Конспект занятия в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Никулина Инна Вячеславовна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков з - ж»

Цель: Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з – ж.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

в старшей группе на тему:

 «Звуковая культура речи:

дифференциация звуков з - ж»

Подготовила: Никулина И. В.

Цель: Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з – ж.

Задачи:

-упражнять детей в правильном произношении и различении звуков «З» и «Ж» в словах и в предложениях.

- продолжать учить детей правильно отвечать на поставленные вопросы, следить за своим ответом и ответом других детей.

- развивать фонематический слух, дикцию, речевое дыхание, силу голоса.

- способствовать воспитанию у детей  усидчивость, самостоятельность, умение слушать взрослого, соблюдать правила игры.

Предварительная работа: беседа, игры, рассматривание картинок, иллюстраций с буквой з, ж, артикуляционная гимнастика, заучивание чистоговорок, работа с решеткой определиния местонахождения звуков, загадывание загадок.

Оборудование: коробка, картинки с изображением жука и камора, фишками, карточки из 3 окошек (по количеству детей), фишки синего и зеленого цвета (по количеству детей).

Ход занятия:

Водная часть

- Ребята, давайте поздороваемся с вами? 

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте, мои друзья!

Очень рад вас видеть Я!

- К нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся и с ними.

- А теперь послушайте стихотворение. 

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо!

Ясно, четко говорим,

Потому, что не спешим!

О чем это стихотворение? 

 - А как мы с вами должны говорить? 

- Сейчас у нас с вами занятие по развитию речи, где мы с вами учимся правильно произносить звуки и красиво говорить.

Основная часть

- Ребята, я к вам на занятие пришла не с пустыми руками, а вот с такой коробочкой.

- Хотите узнать, что там? 

- Тогда слушайте загадку.

Не жужжу, когда лежу,

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь.

- Правильно.

- Что есть у жука? 

- Покажите руками как летит жук.

- Давайте еще раз произнесем слово «Ж-ж-ж-ук». Какой первый звук мы слышим? 

- Вот еще одна загадка.

Он пищит, когда летит!

А укус его зудит.

С хоботком, хотя не слон.

Кто, скажи, дружочек, он?

- А какой звук произносит комар? 

- Какое чувство вы испытываете когда слышите комара? Что хочется сделать?

- Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня познакомимся? 

- Как произносится звук Ж? 

 - Как произносится звук З

- Правильно! А теперь мы поиграем со звуками [ж], [з]. Я буду их произносить, а вы внимательно слушайте. Если услышите звук Ж, то показываете как летит жук, а если звук З, то хлопаете в ладоши, пытаясь поймать камора. Звук произносить не нужно.

Ж-з-з-ж-ж-з.

- А теперь усложним задачу я буду произносить слова в которых есть звук Ж и З. Вам нужно будет показать соответствующее движение на тот звук который услышите.

Зонт, желтый, зеленый, жарко, знойно.

- Молодцы. А теперь это же задание выполняют только девочки.

Желторотый, зверек, звенит, журчит.

- Молодцы. А теперь только мальчики.

Жадина, забияка, жонглер, злюка.

- Все ли слова для вас были понятны?

- Скажите, что означают слова знойно, жонглер.

Поиграем в игру «Какой ряд победит?». Вы будите  по очереди называть слова со звуком ж.  За каждый правильный ответ я буду давать вам фишки.

 - А теперь слова со звуком з.

- Посчитайте свои фишки и узнаем кто победил.  

- Предлагаю вам поиграть еще в одну игру. Я буду говорить слова и если в слове, которое я произнесу, услышите один звук ж, хлопните в ладоши один раз, если услышите два звука – хлопните два раза: жук, жужелица, жемчуг, жемчужинка».

- А сейчас сделаем тоже самое но уже со звуком з.  Земля, зигзаг, зубило, зазубринка.

 - Ребят скажите, все ли слова были вам знакомы? Кому какое слово понравилось произносить?

- Молодцы, давайте немного отдохнем.

Физкультминутка. 

Вверх рука и вниз рука. 
Потянули их слегка. 
Быстро поменяли руки! 
Нам сегодня не до скуки.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) 

Приседание с хлопками: 
Вниз — хлопок и вверх — хлопок. 
Ноги, руки разминаем, 
Точно знаем — будет прок.

(Приседания, хлопки в ладоши над головой.) 

Крутим-вертим головой, 
Разминаем шею. Стой!

(Вращение головой вправо и влево.)

- Я хочу прочесть вам стихотворение Н. Венгрова «Застукалка»:

У чижа, у чиженьки

Хохолочек рыженький.

Чиж!

Чиж!

Чиж!

 Чиж!

 - Видели ли вы чижа?

- Как выдумаете, почему эту птичку ласково называют чиженька?

- Сколько слов со звуком ж встречается в стихотворении?

- Ребята, каждый звук имеет свое место в слове. Он может стоять в начале слова, т.е. с него слово начинается. Может стоять в середине слова, т.е. перед ним и после него есть другие звуки. А может стоять в конце слова, т.е. этим звуком слово заканчивается.

- Давайте с вами поиграем со звуками и попробуем определить их место в слове, а поможет нам в этом вот такая решетка. Если звук  будет слышится в начале слова, то нужно поставить фишку в первую клетку, если в середине слова, то в среднюю клетку, а если звук будет слышится в конце слова, то в самую последнюю клетку. Присядьте, пожалуйста, за столы.

Игра «Определи, место звука в слове».

У вас на столах лежит решетка и по два квадрата. Какого цвета у вас квадраты? Синий квадрат обозначает согласные твердые звуки, у нас это звук  З. Зеленый квадрат обозначает согласный мягкий звук, у нас это звук Ж. Если в слове слышите звук Ж то кладете зеленый квадрат, а если звук З то синий квадрат.

- Первое слово журнал.

- Как вы думаете, где слышится звук, в начале, середине или конце слова? 

- Молодцы! Т.к. звук слышится в начале слова, то нужно поставить (Какую фишку?) фишку в первую клетку.

- Следующее слово зима.

- Какой звук вы услышали слове?

- Где слышится звук?

Т.к. звук слышится в начале слова, то нужно поставить (Какую фишку?) фишку в первую клетку.

Аналогично разбираются следуюие лыжник, козлик, кошечка, виражи, отказали, фигуристы, поезд.

Молодцы! Справились с заданием и помогли нашим звукам.  

- Давайте заучим  стихотворение С. Маршака:

Ель на ежика похожа:

Ель в иголках, ежик тоже.

Рефлексия

- Чем мы сегодня занимались на занятии? 

- Что вам понравилось?

- Какое задание было сложным?

- С каким заданием удалась быстро справится?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой, содержащее экспериментирование. Для детей подготовительной к школе группе....

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой в старшей группе.

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природойв старшей группе....

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Конспект занятия по лепке (предметной) на тему: «Наши любимые игрушки»

Возрастная группа: старшая Тема: Наши любимые игрушки Цель: Учить детей лепить игрушки, передавая характерные особенности их внешнего вида (форму, цвет и соотношение частей)....

Конспект занятия в старшей группе «Мои любимые игрушки» в старшей группе

Конспект занятия в старшей группе «Мои любимые игрушки»...