно с проговариванием стихотворного текста.
Логоритмика сочетает в себе музыку, слово и движение и является целостным актом, который положительно влияет на все моторные системы организма, на эмоционально-волевую сферу ребенка, а также на развитие его творческих способностей. Используется как индивидуально, так и со всей группой.
Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных и речевых процессов, поэтому использование сказкотерапии в работе с детьми необходимо. При этом создается коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребенка. Происходит совершенствование лексикограмматических и выразительных средств языка, совершенствуется звуковая сторона речи в сфере произношения и восприятия, а также развитие диалогической и монологической речи, например, сказка «Три медведя» – выделяются характерные особенности зверей голосом и жестами. Возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов, при использовании различных видов театра.
Мнемотехника — система методов и приемов, обеспечивающих эффективное сохранение и воспроизведение информации. В мнемотехнике информация, которая трудно запоминается, переводится в зрительные образы, которые легко запоминаются нашим мозгом, создается ассоциативная связь и в таком виде информация запоминается надолго.
В работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста мнемотаблицы могут использоваться при обучении составлению рассказов, пересказах художественной литературы, отгадывании и загадывании загадок, заучивании стихов. Перед дошкольным образованием стоит важная задача – воспитать всесторонне развитого человека, обладающего информационной культурой, что позволит ему успешно адаптироваться в новых жизненных условиях.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая.
В современных условиях информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Образовательная деятельность с использованием ИКТ является комплексной, необходимо сочетать традиционные и компьютерные средства обучения, а также интеграцию образовательных областей. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Признавая, что компьютерные презентации - новое мощное средство для интеллектуального развития детей, использование их в учебно-воспитательных целях с детьми строилось с учетом здоровьесберегающих технологий, на основе выполнения следующих правил:
1. Уточнить состояние здоровья ребенка у медсестры ДОУ, нет ли у кого-то из детей группы противопоказаний для работы с ИКтехникой.
2. Мультимедиа презентации должны быть непродолжительными по времени
3. Во время показа следить за осанкой ребенка.
4. После просмотра мультимедиа презентации проводить подвижные игры и физминутки. Применение ИКТ усиливает:
- Положительную мотивацию обучения.
- Активизирует познавательную деятельность детей.
- Обеспечивает наглядность;
- Привлекает большое количество дидактического материала;
- Способствует повышению качества образования.
Итак, рассмотрим первую особенность компьютерной технологии- универсальность компьютерной техники как средства обучения с широкими демонстрационными возможностями- на примере сочинения рассказов по картинке.
Это задание можно выполнить 3-мя способами:
1. На экране выводятся 3-4 картинки, представляющие собой связанный рассказ (1-начало, 2-продолжение, 3-конец) .Дети просто описывают события, изображенные на картинках. В этом случае каждая картинка выступает как очередная глава.
2. Детям предлагается только одна картинка. Воспитателем задается вопрос: Что было до этого? Что может быть после? После высказывания предлагается подлинная история и на экран выводятся все картинки.
3. Воспитатель показывает на экране картинки, которые идут друг за другом не по сюжету, а в перепутанной последовательности. Эти картинки дети должны расположить по порядку, а затем составить связный рассказ. Это наиболее сложный вариант работы, предполагающий наличия у ребенка в определенной степени сформировавшегося логического мышления.
В рамках таких занятий открывается перспектива использования новых методов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность и творческое воображение как визуально, так и с помощью слухового анализатора: большое количество иллюстраций содержат музыкальные фрагменты, увеличивающие эффективность усвоения детьми материала, который подается наглядно, динамично, зрелищно. Информационно - коммуникативные технологии позволяют сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводят к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы обучения.
Изучение и развитие речи дошкольников должно происходить, прежде всего, в контексте игры. Именно её характер определяют функции, содержание и средства общения дошкольников с окружающими.
С возникновением сюжетно-ролевой игры связана дифференциация функций и форм речи. В ролевой игре совершенствуется диалог, новые потребности общения и ведущая деятельность ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом. Содержательные игры создают условия для разнообразной речевой практики детей. В связи с этим необходимо в первую очередь обогащать детский опыт, а, следовательно, и содержание игр, специально организованное обучение, расширяет тематику детских игр, в которых отражаются действия людей, их взаимоотношения. Благоприятные условия для широкой речевой практики и развития детской игры создаются в процессе диалогического общения воспитателя с детьми, участия его в детских играх, обсуждение замысла, организации ролевых диалогов.
В целом психолого-педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные составляющие: совместную игру воспитателя с детьми, в процессе которой формируются новые игровые умения, где педагог оказывает воспитывающее и обучающее воздействие через роли, выполняемые детьми и самостоятельную детскую игру, в которой воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для её активизации и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений.
Свободная сюжетно - ролевая игра - самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает субъективное внутреннее ощущение свободы подвластности ему вещей, действий отношений - всего того, что в продуктивной практической деятельности оказывает сопротивление - дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетно - ролевой игры - действием в воображаемой, условной ситуации.
Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все условно, все «как будто» «понарошку». Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника. Они обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт, который является одним из условий успешного развития диалогической речи. Из этого следует как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, орудия труда, которые будут питать эту деятельность и на основе её обогащаемости запаса, конкретных представлений развивать их язык. Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует от них особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.
Речевое развитие с помощью дидактических игр. Это могу быть словесные, с игрушками и предметами, настольно-печатные игры.
Одна из главных задач подобрать такие варианты игры, чтобы вызвать у детей интерес к играм со словом. Во все занятия и режимные моменты включаются речевые дидактические игры и занимательные упражнения: фонетические, лексические, грамматические, игры со словом и движением. Чтобы дети вновь проявили интерес к какой-то игре очень важно обратить внимание на то, как закончить игру. Это может быть разыгрывание фантов, чествование победителей, сообщение о новом варианте знакомой игры и т.д.
Некоторые игры и занятия с детьми начинаются с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек для развития речевого аппарата.
Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формировать фонетический и речевой слух ребёнка. Для развития фонетико-фонематической стороны речи проводим такие игры, например, как «Поиграем в сказку», «Испорченный телефон», «Светофор», «Повтори», где требуется найти картинку и четко произнести звукосочетание, правильно предать звучание слова соседу, выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три и т. д.
Кроме того, знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку. Очень важно, чтобы дети, став школьниками, с любовью изучали родной язык как предмет, постижение которого духовно обогащает человека. Расширять и обогащать словарный запас детей необходимо разными формами речи, синонимами, антонимами, обобщающими словами. Для этого мы используем лексико-грамматические игры, например, «Назови три слова», «Кто кем хочет стать?» (употребление трудных форм глагола), «Что вы видите вокруг?» (употребление названия предметов), «Скажи, какое» (подбор прилагательных). Словесные игры как «Зоопарк», «Это правда или нет?», «Составь описание», «Придумай окончание сказки» учат детей пересказывать, самостоятельно составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок, из личного опыта; сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки. Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста.
Игры-драматизации, инсценировки
Игры-драматизации оказывают эффективное влияние на развитие речи детей. В игре – драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей. И, наконец, игра — драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно – ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.
Заключение
Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников"
"Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выр...
Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников
1. Актуальность проблемы. "Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, ...
"Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников"
Из опыта работы...
Педагогические технологии развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников
Педагогические технологии развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольниковДошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления ...
Мастер-класс с воспитателями Тема «Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников»
Мастер-класс с воспитателями Тема «Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речикак условие развития речевых способностей дошкольников»...
"Педагогические технологии развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников"
Данный материал предназначен для работы по развитию речи с дошкольниками....