Конспект занятия в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков з - ж»
Цель: Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з – ж.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx | 18.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи
в старшей группе на тему:
«Звуковая культура речи:
дифференциация звуков з - ж»
Подготовила: Никулина И. В.
Цель: Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з – ж.
Задачи:
-упражнять детей в правильном произношении и различении звуков «З» и «Ж» в словах и в предложениях.
- продолжать учить детей правильно отвечать на поставленные вопросы, следить за своим ответом и ответом других детей.
- развивать фонематический слух, дикцию, речевое дыхание, силу голоса.
- способствовать воспитанию у детей усидчивость, самостоятельность, умение слушать взрослого, соблюдать правила игры.
Предварительная работа: беседа, игры, рассматривание картинок, иллюстраций с буквой з, ж, артикуляционная гимнастика, заучивание чистоговорок, работа с решеткой определиния местонахождения звуков, загадывание загадок.
Оборудование: коробка, картинки с изображением жука и камора, фишками, карточки из 3 окошек (по количеству детей), фишки синего и зеленого цвета (по количеству детей).
Ход занятия:
Водная часть
- Ребята, давайте поздороваемся с вами?
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Очень рад вас видеть Я!
- К нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся и с ними.
- А теперь послушайте стихотворение.
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо!
Ясно, четко говорим,
Потому, что не спешим!
- О чем это стихотворение?
- А как мы с вами должны говорить?
- Сейчас у нас с вами занятие по развитию речи, где мы с вами учимся правильно произносить звуки и красиво говорить.
Основная часть
- Ребята, я к вам на занятие пришла не с пустыми руками, а вот с такой коробочкой.
- Хотите узнать, что там?
- Тогда слушайте загадку.
Не жужжу, когда лежу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.
- Правильно.
- Что есть у жука?
- Покажите руками как летит жук.
- Давайте еще раз произнесем слово «Ж-ж-ж-ук». Какой первый звук мы слышим?
- Вот еще одна загадка.
Он пищит, когда летит!
А укус его зудит.
С хоботком, хотя не слон.
Кто, скажи, дружочек, он?
- А какой звук произносит комар?
- Какое чувство вы испытываете когда слышите комара? Что хочется сделать?
- Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня познакомимся?
- Как произносится звук Ж?
- Как произносится звук З?
- Правильно! А теперь мы поиграем со звуками [ж], [з]. Я буду их произносить, а вы внимательно слушайте. Если услышите звук Ж, то показываете как летит жук, а если звук З, то хлопаете в ладоши, пытаясь поймать камора. Звук произносить не нужно.
Ж-з-з-ж-ж-з.
- А теперь усложним задачу я буду произносить слова в которых есть звук Ж и З. Вам нужно будет показать соответствующее движение на тот звук который услышите.
Зонт, желтый, зеленый, жарко, знойно.
- Молодцы. А теперь это же задание выполняют только девочки.
Желторотый, зверек, звенит, журчит.
- Молодцы. А теперь только мальчики.
Жадина, забияка, жонглер, злюка.
- Все ли слова для вас были понятны?
- Скажите, что означают слова знойно, жонглер.
Поиграем в игру «Какой ряд победит?». Вы будите по очереди называть слова со звуком ж. За каждый правильный ответ я буду давать вам фишки.
- А теперь слова со звуком з.
- Посчитайте свои фишки и узнаем кто победил.
- Предлагаю вам поиграть еще в одну игру. Я буду говорить слова и если в слове, которое я произнесу, услышите один звук ж, хлопните в ладоши один раз, если услышите два звука – хлопните два раза: жук, жужелица, жемчуг, жемчужинка».
- А сейчас сделаем тоже самое но уже со звуком з. Земля, зигзаг, зубило, зазубринка.
- Ребят скажите, все ли слова были вам знакомы? Кому какое слово понравилось произносить?
- Молодцы, давайте немного отдохнем.
Физкультминутка.
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)
- Я хочу прочесть вам стихотворение Н. Венгрова «Застукалка»:
У чижа, у чиженьки
Хохолочек рыженький.
Чиж!
Чиж!
Чиж!
Чиж!
- Видели ли вы чижа?
- Как выдумаете, почему эту птичку ласково называют чиженька?
- Сколько слов со звуком ж встречается в стихотворении?
- Ребята, каждый звук имеет свое место в слове. Он может стоять в начале слова, т.е. с него слово начинается. Может стоять в середине слова, т.е. перед ним и после него есть другие звуки. А может стоять в конце слова, т.е. этим звуком слово заканчивается.
- Давайте с вами поиграем со звуками и попробуем определить их место в слове, а поможет нам в этом вот такая решетка. Если звук будет слышится в начале слова, то нужно поставить фишку в первую клетку, если в середине слова, то в среднюю клетку, а если звук будет слышится в конце слова, то в самую последнюю клетку. Присядьте, пожалуйста, за столы.
Игра «Определи, место звука в слове».
У вас на столах лежит решетка и по два квадрата. Какого цвета у вас квадраты? Синий квадрат обозначает согласные твердые звуки, у нас это звук З. Зеленый квадрат обозначает согласный мягкий звук, у нас это звук Ж. Если в слове слышите звук Ж то кладете зеленый квадрат, а если звук З то синий квадрат.
- Первое слово журнал.
- Как вы думаете, где слышится звук, в начале, середине или конце слова?
- Молодцы! Т.к. звук слышится в начале слова, то нужно поставить (Какую фишку?) фишку в первую клетку.
- Следующее слово зима.
- Какой звук вы услышали слове?
- Где слышится звук?
Т.к. звук слышится в начале слова, то нужно поставить (Какую фишку?) фишку в первую клетку.
Аналогично разбираются следуюие лыжник, козлик, кошечка, виражи, отказали, фигуристы, поезд.
- Молодцы! Справились с заданием и помогли нашим звукам.
- Давайте заучим стихотворение С. Маршака:
Ель на ежика похожа:
Ель в иголках, ежик тоже.
Рефлексия
- Чем мы сегодня занимались на занятии?
- Что вам понравилось?
- Какое задание было сложным?
- С каким заданием удалась быстро справится?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме: Конспект занятия в старшей группе по аппликации на тему: "Птица счастья".
Как сделать объемную аппликацию...
Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой, содержащее экспериментирование. Для детей подготовительной к школе группе....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой в старшей группе.
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природойв старшей группе....
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Конспект занятия по лепке (предметной) на тему: «Наши любимые игрушки»
Возрастная группа: старшая Тема: Наши любимые игрушки Цель: Учить детей лепить игрушки, передавая характерные особенности их внешнего вида (форму, цвет и соотношение частей)....
Конспект занятия в старшей группе «Мои любимые игрушки» в старшей группе
Конспект занятия в старшей группе «Мои любимые игрушки»...
План конспект занятия в старшей группе «Делаем пирожное картошка» в старшей группе..
План конспект занятия в старшей группе...