Рекомендации для родителей по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста
консультация по развитию речи
Рекомендации для родителей по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_rech.docx | 27.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей по речевому развитию
для детей старшего дошкольного возраста.
Уважаемые родители!
РЕЧЬ — исторически сложившаяся в процессе деятельности людей форма их общения, опосредованная языком.
Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно. Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.
Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушения словесно - логического мышления.
Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.
Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу… Вам хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли Вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы.
Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.
Игра- это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.
Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.
Игры:
1.«Четвёртый лишний».
Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
Например: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.
2. «Посчитай». Считаем всё, что можно посчитать. Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблок, пять красных яблок и т.д.
3.«Скажи наоборот».
Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».
Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …,север- … и т.п.
Глаголы: пришёл- …, нырнул- …
Прилагательные: широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п.
Наречия: далеко-…, высоко- …
4. «Подбери слово».
Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)
5. «Отгадай загадку».
Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.
Например: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).
Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)
6. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи.
Например: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?
7. «Расскажи стихотворение».
Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.
8. «Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.
Рекомендации
Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.
• Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
• В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.
• Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит
развитие ребенка.
• Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее - тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.
• Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
• Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?
Статья.
Тема «Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»
Актуальность
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка. Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности. Основой нравственности являются те качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потекши, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Книга является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка. Композиция литературы, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя. Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии.
Необходимость приобщения детей к книге бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. У ребенка дошкольного возраста это первый опыт встречи с художественной литературой на важном этапе развития его личности - этапе дошкольного детства. В это время формируется отношение ребенка к книге: интерес и любовь к ней, или равнодушие. Хорошая книга (стихи, рассказы, былины) и особенно русские народные сказки, сказки других народов вводят малыша в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.
Исходя из всего этого, поставила перед собой следующую цель.
Цель : Повышение уровня компетенции в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе чтения художественной литературы.
Задачи:
- Форма самообразования: индивидуальная, групповая. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования художественной литературы в формировании нравственных качеств у дошкольников.
- Формирование представлений у детей о нравственных качествах через художественное слово и сказки: человеколюбие, вежливость, бескорыстие, терпимость, тактичность, трудолюбие, верность, бережное отношение к природе, постоянное культурное развитие и соблюдение правил морали
- Создать необходимые условия для знакомства детей с художественной литературой.
- Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями.
- Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
- Составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.
- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
Этапы работы по самообразования:
- Подбор и изучение методической литературы: сентябрь – октябрь
- Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования: в течение года
- Формирование опыта по теме. Внедрение в практику: октябрь - май.
- Представление опыта работы по теме: май 2020г.
Ожидаемые результаты
- повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей нравственных качеств.
- повысить уровень знаний и умений дошкольников при работе с русскими народными сказками, мотивацию к учению художественной литературой;
- воспитание положительных взаимоотношений между детьми - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.
План работы с детьми:
Сентябрь.
1. Совместная деятельность с детьми: Чтение и пересказ детям сказки: «Бычок, смоляной бочок».
Дидактическая игра: «Угадай сказку».
Создание картотеки сказок для работы с детьми. Применять цитаты из сказок в режимных моментах.
Октябрь.
1. Консультации для родителей: тема «Сказка для ребёнка»
2. Совместная деятельность с детьми: Чтение русских народных сказок. Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?». Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).
Ноябрь.
1. Совместная деятельность с детьми: Чтение детям сказки: «Три медведя». День матери: организация конкурса для мам «Маму очень я люблю».
Игры – забавы
Декабрь.
1. Консультации для родителей: тема «Что читать детям»
2. Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».
Январь.
1. Консультации для родителей: тема 1. Консультации для родителей: тема «Сказки помогут справиться с детским непослушанием»
2. Совместная деятельность с детьми: Чтение сказок по желанию детей. Ремонт книг и пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.
Февраль.
1. Совместная деятельность с детьми: Чтение сказок русских писателей Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят»
2.Конкурсрисунков«Вот и сказочке конец»(фантазируют придумывают свою концовку сказки»
Март.
1.Совместная деятельность с детьми: Чтение произведений о женщинах, мамах.
2.Выставка «Портрет моей мамочки»
3.Памятка для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша».
Апрель.
1. Консультации для родителей о пользе домашнего чтения. «Книга-лучший друг»
2. Совместная деятельность с детьми: Проведение мероприятия «Путешествие по русским народным сказкам». Прослушивание аудио сказок.
Май.
1. Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».
2.Вечер памяти. Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.
Используемая литература:
1. Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
2. Фалькович, Т. А., Барылкина, Л. П. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников. М.: ВАКО, 2006.
3. Шаманская, Л. Н., Козина, Л. Ю. Путешествие по сказкам: нравственное развитие дошкольников с ОНР. - М.: ТЦ Сфера, 2010
4. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.
5. Ильин И.: «Духовный мир сказки».
6. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
7. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
8. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».
Учебно-методическая разработка.
Использование проектного метода в познавательном развитии детей дошкольного возраста
В текущих условиях реформирования образовательного процесса дошкольного учреждения становится актуальным вопрос выбора перед педагогом или специалистом наиболее выгодных методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих познавательную деятельность ребенка, его творческие способности, стремления к дальнейшему обучению в школе.
Решению этого вопроса способствует реализация проектной деятельности в условиях дошкольного учреждения, которая предварительно спланирована и направлена на результат освоения детьми необходимых знаний, умений и навыков, их самостоятельное использование в разнообразных видах деятельности.
Данная технология предусматривает комбинирование различных методов, приемов, форм и средств, в процессе положительной динамики развития детей по всем образовательным областям.
В «Толковом словаре русского языка» содержатся несколько определений слова «проект»: 1. Разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства. Проект здания, моста. Проект реконструкции улицы. Дипломный проект (в техническом вузе). 2. Предварительный текст какого-нибудь документа. Проект резолюции. 3. Замысел, план [4].
Отечественный педагог С.Т. Шацкий определил основные элементы проектов как: реальный опыт ребенка, который … должен быть выявлен педагогом; организованный опыт, т.е. организации учеников занятий на основе того, что знает (обязан знать) переработать опыте своего подопечного, полученном в результате его деятельности; соприкосновение с накопленным человеческим опытом готовые знания; упражнения, дающие нужные для ученика навыки [5].
Е.Г. Кагаровым были выделены характерные особенности, присущие проектному методу, которые отличают его от других видов деятельности:
- Исходным пунктом обучения служат детские интересы сегодняшнего дня.
- Детские проекты как бы копируют различные стороны бытия.
- Дети сами себе намечают программу занятий и интенсивно ее выполняют.
- Проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение [2].
Основу проектного метода составляет направленность познавательной активности дошкольников на получение результата, который достигается путем взаимодействия участников проектной деятельности в процессе решения установленных ранее цели и задач по исследованию определенной проблемы или темы.
Проектный метод в системе работы дошкольного учреждения предусматривает тесное сотрудничество педагогов, воспитанников и их родителей при осуществлении планирования и претворения в жизнь каждого этапа проектной деятельности. Результатом такого сотрудничества является полноценное вовлечение родителей в образовательно-воспитательный процесс с целью развития мыслительной деятельности ребенка, способности к поисковой, экспериментальной деятельности, умения принимать решения и проявлять инициативу.
С учетом опыта работы и необходимостью применения проектного метода в дошкольном учреждении, педагогами ДОУ № 38 г. Липецка разрабатываются разнообразные проекты по познавательному развитию с детьми дошкольного возраста.
Каждый запланированный проект предусматривает постановку целей, задач, а также разработку методических приемов и форм работы в тенденции познавательного развития дошкольников.
С детьми среднего возраста был реализован проект «Удивительное под ногами», целью которого было развить наблюдательность, умение анализировать, обобщать, развивать интерес у детей в процессе экспериментально-исследовательской деятельности, углубить представления детей о существенных характеристиках, свойствах и качествах природных материалов.
В ходе данного проекта у воспитанников активизировались представления о некоторых особенностях внешнего вида камней и песка; дети научились называть их свойства, находить различия и сходства у песка и камней; проявились познавательно – исследовательские способности; способности самостоятельно определять различные способы решения проблемы; умение анализировать и делать выводы.
Активное вовлечение родителей в данный проект поспособствовало развитию интереса к совместной познавательной и исследовательской деятельности по выявлению особенностей и свойств песка, камней, активизацию креативных способностей детей, входе последовательной реализации этапов проекта.
Результатом такой работы стало проведение итогового мероприятия «Мы исследователи», оформление тематического альбома «Мир песка и камня», создана коллекция камней, оформлена выставка «Необыкновенное превращение камней», на которой были выставлены расписанные гуашью камни детьми совместно с родителями.
В старшей группе был реализован проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, в ходе которого дети узнавали о различных родах войск, познакомились с традициями русского народа, памятниками боевой славы, пришли к выводу о том, что служба в армии не наказание, а почетная обязанность. Участниками проекта стали педагоги, воспитанники, родители, физкультурный и музыкальный руководители.
Организационный и творческий этапы состояли из пополнения предметно-развивающей среды групповой комнаты наглядными материалами по изучаемой теме, подбором литературы, журналов и разработку комплекса мероприятий по осуществлению поставленных задач. Все виды работы в ходе проекта были взаимосвязаны и носили интегративный характер.
Продуктом проектной деятельности стала подборка слайдов, на которых отражен каждый вид совместной деятельности педагогов, родителей и детей. Результатом работы стало итоговое мероприятие, посвященное «Дню защитника Отечества», а также спортивное развлечение «Защитникам Отечества…УРА!».
В подготовительной к школе группе был реализован проект по познавательному развитию детей в старшем возрасте «Многоцветные конфеты». Участниками данного проекта выступили педагоги, дети, родители и музыкальный руководитель. Его целью стало знакомство детей со свойствами веществ, которые входят в состав конфет. В процессе реализации этапов проекта дети узнали, почему многие конфеты оставляют следы на бумаге, снегу и в воде разных цветов.
Опытным путем дети определили, что в конфетах «M&Ms» и «Skittles» содержатся красители. Выяснили, что натуральные красители, в составе различных пищевых продуктов, могут быть изготовлены из натуральных овощей, фруктов или ягод, а в составе искусственных красителей содержатся вещества химического происхождения. Сделали вывод, что красители из натуральных продуктов полезные и содержат витамины, в то время, как искусственные могут навредить здоровью.
В ходе проекта была оформлена выставка детских рисунков «Укрась фантик», создан альбом с рецептами изготовления домашних конфет, коллаж, проведен конкурс на лучшую поделку из конфетных фантиков, на котором были представлены разнообразные поделки и костюмы.
Завершающим этапом проекта стало развлечение «Конфетный бум», на котором были подведены итоги, сделаны выводы и представлены продукты деятельности детей совместно с родителями.
Использование проектного метода в средней, старшей и подготовительной к школе группах по развитию познавательной активности помогло увеличить мыслительную деятельность дошкольников, заинтересованность в открытии нового и неизвестного, развитию творческих способностей, и применению их на практике.
Дети каждой возрастной группы стали активными участниками организованного образовательного процесса: накапливая и используя определенный опыт и применяя его в реальных условиях действительности. Они познавали неизвестные формы работы с известными природными материалами, узнавали новое о культуре, традициях и обычаях нашего государства, исследовали известные всем продукты питания с неизвестной стороны и опытным путем доказывали возможность применения других веществ для сохранения и укрепления здоровья людей.
Таким образом, организация проектной деятельности и ее реализация в условиях дошкольного образовательного учреждения играет особую роль в познавательном развитии дошкольников, так как основывается на интересах детей, включения их в различные виды деятельности, целенаправленном и активном осмыслении, а также творческой переработке приобретенных знаний и их дальнейшем практическом применении.
Литература
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. ФГОС. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 64 с.
- Кагаров, Е.Г. Метод проектов в трудовой школе / Е.Г. Кагаров. – Л.: Брокгауз-Ефрон, 1926. – 88 с.
- Нищеева Н.В. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Детство-Пресс, 2013. – 304 с.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. –М.: Педагогика, 1980. – Т.1. – 304 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста.
В рекомндации подобраны игыр по развитию речи детей....
Памятка для родителей по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста.
Памятка для родителей по речевому развитиюдля детей старшего дошкольного возраста....
Рекомендации для родителей по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста.
В рекомендации представлены игры на развитие речи для детей старшего дошкольного возраста...
Рекомендации для родителей по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста.
РЕЧЬ — исторически сложившаяся в процессе деятельности людей форма их общения, опосредованная языком.Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сдела...
Рекомендации для родителей по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста.
Рекомендации для родителей по речевому развитиюдля детей старшего дошкольного возраста.Уважаемые родители!Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из ...
Консультация "Рекомендации для родителей по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста".
Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной ж...
Рекомендации для родителей по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста.
Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...