Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольника
методическая разработка по развитию речи

для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум №1 Тема: «Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников»

 План работы семинара-практикума:  Открытые просмотры: - Открытый просмотр занятия по развитию речи с применением игровых технологий в средней группе ДОУ.

 Консультации для воспитателей: - Грамотная речь педагога – важное условие для формирования речи дошкольников. Учитель – логопед

 - Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми. Старший воспитатель

Работа с родителями: - Консультация «Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста» Ст. воспитатель

Руководство и контроль: - Фронтальная проверка «Эффективность воспитательно-образовательной работы по речевому развитию дошкольников» Ст. воспитатель

 Педсовет «Создание модели взаимодействия специалистов ДОУ как условие развития речевых способностей дошкольников» - Общность усилий специалистов ДОУ в речевом разв. детей с ОНР. учитель-логопед

- Речевое развитие детей на занятиях по физическому развитию. Инструктор ФИЗО

 - Методы речевого развития на занятиях по худ. творчеству. Преподаватель ИЗО

- Развитие речи детей на музыкальных занятиях. Музыкальный руководитель  Открытые просмотры: - Открытый просмотр занятия по развитию речи в подготовительной группе – создание сенквейна.

 Консультации для воспитателей: -Методы снижения голосо-речевой нагрузки воспитателей ДОУ.

- Рукописная семейная книга как средство социально-нравственного воспитания и речевого развития детей. Ст. воспитатель

 -Разработка проекта «Рукописная семейная книга». Творческая группа -Посещение занятий по развитию речи во всех возрастных группах. Ст. воспитатель

Работа с родителями: - Консультация «Ребѐнок и книга» - Анкетирование родителей по вопросам формирования у детей интереса к чтению. Ст. воспитатель

 - Изготовление памяток для родителей: «Читаем дома» - Создание рукописных семейных книг (старшие дошкольники) Воспитатели

План заседания семинара-практикума:

1. Орфоэпическая разминка «Поставь ударение» Ст. воспитатель

 2. Инновационные технологии речевого развития дошкольников. Ст. воспитатель

 3. Сенквейн – новая технология развития речи дошкольников. Воспитатель Г 4.  Использование инновационных речевых технологий в работе с детьми с ОНР. Воспитатель

 5. Принятие решения.

 Ход заседания семинара-практикума:

  1. Орфоэпическая разминка «Поставь ударение» Ст. воспитатель

 Банты, бантов, брали, брала, взяли, взяла, гнали, гнала, дать, дала, дали, задать, задали, задам, задала, звали, звала, звонить, звонит, звонят, позвонит, позвонишь, назвать, назвали, назвала, начать, начали, начал, начала, облегчить, облегчишь, повторить, повторим, повторит, положить, положила, положу, положишь, понял, понять, поняли, поняла, углубить, углубим, углубит, углубил, углубили, ходатайство, ходатайствовать, шарфы, шарфов.

  1. Инновационные технологии речевого развития дошкольников. Ст. воспитатель

Слайд 8. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитикосинтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Основная задача нашей работы - речевое развитие дошкольников по ФГОС. Благодаря ему происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребенка. Полноценная реализация данной цели – формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения малыша с людьми, которые его окружают. Дошкольник старшего возраста должен без затруднений разговаривать с разными по возрасту, социальному положению, полу представителями общества.

Слайд 9. Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно.

Слайд 10. Конечно, мы всегда занимались развитием навыков общения, обогащали словарь, исправляли звукопроизношение, знакомили с детской литературой и готовили к освоению грамоты. Но традиционные формы не позволяли ребенку раскрыть свой творческий потенциал, чаще всего были скучны и неинтересны. Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы на занятиях по развитию речи дошкольников.

Слайд 11. Естественно, что выбор технологии обусловлен возрастом детей, целями и задачами, которые педагог ставит перед собой и детьми. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать.

Слайд 12. Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Все организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают и приносят столько пользы!

Слайд 13. Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. В структуру логоритмических занятий тесно вплетены различные виды музыкальной и речевой деятельности, подчиненные одной цели — развитию речи. О применении логоритмики в работе с детьми нам подробнее расскажет Татьяна Геннадьевна.

Слайд 14. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребѐнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование моделей, мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение моделей, мнемосхем помогает ребѐнку в обогащение связного высказывания.

Слайд 15. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На сегодняшний день существует огромное количество готовых мнемотаблиц и иллюстраций к стихам, которые легко можно скачать в интернете. На нашей выставке вы уже имели возможность ознакомиться с мнемотехникой, которая имеется как в методическом кабинете, так и в группах,

 Слайд 16. В современном мире очень модно быть креативным. Вот и мы готовим детей к адаптации в социуме. Ребенок должен находить выход из любой ситуации, и в этом ему поможет методика ТРИЗ. Для развития речи детей очень важно развивать мышление. Целью таких занятий является развитие творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Слайд 17. Игра – важнейший спутник детства, ЛЕГО позволяет всем развиваться и обучаться играя. Достоинства: улучшение коммуникативных способностей и речи: в связной речи - рассказывают предложениями, задают и отвечают на вопросы, в речи появились прилагательные Совершенствование мелкой моторики рук – умелости рук: без усилий и проблем соединяют детали средних размеров конструктора. Сдвиги в развитии логического мышления: выстраивают логические цепочки по принципу заданного ряда – «Продолжи ряд», классифицируют детали конструктора и составляют множества по 1-2 признакам (например, по цвету и количеству шипов). Хочу представить вашему вниманию пособие  «Лего-конструирование в детском саду». Оно включает в себя перспективное планирование и содержание образовательной деятельности для детей младшей, средней, старшей и подготовительной групп. Пособие поможет развить в детях не только речь, но и инициативность, самостоятельность, наблюдательность, находчивость, умение работать в коллективе.

 Слайд 18. В современной педагогике есть еще не мало технологий, которые можно использовать для развития речи, но существуют определенные правила их использования: 1) Предлагаемый детям наглядный материал должен быть доступен, прост и понятен. 2) Следует стремиться к тому, чтобы используемый материал (наглядный или демонстрационный) оказывал воздействие на максимально возможное количество органов чувств. 3) Обязательное подкрепление демонстрации речью. Речевое пояснение в сочетании с наглядностью углубляет постижение и осмысление предмета объяснения.

Слайд 19. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по правилам. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление, речь.

  1. Синквейн – новая технология развития речи дошкольников.

Когда первый раз слышишь слово «синквейн», то кажется, что это что-то непонятное и экзотическое. На самом же деле здесь нет ничего сложного. Основная задача синквейна - научиться мыслить максимально ѐмко, при этом необходимо также уметь кратко и понятно выражать свои мысли. Слово синквейн(англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам. Традиционный (классический) синквейн как жанр поэзии, в начале XX века придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием популярной в то время японской поэзии. Дидактическое правило составления синквейна разработали уже намного позже. В педагогических и образовательных целях, как результативный метод развития образной речи, интеллектуальных и аналитических способностей, синквейн используется во многих странах мира, с конца 90-х годов и в России. Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно- ориентированной. Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. В дидактическом синквейне самое главное это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке. К основным правилам составления синквейна относятся следующие: Правила составления дидактического синквейна: 1 строчка – одно ключевое слово – название стихотворения, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т.д.); 2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна, слова можно соединять союзами и предлогами. 3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме. 4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме. 5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное. Чѐткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвѐртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ѐлочку. Части речи можно выделять разным цветом. 1. Предмет (тема) – одно слово-существительное. 2. Два прилагательных по теме. 3. Три глагола по теме. 4. Предложение по теме. 5. Ассоциация по теме: одно слово-предмет. Условные обозначения: слова-предметы (существительные) слова-признаки (прилагательные) слова-действия (глаголы) Например, 1. Кто? Собака 2. Какая? Мохнатая, Большая 3. Что делает? Спит, Играет, Лает 4. Предложение. Мне нравится играть с собакой 5. Ассоциация. Друг Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет», и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами. Далее, когда ребенок поймет правила игры, можно переходить на более сложную информацию, которая требует не только знаний, но и умение делать выводы, искать взаимосвязи, описывать явления природы, составлять синквейны о профессиях и качествах людей. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически, а так же с помощью картинокассоциаций или предметов. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. Дети в игровой форме с удовольствием учатся составлять дидактические синквейны. При творческом, не директивном использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. Этот метод не требует особых условий для использования и органично вписывается в работу по развитию познавательно – речевых способностей у детей. Конечно же, умение сочинить дидактический синквейн требует от ребенка определѐнной подготовки, а от воспитателя тщательно продуманной, планомерной работы. Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своѐ мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Это означает, что автор синквейна должен обладать знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определѐнным правилам. Метод синквейна включается в работу с детьми не нарушая структуры непосредственно- образовательной деятельности, может легко интегрироваться с образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Дидактический синквейн в работе с дошкольниками можно использовать, начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Чем богаче будет словарный запас ребѐнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли. Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета. Лексические темы, которые усваивают дети, как раз и служат темами синквейнов. Они могут быть посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам. Например: Для закрепления изученной лексической темы. 1. Береза. 2. Тонкая, белоствольная. 3. Растет, зеленеет, радует. 4. Береза — символ России. 5. Дерево. Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте. 1. Звуки речи. 2. Гласные, согласные. 3. Слышим, произносим, выделяем. 4. Звуки складываются в слоги. 5. Речь. Во время непосредственно-образовательной деятельности по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ. 1. Заяц. 2. Белый, пушистый. 3. Прячется, боится, прыгает. 4. Заяц меняет шубу зимой. 5. Дикое животное. Синквейн несѐт определенную эмоциональную окраску автора, можно сравнить: Осень Осень солнечная, тѐплая серая, холодная дарит, светится, радует. дождит, шумит, прячет. В парке осыпаются листья. Люди смотрят в окна. Золото! Грусть! Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн, который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребѐнка (интеллектуальные, творческие, образные). Родители могут сделать с ре- бѐнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни… Синквейн для дошкольников – это: средство творческого самовыражения ребѐнка; игровой способ обогащения словарного запаса; подготовка к краткому пересказу; владение понятиями: слово-предмет (живой—неживой), слово-действие, слово-признак; умение выделять главную мысль, формулировать идею, подбирать синонимы, правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложении; увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.

  1. Использование инновационных речевых технологий в работе с детьми с ОНР.

 К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, грамматического, лексического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, воображения и др.) создаѐт дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью. Таким образом, развитие связной речи детей с ОНР является трудным процессом, требующим использования особых методических приѐмов, что обусловило актуальность данной проблемы. В своей работе мы используем инновационные технологии по развитию связной речи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Здоровье сберегающая технология. Включает в себя 1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, логоритмика, релаксация, гимнастика пальчиковая, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, которая играет большую роль в развитие речи. Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которой различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыкальное сопровождение, либо без него. Занятия эти очень полезны для физического, психического, социально-коммуникативного, речевого и эмоционального развития ребенка. Развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи. 2. Технологии обучения здоровому образу жизни: самомассаж, точечный самомассаж . 3. Коррекционные технологии: сказкотерапия (сочиняют сказки, рисуют, лепят – развивают мелкую моторику рук и речь. Технология легоконструирование. Учитывая, что основными видами в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная деятельность, большое внимание отводится разработке и внедрению таких педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Они дают возможность формировать у детей с речевыми нарушениями как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности. Манипулируя с элементами ЛЕГО-ребенок учиться творчеству, созиданию. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение ЛЕГО-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в логопедической работе. Игровая технология. Можно использовать в любых режимных моментах. Игровая технология применяется для развития умения составлять описательные рассказы можно использовать такие игры, как «Угадай игрушку», «Что игрушка рассказывает о себе», «Узнай по описанию», «Волшебный мешочек», в ходе которых дети учатся подбирать прилагательные, характеризующие соответствующую игрушку (медведь - неуклюжий, большой, добрый, мохнатый, косолапый; лиса - хитрая, рыжая, пушистая. Кроме этого можно провести игры-соревнования, например «Кто больше увидит и скажет про медвежонка», «Скажи, что ты знаешь про куклу Машу». В них дети учатся самостоятельно выделять объект, его признаки, называть их, рассказывать двумя-тремя предложениями. Такие игровые ситуации повышают речевую активность дошкольников, позволяют детям овладевать навыками необходимыми для построения связного монологического высказывания. Технология моделирования. Моделирование представляет собой уникальное сочетание и гармоничное слияние всех методов обучения – наглядного, практического и словесного. Детей обучают составлению предложений: • по предметным картинкам • по сюжетным картинкам • по демонстрируемым действиям • по опорным словам Моделирование предложений осуществляется с помощью различного вида наглядности – схемы, буквы, картинки, предметные игрушки. Приемы мнемотехники применяется для развития связанной речи. Для составления описательных рассказов применялись мнемотаблицы, с опорой на которые дети составляли более содержательные рассказы. В обучении связной речи метод наглядного моделирования использован со всеми видами связного высказывания: описательный рассказ; пересказ; составление рассказов по картине и серии картин; Мнемотаблицы помогают детям в заучивании стихотворений, загадок. Описание предметов Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта: • принадлежность к родовидовому понятию •величина;• цвет• форма • составляющие детали; • качество поверхности; • материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); • как он используется (какую пользу приносит)? • за что нравится (не нравится)? Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. - Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, - Проследить их взаимосвязь и взаимодействие, - Отметить особенности композиционного фона картины, - Додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа. Компьютерная технология.. В работе можно использовать различные компьютерные презентации: - для развития речевого дыхания с использованием звуковых волн, - артикуляционная гимнастика, для выработки правильных артикуляционных укладов, развития подвижности мышц и переключаемости движений. -автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах, связной речи, - работа над фонематическим восприятием, умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка. На занятиях можно использовать презентации на различение звуков по твердостимягкости, глухости-звонкости, презентации с заданием различить голоса животных.

5. Принятие решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников"

"Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выр...

Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников

1. Актуальность проблемы. "Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, ...

Мастер-класс с воспитателями Тема «Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников»

Мастер-класс с воспитателями Тема «Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речикак условие развития речевых способностей дошкольников»...

Семинар - практикум" Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников".

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоки...