Проект "Сказки Пушкина"
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Телешева Наталия Сергеевна

Тематический проект

(среднесрочный)

«Сказки Пушкина»

AКТУАЛЬНОСТЬ
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка, а также играют важную роль в процессе общего развития дошкольников – речевого, познавательного, личностного.
В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей и их родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Так на чём же остановить свой выбор? Хорошим вариантом, например, станут сказки Пушкина для детей. Они насквозь пропитаны мечтой человека о счастье, о различных чудесах, о волшебстве. Сказки радуют ребёнка, дают возможность рассуждать над тем, что такое хорошо, а что такое плохо, увлекают досягаемостью того, что, казалось бы, абсолютно невозможно.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkin.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №47 Красногвардейского района

г. Санкт-Петербурга

Тематический проект

(среднесрочный)

«Сказки Пушкина»

                                                                  Автор-составитель:

  Телешева Наталия Сергеевна,

                                                                             Воспитатель ГБДОУ №47

                                                                                Красногвардейского района

Санкт-Петербург

2020–2021

Проект «Сказки Пушкина»

в подготовительной к школе группе

Паспорт проекта: проект для старших дошкольников.

Тема проекта: «Сказки Пушкина».

Срок реализации проекта: среднесрочный

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Автор проекта: воспитатель подготовительной к школе логопедической группы: Телешева Н.С

Вид проекта: семейный, групповой

Участники проектной деятельности: воспитанники и родители старшей группы ГБДОУ №47

AКТУАЛЬНОСТЬ
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка, а также играют важную роль в процессе общего развития дошкольников – речевого, познавательного, личностного.
В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей и их родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Так на чём же остановить свой выбор? Хорошим вариантом, например, станут сказки Пушкина для детей. Они насквозь пропитаны мечтой человека о счастье, о различных чудесах, о волшебстве. Сказки радуют ребёнка, дают возможность рассуждать над тем, что такое хорошо, а что такое плохо, увлекают досягаемостью того, что, казалось бы, абсолютно невозможно.
ЦЕЛЬ
• развивать интерес к творчеству А. С. Пушкина
• способствовать приобщению детей к книге, воспитание грамотного читателя
• прививать любовь к родному языку
• умение эмоционально воспринимать произведения русской литературы
• получать радость от занятий чтением и искусством, испытывать потребность в них
Задачи проекта:
1. Познавательное развитие
• Способствовать формированию интереса к книгам, литературным произведениям.
• Познакомить детей с жизнью и творчеством великого русского поэта А. С. Пушкина.
• Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них.
2. Речевое развитие
• Обогащать и расширять словарный запас детей. Познакомить с новыми словами: царевна, прялка, невод, дуэль и т. д.
• Формировать грамматический строй речи (используя игры на согласование числительных с существительными, с глаголами, на образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и т. д.)
• Помогать детям, овладевать средствами звуковой выразительности речи (темп, ударение, сила голоса, интонация); вырабатывать чёткую дикцию.
• Развивать умение составлять рассказ по картине, заучивать стихотворения, отрывки из произведений А. С. Пушкина.
• Упражнять в пересказе сказок А. С. Пушкина
• Формировать умение у детей излагать свои мысли понятно для окружающих, используя распространённые предложения.
3. Социально – коммуникативное развитие
• Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта
• Продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.
• Способствовать соединению деятельности каждого воспитанника друг с другом, с воспитателем, с группой
• Развивать артистические способности детей.
4. Художественно – эстетическое развитие
• Совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции.
• Совершенствовать умение изображать предметы и действия по памяти.
• Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисунке, лепке и аппликации, используя выразительные средства.
• Развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства через знакомство с картинами русских художников
• Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей (изобразительное творчество, литература, музыка, мультфильмы).
• Привлекать детей к оформлению выставок в группе, изготовлению макетов.
• Познакомить с музыкальными произведениями по сказкам А. С. Пушкина
5. Физическое развитие
• Совершенствовать общеразвивающие движения в процессе проведения подвижных игр и упражнений
• Развивать мелкую моторику в процессе работы изобразительной деятельностью

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В ходе реализации данного проекта у детей происходит
• обогащение знаний и представлений о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
• активное взаимодействие в системе социальных отношений.
• совершенствование восприятия, осмысливания прослушанных рассказов, сказок, стихотворений, обогащения чувств.
• развивается эмоциональная отзывчивость, эмоциональное отношение к героям и фактам произведений,
• заметно обогащается восприятие детьми художественной формы произведений, формируется внимание к выразительным средствам языка.
• повышается интерес к произведениям А. С. Пушкина, активизируется потребность к чтению, узнаванию нового.
• дети получают более глубокие знания о русской культуре, о быте и традициях русского народа, расширяется кругозор, совершенствуются социальные навыки поведения, умение преодолевать трудности в общении

Приложение

Сказки Пушкина — уникальные произведения в стихах, несмотря на то, что сюжеты для них взяты из народного творчества разных стран. Несколько сказок, написанных А. С. Пушкиным, родились как результат дружеского соперничества с В. А. Жуковским. Талантливый поэт сумел вложить в каждую из сказок русский колорит, глубинный смысл и понимание того, что в каждой сказке есть «добрым молодцам — урок». Все сказки А. С. Пушкина напоминают, что важно быть честным, добродетельным и верным слову при любых обстоятельствах.
10 февраля – печальная дата в российской истории. В этот день завершилось земное бытие великого поэта земли русской, но его поэтический гений, его слава бессмертны, как писал в письме друг поэта Пётр Вяземский. Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, родоначальник новой русской литературы и литературного языка

Архаизмы (устаревшие слова) в сказках Пушкина
В сказках Александра Сергеевича Пушкина присутствует множество архаизмов — устаревших слов, которые в современной речи заменены более современными синонимами.

Эти слова добавляют произведениям особый колорит и сближают их с народными сказками.
1. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
инда — даже
очи — глаза
перста — пальцы на руках
кручиниться — печалиться
молва — общество
тужить — горевать
подворье — дом с постройками
коль — если
черница — монахиня
худо — плохо
2. Сказка о попе и о работнике его Балде
розь — различается
приголубить — приласкать
оброк — налог
лукаво — хитро
супостат — противник
сладить — справиться
мету — метка, цель
укоризна — укор, упрек
дешевизна — дешевый
3. Сказка о рыбаке и рыбке
невод — сеть
старче — старец, старик
откуп — выкуп
кликать — звать
изба — деревянный дом
тесовые — обшитые тесом
маковка — голова, темя
молвить — говорить
поневоле — силой
взашеи — грубо
4. Сказка о царе Салтане
пир — застолье
понесла — забеременела
гонец — посланник
извести — погубить, лишить жизни
сей — этот
сума — сумка
грамота — письмо, приказ
гульлива — гуляющая, свободная
снурок — шнурок
лихо — плохо, губительно
5. Сказка о золотом петушке
ратных — военных
рать — армию
инда — даже
таковой — такой
побоище — большая битва
осьмой — восьмой
яства — еда
близ — около
подь — подойди
ничком — лицом вниз

14 слов из «Сказки о рыбаке и рыбке», которые не понимают современные дети
1. Старик со старухой живут в ветхой землянке — маленьком крестьянском домике, представляющем собой вырытое в земле углубление с насыпной крышей; этот древнейший вид жилья имел прямоугольную или округлую форму.
2. Старик ловит рыбу неводом — самой крупной рыболовной сетью, которую нужно закидывать в воду (озеро, реку или море) и затем вытаскивать на берег; это приспособление позволяет поймать большое количество рыбы.
3. Рыбка за своё освобождение обещает старику откуп — вознаграждение, подарок за полученную возможность вернуться обратно в море.
4. Старуха называет старика простофилей, то есть глуповатым, малосообразительным человеком. Слово состоит из двух частей, первая — это синонимом к «простаку», вторая же связана с мужскими именами Филат или Филипп. Уменьшительно-ласкательное Филя считалось простонародным, было распространено среди крестьян, слуг, поэтому к нему относились с пренебрежением.
5. Старуха интересуется у старика: «В корыте много ли корысти?» В этом вопросе используется древнее, бытовое значение слова: речь идёт о том, есть ли польза, прок, толк в предмете, используемом для стирки белья. В современном русском языке «корысть» обозначает стремление получить материальную пользу и выгоду любым способом, то есть имеет отрицательный смысл.
6. Вместо землянки появляется изба со светёлкой — деревянный крестьянский дом со светлой комнатой, которая обычно располагалась в верхней части жилья.
7. В новом жилище старика и старухи есть и тесовые ворота, то есть сделанные из тёса или обшитые им. Тёс — это тонкие доски из древесины хвойных пород или дуба.
8. Старуха желает стать столбовой дворянкой, то есть потомственной дворянкой, владеющей земельным поместьем, оформленным в специальном списке (столбце), который подписывался царем. Попасть в такой список мечтали многие, потому что это было свидетельством внимания со стороны самого царя.
9. Старуха встречает старика на крыльце терема в собольей душегрейке — старинной женской праздничной одежде, надеваемой поверх сарафана и напоминающей тёплую кофту без рукавов; шили её из дорогих тканей
10. На руках у старухи золотой перстень — кольцо с драгоценным камнем, которое носилось на безымянном пальце (персте) и свидетельствовало о хорошем достатке обладателя.
11. Старуха ест печатный пряник — сладкое мягкое печёное изделие из теста с добавлением каких-либо пряностей в виде лепёшки или плоской фигурки, с вдавленными узорами или знаками. При изготовлении таких пряников использовалась специальная (пряничная) доска, сделанная из древесины, на которой был вырезан рисунок в зеркальном отражении.
12. Недовольная старуха дергает слуг за чупрун — прядь волос, спадающую на лоб, то же, что и чуб.
13. Старик говорит, что старуха белены объелась, то есть совсем обезумела. Белена — ядовитое сорное растение с лилово-желтыми цветками и одуряющим запахом. Употребление любых ее частей вызывает галлюцинации и может вызвать сильное отравление. В народе ее называют дурь-травой.
14. Старика из царских палат взашей толкали — грубо выгнали, выпроводили, толкая в шею.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности подготовительной группы Тема: «А.С.Пушкин – великий русский поэт. Знакомство с творчеством А.С.Пушкина»

Конспект образовательной деятельности подготовительной группы №10 Тема: «А.С.Пушкин – великий русский поэт.Знакомство с творчеством А.С.Пушкина»...

Стихотворение "По жизни с Пушкиным" материал для сценария праздника, посвященному А.С.Пушкину.

Ко дню 177-летия со дня гибели поэта Александра Сергеевича Пушкина....

Досуг, посвящённый дню рождения А.С.Пушкина "Путешествие по сказкам Пушкина"

Досуг для старших групп детского сада, посвящённый дню рождения А.С.Пушкина...

Сценарий праздника, посвящённого А.С.Пушкину "Пушкин в нашем сердце навсегда".

Сценарий прздничного мероприятия, посвящённого великому русскому поэту с использованием ИКТ....

Конспект итогового интегрированного занятия (НОД) по развитию речи о творчестве А.С. Пушкина с детьми старших групп, «Пушкиниана».

Аннотация: на предложенном занятии различные виды деятельности детей старших групп  объединены одной темой – сказки А.С.Пушкина. Недаром известная русская пословица гасит: «Сказка-ложь, да в ней ...

«А.С.Пушкин – великий русский поэт. Знакомство с детством и юностью А.С.Пушкина»

А.С. Пушкин - великий русский поэт. Знакомство с детством и юностью А.С. Пушкина. ...

Литературное развлечение по сказкам А.С. Пушкина. Тема: «Огонь, вода и медные трубы… Кому сказки Пушкина не любы?»

Литературное развлечение по сказкам А.С. Пушкина. Тема: «Огонь, вода и медные трубы… Кому сказки Пушкина не любы?»Задачи: - формировать навыки художественного исполнения различных образов при худ...