Рекомендации для родителей по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста.
материал (старшая группа)

Баландова Марина Валерьевна

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно. Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребѐнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни. Развитие речи ребенка тесно связано с его общим психическим развитием. В большинстве случаев по тому, как ребенок говорит, можно судить, насколько он развит в целом. Чтобы речь малыша полноценно развивалась, необходимы соответствующие условия. Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно. Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми. В семье для ребѐнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чѐтко произносить звуки, интересно рассказывать. Расширяя круг представлений ребѐнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью. Словарный запас дошкольника расширяется по мере увеличения представлений об окружающей действительности. Объем словаря во многом зависит от того, какие возможности для развития речи были предоставлены ребенку. Если малышу читали много книг, беседовали с ним на прогулках в лесу, на даче, учили быть наблюдательным и пытливым, называли ему все новые предметы, попадающие в поле его внимания, давали возможность выполнять с этими предметами действия, трогать их, то словарный запас его все время пополнялся. Ребенок в пять лет должен иметь достаточно большой круг представлений об окружающем мире, и эти представления должны быть выражены в его пассивном и активном словаре. Таким образом, одним из главных путей пополнения словарного запаса ребенка является обогащение его опыта, расширение представлений о природе, обществе, взаимоотношениях людей. К шести годам ребенок уже должен ориентироваться во времени; знать времена года, месяцы, дни недели. Вначале названия усваиваются на уровне автоматизированных рядов, когда слова предъявляются по порядку их следования в ряду; январь, февраль, март и так далее. Убедившись в прочности усвоения ряда, следует переходить к осознанному овладению понятиями времени. Закрепление названий времен года, месяцев, дней недели легко проводить в различных словесных играх, не требующих специального оборудования и подготовки. Во время прогулки, поездки, в любое свободное время предложите поиграть в игру типа «Называй по очереди», а темами будут являться данные ряды слов. Например, вы называете первый месяц года, ребенок — второй месяц, вы — третий, и так до конца, пока все слова не будут названы. Затем очередность устанавливается по временам года: взрослый называет все зимние месяцы, ребенок — все весенние и так далее. Эти игры можно проводить с перекидыванием мяча. В повседневной речи тоже не надо забывать пользоваться словами, обозначающими время, тогда закрепление будет происходить и на непроизвольном уровне. Внимательно слушайте ребѐнка, разговаривайте с ним, не перебивая и не подгоняя. Комментируйте словами все свои действия и действия ребѐнка. Обсуждайте всѐ, что происходит вокруг. Задавайте ребѐнку как можно больше вопросов и внимательно выслушивайте его ответы, даже если они выражены не словами. Разговаривайте с ребѐнком спокойно, не растягивая специально слова и не замедляя речь. Поощряйте стремление ребѐнка задавать вопросы, именно они формируют познавательный интерес ребѐнка. Поддерживайте любопытство и детское воображение. Читайте короткие сказки или простые истории, рассматривая иллюстрации. Обсуждайте прочитанные тексты. Поощряйте общение и игры с другими детьми. Привлекайте ребѐнка к прослушиванию аудиокассет записью любимых песен, музыки, сказок. Предлагайте задания для развития мелкой моторики ребѐнка, стимулирующей речевое развитие. И помните, что главными условиями успешной работы с ребѐнком являются наличие психологического комфорта и ощущение ребѐнком каждодневного успеха и победы над самим собой. Ваш ребѐнок скоро пойдѐт в школу… Вам хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но всѐ ли Вы сделали для того, чтобы ребѐнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от неѐ зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы. Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребѐнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребѐнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребѐнку. Игра - это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребѐнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма. Играя с ребѐнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста.

Памятка для родителей по речевому развитиюдля детей старшего дошкольного  возраста....

Рекомендации для родителей по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста.

В рекомендации представлены игры на развитие речи для детей старшего дошкольного возраста...

Рекомендации для родителей по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста

Рекомендации для родителей по речевому развитию для детей старшего дошкольного  возраста...

Рекомендации для родителей по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста.

РЕЧЬ — исторически сложившаяся в процессе деятельности людей форма их общения, опосредованная языком.Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сдела...

Рекомендации для родителей по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста.

Рекомендации для родителей по речевому развитиюдля детей старшего дошкольного возраста.Уважаемые родители!Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из ...

Консультация "Рекомендации для родителей по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста".

Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной ж...