Картотека развивающих игр для детей подготовительной группы Игры на развитие логики у дошкольников подготовительной группы
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Целью развивающих игр является непосредственное развитие ребенка, а также формирование у него конкретных психических процессов и способностей. Как известно, игровая деятельность занимает особое место в жизни малышей. Доказано, что усвоение новых знаний, а также адаптация детей в окружающем мире происходят намного успешнее в процессе игры, нежели на обычных занятиях. Поэтому неслучайно педагоги используют игры для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Такие развлечения могут иметь разное содержание и характер, однако все они направлены, прежде всего, на развитие интеллекта ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr.docx | 60.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека развивающих игр для детей подготовительной группы
Игры на развитие логики у дошкольников подготовительной группы
Игра «Цветы на клумбах».
Цель: развивать логическое мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: разноцветный картон, ножницы.
Описание: воспитатель вырезает из картона по три цветка красного, оранжевого, синего цвета и три клумбы - круглой, квадратной и прямоугольной форм. Предложить ребенку распределить цветы на клумбах в соответствии с рассказом: «Красные цветы росли не на круглой и не на квадратной клумбе, оранжевые - не на круглой и не на прямоугольной. Где какие цветы росли?»
Логические задачи.
Цель: развивать внимание, логическое мышление.
Описание: воспитатель предлагает детям поиграть в логические задачи, за каждый правильный ответ выдаются фишки. У кого больше фишек, тот и выиграл.
1) Перед Чиполлино стоят предметы: ведро, лопата, лейка. Как сделать так, чтобы лопата стала крайней, не переставляя ее с места? (Можно лейку поставить перед лопатой или перед ведром.)
2) Винни-Пух, Тигра и Пятачок вырезали три флажка разного цвета: синий, зеленый, красный. Тигра вырезал не красный, а Винни-Пух - не красный и не синий флажок. Какого цвета флажок вырезал каждый? (Винни-Пух вырезал зеленый флажок, Тигра — синий. Пятачок - красный.)
3) На столе лежат четыре яблока. Одно яблоко разрезали и положили обратно. Сколько яблок на столе? (4 яблока.)
4) Расставьте в комнате два стула так, чтобы у каждой стены стояло по стулу. (Надо поставить стулья в двух противоположных углах.)
5) Сложите на столе треугольник из одной палочки и квадрат из двух палочек. (Надо положить палочки на углу стола.)
Игра «Я загадала...».
Цель: развивать логическое мышление.
Описание: воспитатель загадывает какой-либо предмет. Предложить ребенку с помощью уточняющих вопросов выяснить название объекта.
- Этот предмет летает? (Да.)
- У него есть крылья? (Да.)
- Он высоко летает? (Да.)
- Он одушевленный? (Нет.)
- Он сделан из пластмассы? (Нет.)
- Из железа? (Да.)
- У него есть пропеллер? (Да.)
- Это вертолет? (Да.)
Игра «Выбери нужное».
Цель: развивать логическое мышление.
Описание: детям предлагаются варианты, в которых есть лишние позиции, например:
• У сапога всегда есть: пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.
• В теплых краях живут: медведь, олень, волк, пингвин, верблюд.
• Месяцы зимы: сентябрь, октябрь, декабрь, май.
• В году: 24 месяца, 12 месяцев, 4 месяца, 3 месяца.
• Отец старше своего сына: часто, всегда, редко, никогда.
• Время суток: год, месяц, неделя, день, понедельник.
• У дерева всегда есть: листья, цветы, плоды, корень, тень.
• Времена года: август, осень, суббота, каникулы.
• Пассажирский транспорт: комбайн, самосвал, автобус, тепловоз.
Эту игру можно продолжить.
Игра «Я беру с собой в дорогу».
Цель: развивать логическое мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: картинки с изображениями одиночных предметов.
Описание: выложить изображения вниз картинкой. Предложить ребенку отправиться в морское плавание. Но, для того чтобы путешествие прошло успешно, к нему надо основательно подготовиться, запастись всем необходимым. Попросить ребенка брать по одной картинке и рассказывать о том, как может пригодиться этот предмет. Предметы на картинках должны быть самыми разными. Например, ребенок достает изображение мяча: «В мяч можно играть во время отдыха, мяч можно использовать вместо спасательного круга, потому что он не тонет и т. п.». Можно обыграть различные ситуации: на необитаемом острове, в поезде, в деревне.
Игра «Чем похожи и чем отличаются?».
Цель: развивать логическое мышление.
Описание: ведущий предлагает детям два предмета, дети должны провести их сравнение и указать сходство и различие. Например: слива и персик; маленькая девочка и кукла; птица и самолет; кошка и белка; апельсин и оранжевый мячик такого же размера; фломастер и мел.
Игра «Расселили птиц».
Цель: развивать логическое мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: 20 карточек с изображением птиц: домашних, перелетных, зимующих, певчих, хищных и т. п.
Описание: предложить ребенку расселить птиц по гнездам: в одно гнездо - перелетных птиц, в другое - всех тех, кто имеет белое оперение, в третье - всех птиц с длинными клювами. Какие птицы остались без гнезда? Каких пернатых можно поселить в несколько гнезд?
Игра «Ассоциации».
Цель: развивать логическое мышление.
Описание: дети делятся на две группы. Одна группа предлагает другой рассказать о каком-либо предмете, используя в своем рассказе слова, обозначающие другие предметы. Например, рассказать о морковке, используя слова: утка, апельсин, кубик, Снегурочка. (Она такого же цвета, как апельсин. Ее можно нарезать кубиками. Верхнюю ее часть любят утки. Если ее не есть, то будешь такой же бледной, как Снегурочка.) Затем группы меняются ролями. Предмет для описания и слова- характеристики задаются ведущим.
Игра «Придумай предложение».
Цели: развивать логическое мышление, речевую активность; формировать чувство языка.
Игровой материал и наглядные пособия: мячик для пинг-понга.
Описание: воспитатель с детьми садится в круг и объясняет правила игры. Он говорит какие-либо слова, а дети придумывают с этим словом предложение. Например: воспитатель называет слово «близко» и передает ребенку мяч. Тот берет мяч и быстро отвечает: «Я живу близко от детского сада». Затем ребенок называет свое слово и передает мяч рядом сидящему. Так по очереди мяч переходит от одного играющего к другому.
Игры на развитие речи у дошкольников подготовительной группы
Игра «Составьте предложение».
Цель: развивать умения составлять предложения из данных слов и употреблять существительные во множественном числе.
Описание: предложить ребенку составить предложение из слов. На первых занятиях количество слов не должно быть больше трех, например: «берег, дом, белый». Предложения могут быть такими: «На берегу реки стоит дом с белой крышей» или «Зимой крыши домов и реки становятся белыми от снега» и т. п. Пояснить ребенку, что форму слов можно изменять, то есть употреблять их во множественном числе, менять окончание.
Игра «Противоположности».
Цель: закреплять умение подбирать слова, противоположные по смыслу.
Игровой материал и наглядные пособия: фишки.
Описание: предложить ребенку поочередно придумывать пары слов-противоположностей. За каждую придуманную пару выдается фишка. Выигрывает тот, у кого наберется больше фишек в конце игры. В первой части игры составляются пары - имена существительные; затем - прилагательные, глаголы и наречия (огонь - вода, умный - глупый, закрыть - открыть, высоко - низко).
Игра «Хорошо и плохо».
Цель: развивать монологическую речь.
Описание: предложить ребенку выявлять плохие и хорошие черты у героев сказок. Например: сказка «Кот, петух и лиса». Петух будил кота на работу, делал уборку дома, готовил обед - это хорошо. Но он не слушался кота и выглядывал в окно, когда лиса его звала, - это плохо. Или сказка «Кот в сапогах»: помочь своему хозяину - это хорошо, но для этого он всех обманывал - это плохо.
Игра «Противоречия».
Цель: развивать умение подбирать слова, противоположные по значению.
Описание: предложить ребенку найти признаки одного предмета, противоречащие друг другу. Например: книга - темная и белая одновременно (обложка и листы), утюг - горячий и холодный и т. п. Прочитать стихотворение:
ЯБЛОКО
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко,
А мышонок - высоко.
Воробей сказал, что близко,
А улитка - далеко.
А теленок озабочен
Тем, что яблоко мало.
А цыпленок - тем, что очень
Велико и тяжело.
А котенку все равно:
Кислое, зачем оно?
«Что вы! - шепчет червячок. –
Сладкий у него бочок».
Г. Сапгир
Обсудить стихотворение. Обратить внимание ребенка на то, что один и тот же предмет, одно и то же явление можно охарактеризовать по-разному, в зависимости от точки зрения, как в прямом, так и в переносном смысле.
Игра «Кто ушел?».
Цель: научить употреблять собственные имена существительные в именительном падеже единственного числа.
Игровой материал и наглядные пособия: стулья.
Описание: дети-зрители сидят на стульях. Перед ними, сбоку, ставятся 4 стула для участников игры. Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут угадывать, кто ушел. Вызывает четырех детей. Трое садятся в ряд, четвертый, напротив. Воспитатель предлагает ему внимательно посмотреть, кто сидит напротив, сказать, как их зовут, и уйти в другую комнату. Один из трех прячется. Угадывающий возвращается и садится на свое место. Воспитатель произносит: «(Имя ребенка), посмотри внимательно и скажи, кто ушел?» Если ребенок угадывает, спрятавшийся выбегает. Дети садятся на свои места, а воспитатель вызывает следующих четырех детей, и игра возобновляется.
Игра «Как мы одеваемся?».
Цель: учить правильному употреблению нарицательных имен существительных в винительном падеже единственного и множественного числа.
Игровой материал и наглядные пособия: предметы детской одежды.
Описание: каждый ребенок задумывает какой-либо предмет одежды, например: платок, юбку, платье, перчатки, трусики, майку и т. п. Затем тихо называет его воспитателю, чтобы остальные дети не слышали (педагог следит, чтобы дети не выбрали одно и то же). Воспитатель начинает рассказывать о чем-нибудь, например: «Вася собрался кататься на санках и надел на себя...»
Прервав рассказ, он показывает на одного из участников игры. Тот называет предмет одежды, какой задумал. Остальные дети должны рассудить, правильно ли оделся мальчик. Игра эта очень веселая, так как иногда получаются смешные сочетания.
Игра «Кто скорее перенесет предметы?».
Цель: закрепить в речи детей правильное употребление нарицательных имен существительных в единственном числе винительного падежа.
Игровой материал и наглядные пособия: детская посуда и мебель.
Описание: играющие дети садятся на стульчики, напротив них два стула, на которые кладут 5-6 предметов разной категории, например: детскую посуду (чашку, блюдце, чайник), детскую мебель (кроватку, стул, стол). На расстоянии ставят два пустых стула. Двое детей из разных команд становятся около стульев и по команде: «Раз, два, три - посуду бери!» - начинают переносить нужные предметы на пустые стулья, стоящие напротив. Выигрывает тот, кто правильнее и раньше других перенесет все предметы, относящиеся к названной педагогом категории, и назовет их. Затем соревнуются следующие пары детей.
Образец речи: «Я перенес чайник (чашку, блюдце)».
Игра «Один - одна — одно».
Цель: научить различать род имен существительных.
Игровой материал и наглядные пособия: в коробке перемешаны мелкие предметы (картинки):
Мужской род
карандаш
лимон
фартук
ремень
чайник
чемодан
Средний род
колесо
яблоко
платье
пальто
блюдце
полотенце
Женский род
книга
груша
рубашка
чашка
кастрюля
сумка
Описание: дети по очереди достают из коробки предметы, называя их: «Это карандаш». Педагог задает вопрос: «Сколько?» Ребенок отвечает: «Один карандаш». За правильный ответ ребенок получает картинку, в конце игры подсчитывает количество картинок у каждого ребенка и выявляет победителя.
Игра «Угадай, что это?».
Цель: учить использовать в речи прилагательные, правильно согласовывать их с местоимениями.
Игровой материал и наглядные пособия: натуральные фрукты (муляжи).
Описание: воспитатель показывает детям фрукты, затем вызывает детей по одному. Вызванному завязывают глаза и предлагают выбрать какой-нибудь плод. Ребенок должен на ощупь угадать, что это за фрукт и какой он по форме или определить его твердость.
Образец речи детей: «Это - яблоко. Оно круглое (твердое)».
Игра «А ты что любишь?».
Цель: учить спрягать глаголы.
Игровой материал и наглядные пособия: предметные картинки на любую тему.
Описание: один ребенок выбирает картинку (например с изображением вишен), показывает ее и, обращаясь к другому ребенку, произносит: «Я люблю вишню. А ты что любишь?» В свою очередь второй ребенок берет картинку (к примеру, с изображением слив) и, обращаясь к третьему ребенку, произносит: «Я люблю сливу. А ты что любишь?»
При повторном проведении игры можно поменять тематику картинок.
Игры на обучение грамоте для детей 6-7 лет в детском саду
Игра «Где наш дом?».
Цель: развивать умение определять количество звуков в слове.
Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок (ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка), три домика с кармашками и цифрой на каждом (3, 4 или 5).
Описание: ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове. Представители ряда выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети второго ряда. За каждый правильный ответ засчитывается очко. Выигравшим считается тот ряд, который наберет большее количество очков.
Игра «Построим пирамиду».
Цель: развивать умение определять количество звуков в слове.
Игровой материал и наглядные пособия: на доске нарисована пирамида, основание которой состоит из пяти квадратов, выше - четыре квадрата, затем - три; картинки с изображением различных предметов, в названии которых пять, четыре, три звука (соответственно пять, четыре, три картинки - сумка, шарф, туфли, мышка, груша, утка, ваза, слон, волк, мак, осы, нос).
Описание: воспитатель предлагает детям заполнить пирамиду. Среди выставленных на наборное полотно картинок надо найти сначала те, в названиях которых пять звуков, затем четыре и три. Ошибочный ответ не засчитывается. Правильное выполнение задания поощряется фишкой.
Игра «Стол находок».
Цель: учить выполнять звукобуквенный анализ слов.
Игровой материал и наглядные пособия: предметные картинки с кармашками, в них вставлены карточки с названиями предмета, изображенного на картинке, но в каждом слове не хватает одной согласной (например: тиг вместо тигр), набор букв.
Описание: воспитатель показывает детям картинки с подписями и говорит, что некоторые буквы в словах потерялись. Необходимо восстановить правильную запись. Для этого нужно обратиться в «стол находок», куда попадают все потерянные вещи. Ребята по очереди выходят к воспитателю и называют картинку, определяют в подписи недостающую букву, берут се в «столе находок», ставят на место.
Игра «Как их зовут?».
Цель: развивать умения определять первый звук в слове, составлять из букв слова.
Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок (из начальных букв их названий будет составлено имя мальчика или девочки); таблички с изображением мальчика и девочки с кармашками для вкладывания картинок и букв; карточки с буквами.
Описание: воспитатель вывешивает таблички с изображениями мальчика и девочки и говорит, что придумал им имена. Дети могут отгадать эти имена, если выделят в названиях картинок, вложенных в кармашки, первые звуки и заменят их буквами.
Играют две команды - девочки и мальчики. Представители команд называют предметы, изображенные на карточках, и выделяют первый звук в слове. Затем берут соответствующую букву из разрезной азбуки и заменяют ею картинку. Одна команда отгадывает имя девочки, другая - имя мальчика.
Выигрывает та команда, которая первой составила имя.
Примерный материал: лодка, ослик, рак, астра; шар, улитка, ружье, аист.
Игра «Рассыпанные буквы».
Цель: развивать умения составлять слова из данных букв, выполнять звукобуквенный анализ.
Игровой материал и наглядные пособия: разрезная азбука по количеству детей.
Описание: воспитатель называет буквы, дети набирают их из азбуки и составляют слово. За правильно составленное слово ребенок получает одно очко (фишку). Выигрывает тот, кто к концу игры набрал большее количество очков.
Игра «Зоопарк».
Цель: развивать умение подбирать слова с заданным количеством слогов.
Игровой материал и наглядные пособия: три кармашка, на каждом из которых нарисована клетка для зверей, под кармашками - графическое изображение слогового состава слов (первый кармашек - один слог, второй - два слога, третий - три слога); карточки с изображениями животных и их названий.
Описание: воспитатель говорит, что для зоопарка сделали новые клетки. Предлагает определить, каких зверей в какую клетку можно посадить. Дети по порядку выходят к педагогу, берут карточки с изображением животного, прочитывают его название по слогам и определяют количество слогов в слове. По количеству слогов они находят клетку для названного животного и кладут карточку в соответствующий кармашек.
Примерный материал: слон, верблюд, тигр, лев, медведь, крокодил, носорог, волк, лиса, жираф, лось, шакал, заяц, барсук.
Игра «Цепочка».
Цель: развивать умение подбирать слова по одному слогу.
Описание: воспитатель произносит: «Окно». Дети делят это слово на слоги. Далее дети подбирают слово, которое начинается с последнего слога в слове «окно» (но-ра). Затем придумывают новое слово, начинающееся слогом ра (ра-ма) и т. д. Выигравшим считается тот, кто последним закончил цепочку и больше всех назвал слов.
Игра «Зашифрованная азбука».
Цель: закреплять знание алфавита и его практическое применение.
Описание: воспитатель выбирает несколько наиболее часто встречающихся в словах букв алфавита, каждой из них присваивает свой номерной знак. Например:
А О К Т С И Н Л Д М
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Педагог показывает ребенку, как можно записывать слова, заменяя цифрами: 9 2 10 (дом), 5 6 8 1 (сила) и т. п. Пронумеровать все буквы алфавита. Предложить ребенку поиграть в «разведчиков», посылая друг другу зашифрованные письма.
Игра «Помоги Буратино».
Цель: закрепить умение выделять гласные и согласные буквы.
Игровой материал и наглядные пособия: две коробки, карточки с гласными и согласными буквами.
Описание: к детям приходит в гости Буратино. Он поступил в школу и просит проверить его домашнее задание: в одну коробку Буратино сложил карточки с гласными буквами, в другую - с согласными. Проверить, все ли буквы разложены верно. Ребенок берег по одной карточке и проверяет правильность выполнения задания. Намеренно можно перепутать буквы, в коробку с согласными положить несколько гласных и наоборот. Когда все ошибки будут исправлены, Буратино прощается и идет в школу.
Игра «Разведчики».
Цель: развивать фонематический слух, логическое мышление, речевые навыки.
Описание: воспитатель показывает еще один способ шифра - по первым буквам строк:
Ящерица живет в пустыне.
Животные могут быть дикими и домашними.
Декабрь - зимний месяц.
Утром мы завтракаем.
Темная туча заслонила солнце.
Если снег растаял, значит, наступила весна.
Бревно - это спиленное дерево.
Ягода малина созревает летом.
Из первых букв каждой строки получилось: Я жду тебя. Можно зашифровывать различными способами.
Математические игры для детей 6-7 лет в детском саду
Игра «Наседка и цыплята».
Цели: закреплять навыки счета; развивать слуховое внимание.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением цыплят разного количества.
Описание: па карточках изображено различное количество цыплят. Распределяют роли: дети - «цыплята», один ребенок - «наседка». «Наседку» выбирают с помощью считалки:
Говорят, на заре
Собирались на горе
Голубь, гусь и галка...
Вот и вся считалка.
Каждый ребенок получает карточку и считает количество цыплят на ней. Педагог обращается к детям:
Цыплята есть хотят.
Мы накормить должны цыплят.
«Наседка» начинает свои игровые действия: стучит по столу несколько раз - созывает «цыплят» к зернышкам. Если «наседка» постучала 3 раза, ребенок, у которого находится карточка с изображением трех цыплят, пищит 3 раза (пи-пи-пи) - его цыплята накормлены.
Игра «Числовые домики».
Цель: закреплять знания о составе числа первого десятка, основные математические знаки, умение составлять и решать примеры.
Игровой материал и наглядные пособия: силуэты домиков с надписями на крыше одного из домиков от 3 до 10; набор карточек с числами.
Описание: играющим раздаются домики, ребенок рассматривает карточки с числами. Попросить ребенка назвать цифры и выложить их по порядку. Положить перед ребенком большую карточку с домиком. В каждом из домиков живет определенная цифра. Предложить ребенку подумать и сказать, из каких чисел она состоит. Пусть ребенок назовет свои варианты. После этого он может показать все варианты состава числа, выкладывая карточки с цифрами или точками в окошечки.
Игра «Загадай число».
Цель: закреплять навыки сложения и вычитания, умение сравнивать числа.
Описание: предложить ребенку отгадать, какое число задумали. Педагог говорит: «Если к этому числу прибавить 3, то получится 5» или «Число, которое я загадала, больше пяти, но меньше семи». Можно меняться ролями с детьми, ребенок загадывает число, а воспитатель отгадывает.
Игра «Собери цветок».
Цель: развивать навыки счета, воображение.
Игровой материал и наглядные пособия: сердцевина цветка и отдельно семь лепестков, вырезанных из картона, на каждом из лепестков арифметическое выражение на сложение или вычитание до 10.
Описание: предложить ребенку собрать волшебный цветик-семицветик, но вставить лепесток в сердцевину можно только при условии правильного решения примера. После того как ребенок соберет цветок, поинтересоваться, какие бы он желания загадал на каждый лепесток.
Игра «Разложи цифры».
Цель: упражнять детей в прямом и обратном счете.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с цифрами от 1 до 15.
Описание: разложить подготовленные карточки в произвольном порядке. Предложить ребенку выложить карточки в порядке возрастания чисел, затем - в порядке убывания. Можно выбрать и другие варианты раскладывания, например: «Разложи карточки, пропуская каждое второе (третье) число».
Игра «Превращение чисел».
Цель: тренировать детей в выполнении действий сложения и вычитания.
Игровой материал и наглядные пособия: счетные палочки.
Описание: предложить ребенку поиграть в волшебников, которые превращают несколько чисел в одно: «Как ты думаешь, в какое число могут превратиться цифры 3 и 2?» Используя счетные палочки, придвинуть три к двум, затем убрать два из трех. Записать полученные результаты в виде примеров. Попросить ребенка стать волшебником и с помощью волшебных палочек превращать одни числа в другие.
Игра «Праздник числа».
Цель: закреплять навыки сложения и вычитания.
Описание: объявить каждый день праздником какого- либо числа. В этот день число-«именинник» приглашает в гости другие числа, но с условием: каждая цифра должна подобрать себе друга, который поможет ей превратиться в число дня. Например, праздник числа семь. Цифра 7 приглашает в гости цифру 5 и интересуется, кто будет ее сопровождать. Цифра 5 думает и отвечает: «2 или 12» (5 + 2; 12 - 5).
Игра «Занимательные квадраты».
Цель: закреплять навыки сложения, математические действия.
Игровой материал и наглядные пособия: начерченные квадраты.
Описание: в начерченных квадратах необходимо расставить по клеткам числа так, чтобы по любому горизонтальному и вертикальному рядам, а также по любой диагонали получалось одно и то же определенное число.
Число 6
1
1
1
В этом квадрате нужно разместить еще числа 2, 2, 2, 3, 3, 3 так, чтобы по всем линиям в сумме получилось 6.
Число 15
Расставить числа в клетках 1, 4, 6, 7, 8, 9 так, чтобы в любом направлении получить в сумме 15.
5
3
2
Игра «Математический калейдоскоп».
Цель: развивать смекалку, сообразительность, умение использовать математические действия.
Описание:
• Три мальчика - Коля, Андрей, Вова - отправились в магазин. По дороге они нашли три копейки. Сколько денег нашел один Вова, если бы он отправился в магазин один? (Три копейки.)
• Два отца и два сына съели за завтраком 3 яйца, причем каждому из них досталось по целому яйцу. Как это могло получиться? (За столом сидели 3 человека: дедушка, отец и сын.)
• Сколько концов у 4 палок? А у 5 палок? А у 5 с половиной палок? (У 4 палок 8 концов, у 5 - 10 концов, у 5 с половиной - 12 концов.)
• Поле вспахали 7 тракторов. 2 трактора остановились. Сколько тракторов в поле? (7 тракторов.)
• Как в решете воды принести? (Заморозить её.)
• В 10 часов малыш проснулся. Когда он лег спать, если проспал 2 часа? (В 8 часов.)
• Шли три козленка. Один - впереди двух, один - между двумя, а один - позади двух. Как шли козлята? (Друг за другом.)
• Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (8 лет.)
• Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, когда встанет на 1 ногу? (2 кг.)
• Горело 7 свечей. Две потушили. Сколько свечей осталось? (Две, потому что остальные сгорели.)
• Шел Кондрат в Ленинград,
А навстречу — двенадцать ребят.
У каждого по три лукошка.
В каждом лукошке - кошка.
У каждой кошки по 12 котят.
Сколько их всех шло в Ленинград?
К. Чуковский
(Один Кондрат шел в Ленинград, остальные шли навстречу ему.)
Игра «Собери разбежавшиеся геометрические фигуры».
Цели: закреплять знание геометрических фигур; учить по рисунку (образцу) собирать геометрические фигуры в определенной последовательности в пространстве; поддерживать у детей желание играть.
Игровой материал и наглядные пособия: набор цветных схем с изображением геометрических фигур и цветные геометрические фигуры для каждого ребенка.
Описание: дети выбирают себе любую геометрическую фигуру определенного цвета, но прежде выбирают ведущего, который будет собирать геометрические фигуры в определенном порядке. Под музыку или бубен дети бегают по групповой комнате или участку детского сада. Как только музыка останавливается, дети замирают на месте. Ведущий расставляет ребят согласно рисунку, изображенному на листе.
Раздел: Обобщение, классификация.
1. «Найди лишнее понятие в каждой группе».
Объясни свой выбор.
Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать; связную речь, внимание.
- Треугольник, овал, квадрат.
- Помидор, огурец, апельсин.
- Ворона, бабочка, гусеница.
- Троллейбус, автобус, трамвай.
- Стол, стул, кресло.
- Ножницы, ложка, молоток.
- Вертолет, самолет, яхта.
- Стакан, тарелка, кастрюля.
- Береза, дуб, сосна.
- Ромашка, астра, василек.
- Сорока, курица, утка.
- Лисичка, мухомор, груздь.
- Щука, акула, дельфин.
- Ручка, тетрадь, кисточка, карандаш.
- Инженер, парикмахер, пловец, воспитатель.
- Кефир, сыр, сметана, колбаса.
- Лицо, лоб, щеки, нос.
- Бабушка, сын, папа, мальчик.
- Ветер, дождь, весна, снег.
- Сосна, гвоздика, береза, дуб.
- Река, лодка, озеро, море.
- Клоун, фокусник, кассир, дрессировщик.
- Длинный, короткий, высокий, новый.
- Красный, маленький, белый, зеленый.
- Яркий, добрый, веселый, умный.
- Считать, писать, играть, читать.
- Спать, прыгать, бегать, скакать.
- Лаять, мяукать, мычать, лететь.
2.«Пять названий на пять шагов»
Ребенок делает пять шагов и на каждый шаг произносит название предмета на предложенную тему («Мебель», «Города», «Деревья», «Цветы», «Обувь», «Геометрические фигуры»).
- Я знаю молочные продукты…
- Я знаю комнатные растения…
- я знаю перелетных птиц…
- Я знаю садовые цветы…
- Я знаю лиственные деревья…
- Я знаю школьные принадлежности…
- я знаю головные уборы…
- Я знаю виды спорта…
- Я знаю кондитерские изделия…
- Я знаю профессии людей…
- Я знаю музыкальные инструменты…
- Я знаю животных жарких стран…
- Я знаю явления природы…
- Я знаю сказки…
- Я знаю ягоды…
- Я знаю названия инструментов…
- Я знаю названия электробытовой техники…
- Я знаю названия городов…
- Я знаю названия рек…
- Я знаю названия стран…
- Я знаю названия спецтехники…
- Я знаю геометрические фигуры…
- Я знаю насекомых…
- Я знаю дни недели…
- Я знаю мебель…
- Я знаю посуду…
- Я знаю съедобные грибы…
3. «Вот так магазины»
Магазин «Лакомка» - торты, пирожные, конфеты, шоколад, вафли.
Магазин «Каблучок» - сапоги, тапочки, босоножки, туфли, валенки.
Магазин «Школьник» - тетради, ручки, карандаши, линейки.
Магазин «Верный друг» - собаку, кошку, попугая, хомяка.
Магазин «Океан» - рыбу (окунь, сазан), кальмаров, креветок.
Магазин «Твой дом» - светильник, обои, краску, плитку.
Магазин «Все для душа» - мыло, шампунь, пенку, стиральный порошок.
Магазин «На старт!» - спортивный костюм, лыжи, коньки, мячи.
Магазин «Мелодия» - кассеты, диски, магнитофоны, музыкальные центры.
Магазин «Шкатулка» - сережки, цепочки, кольца, ожерелье.
Магазин «Обжорка» - колбасу, сыр, мясо, хлеб, масло, кефир.
4. «Три части»
Я знаю три части машины… кузов, кабина, бампер.
Я знаю три части дома… лестница, дверь, окно.
Я знаю три части вертолета… кабина, сиденье, лопасти.
Я знаю три части телевизора… экран, шнур, панель управления.
Я знаю три части компьютера… монитор, мышка, колонки.
Я знаю три части дивана… спинка, сиденье, подлокотник.
Я знаю три части часов… циферблат, стрелки, винтики.
Я знаю три части корабля… каюта, палуба, мачта.
Я знаю три части стиральной машины… панель управления, барабан, шнур.
Я знаю три части велосипеда… сиденье, колеса, педаль.
Я знаю три части шубы… воротник, рукав, пуговицы.
Я знаю три части дерева… ствол, ветки, корни.
Я знаю три части тела… голова, руки, туловище.
5. «Закончи предложение»
Быстро бегает… заяц, олень.
Ловко плавает… пловец, рыба, утка.
Важно ходит… гусь, начальник.
Высоко прыгает… спортсмен, кенгуру.
Тихо ползает… разведчик, змея.
В небе летает… птица, самолет.
В лесу растет… ягода, грибы.
На полу валяется… ребенок, игрушка.
По полю мчится… конь, машина.
В цирке выступает… акробат, клоун.
К хозяину спешит… собака.
Сладко спит… человек, ребенок.
Громко кричит… малыш, мама.
В саду спеет… яблоко, груша.
В воде тонет… человек, игрушка.
По дороге едет… машина, карета.
В корзине лежит… ягода, грибы.
6. «О чем или о ком я говорю».
Отгадайте предмет по описанию, сначала загадывает воспитатель, затем дети друг другу.
Дикое животное: живет в лесу; большое, лохматое; любит мед... (медведь)
Дикое животное: живет в Африке; большой; царь зверей…(лев)
Транспорт: большой, тяжелый, с крыльями и хвостом…(самолет)
Овощ бывает: красным, желтым, зеленым; сочный, хрустящий, едят как в сыром, так и в вареном виде; много витаминов; кладут в салат; овальной формы в виде сердечка…(перец)
Сладкая; маленькая; в красивой бумажке, бывает шоколадная или леденец... (конфета)
Мебель: мягкий, удобный; можно на нем спать; можно сидеть… (диван)
Домашнее животное: большая, рогатая, длинный хвост с метелкой, дает молоко…(корова)
Хвойное дерево: вырастает высокое, имеет прямой ствол, растут шишки, вместо листьев иголки…(сосна)
Сначала было деревом, потом древесиной, бумагой, ее можно читать, рассматривать иллюстрации…(книга)
Транспорт: бывает маленькой и большой, на четырех колесах, на ней можно ездить, железной и пластмассовой…(машина)
Спортивный инвентарь: звонкий, быстрый, веселый ... (мяч)
Ягода: вкусный, алый, сочный ... (арбуз)
Дикое животное: бурый, неуклюжий, косолапый ...(медведь)
Желтые, красные, осенние ... (листья)
Школьные принадлежности: в клеточку, линейку, толстая и тонкая, в ней можно писать…(тетрадь)
Домашнее животное: сторожит, рычит, добрая, злая… (собака)
7. «Что бывает? Какое бывает?»
Начните игру словами:
Холодным может быть снег, а еще вода, а еще холодным может быть...- ребенок должен продолжить — дать хотя бы один ответ.
Теперь наоборот:
Горячим бывает чай, а еще огонь, батарея, а еще горячим может быть…
Твердым может быть камень, а еще хлеб, а еще твердым может быть…
Зайчик может быть белым или серым, пушистым или гладкий, шустрый, живой или игрушечный. А еще… и так далее рассуждать о других предметах или живых существах.
А может зайчик быть одновременно серым и шустрым? А одновременно гладким и пушистым? Или одновременно большим и маленьким?"
Каждый знает, что круглым бывает…
Каждый знает, что острым бывает…
Каждый знает, что жидким бывает…
Каждый знает, что длинным бывает…
Каждый знает, что пушистым бывает…
Каждый знает, что твердым бывает…
Каждый знает, что квадратным бывает…
Каждый знает, что ароматным бывает…
Каждый знает, что синим бывает…
Каждый знает, что новым бывает…
Каждый знает, что сильным бывает…
Каждый знает, что жарким бывает…
Каждый знает, что сладким бывает…
Каждый знает, что легким бывает…
Каждый знает, что старым бывает…
Каждый знает, что хрупким бывает…
Каждый знает, что умным бывает…
8. «Закончи предложения»
Зима, весна, осень, лето — это ...(времена года)
Понедельник, вторник, среда — это ...(дни недели)
Январь, февраль, март — это…
Утро, день, вечер, ночь — это…
Врач, учитель, строитель — это…
Плавание, футбол, гимнастика — это…
Квадрат, круг, овал — это…
Окунь, ерш, карась — это…
Снегирь, синица, воробей — это…
Тополь, дуб, осина — это…
Татьяна, Мария, Анна — это…
Андрей, Иван, Михаил — это…
Россия, Франция, Германия — это…
Волга, Днепр, Енисей — это…
Ноябрьск, Екатеринбург, Самара – это…
А, У, О – это…
В, Р, С – это…
Плюс, минус, равно – это…
Золушка, Три поросенка, Кот в сапогах – это…
Пенал, тетрадь, ручка – это…
Клюшка, лыжи, обруч – это …
Пылесос, холодильник, микроволновая печь – это…
Молоток, кусачки, отвертка – это…
Кузнечик, бабочка, муравей – это…
Ромашка, колокольчик, василек – это…
Роза, астра, георгин – это…
Раздел: Суждения, классификация
(соотнесение понятий род - вид)
9. «Кого больше, чего больше»
Кого на свете больше: людей или детей? Все люди – дети? Все дети – люди?
Кого на свете больше: людей или женщин? Все люди - женщины? Все женщины – люди?
Кого на свете больше: животных или медведей? Все животные – медведи? Все ли медведи – животные?
Чего на свете больше: деревьев или лиственных деревьев? Все деревья – лиственные? Все лиственные – деревья?
Кого на свете больше: насекомых или бабочек? Все ли насекомые - бабочки? Все ли бабочки – насекомые?
Чего в лесу больше деревьев или сосен? Все ли деревья - сосны? Все ли сосны – деревья?
Чего в лесу больше: грибов или несъедобных грибов?
Чего больше: кукол или игрушек? Все ли игрушки куклы? Всели куклы – игрушки?
Чего больше: чашек или посуды? Вся ли посуда – чашки? Все ли чашки – посуда?
Что дольше длится: зимний день или зимняя ночь?
Что дольше длится: летняя ночь или летний день?
Что дольше длится: пятница или неделя?
Что дольше длится сутки или день?
Чего больше: времен года или весенних месяцев?
Чего больше весенних месяцев или весенних дней?
Что дольше длится: весна или март?
Раздел: Сравнение.
10. «Что общее и чем отличаются друг от друга»
Город и деревня Квартира и комната
Весна и лето Школа и детский сад
Учитель и воспитатель Портфель и сумка
Молоток и отвертка Гвоздь и шуруп
Самолет и вертолет Собак и волк
Корова и коза Ель и береза
Нож и ножницы Корабль и подводная лодка
Ложка и вилка Чашка и стакан
Стол и стул Платье и сарафан
11. «Какими звуками отличаются слова»
Ветер – вечер Галка – палка
Рак – мак Пол – гол
Город – голод Стол – стул
Бочка – почка Козы – косы
Раздел: Систематизация.
12. «Что сначала, что потом»
Цель: Развивать умение обобщать; понимать последовательность, выявлять причинно-следственные связи; связную речь.
Есть много игр-карточек с такими заданиями. Но можно поиграть в такую игру и без карточек.
Вы начинайте фразу, а ребенок пусть продолжает:
Кем был головастик раньше и кем станет потом?
Кем был цыпленок раньше и кем станет потом?
Как появляется бабочка? Яичко – Гусеница – Куколка – Бабочка.
Как появляется лягушка? Икринка – Головастик – Лягушка.
Как появляется курица? Яйцо – Птенчик – Курица.
Младенец – дошкольник – школьник – взрослый человек.
Как получается хлеб? Колос – Зерно – Мука – Тесто – Хлеб.
Сначала на дереве появляются: почки - листочки – цветы - плоды.
Дерево – древесина – бумага – книга.
Семечко – хлопок – вата – материал – одежда.
Снег зимой – вода весной.
Семечко – подсолнух.
Ягоды – варенье, компот.
Облака - туча – дождь
13. «Подумай и назови следующее слово»
Зима, весна, лето…
Январь, февраль, март…
Утро, день, вечер…
Понедельник, вторник, среда…
Десять, девять, восемь…
Один, два, три…
Круг, квадрат, треугольник…
Береза, тополь, дуб…
Белка, заяц, лиса…
Ясли, детский сад, школа…
Раздел: Суждения, умозаключения.
14. «Закончи предложение»
Лимоны кислые, а сахар…
Собака лает, а кошка…
Трава зеленая, а небо…
Лодка плывет, а машина…
Дрова пилят, а гвозди…
Птица летает, а змея…
Стакан из стекла, а ведро…
Платье из шелка, а кофта…
Мяч из резины, а обруч…
Свечка из воска, а снеговик…
Ваза из хрусталя, кувшин…
Перец горький, а суп…
Зимой холодно, а летом…
Дерево высокое, а куст…
Слон большой, а комар…
15. «Продолжи предложение».
Продолжите предложения, придумав подходящий по смыслу свой ответ.
Если на улице выпал снег, то…
Если на небе светит солнце, то…
Если птицы улетают на юг, то…
Если ты вместе с мамой пошел в магазин, то…
Если на небе сверкает молния, то…
Если ты услышал веселую музыку, то…
Если зазвонил телефон, то…
Если у тебя сегодня день рожденья, то…
Если дома нарядили елку, то…
Если прошел дождь, то…
Если зимой будет сильный мороз, то…
Если взлететь высоко, как птица, то…
Если тротуар мокрый, то…
Если мама отпустит, то…
16. «Назови причину».
Дети поливают цветы на клумбе, потому что…
На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что…
Зимой медведь спит, потому что…
Яблоки из зеленых становятся красными, потому что…
Игрушки надо убирать после игры, потому что…
Снег начал таять, потому что…
Зимой надо теплее одеваться, потому что…
На ночь надо выключать свет, потому что…
Дети учатся в школе, потому что…
Мама гладит ребенка по голове, потому что…
Дети лепят снеговиков, потому что...
Дети учат буквы, потому что…
Лед на речке растаял, потому что…
Деревья сильно закачались, потому что…
Маму вызвали в школу, потому что…
На проталинах появились первые цветы, потому что…
Очень хочется пить, потому что…
Маша взяла зонт, потому что…
Стало очень холодно, потому что…
Вова заболел, у него поднялась температура, потому что…
Мышка убежала в норку, потому что…
Сегодня в цирке отменили представление, потому что…
На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что…
17. «Верю – не верю»
Кошка гуляет по крыше.
Олень сидит на дереве.
Домик рисует девочку.
Олень бродит по лесу.
Трава растет на лугу.
В кастрюле варится кружка.
На деревьях растут булки.
Земля имеет форму шара.
После ночи наступает вечер.
Весной распускаются почки на деревьях.
Летом всегда идет снег.
Мороженое всегда едят вареным.
Спелый арбуз должен быть сладким.
В кино все идут, чтобы спать.
Самый главный цвет в радуге – черный.
Самый маленький палец на руке называется мизинцем.
Все ученики в школе получают только пятерки.
Когда идет дождь надо брать с собой зонт.
Если ничего не делать, то все будешь знать.
Пчелы живут в ульях.
Воздушные шары – маленькие и квадратные.
Зимой медведь спит в берлоге.
После понедельника наступает четверг.
Дятел любит плавать на воде.
После зимы наступает лето.
Летом коровы пасутся на лугу.
Из головастика появляется лягушка.
18. «Исправь ошибки Незнайки»
Цель: Развивать критичность мышления, наблюдательность; соотносить усвоенные знания с воспринимаемым материалом.
- Уборщица шьет головные уборы.
- Плотник печет торты.
- Машинист чинит машины.
- Водитель водит хороводы.
- Секретарь хранит секреты.
- Пожарный обжаривает продукты.
- Часовой чинит часы.
- Строитель учит ходить строем.
- Садовник заведует детским садом.
- Портной работает в порту.
- Механик шьет изделия из меха.
- Тепличница следит за теплом в домах.
- Парикмахер – тот, кто делает парики.
- Курьер – тот, кто ухаживает за курами.
- Оператор – тот, кто делает операции.
- Журналист продает журналы.
- Переводчик переводит людей через улицы.
19. «Закончи предложение»
Если сосна выше ели, то ель…
Если папа старше мамы, то…
Если чемодан тяжелее сумки, то…
Если мотоцикл едет быстрее велосипеда, то…
Если сапоги грязнее туфель, то…
Если река шире ручейка, то…
Если кофта дороже туфель, то…
Если лента короче веревки, то…
Если валенки теплее сапог, то…
Если тетрадь тоньше книги, то…
Если мальчик тяжелее девочки, то…
21. «Веселые «Данетки»
Ребята, я сегодня вам
Вопросы хитрые задам.
Коль отрицательный ответ,
Прошу ответить словом "нет",
А утвердительный - тогда
Скажите громко слово "да".
Не сомневаюсь я, ребята,
У каждого ума палата,
Но у меня для вас совет:
Ответы "ДА", ответы "НЕТ"
Давать мгновенно не спешите,
Подумав крепко, говорите.
* * *
1.
Откройте мне один секрет:
Живут жирафы в тундре? ...
2.
Увидишь в ясный день крота,
Парящим в небе, правда? ...
3.
Строитель строит города.
А осы строят соты? ...
4.
Оранжевый и красный цвет
Горячими считают? ...
5.
Машинам дан зелёный свет,
Идти по зебре можно? ...
6.
В окошке утром - солнца свет,
Ночь наступает, верно? ...
7.
В реке теплющая вода.
И в проруби такая? ...
8.
А будет нам видна звезда,
Коль ночью небо в тучах? ...
9.
Лес - обитания среда
Для белок, зайцев, дятлов? ...
10.
Ведь без кленового листа
Флаг Украины, точно? ...
11.
Читатель, прочитав, всегда
Съедает книжку, правда? ...
12.
Морковь с капустой в турникет,
Входя в метро, опустим? ...
13.
Монах себе даёт обет.
Его кладёт он ложкой? ...
14.
Худой мальчишка, как скелет,
Легко поднимет штангу? ...
15.
На небе много есть планет,
Луна - планета! Так ведь? ...
16.
Из рубероида рулет
Подходит на десерт нам? ...
17.
Пасутся в Арктике стада
Коров и коз рогатых? ...
18.
С аэродрома поезда
По полосе взлетают? ...
19.
У пешеходов есть мечта -
Споткнувшись, рухнуть в яму? ...
20.
Когда приходят холода,
На юг летят все лоси? ...
21.
Печём ватрушки изо льда
В горячей печке, правда? ...
22
Ответишь ты мне без труда:
Зимой цветёт черешня? ...
23.
По морю плавают суда.
Нефть перевозит танкер? ...
24
По снегу две полоски - след.
Медведь прошёл по снегу? ...
25.
Замёрзшая вода тверда.
Вода стать может газом? ...
26.
В игру с названьем чехарда
Играют клюшкой с шайбой? ...
27.
Бежит дистанцию атлет
От финиша до старта? ...
28.
За вторником идёт среда,
За четвергом - суббота? ...
29.
Хамелеон меняет цвет.
А осьминог меняет? ...
30.
Мы ставим чашечки в буфет.
Диван туда поставим? ...
31.
Друзьям ты говоришь: "Привет!"
И завучу так скажешь? ...
32.
Растает снег - в ручьях вода.
Весной бывает это? ...
33.
Садится слон на провода,
Чтоб пообедать, правда? ...
34.
На карте мира - города,
Материки и страны? ...
35.
Увидев рыбака, - "Привет!" -
Кричит плотва из речки? ...
36.
Что есть лягушка на обед -
Слона с горошком, правда? ...
37.
У жабы, точно, нет хвоста.
А у коровы есть он? ...
38.
В тени - "плюс тридцать", и тогда
Мы шубы надёваем? ...
39.
Мамуля купит мне конфет
За то, что я ленился? ...
40.
В троллейбусе, купив билет,
На крыше нужно ехать? ...
* * *
Вопросы кончились, друзья!
И всех хвалю, ребята, я.
Зачёту подошёл конец.
Кто не ошибся - молодец!
А кто ошибся хоть чуток,
Не молодец, а молоток!
22. Веселые «Данетки»
Закончи предложение, но помни, что не всегда ответ в рифму бывает правильным!
Веселые данетки - без фантиков "конфетки" -
Только "да" и только "нет" - дайте правильный ответ!
— Если ты бежишь в буфет,
Значит, ты голодный? ... (да)
— В небе месяц и звезда —
Значит, это полдень? ... (нет)
— На лётном поле поезда
Готовы к старту в небо? ... (нет)
— Кто много кушает конфет,
Тот сладкоежка, верно? ... (да)
— Кастрюля и сковорода
Нужны для ловли рыбы? ... (нет)
— Сохранить большой секрет
Очень трудно, правда? ... (да)
— Если любишь ты балет,
То пойдешь в театр? ... (да)
— Растут усы и борода
У тех, кто ходит в садик? ... (нет)
— Если ленишься всегда,
В дневнике пятерки? ... (нет)
— Ты с аппетитом съел обед,
Сказать спасибо нужно? ... (да)
— Если врешь везде, всегда,
Значит, ты правдивый? ... (нет)
— В колодце чистая вода,
Чтоб плавать и нырять там? ... (нет)
23. Загадки от Бабы Яги
1.
В ступе летаю,
Детей похищаю
В избе на куриной
Ноге проживаю,
Красавица златокудрая,
А зовут меня...
Василиса Премудрая Баба Яга
2.
В дремучем лесу, на болоте
Вы ее непременно найдете.
Не рыбка она, не лягушка,
Моя дорогая подружка.
Стройная фигурка,
Зовут ее...
Снегурка Кикимора
3.
Есть еще в лесу один
Очень важный господин.
Он весь шишками оброс,
На лице лишь виден нос.
Может быть пуглив, как зайка,
А зовут его...
Незнайка Леший
4.
Внутри него водица,
С ним не хотят водиться,
А все его подружки -
Пиявки да лягушки!
Водорослями зарос
Добрый дедушка...
Мороз Водяной
5.
Он живет глуши лесной,
Сердца моего герой.
Он костями громыхает
И в округе всех пугает.
Это что за старичок?
Ну конечно, ...
Пятачок Кощей Бессмертный
24. Занимательные задачки.
1. Сколько ушей у трёх мышей?
2. Сколько лап у двух медвежат?
3. У семи братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?
4. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?
5. Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!
6. Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (Остались 2 свечи (те, которые погасли), остальные сгорели)
7. В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине?
(отдать одно яблоко вместе с корзиной).
8. На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? ( Нисколько - на берёзе яблоки не растут.)
9. У мамы есть братья Николай и Виктор, сестра Маргарита, сын Олег и дочь Мария. Сколько всего детей у мамы?
10. Шли по дороге трое братьев, с каждым братом было по два брата. Сколько всего человек шло по дороге?
11. Меня зовут Сергей. У моей сестры есть единственный брат. Как зовут брата моей сестры?
12. Три музыканта играли вместе разные музыкальные произведения 3 часа. Сколько времени играл каждый музыкант?
13. Термометр за окном показывает 5 градусов тепла. Сколько градусов показывает еще один термометр, висящий рядом?
14. Игорь ниже Саши, но выше Гены. Кто выше: Саша или Гена?
15. На ветке сидели 3 воробья и 2 голубя. Один голубь и один воробей улетели. Сколько всего воробьев осталось на ветке?
16. Маша встала рано утром и выглянула в окно. На улице светило солнце. Машенька воскликнула: «Мамочка, а ночью был сильный дождь!»
Как она догадалась? Что увидела девочка на улице?
17. Как ты думаешь, какая птица быстрее летает: страус или журавль?
18. Чтобы поджарить яичницу из 2 яиц нужно 3 минуты. А сколько нужно минут, чтобы поджарить яичницу из 1 яйца?
19. Сможешь ли ты сказать, чем питаются пингвины в Африке?
20. На большом диване в ряд
Вещи Танины лежат:
Два чулка, кукла Марина
И веселый Буратино.
Помогите Танюшке
Сосчитать ее игрушки.
21. Скажи, что тяжелее: килограмм клубники или килограмм груш?
22. В солнечную погоду дорога от дома до детского сада занимает 10 минут. Скажи, сколько времени занимает обратная дорога от детского сада до дома, если солнце закрыто облаками?
23. В каком слове семь букв «Я»?
24. Подумай и скажи, какие грибы не едят зайцы?
25. Ты да я, да мы с тобой,
Сколько нас всего, открой?
26. Подумай и скажи, из какой посуды нельзя ничего съесть? (из пустой)
27. Всем ребятам нужно знать:
Два плюс два, конечно…
Всем известно в целом мире:
Пальцев на руке…
28. В каждом из 4 углов комнаты сидит кошка. Напротив каждой из этих кошек сидят три кошки. Сколько всего в этой комнате кошек?
29. У отца шесть сыновей. Каждый сын имеет сестру. Сколько всего детей у этого отца?
30. В клетке находятся 3 кролика. Три девочки попросили дать им по одному кролику. Каждой девочке дали кролика. И все же в клетке остался один кролик. Как так получилось?
31. 6 рыбаков съели 6 судаков за 6 дней. За сколько дней 10 рыбаков съедят 10 судаков?
32. На одном дереве сидело 10 сорок. Проходил охотник, выстрелил и убил 6 сорок. Сколько сорок осталось на дереве?
33. Два отца и два сына разделили между собой 3 апельсина так, что каждому досталось по одному апельсину. Как это могло получиться? (подсказка: дед, отец и внук = 2 отца и 2 сына)
34. Подумай и скажи — кто быстрее переплывет речку — утята или цыплята?
35. Подумай и скажи — какого цвета волосы у колобка?
36. Отгадай загадку:
Лежали конфетки в кучке.
Две матери, две дочки
Да бабушка с внучкой
Взяли конфет по штучке,
И не стало этой кучки.
Сколько конфет было в кучке?
37. Росли 5 берез. На каждой березе по 5 больших веток. На каждой ветке по 5 маленьких веток. На каждой маленькой ветке — по 5 яблок. Сколько всего яблок?
38. Подумай и скажи — что помогает выжить белым медведям в пустыне, где нет воды?
39. На каких деревьях вьют свои гнезда страусы?
40. На столе лежит 2 яблока и 4 груши. Сколько всего овощей лежит на столе?
41. Подумай и скажи — кто громче рычит: тигр или буйвол?
42. Посмотрел Ваня утром в окно и говорит:
— А на улице, оказывается, очень сильный ветер. Нужно теплее одеваться.
Как он догадался, что на улице ветер? Что он увидел?
43. Пошли 2 девочки в лес за грибами, а навстречу 2 мальчика. Сколько всего детей идет в лес? (подсказка: 2 — остальные идут обратно)
44. В комнате горело 5 свечей. Зашел человек, потушил 2 свечи. Сколько осталось? (подсказка: 2- остальные сгорели)
45. Бревно распилили на 4 части. Сколько сделали распилов?
46. Прочитай слова и скажи, какое слово лишнее в каждом ряду?
— диван, стул, шкаф, конура, тумбочка,
— гвоздика, ромашка, камыш, лилия, астра,
— боровик, мухомор, сыроежка, подберезовик, лисичка.
47. У шестилетней девочки была кошка с коротким хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а мышка проглотила 2 зернышка и съела тонкий кусочек сыра. Скажи, сколько лет было девочке, у которой была кошка?
48. На одном берегу реки стоит петух, а на другом индюк. Посреди реки — островок. Кто из этих птиц быстрее долетит до островка?
49. Скажи сколько грибов можно вырастить из 5 семечек?
50. Скажи, кто обитает в море на большей глубине: щука, рак или форель?
51. Дружили три девочки – Люся, Оксана, Лена. Люся выше Оксаны, а Оксана выше Лены. Кто из девочек самая высокая? Кто самая низкая?
52. Роман, Саша, Борис любят играть в теннис. Роман играет лучше Саши, а Саша играет лучше Бориса. Кто играет лучше всех? А кто играет средне?
53. Алла, Ира, Люда научились шить. Алла шьет хуже Иры, а Ира хуже Люды. Кто шьет лучше всех? А кто хуже всех?
25. «Главное значение»
Какие из названных предметов имеют прямое, а не переносное значение.
Горький… лук, лекарство, шоколад, правда, слова.
Светлый… день, ум, голова, человек, комната.
Теплый… воздух, вода, день, взгляд, разговор, человек.
Темный… мысли, волосы, силы, дела, пещера.
Золотые… руки, браслеты, волосы, сердце, слова.
Холодный… руки, приветствие, взгляд, прощание, чай.
Легкий… походка, задачка, ветерок, волненье, одеяло.
Тяжелый… характер, груз, чемодан, взгляд, болезнь, путь.
Длинный… язык, коса, речь, веревка, дорога, разговоры, остановка.
Горячий… напиток, батарея, сердце, песок, день, конь.
26. «Давай поиграем»
С помощью этой игры, построенной на вопросах и ответах, вы можете стимулировать развитие не только логического мышления ребенка, но и его общей эрудиции.
Вы задаете вопрос, а ребенок должен на него логично ответить. Вопросы должны быть трех типов:
• на предположение, угадывание, додумывание;
• на выяснение причины или смысла происходящих событий;
• на принятие решения и планирование своих действий.
Например.
Вопросы первого типа:
- Как ты думаешь, зачем мама ходит на работу?
- … зачем эти люди пришли в ресторан?
- … для чего нам нужны книги?
- … для чего нам нужны печки и плиты?
- … для чего нам нужны ножницы?
- … для чего человек спит?
- … зачем нам нужен телефон?
- … чего боится дерево?
Вопросы второго типа:
- Почему масло тает на раскаленной сковороде?
- Почему вода в холодильнике замерзает?
- Почему зимой включают отопление?
- Почему предметы падают вниз, а не вверх?
- Что требуется для жизни собаке, кошке, рыбке?
Вопросы третьего типа:
- Мы хотим пригласить на следующее воскресенье гостей. Перечисли все, что мы должны сделать.
- Роман пролил варенье на пол. Что ему теперь делать? Как поступить лучше всего?
- В очереди за помидорами Коля втиснулся впереди Иришки. Как ей быть?
- Леночка пошла гулять и заблудилась. Что ей делать? Перечисли все варианты. А как поступить лучше всего? Что нужно знать, чтобы никогда больше не потеряться?
- Как узнать, сколько времени?
27. «Противоположности»
Крутой подъем – пологий спуск
Долгожданное богатство – неожиданная бедность
Слабый мороз – сильная жара
Грустная старость – радостное детство
Тихий плач – громкий смех
Узкий выезд – широкий въезд
Радостная встреча – грустное расставание
Вспомнить радость – забыть печаль
Светлый верх - темный низ
Мелкий недостаток – большое достоинство
Отдать много – получить мало
Темное прошлое – светлое будущее
Грустный конец – радостное начало
Счастливый конец – грустное начало
Внезапная ссора – долгожданное примирение
Богатый урожай – бедный урожай
Большой плюс – маленький минус
Частые пропуски – редкие пропуски
Добрый волшебник – злой чародей
Горячее сердце – холодное сердце
Легкая задача – трудная задача
Жаркое лето – холодная зима
28. «Самые, самые»
Самый знаменитый долгожитель – Кощей Бессмертный
Самый добрый врач – доктор Айболит
Самая печальная царевна – Несмеяна
Самый высокий мужчина – дядя Степа
Самый маленький мальчик – мальчик с пальчик
Самый некрасивый птенец – гадкий утенок
Самый большой сладкоежка – Карлсон
Самый длинноносый человечек – Буратино
Самый длиннобородый человек – Карабас Барабас
Самая злая старуха – Баба Яга
Самая холодная королева – Снежная королева
Самая маленькая девочка - Дюймовочка
29. «Парное слово - картинка».
Цель: Развивать умение обобщать связную речь; самоконтроль; внимание.
Море – корабль, небо …- самолет
Поезд – машинист, автобус…- водитель
Самолет – аэропорт, корабль…- порт
Автомобиль – дорога, поезд… - рельсы
Лекарство – аптека, продукты…- магазин
Театр – спектакль, музей…- экскурсии
Самолет – летчик, ракета… - космонавт
Больница – врач, магазин…- продавец
Школа – учитель, детский сад… - воспитатель
Моряк – корабль, летчик… - самолет
Охотник – ружье, рыбак… - удочка
Щука – река, кит… - море
Собака – будка, лошадь… - стойло
Медведь – берлога, волк… - логово
Овощи – суп, фрукты… - компот
Суп – ложка, макароны… - вилка
Компот – сахар, суп… - соль
Ваза – стекло, кастрюля… - металл
Обедать – стол, спать… - кровать
Лиса – хитрая, заяц…- трусливый
Тапочки – дома, туфли… - улица
Сандалии – лето, валенки…- зима
Обувь – сапожник, одежда … - портной, швея
Человек – ребенок, птица…- птенец, лягушка…- головастик
Кофта – шерсть, шуба…- мех
Человек – нос, птица…- клюв
Звери - шерсть, птица… - перья, человек…- кожа
Береза – подберезовик, осина…- подосиновик, мох… - моховик.
30. «Игра - ассоциации»
Цель: развитие логики, фантазии, быстроты реакции.
Играть можно вдвоем, втроем и больше.
Первый ребенок говорит, например — «Я — гроза»,
второй — «А я — туча», третий - «А я — дождь», четвертый — «А я — зонтик» и т.д.
31. «Небылицы»
Цель: Развивать критичность мышления; умения соотносить усвоенные
знания с воспринимаемым материалом; связную речь, внимание.
Сел воробышек на дом, -
Провалилась крыша.
Под березкою с котом
Пляшут польку мыши.
Мухи съели паука
Рыбы ловят рыбака.
На телегу села лошадь,
Погоняет ездока.
- Бывает ли так на самом деле?
У Аленки в гостях
Два цыпленка в лаптях,
Петушок в сапожках,
Курочка в сережках,
Селезень в кафтане,
Утка в сарафане,
А корова в юбке,
В теплом полушубке.
32. «Лучший знаток природы»
У какого дерева белый ствол?
У какого цветка на стебле острые шипы?
На каком дереве растут желуди?
У каких овощных растений стебли стелются по земле?
Какое время года благоприятно для роста растений? Почему?
Какие грибы растут на пеньках?
Как еще можно назвать белый гриб?
Какое название грибов похоже на ласковое название животных?
Какая ягода после мороза становится сладкой?
33. «Памятные узелки»
Бумажный … змей, пакет
Золотой … ключик,
Зоркий … человек, глаз
Надёжный … друг
Негасимый … огонь
Недовольный … человек
Счастливый … день
Торопливый … ребенок
Трудовой … подвиг
Хитрый … лис
Белая … стена
Берёзовая … роща
Болтливая … девчонка
Дикая … собака
Дорогая … вещь
Крылатая … фраза, птица
Некрасивая … кукла
Скрипучая … дверь
Чужая … вещь
Журчащий … ручей
Волшебные … слова
Еловые … шишки
Знакомые … люди
Мелкие … предметы
Мыльные … пузыри
Неуступчивые … ребята
Пропавшие … деньги
Самоходные … сапоги
34. ЛЕВАЯ И ПРАВАЯ
(Рассказ с вопросами)
После мультфильма “Левша” мы с Леной отправились гулять. Лена взяла меня за руку и спросила:
– Папа, а какая рука у меня правая?
– Правой рукой ты держишь ложку, когда ешь. Ясно?
– Ясно, мы с тобой идём и держимся за правые руки.
– Нет, твоя правая рука держит мою левую. Лена обежала меня и пошла с другой стороны:
– А теперь мы держимся за правые руки?
1. А ТЫ КАК ДУМАЕШЬ?
– Нет, моя правая рука держит твою левую. Непонятно? Давай поступим так: у меня есть две конфеты, мы возьмём их в правые руки...
– Знаю, знаю, – перебила меня Лена. – Мы встанем спиной друг к другу и возьмёмся за руки. И конфетки встретятся!
2. ПРАВА ЛИ ЛЕНА?
– Проверим, – согласился я.
Мы встали, как хотела Лена, но конфеты не встретились. Лена очень удивилась.
Тем временем мы подошли к газетному киоску, и я сказал:
– Ты пока думай, а я посмотрю: нет ли новых журналов.
3. ПОДУМАЙ И ТЫ: КАК НАМ С ЛЕНОЙ ВЗЯТЬСЯ ПРАВЫМИ РУКАМИ И ЛЕВЫМИ РУКАМИ?
Когда мы пошли дальше, Лена с хитрецой взглянула на меня:
– Папа, я догадалась, но хочу, чтобы ты сказал.
4. КАК ТЫ ДУМАЕШЬ: ДОГАДАЛАСЬ ЛИ ЛЕНА?
– Ладно, слушай, – улыбнулся я. – Чтобы взять правой рукой правую руку, а левой рукой – левую, можно встать “паровозиком”. Становись впереди. Сейчас наши конфеты встретятся. Мы взялись за руки.
– Чух, чух, чух! – поехал “паровозик”. Но конфеты не встретились.
– Где же твоя конфета? – удивился я. А Лена почему-то покраснела.
5. ГДЕ КОНФЕТА ЛЕНЫ?
– Ладно, Лена. Съешь и мою конфету! – засмеялся я.
А потом я посадил Лену на плечи, и мы пошли домой.
– Папа, а мы опять держимся правыми и левыми руками, – сказала Лена.
6. ТАК ЛИ ЭТО? |
А дома Лена спрыгнула с моих плеч и лукаво посмотрела на меня:
– А я знаю, как нам по-другому ухватиться правыми и левыми руками.
Думал я, думал, но так и не догадался.
7. А ТЫ?
Ответы:
1. Нет. 2. Нет. 3. Встать “паровозиком”. 4. Нет, Лена хитрит. 5. Лена её съела. 6. Да. 7. Надо встать лицом к лицу и протянуть друг другу руки: крест-накрест.
35. НАЙДИ РИФМУ
1. Как у нашего Мирона
На носу сидит... ворона
2. А лисички
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
Море пламенем горит,
Выбежал из моря... кит
3. Кит царапался, кусался,
Если ж был неравен спор
От врагов своих спасался,
Залезая на... забор
4. А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
З, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в... окно
5. В сыром тропическом лесу
Ловил ужей и жаб
На длинном Ванином носу
Крылатый...
6. Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это... брюки
7. Ботинок чёрным язычком
С утра лакает молочко,
И целый день в окошко
Глазком глядит...
8. И наутро вот что было:
Бедный Дима вдруг ослеп.
На окне лежало мыло –
Он сказал, что это...
9. На брата сердится сестра:
Её зовут Марина,
А он стоит среди двора,
Кричит: – Ты где, ... Малина
10. Брал в столовой дядя Стёпа
Для себя двойной обед.
Спать ложился дядя Стёпа –
Ноги клал на... табурет
11. Иван Топорышкин пошёл на охоту,
С ним пудель в реке провалился в забор.
Иван, как бревно, перепрыгнул болото,
А пудель вприпрыжку попал на...
12. Снова леший козни строит,
Но теперь он - гуманоид.
Пересел в тарелку джинн –
Устарел его...
13. Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий-синий,
Презелёный красный...
14. Проснулась старушка и стала искать
Домашние туфли, свечу и...
15. В темноте увидел Петя:
Сверху смотрит великан.
Оказалось на рассвете –
Это старый...
16. То не дождь пошёл из облака
И не град,
То посыпался из облака...
17. Всем-всем-всем!
На нас идёт
Чудо-Юдо Рыба-...
18. Тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило,
И кусало, как...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека развивающих игр для детей подготовительных групп ДОУ.
Здесь вы можете увидеть : игры на развитие речи,математические игры,игры на обучение грамоте ....
Картотека развивающих игр для детей подготовительной группы ДОУ
Игры на развитие логики у дошкольников подготовительной группыИгра «Цветы на клумбах».Цель: развивать логическое мышление.Игровой материал и наглядные пособия: разноцветный картон, ножницы...
Картотека развивающих игр для детей подготовительной группы Игры на развитие логики у дошкольников подготовительной группы
Картотека развивающих игр для детей подготовительной группыИгры на развитие логики у дошкольников подготовительной группы...
Картотека развивающих игр для детей подготовительной группы ДОУ
Картотека развивающих игр для детей подготовительной группы ДОУ...
Картотека развивающих игр для детей подготовительной группы Игры на развитие логики у дошкольников подготовительной группы
Картотека развивающих игр для детей подготовительной группыИгры на развитие логики у дошкольников подготовительной группыПодготовила: Мухамедова В.А.Игра «Цветы на клумбах».Цель: развивать...
Игры на развитие логики для детей подготовительной группы.
Подбор игр на развитие логики....
Игры на развитие логики у дошкольников подготовительной группы
Игра «Цветы на клумбах».Цель: развивать логическое мышление.Игровой материал и наглядные пособия: разноцветный картон, ножницы.Описание: воспитатель вырезает из картона по три цветка...