Игры и упражнения по развитию речи на тему "Поздняя осень" для детей старшей группы ДОУ
картотека по развитию речи (старшая группа)

Игры и упражнения по развитию речи на тему "Поздняя осень" для детей старшей группы ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7l.t.-pozdnyaya_osen.obobshchenie-st.gr_.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема "Поздняя осень. Обобщение" (старшая группа)

Утренний сбор детей

(игры)

Динамическая пауза

(развитие общей моторики)

Мой друг                                                                                                                                        - Доброе утро!                                                                                                                                                       Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мои друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

Осенние листья

Листопад, листопад, осыпается наш сад,

Листья жёлтые летят, под ногами шелестят. (На каждую строчку четыре шага в такт.)

Удивляемся природе мы стоим на огороде,

Удивляемся природе. (Потягивания—руки в стороны.)

Вот салат, а здесь укроп. Там морковь у нас растёт. (Правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)

Поработаем с тобой, сорнякам объявим бой —

С корнем будем выдирать да пониже приседать. (Приседания.)

У забора всем на диво пышно разрослась крапива. (Потягивания — руки в стороны.)

Мы её не будем трогать - обожглись уже немного. (Потягивания — руки вперёд.)

Все полили мы из лейки и садимся на скамейки. (Дети садятся.)

Пальчиковая гимнастика

(развитие мелкой моторики)

Дыхательная гимнастика

Деревья в лесу

Друг от друга деревья росли далеко (показать дерево обеими кистями)

Человеку пройти этот путь нелегко, (Шагать указательным и средним пальцами

Только корни деревьев однажды сплелись, (Приложить кисти друг к другу тыльными сторонами, пальцы вниз)

Будто дерева два навсегда обнялись. («Деревья»)

Идём по лужам

Ходьба на месте – вдох; на выдохе произносить «Хлюп – хлюп – хлюп!»

Ходьба на месте – вдох; на выдохе произносить «Шлёп – шлёп – шлёп!»

Повторить 3 – 4 раза

Артикуляционная гимнастика

(развитие артикуляционной моторики)

Мимическая разминка

(развитие мимических мышц)

Как Язычок гулял в лесу

Язычок решил поехать в лес.

Открыл окошко, чтобы посмотреть, какая будет погода («Окошко»)

Шел дождик: «кап-кап-кап», «кап-коп-кап», «куп-кап-коп», «кып-куп-кап». Как капал дождь? (Выполнять звукоподражания)

Сел в машину, завел мотор («Заведи мотор») и поехал в лес.

В машине дворники очищали стекло («Варенье»).

В лесу Язычок встретил белочку, которая собирала орешки («Орешек»)

Лисичка махала красивым пушистым хвостом («Часики»)

Ежик собирал грибочки («Грибок»)

А серый зайка почти стал белым и весело прыгал по первому снегу («Лошадка»)

Мишка доедал последнюю бочку с медом («Варенье»)

и ложился спать до весны («Лопатка»)

Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо.

Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор.

Вытянуть лицо и раскрыть рот.

Поднимать и опускать брови.

При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании — почти закрываются.

Речевая зарядка

Скороговорки

Любит осень жёлтый цвет:

С жёлтым дождиком рассвет,

Пожелтевшую траву

И опавшую листву,

Листьев жёлтые страницы,

Улетают словно птицы.

Погрустить любит с утра

Осень - жёлтая пора.

У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.

Шелест шелестит листвой
Шёпот шепчется с травой.

Чистоговорки

Стихотворения

Ад-ад-ад – осенний листопад

Жат-жат-жат –листья желтые кружат

Ая – ая – ая – красота какая!

Ру-ру-ру – я листочки соберу

Рю-рю-рю – листья маме подарю

Осень

Если на деревьях

Листья пожелтели,

Если в край далекий

Птицы улетели,

Если небо хмурое,

Если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

Считалка

Осень, осень золотая,

Поиграй сегодня с нами.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы хотим с тобой играть!

Осень. В парке - листопад.

Листья желтые летят.

Ветер дуть не устает,

Частый дождик слезы льет.

Ты не веришь? Выходи

Да на лужи погляди!

Загадки

Зрительная гимнастика

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)

Дни стали короче,

Длинней стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Осенью)

Когда бывает это коротенькое лето? -

Его мы ожидаем, и бабьим называем! (Осенью)

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (Осень)

Жёлтый -  красный

Красный – жёлтый  

Разный  красный.

Жёлтый разный.

-прослеживание глазами за движением  листочка вверх – вниз, вправо – влево 6-8 раз.

Это ветер листья носит.

Звонкий ветер.

- движение глазами по кругу в одну и другую стороны 4-6раз.

 Это осень…

- поморгать и закрыть глаза.

Рече-двигательные упражнения

Массаж (лица, ушей и т.д.)

Вдруг закрыли небо тучи, Поднимаемся на носочки, поднимаем вверх перекрещенные руки.

Начал капать дождь колючий. Прыжки на носочках, руки на поясе.

Долго дождик будет плакать,

Разведёт повсюду слякоть. Приседаем, руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге,

Поднимай повыше ноги. Идём по кругу с высоким подниманием колена.

Дождик бегает по крыше -    Встать друг за другом                                                            

Бом! Бом! Бом!           «паровозиком» и похлопывать 

По веселой звонкой крыше –        друг друга по спине.

Бом! Бом! Бом!  

Дома, дома посидите -       Постукивание пальчиками.

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите -  

 Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте -   Поколачивание кулачками.

Бом! Бом! Бом!

Я уйду – тогда гуляйте…

Бом…Бом…Бом…

Дождик бегает по крыше - Поглаживание ладошками.                      

Бом…Бом…Бом…

По веселой звонкой крыше –

Бом! Бом! Бом!  

Игры (на развитие

фонетико-фонематического восприятия)

Игры (на развитие

лексико-грамматического строя речи)

Найди имя

Цель: упражнять в нахождении слов, которые отличаются от остальных по звучанию.

Описание игры: воспитатель дает задание: «Повтори имена четырех детей, а затем назови одно имя, которое отличается от остальных по звучанию». Предлагаются группы имен:

Августина – Агния – Ангелина – Акулина

Коля – Дима – Толя – Поля

Полина – Наина – Люба – Галина

Таня – Оля – Аня – Ваня

Евгений – Петя – Витя – Катя

Инна – Тина – Татьяна – Дина

Только ласковые слова

Цель: образование уменьшительно-ласкательных суффиксов.  

Ход игры: дети по кругу называют слова из сказок: рукавичка, репка, лисичка, скалочка, Красная Шапочка, Хаврошечка, Дюймовочка  и т.д.

Психоэмоциональные и

релаксационные упражнения

Чтение художественной литературы

(развитие связной речи)

Расслабление мышц рук

Педагог: Ребята, сядем ближе к краю стула, обопремся о спинку. Руки свободно положим на колени, ноги слегка расставим. (Педагог показывает и помогает детям принять позу покоя)

Внимание!

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Формула общего покоя произносится педагогом тихим голосом, в замедленном темпе, с длительными паузами. 

Есть у нас игра такая –

Очень легкая, простая:

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье...

И становится понятно:

Расслабление — приятно!

К. Ушинский «Осень»

Александр Алексеевич Говоров «Туча»

Е. Доломан «Озимь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный педагогический опыт по теме: «Игры и упражнения для развития речи и речевого общения детей»

Условиями  для    возникновения  становления опыта Считаю наличие следующего: - работа по программе  « от РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. К...

Игры и упражнения в развитии речи и творческих способностей детей

Вашему вниманию представлен буклет для родителей, который знакомит их с речевыми играми детей дошкольного возраста....

Игры и упражнения для закрепления лексической темы: "Мебель" для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

Представленный материал для закрепления лексической темы "Мебель". Для совместной работы детей и родителей. Представлены задания на обогащение лексического словаря, лексико-грамматических ка...

Игры и упражнения для закрепления лексической темы: "Посуда" для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

Представленный материал для закрепления лексической темы "Посуда". Для совместной работы детей и родителей. Представлены задания на обогащение лексического словаря, лексико-грамматических ка...

Доклад на тему: «Игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста»

ДОКЛАД НА ТЕМУ :  «Игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста» ГБУ ДО ЦППМСП...

Игры и упражнения по развитию речи непосредственно образовательной деятельности детей 5-6 лет

Игры и упражнения по развитию речи непосредственно образовательной деятельности детей 5-6 летАннотация: сборник игр и упражнения по развитию речи для детей 5=6 летнего возраста....