«Сюжетно-ролевые игры как средство развития и воспитания детей раннего возраста»
проект по развитию речи
проектная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 27.81 КБ |
proekt_prezentatsiya-konvertirovan-szhatyy.pdf | 681.86 КБ |
prilozhenie_k_proektu.docx | 28.33 КБ |
igrushka_v_zhizni_rebenka.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Сюжетно-ролевые игры как средство развития и воспитания детей раннего возраста».
Подготовила:
Складчикова Т.А.
воспитатель
Вид проекта: по доминирующей в проекте деятельности: ролево-игровой
по предметно-содержательной области: интегративный
по характеру контактов: контактов с воспитанниками одной группы
по продолжительности выполнения: краткосрочный
Тип проекта: творческий.
Программное содержание:
- обучать игровым действиям со сверстниками.
- воспитывать желание играть со сверстниками, умения связывать сюжетные действия с ролью.
- поощрять желание детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.
Актуальность проекта:
Сюжетно - ролевая игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть». Ребенок овладевает игрой, втягиваясь в мир игры. Поддерживая сюжетно-ролевую игру детей, мы помогаем естественному развитию их навыков и способностей. Дети многому учатся друг у друга, у взрослых. Игра также предоставляет им возможность решать проблемы, принимать решения, учиться выражать свои мысли и чувства, приобретать самостоятельность. Свободная сюжетная игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры – действием в воображаемой ситуации. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя - языка. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка. Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи.
Овладение словарным запасом составляет основы речевого развития, поскольку в словаре отражается содержание речи, т. е. чем богаче словарный запас ребенка, тем выше уровень умственного развития. Словарная работа теснейшим образом связана с развитием диалогической и монологической речи. Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, строить самостоятельно высказывания разных типов. Развивается грамматический строй речи. Ребенок не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает языковую деятельность, начинает употреблять сложные придаточные предложения. Речевое общение в раннем дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: игре, труде; бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому важно использовать для развития речи любую деятельность, в том числе и сюжетно – ролевую игру. Корень игровой деятельности – обучение, в процессе которого дети приобретают необходимые знания, умения, навыки.
Задачи проекта:
- обучать игровым действиям со сверстниками.
- развивать умение играть вместе со сверстниками.
- развивать умение выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединённых одним сюжетом.
-поощрять желание детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.
- воспитывать желание играть со сверстниками, умения связывать сюжетные действия с ролью.
Срок: 1 месяц с 01.04 - 30.04
Участники проекта: дети второй группы раннего возраста, воспитатель, родители.
Необходимые материалы: атрибуты сюжетно-ролевых игр
Предполагаемый продукт проекта: повышение уровня речи у детей раннего возраста, презентация «Как мы играем».
Ожидаемые результаты проекта:
Дети: повышение интереса детей к сюжетно-ролевым играм, самостоятельному выполнению ролей, улучшение эмоционального климата в группе, активизация речевой активности детей, создание предпосылок к совместным играм, снижение негативных проявлений у детей к посещению детского сада.
Воспитатель: освоит метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, эффективно развивать речевое и творческое мышление дошкольников.
Родители: желание родителей играть с детьми дома.
Реализация проекта по образовательным областям:
Речевое развитие: Беседы, рассматривание картинок, иллюстраций, дидактические игры, чтение художественной литературы, заучивание стихов.
Познание: Беседы, игры, наблюдения, просмотр развивающих мультфильмов из серии «Для самых маленьких», обсуждения.
Социально-коммуникативное развитие: Беседы, фотовыставки с изображениями профессий.
Физическое развитие: Сюжетные утренние гимнастики, игровые задания
и упражнения на прогулке.
Художественно-эстетическое развитие:
Заучивание песенок и потешек, раскрашивание предметных картинок.
Основные формы реализации проекта:
Игровые задания и ситуации.
Просмотр и обсуждение
развивающих мультфильмов.
Рассматривание картин, серий
сюжетных картинок.
Сюжетные утренние гимнастики.
Сюрпризные моменты.
Знакомство с атрибутами к
сюжетно-ролевым играм.
Оборудование:
Игровая зона для сюжетно-ролевых игр «Дом», «Больница».
Уголок ряжения, наборы: «Парикмахерская», «Кухня»,
«Больница», «Продукты», рули, коляски.
Результат:
Повышение уровня речи у детей раннего возраста
Обновление атрибутов и игровой зоны для сюжетно-ролевых игр.
Пополнение информационного уголка для родителей.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап | Основной этап | Заключительный этап |
- Подбор и изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм - Подбор наглядного материала. | - Игровые ситуации; беседы; - серия сюжетно-ролевых игр «У доктора», «В магазине», «Праздник у куклы Кати». | - Досуг для детей: « Кукла Катя пришла в гости ». - Проведения консультаций для родителей «Какие игрушки необходимы детям», «Взрослые, дети, игра», «Игры и игрушки», «Игра в жизни вашего ребёнка», |
Перспективное планирование организации и проведения сюжетно-ролевых игр для реализации проекта «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
№ п/п | Тема (Сюжетно-ролевая игра) | Сроки проведения | Ответственный |
1 | «Больница» | 1 неделя апреля | Складчикова Т.А. воспитатель |
2 | «День Рождение у куклы Кати» | 2 неделя апреля | Складчикова Т.А. воспитатель |
3 | «Магазин» | 3 неделя апреля | Складчикова Т.А. воспитатель |
4 | «Парикмахерская» | 4 неделя апреля | Складчикова Т.А. воспитатель |
План работы с родителями
№ п/п | Формы работы | Сроки проведения | Ответственный Примечание |
1. | Консультация: «Какие игрушки необходимы детям» | 1 неделя апреля | Складчикова Т.А. воспитатель |
2. | Консультация: «Взрослые, дети, игра» | 2 неделя апреля | Складчикова Т.А. воспитатель |
3. | Консультация: «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста» | 3 неделя апреля | Складчикова Т.А. воспитатель |
4. | Помощь родителей в изготовлении атрибутов для организации и проведения сюжетно-ролевых игр | в течение всего срока реализации проекта | Складчикова Т.А. воспитатель |
Результаты реализации проекта в группе
Анализируя результаты работы, с уверенностью можно сказать: сюжетно-ролевой игре принадлежит большая роль в жизни и развитии речи детей. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, воображение, происходит становление самооценки и самосознания. В сюжетно – ролевой игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициатива, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Развивается речь детей, ребенок учится мыслить, творить, т.е. в игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Считаю, что деятельность по реализации проекта «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста» плодотворна. Данный проект может быть использован, в работе с детьми дошкольного возраста в образовательных учреждениях различного типа.
Методическая литература :
Программа «От рождения до школы» редакторы Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова , М.А.Васильева.
Г.И.Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет».
Е.С.Дёмина «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ», «Развивающие игры с малышами до 3-х лет».
Т.В.Галанова «Игры с детьми раннего возраста».
М.А.Аралова, О.Н.Земцова «Тесты для детей 2-3 лет».
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложение к проекту
Сюжетно-ролевая игра “МАГАЗИН”.
Игровые ситуации:
“Продавец отпускает товар” (во всех магазинах)
“Работа кассира” (берёт деньги, выдаёт чеки)
“В магазин привезли товар” (грузчик, товаровед …)
“Покупатель пришёл в магазин” (выбирает, просит показать, платит деньги, благодарит)
“Купим новую мебель” (со строителями) – грузчик, продавец, сборка мебели.
“Реклама нового товара”
Подготовка к сюжету
Рассматривание картины “Продавец” из серии “Кем быть?”, рассматривание иллюстраций о труде продавца.
Чтение произведений на эту тему.
Беседа с детьми “Моя мама - продавец”.
Проигрывание действий продавца, покупателя.
Оформление сюжета:
Изготовление атрибутов с детьми и родителями: касса, витрина, чеки, деньги, корзинки, сумки.
Подбор “товаров” (в зависимости от вида магазина), их изготовление.
Сбор коробок, баночек, флажков, книжек, игрушек и др. с помощью родителей.
Определение места хранения атрибутов для развёртывания игры.
Сюжетно-ролевая игра “Больница”.
Игровые ситуации:
“На приёме у врача - специалиста” (окулиста, хирург, лор,)
“Посещение врача-массажиста”
“Скорая помощь приехала к больному”
“Готовим лекарства для больных”
“В аптеке готовят лекарства, выдают их через кассу по рецептам”
Подготовка к сюжету:
Экскурсия в медкабинет детского сада.
Рассматривание картины “Врач” из серии “Кем быть?”, беседа по ней.
Сбор и рассматривание иллюстраций о работе врача, медсестры. Проигрывание необходимых игровых действий с детьми.
Рассматривание и беседа об игрушках “Доктора Айболит”, набора “Айболит”, машин “Скорая помощь” и другое.
Чтение детям Чуковского “Айболит” и других произведений о работе врача с беседой.
Рассматривание предметов, инструментов, необходимых в работе врачей, беседа о них.
Дидактическая игра “Кому что нужно”.
Оформление сюжета:
Выделение места для игры и хранение атрибутов.
Подбор мебели: столик, кушетка, подбор необходимых игрушек или предметов заместителей (фонендоскоп, шпатель, градусник и др.).
Изготовление атрибутов к игре вместе с родителями: аптечки, кассы, витрины для лекарства, таблеток, таблиц, приборов, рецептов, штампов и др., сшить халаты и косынки и другое.
Сюжетно-ролевая игра “Семья”.
Игровые ситуации:
“Мама и папа работают, дети идут в детский сад, в школу”
“Мама готовит, гладит бельё …”
“Папа ремонтирует кран, хлопает ковёр, работает в огороде”
“Дедушка и бабушка приехали в гости”
“Отмечаем день рождения (дочки, сына, мамы, папы, бабушки)”
“Украшаем ёлку. Празднуем Новый год”
“Поход в зоопарк, цирк”
“Папа уезжает в командировку”
“Мама заболела”
“Приглашаем (по телефону) гостей. Принимаем гостей”
“Убираем квартиру к празднику”
Подготовка к сюжету:
Беседы с детьми о семье (состав семьи, обязанности членов семьи, склонности, увлечения, занятия вместе с детьми).
Рассматривание семейных альбомов, фотографий.
Беседы с детьми о бабушках, папе, маме, братьях, сёстрах, дедушке.
Рассматривание иллюстраций, картин о семье.
Пение песен о мам, папе, бабушке.
Оформление сюжета:
Выделение места для игры (кухонная комната, кухня).
Сбор необходимых атрибутов, изготовление их: мебель, посуда, предметы домашнего обихода, кукольная одежда и другое. Изготовление их с привлечением родителей. Сбор разных игрушек, зверят.
Сюжетно-ролевая игра “Детский сад”.
Игровые ситуации:
“Воспитатель утром принимает детей в группу”
“Делаем утреннюю гимнастику”
“Завтрак”
“Воспитатель проводит занятие”
“В детском саду работают люди разных профессий: заведующая, медсестра, повар, помощник воспитателя, прачка, сторож, дворник”
“Праздник в детском саду”
“Врач осматривает детей (измеряет рост, вес)”
Подготовка к сюжету:
Чтение произведений о жизни детей в детском саду.
Прогулка вокруг детского сада.
Пение песен о детском саде.
Экскурсия по детскому саду (знакомство с трудом заведующей, медсестры, поваров, прачки и другое).
Беседа о труде воспитателя.
Наблюдение за трудом воспитателя, прачки, повара.
Проигрывание игровых действий, воспитателя и детей, диалогов.
Конструирование “Построим детский сад”.
Оформление сюжета:
Выделение места для игры (для проигрывания разных ситуаций).
Подготовка необходимых атрибутов: посуды, кровати, постельных принадлежностей, “продуктов” из расчёта на группу в 5-6 человек.
Цель: развитие и обогащение сюжетов игр, формирование умения к самостоятельному созданию игровых замыслов.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить детей с профессией врача, и учить детей игровым действиям их выполнению в определенной последовательности: осмотр, послушать трубкой (фонендоскопом) грудку, спинку, измерение температуры градусником, лечение таблетками.
Развивающие:
- развивать слуховое внимание, восприятия, памяти путем названия предметов для лечения зверей, запоминание последовательности лечения.
- продолжать учить пользоваться игрушками – заместителями, выполнять роль врача.
- закреплять умение выполнять игровые действия.
- развивать у детей умение лечить больных зверюшек.
Воспитательные:
- воспитывать заботливое отношение к заболевшим зверюшкам, интерес и уважение к профессии врача.
Приоритетная образовательная область:
- социально-коммуникативное развитие
Предварительная работа:
В группе: - Экскурсия в медкабинет.
- Наблюдение за работой медсестры в группе.
- Чтение стихов: «Большая кукла» В. Берестова.
- Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций.
- Чтение отрывка из произведения К. Чуковского «Айболит».
Словарь: градусник, шпатель, слушалка, фонендоскоп, таблетки.
Используемое оборудование: градусники, шпателя, трубочки (фонендоскоп), таблетки, проектор.
- Звериные маски
- Предметы - заместители.
Форма организованной деятельности: подгрупповая
Место проведения: групповая комната
(Слышится стук в дверь)
Воспитатель: Дети, к нам кто-то пришёл, пойду, посмотрю. (На руку одеваю куклу бибабо Айболита) А кто это к нам пришел, ребята?
Дети:
Воспитатель: Правильно, к нам пришел Айболит.
Доктор Айболит: Здравствуйте. Я – Доктор Айболит. Мне прислали письмо, что в лесу заболели звери и их нужно лечить. (озвучиваю Айболита)
Воспитатель: Ребята, поможем Айболиту лечить зверей? Давайте сейчас отправимся в лес, где живут звери, которым нам надо помочь. Закройте глаза и представьте, что мы оказались на лесной поляне. (слайд с изображением лесной опушки)
Воспитатель: Открывайте глаза. Что вы видите на сказочной поляне?
Дети:
Воспитатель: Верно ребята, на поляне у нас деревья, пеньки, кустики, животные. А какие звери живут в лесу, как они называются?
Дети:
Воспитатель: Правильно, это дикие животные. Дети, а какими животными вы хотели бы быть? Выбирайте маски и надевайте их.
(дети одевают маски)
Воспитатель: Дети, давайте вспомним, а какое сейчас время года?
Дети:
Воспитатель: Какое может быть настроение, когда светит солнце, на деревьях распускаются листочки, появляются первые цветы?
Дети:
Воспитатель: Да, радостное настроение. Но на улице может быть и сильный ветер, и дождь, Какое тогда у всех настроение?
Дети:
Воспитатель: Да грустное настроение, и в такую погоду не хочется выходить на улицу, потому что можно промокнуть и простудиться. Вот звери этого не знали и заболели. Представьте, что вы заболели, а мы с Доктором Айболитом будем вас лечить. (Воспитатель надевает белый халат и шапку Доктора Айболита) Кто первый придёт ко мне лечиться? (выходит лиса)
Воспитатель: Здравствуй, Лисичка, что у тебя болит?
Лиса:
Воспитатель: Давай я посмотрю у тебя ушки. Да у тебя, лиса, ушки больные. Вот тебе капли. Надо закапывать каждый день в одно и другое ухо, и пить таблетки. Приходи через три дня. Но лекарство отдай маме, чтобы она лечила тебя.
Лиса:
Доктор Айболит: (озвучивает воспитатель) А сейчас я должен уйти на другую поляну. Там тоже заболели зверюшки. Кто будет за меня Доктором Айболитом?
Воспитатель: Лиза, идем, будешь Доктором.
(Ребёнок надевает одежду Доктора Айболита)
Воспитатель: Лиза, теперь давай полечим Волка. Спроси его, есть ли у него кашель, посмотри какое у него горлышко, шпатель кладем на язычок, затем послушай его фонедоскопом (слушалкой), скажи ему «Дышите- не дышите», потом возьми градусник и измерь ему температуру, и дай ему таблетки.
Доктор Лиза: Ты сильно кашляешь? Давай я тебя послушаю. Дыши, - не дыши. Подними руку, мы градусником померяем температуру. О, у тебя высокая температура, открой, пожалуйста, рот, покажи горло,- какое красное! Вот тебе таблетки от кашля. Пей лекарство три раза в день. Приходи ко мне через два дня.
Волк:
Воспитатель: Есть еще больные звери у нас? Вот Зайчик, идет к Доктору. Лиза, спроси Зайчика, что у него болит.
Доктор Лиза:
Воспитатель: У зайчика болит лапка, он прыгал с пенька на пенёк. Лиза, помажь ему мазью, и перевяжи ему лапку.
Доктор Лиза: Сейчас я смажу её мазью, и перевяжу. Дома сам не лечись, приходи ко мне каждый день на перевязку. До свидания!
Воспитатель: Какие мы молодцы, вылечили и зайчика, и лисичку, и волка. Теперь все звери у нас здоровые, а чтобы не болеть, мы проведем веселую физминутку, вставайте ребята со стульчиков.
Физ.минутка
Встанем, надо отдохнуть, (Встать со стульчиков)
Наши пальчики встряхнуть. ( Сжимание и разжимание пальцев)
Поднимайте ручки вверх, (Поставить ладони на голову пальцами вверх)
Шевелитесь, пальчики, (Подвигать ладонями вперед – назад)
Так шевелят ушками серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках, (Ходьба на месте на носочках, плавные движения)
Как лисы бродят по лесочку. (Движения руками перед собой)
Волк озирается кругом, И мы головки повернем.
(Руки на поясе, повороты головы влево – вправо)
Теперь садимся тише, тише, ( Сесть на корточки)
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу, (Ходьба вперевалку, руки перед собой согнуты в локтях)
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда,
А где достать, не знал. (Поднять плечи вверх, сделать вопросительный вид)
Воспитатель: Садитесь, ребята, какая весёлая физ.минутка получилась. Хочу вас похвалить, какие замечательные дети, вылечили всех зверей. Дети, теперь вы знаете, к кому надо обращаться, если у вас что-то заболит. Ребята, вам понравилось быть докторами? А что делают доктора? А чем они лечат?
Дети:
Сюжетно-ролевая игра «День рождения куклы Тани» вторая младшая группа.
Надежда Гаврикова
Сюжетно-ролевая игра «День рождения куклы Тани» вторая младшая группа.
Цель-Развивать умение играть со сверстниками. Формировать умение выполнять с помощью взрослого игровые действия, объединённые сюжетной линией.
Задачи
Образовательные:
-расширять знания детей о проведении дня рождения,учить детей игровым действиям,их выполнению в определенной последовательности. Закрепить знания о предметах посуды.
Развивающие:
-развивать навык сервировки стола,способствовать речевому развитию,развивать слуховое внимание путём выполнения поручений воспитателя.
Воспитательные:
-прививать интерес к игре,воспитывать умение играть в команде.
Оборудование:кукла,игрушечная посуда,торт со свечками,модели фруктов и овощей,музыкальное сопровождение (детские песни про день рождения).
Предварительная работа:празднование в течение года дней рождений детей. Изучение с детьми названий посуды.
Ход игры
Ребята здравствуйте!
Воспитатель: Сядьте девочки. Сядьте мальчики. Что будем делать?
Дети: Будем играть.
Воспитатель: Ребята,а кто уже праздновал День Рождения?
-А поднимите ручку у кого скоро День Рождения?
-А в какое время года у вас День Рождения?
-А вы любите праздновать День Рождения и почему?
Воспитатель обращает внимание на то, что из домика детей зовёт кукла.
Дети: Кто там?
Из домика воспитатель достаёт нарядную куклу
Воспитатель: Это кукла Таня. Она нарядная,красивая. У неё сегодня праздник-День Рождения ей исполняется 4 года!
Игровое упражнение "наряд на день рождения"
дети вбирают наряд в котором надо идти на праздник.
Воспитатель: Ребята,а в каком же наряде можно пойти на праздник?
-В костюме доктора?
Дети: Нет!
Воспитатель: В костюме балерины?
Дети: Нет!
Воспитатель: В нарядном платье?
Дети: Да!
Воспитатель: Молодцы. вот мы с вами наряды выбрали теперь можно и на праздник идти.
-Ребята Таня приглашает нас на свой день рождения.
Воспитатель предлагает водить хоровод для куклы Тани. (игра -хоровод)
Хлоп-хлоп-хлопают в ладоши
Топ-топ топают ногами
Ля-ля-ля-кружатся.
Воспитатель: Дети,а теперь давайте накроем праздничный стол!
Что бывает на праздничном столе? (салаты,горячие блюда,а также сладости к чаю,торт)
Воспитатель: (имена трёх детей) возьмите кастрюльки, ножи и помогите приготовить салат.
(имена других трёх детей) возьмите чашки,тарелки,вилочки,ложечки и поставьте на стол.
(имена двух детей) вы будите печь сладкое угощенье к чаю (торт,кекс,печенье).
Воспитатель: Всё готово,садимся за стол.
Все дети угощаются,кушают понарошку,а так же говорят пожелания кукле Тане.
Воспитатель вместе с куклой приносят торт со свечами.
Дети задувают свечи,угощаются,пьют чай.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Игрушка в жизни ребенка»
Давайте вспомним наше детство… Что приходит сразу? Конечно, мамины теплые руки, и…любимый плюшевый мишка (кукла, зайчик и т.д. – у каждого свое). Именно с игрушками у большинства людей ассоциируется детство. Но, кроме личной ценности для каждого из нас, игрушка обладает ценностью общечеловеческой, так как представляет собой творение не менее грандиозное, чем компьютер. Кроме того, нет в мире учителя и воспитателя более грамотного и более веселого одновременно. Поэтому относиться к выбору игрушек, по крайней мере, взрослым, нужно очень серьезно.
Итак, начнем с самых маленьких. В первые дни и месяцы своей жизни возможность познания ребенком окружающего мира ограничена. Весь мир для малыша заключается в маме, ее улыбке. И через общение с ней ребенок знакомится с первыми предметами и игрушками. В этот период малышу необходимы всевозможные кольца из резины, погремушки, подвески. Они должны быть яркими, и находится в поле зрения ребенка, так как игрушка должна привлекать внимание ребенка. Чуть позже, с развитием хватания, малыш должен иметь возможность действовать с предметом: стучать им, кидать его. Хорошо, если игрушка будет звучащей. В 6-9 месяцев можно добавить так называемые игрушки-вкладыши, которые позволяют ребенку развиваться интеллектуально. Постепенно в предметный мир малыша можно вводить животных и пупсов из резины. У них должны быть крупные составные части и хорошо прорисованные детали лица. В 9-12 месяцев можно порадовать ребенка заводными игрушками-забавами: клюющими курочками, барабанящими зайцами. В 10-12 месяцев ребенку уже нужны пирамидки из 3-5 колец и кубики. Многих родителей настораживает то, что в этот период ребенок буквально все тянет в рот. Не пугайтесь: во-первых, у малыша просто режутся зубки, а во-вторых, рот является для ребенка таким же средством познания, как и руки, и глаза. Вам необходимо лишь помнить о гигиене игрушек.
В возрасте от 1-го года до 3-х лет малыш становится более самостоятельным, у него появляется возможность самостоятельно передвигаться. Но радость малышу – проблемы родителям! Чтобы ваши любимые вазы, сервизы и книги и дальше продолжали служить вам – уберите их с глаз ребенка, не провоцируйте его на «подвиги». В этот период уже можно купить ребенку меховую игрушку, с которой он будет замечательно засыпать. А большая коробка и ваша помощь помогут малышу запомнить, что игрушки надо убирать.
К 3-м годам малыш начинает усваивать функциональное назначение предметов. А где, как не в игре, он может наиболее четко усвоить, что на стуле сидят, а едят с тарелки? Поэтому необходимо расширять набор детских игрушек посудой и мебелью. Она должна по размеру приближаться к детской, но быть более легкой. Ребенок стремится жить взрослой жизнью, так помогите ему. Игрушечное отображение реальной жизни позволит ребенку легко освоиться далее в коллективе сверстников и полноценно развиваться как эмоционально, так и интеллектуально.
К 3-м годам игрушки, живущие у ребенка, должны увеличиться в размерах: большая кукла, большая машина, большой игрушечный зверь. В набор игрушек необходимо включать и всевозможные пирамидки, конструкторы. Эти игрушки сами подсказывают ребенку, как с ним действовать. Например, пирамидка с конусообразным стержнем не позволит ребенку хаотично нанизать колечки, он должен будет понять принцип сбора пирамидки. Или всем нам известные матрешки. Если хотя бы одну из них ребенок поместит неправильно - матрешки не будут неразлучными сестрами. Также в этот период нужно вводить в жизнь ребенка различные настольно-печатные игры.
К 4-5-ти годам живейший интерес у ребенка начинают вызывать всевозможные наборы семей, солдатиков, зверушек. Ребенок начинает придумывать с ними различные варианты игр. Вообще, в этом возрасте ребенку начинают быть доступными все виды игрушек: и куклы, и строительный материал, и головоломки, и атрибуты профессиональной деятельности, и различные технические игрушки. Игровые предпочтения начинают делиться по половому признаку: мальчики выбирают машинки и оружие, а девочки кукол и все, что с ними связано. Но и у тех, и у других продолжает развиваться интерес к различным видам мозаики и лото. К 6-ти годам у ребенка просыпается интерес к моделированию, конструированию, то есть к тем играм, которые позволяют ему что-нибудь смастерить своими руками.
Все вышеперечисленные игрушки можно отнести к так называемым «готовым формам», то есть эти игрушки изготовлены фабричным способом и в них уже заложено функциональное назначение. Но существует еще одна, не менее важная группа – предметы-заместители. Она включает в себя, с точки зрения взрослого, совершенно ненужные вещи, а точнее мусор. Но для ребенка это ценнейший материал для развития фантазии и творчества. Это всевозможные лоскутки, тряпочки, коробочки, обрубки дощечек или палочек, кружочки, обломки чего-нибудь и т.д.
Введение этих предметов целесообразно с 2-3 лет, так как именно в этот период происходит развитие активной речи, а предметы-заместители ставят малыша перед необходимостью называния их реально существующим и принятым по отношению к тому или иному предмету словом. Кроме того, они способствуют расширению жизненного пространства за счет введения воображаемой ситуации (это замечательное «как будто»). Вы скажете: «Все это хорошо, но каждая из перечисленных игрушек стоит денег и не каждая семья может себе их позволить!» Да, это, несомненно, так. Но важно запомнить правило: Игрушки надо выбирать, а не собирать! Естественно, вы не сможете купить своему ребенку какие-то игрушки. Но при желании все игрушки можно сделать своими руками и выглядеть для ребенка они будут не менее красивыми и ценными, чем купленные в магазине. Включайте свою фантазию – и у вас все получится. Во-первых, папа из обрезков дерева может изготовить великолепную кукольную мебель, смастерить машинку; во-вторых, мама может пошить из остатков пряжи или ткани великолепную куклу и одежду для нее; в-третьих, лото и головоломки можно вырезать самим из газет и журналов. С одной стороны, это экономия бюджета, а с
другой – хорошая возможность сплочения семьи.
Хотелось бы остановиться еще на одном моменте – выборе игрушек.
Если вы хотите купить своему ребенку новую игрушку, руководствуйтесь
правилами. Игрушка должна быть:
- безопасной (прочной и качественной);
- эстетичной на вид (красивой, в художественном исполнении);
- соответствующей возрасту и возрастным задачам развития;
- многофункциональной (чем больше действий ребенок сможет выполнить с игрушкой, тем лучше. Естественно это не касается погремушек для малышей.);
- соответствовать этическим нормам (игрушка должна по возможности пробуждать добрые, гуманные чувства, воспитывать бережное отношение к живому. Недопустимым является наличие в игрушке качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства, такие как насилие, жестокость, агрессивность, безразличное отношение к живому. Нарушение этических требований к игрушке, даже при хорошем развивающем эффекте, должно служить основанием для отказа от нее.)
Нельзя не отметить, что для ребенка привлекательно и то, что модно, что он видит на экране телевизора или у других детей. Часто дети предпочитают то, что совершенно не подходит для игры, - монстров, страшилищ, гламурных красоток и пр. В связи с этим ответственность за формирование здоровой игровой среды, вкуса и предпочтений ребенка лежит на родителях.
В заключение необходимо напомнить вам, дорогие родители, что никакая, даже самая лучшая игрушка, не может заменить живого общения с любимыми папой и мамой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: "Дидактическая игра - как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста"
Данный проект направлен на развитие сенсорных способностей детей. Он используется как на занятиях по художественной литературе, по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию,...
"Пальчиковые игры - как средство развития музыкальных способностей детей раннего возраста." (из опыта работы)
Использование пальчиковых игр в музыкальном воспитании способствует развитию не только музыкальности ребенка, его пальцев, речи, но и одновременно формирует многие личные качества – пространственно-об...
Опыт работы по теме: "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста»
Описание опыта работы по теме: "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста». Раскрывается новизна, актуальность, технология опыта....
"Играем и развиваемся" (Дидактическая игра как средство развития цветовосприятия у детей раннего возраста)
Моя тема по самообразованию "Дидактическая игра как средство цветовосприятия у детей раннего возраста". Результаты этой работы показывают, что систематическая, последовательная работа с детьми по сенс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Театральная деятельность как средство развития и воспитания детей раннего возраста .»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Театральная деятельность как средство развития и воспитания детей раннего возраста .»...
Народные, хороводные игры – как средство нравственно - патриотического воспитания детей раннего возраста.
Выступление на тему:Народные, хороводные игры – как средство нравственно - патриотического воспитания детей раннего возраста....
Педагогический проект «Игровая деятельность, как средство развития и воспитания детей раннего возраста»
Игра - великое изобретение человека. В ней, как в зеркале отражается история человечества. С раннего детства взрослые знакомят ребенка с окружающей действительностью, с помощью общения передают ему оп...