Культура речи педагога
консультация по развитию речи
Практический материал для проведения семинаров-практикумов для педагогов по культуре речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_rechi_pedagoga.docx | 20.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Давайте рассмотрим основные ошибки, которые чаще всего допускают люди:
- Ударение
Нарушения в произношении слов, связанные с постановкой ударения, и причины этого явления объясняются его особенностями. В русском языке ударение разноместное, то есть свободное. Это значит, что оно не закреплено за каким-то определенным слогом или за какой-то определенной частью слова, например, за основой или окончанием. Оно может падать на любой слог слова: во́лос, воло́сик, волоса́тый, волосяно́й. Оно также подвижное. Это значит, что при образовании разных грамматических форм слова ударение часто перемещается с одного слога на другой. Например, слово кни́га во всех падежных формах единственного и множественного числа сохраняет ударение на основе: кни́ги, кни́ге, кни́гу, кни́гой, кни́гам, кни́гами, о кни́гах. Однако при склонении слова нога́ ударение падает и на окончание: нога́, ноги́, ноге́, но́гу, ного́й, о ноге́; но́ги, нога́м, нога́ми, о нога́х. Поэтому говорящему необходимо точно знать место ударения в слове.
Почему происходит нарушение ударения? Причина проста: так как в русском языке нет единых правил постановки ударения, а в устной речи существует большое количество колебаний. Еще одной из причин, вызывающих колебания в ударении, надо считать наличие в нашем языке большого количества иностранных (заимствованных слов). Читая газеты и книги, где ударение обычно не обозначается, некоторые люди запоминают иностранное слово с ударением, свойственным подобным словам в русском языке. В результате чего они говорят жа̀люзи вместо жалюзѝ. Конечно, если в языке ничего не меняется, значит, язык этот мертв. В живом языке постоянно рождаются новые варианты и умирают старые; бывает так: то, что вчера было недопустимо, сегодня становится возможным, а завтра - единственно верным. Раздел языкознания, изучающий особенности и функции ударения, называется акцентологией (от лат.accentus – ударение и греч. logos – слово, учение).
1 задание: расставьте ударение в предложенных на листочках словах.
А теперь проверим себя по слайду (обсуждение ошибок).
- Орфоэпические нормы:
ЧН
Сочетание чн, как правило, произносится в соответствии с написанием, т. е. [чн]: то[чн]ый, про[чн]ый, поро[чн]ый, Мле[чн]ый путь и т. д.
Однако в некоторых словах чн произносится как [шн]. Вот самые частотные слова, где произносится [шн]: конечно – коне[шн]о, скучно – ску[шн]о, нарочно – наро[шн]о, яичница – яи[шн]ица, пустячный – пустя[шн]ый, скворечник – скворе[шн]ик. Произношение этих слов нужно запомнить. Кроме того, [шн] на месте чн произносится в женских отчествах на -ична: Никити[шн]а, Ильини[шн]а. В некоторых словах возможны варианты: булочная – було[чн]ая и було[шн]ая, прачечная – праче[чн]ая и праче[шн]ая.
Необходимо отметить, что в русском языке наблюдается тенденция к замене произношения [шн] произношением [чн]. Число слов, где чн произносится как [шн], неуклонно сокращается. Раньше говорили кори[шн]евый (сейчас такое произношение уже не допускается), моло[шн]ый, гре[шн]евая (каша), сливо[шн]ый (сейчас такое произношение признается устаревшим, но пока еще допустимым). В новых словах на месте чн произносится только [чн].
Е или Э
Еще одна из главных трудностей русского произношения — это выбор между [э] и [е] в заимствованных словах. Проще всего решить, что «правильного ответа не существует». Или что надо произносить так, как нам кажется благозвучнее. Да и вообще, какая разница, бутЕрброд или бутЭрброд? СвитЕр или свитЭр? Главное, чтобы бутерброд был вкусным, а свитер тёплым. Но правильный ответ есть, и он зафиксирован в словаре. Давайте посмотрим на слайд, и разберем наиболее часто встречающиеся слова.
Неоправданный пропуск или вставка гласных (или согласных) звуков или их замена
Какие ошибки часто допускают в представленных словах на слайде?
- Словообразовательные нормы: согласование существительных с числительными, с прилагательными.
Согласование существительных с числительными (или образование Р.п. мн.ч.) следует просто запомнить!
Все знают, что имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже. Но часто род существительных определяют неправильно. Работа со слайдом.
Правила склонения числительных.
У числительных от пятидесяти до восьмидесяти, от пятисот до девятисот, двести, триста, четыреста склоняются обе части. Перечислим их в таблице (на слайде). У составных порядковых числительных склоняется только последнее слово.
Задание: Склонение числительного 200573, 2325.
- Лексические ошибки:
- Это ваша (роспись или подпись) на справке?
(Подпись - на документе, роспись - на стенах храма).
- Я (надеваю, одеваю) шапку.
- Я (надела, одела) пальто на Свету.
(У глаголов "надеть" и "одеть" разный объект. Глагол "надеть" применяется к одежде, а "одеть" – к человеку. Мы надеваем что-то, мы одеваем кого-то.)
- (Ложи, клади) свои вещи в кабинку. (Положить - глагол совершенного вида, отвечает на вопрос "что сделать?" Нужно запомнить, что этот глагол не употребляется без приставок или возвратного суффикса -ся. Примеры: положить, выложить, ложиться)
- Он полный невежа в вопросах искусства. (Невежа — невоспитанный, некультурный человек. Невежда — необразованный или имеющий поверхностные знания человек).
- Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу. (Избыточность).
- Оплатите за проезд. (оплатить что? (проезд, телефонные переговоры) - заплатить за что? (за проезд, за телефонные переговоры);
- Что вы будете кушать? (есть)
- Сколько лап у курицы? (ног)
- Сядь на стул, ляг на кровать. (Предпочтительнее: садись, ложись)
- Возьми мяч обоими руками. ( имя числительное ОБА (ОБОИХ, ОБОИМ, ОБОИМИ) употребляется только с именами существительными мужского и среднего рода: оба брата, в обоих креслах; имя числительное ОБЕ (ОБЕИХ, ОБЕИМ, ОБЕИМИ) употребляется только с именами существительными женского рода: обе сестры, к обеим сёстрам.)
Заключение.
Педагог должен самокритично относиться к собственной речи, придерживаться литературных норм произношения, и при наличии недочётов в ней стремиться к их устранению.
Перед воспитателем стоит серьёзная задача: язык воспитателя должен быть для ребят эталоном. Именно поэтому к речи педагога ДОУ сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Конечно, НЕВОЗМОЖНО запомнить правильное произнесение всех слов русского языка, но ВОЗМОЖНО не допускать грубых ошибок!
Не нарушать нормы в заранее подготовленных выступлениях!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ: Речь педагога – основной источник развития речи детей. Требования к культуре речи педагога.
Речь воспитателя как образец для подражания дошкольников....
Консультация для педагогов "Культура речи педагога"
Культура речи педагога...
Консультирование для педагогов "Культура речи педагога".
Развитие грамотной речи и повышение её культуры в педагогическом коллективе....
Семинар - практикум для педагогов "Культура речи педагога"
Семинар - практикум для педагогов "Культура речи педагога"...
Рекомендации для педагогов "Культура речи педагога"
В данных рекомендациях определены требования, предъявляемые к речи педагога, предложены основные "правила" слушания собеседника, а так же советы психологов Р.С. Немова, А.И. Новикова по овла...
консультация для педагогов "Культура речи педагога"
Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в пов...