Картотека игр, упражнений и заданий на развитие оригинальности мышления.
картотека по развитию речи (старшая группа)
Приведенные игры и упражнения направлены на развитие у детей способности находить нестандартные решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr.docx | 301.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека
игр, упражнений, заданий
на развитие оригинальности мышления.
Сензитивным периодом для развития дивергентного мышления является старший дошкольный возраст. В этот период дети имеют довольно высокую осведомленность и активное воображение, что помогает мыслить бегло, гибко и оригинально.
Ниже приведены игры, задания и упражнения для развития такого творческого подхода к поиску и развитию идей, как оригинальность мышления, т. е. способность находить нестандартные решения, быть непохожим на других. Данная картотека удобна как для индивидуального, так и для группового применения.
1. Игра «Прошлое и будущее».
Условия игры: Называете любой предмет и задаёте ребёнку вопрос: «Чем этот предмет был в прошлом?». Затем начинаем фантазировать «Чем этот предмет может стать в будущем?»
Например: стул
— Чем этот предмет был в прошлом?
— Деревом/ростком дерева/семечкой от дерева (в зависимости от того, насколько глубоко копнуть).
— Чем он может стать в будущем?
— Дровами/дубинкой из ножки/качелей, если подвесить куда-то и т. д.
В этой игре ребёнок:
- Проникает в суть предметов и явлений. Дети понимают, насколько велик может быть путь, который проходит каждый предмет, прежде чем принять свою привычную форму.
- Тренирует своё воображение и формирует навыки изобретательства. В тот момент, когда дети начинают фантазировать о будущем, велика вероятность создать что-то новое, сделать необычное из обычного.
2. Игра «Из чего состоит?»
Условия игры: Представляем любой предмет и называем его составляющие.
Чему вы учите ребёнка, играя в эту игру: Например: электрический чайник (носик, крышка, кнопка, нагреватель, лампочка, провод, подставка и т. д.)
- Зрить в корень. Здесь дети учатся смотреть не поверхностно на вещь как единое целое, а углублённо. Чтобы ребёнок понимал, что сами по себе предметы не появляются и состоят из других предметов.
- Находить взаимосвязи. Многие из окружающих предметов полезны лишь во взаимодействии с другими вещами. Ребёнок знакомится с понятием «подсистема» — составные части. Чайник просто так работать не будет, его нужно включить в розетку, чтобы это сделать, необходимо напряжение в розетке и т. д.
- Внимательности. Мы часто не обращаем внимания на мелочи, привычные взгляду. Начинаем углубляться во что-то только в случае поломки. Но и тогда возникают трудности, потому что, забыв об одной важной детали, мы ищем причину поломки вовсе не там, где нужно.
3. Игра «Включи вариативность».
Условия игры: Представляем любой предмет. Придумываем, как его можно использовать, помимо его прямого назначения.
1) надеть на ножку стула, чтобы не царапал пол. Например: пластиковый стаканчик.
2) сделать шапочку Алладина на резинке;
3) вырезать кружки, покрасить их и сделать себе цветные очки;
4) выращивать растения;
5) собрать много стаканчиков и сделать костюм...
Что развивает:
- Преодоление психологической инерции. Психологическая инерция — это то, как мы привыкли думать, маленькие шаблоны в нашей голове и стереотипы, которые мешают шире смотреть на вещи и находить самые неожиданные решения. Нужно рушить стереотипы и развивать способность мыслить за рамками привычного.
- Понимание надсистемы. Надсистема — это что-то извне, что может изменить предмет до неузнаваемости, и сделать из него сверхновое. Ребёнок учится не ограничиваться функциями самого предмета, он активизирует знания о том, что есть вокруг объекта.
4. Игра «Полезно/Вредно».
Условия игры: Выбираем ситуацию и поочерёдно перечисляем, что в ней вредного и что полезного.
Например:
— Дождь полезный, потому что растут растения.
— Дождь вредный, потому что может затопить что-то.
— Дождь полезный, потому что в жару может освежить воздух.
— Дождь вредный, потому что можно промокнуть и заболеть... и т. д.
Что развивает: Умение видеть обе стороны медали. Дети учатся не отчаиваться, если что-то не получается, и, наоборот, не быть слишком наивными, уметь в самом прекрасном разглядеть и отрицательное. Ребёнок тренируется не принимать ни одну из сторон, учится анализировать оба аспекта, создавая в своей голове грани между ними.
5. Игра «Да/Нет».
Условия игры: Вы загадываете что-то (предмет, явление, человека, цифру, что-то волшебное и т. д.). Ребёнок должен угадать что это, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
Например: дом
— Это живое?
— Нет.
— Это сделано человеком?
— Да.
— Это больше тебя?
— Да.
— Несёт пользу для человека?
— Да.
Что развивает:
- Задавать правильные вопросы. Довольно непросто подобрать вопрос так, чтобы он дал конкретную, нужную информацию, способную приблизиться к правильному ответу. Часто дети усердно думают, прежде чем спросить. Оно нам и надо!
- Классифицировать. Такая игра — своего рода математика: мы делим целое пополам. Первые вопросы обычно самые глобальные «Это живое? Это неживое? Сделано человеком?» и далее по убывающей. Чем дальше, тем классификация всё больше сужается, тем сложнее её делить, но тем интереснее и загадочнее.
- Запоминать. Особенно это проявляется, когда загадано что-то эдакое. Когда накопилось уже множество вопросов и ответов на них, приходится держать в памяти картинку из уже полученных подсказок и не повторять вопросы.
6. Игра «Предсказатель».
Условия игры: Берём за основу любой предмет/действие/явление. Называем, что вместо этого предмета/действия/явления было раньше. Что выполняло ту же функцию, как оно усовершенствовалось со временем и как может модернизироваться в будущем.
Например: знакомство
— Как люди знакомились в древности?
— Обнюхивали друг друга, дрались, через прикосновения и т. д.
— Как знакомятся теперь?
— На улицах, в кафе, в интернете и т. д.
— Как будут знакомиться в будущем?
— Будут посылать к друг другу личного робота и передавать с ним полную информацию о себе или считывать её с кого-то и т. д.
Что развивает:
Оценивать скорость прогресса. В игре основная идея заключается в том, чтобы ребёнок пришёл к выводу, что будущее колоссально меняет всё вокруг себя: предметы, людей и даже природу.
Смотреть в прошлое, интересоваться историей. Всегда интересно и забавно окунуться в историю древности, когда всё было абсолютно иным. Вероятно, ребёнку захочется более глубоко изучить историю человечества, чтобы опираться не на свою фантазию, а на реальные исторические факты.
Создавать новое по методике ТРИЗ. Игра подведёт ребёнка к одному из важных понятий методики ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) — как сделать так, чтобы было «само». Идеальное решение любой задачи методом ТРИЗ предполагает, что задача решается сама собой. В современной жизни всё к этому и идёт: вещи стираются уже сами в стиральных машинках, средства передвижения ездят сами на автопилотах и т. д. Может, и вы, и дети придумают что-то эдакое, без чего в будущем трудно будет представить современность. Дерзайте.
7. Игра «Видное-неочевидное».
Условия игры: Представьте два абсолютно разных предмета и найдите между ними как можно больше схожих черт.
Например: ботинок и летающий корабль
1) оба могут пахнуть;
2) оба могут взлететь;
3) у ботинка есть внутри полость и в корабле тоже;
4) оба могут быть твёрдыми;
5) могут быть одного цвета...
Что развивает:
Навык видеть неочевидное в очевидном. Когда дети ищут похожие элементы, они углубляются во всевозможные характеристики предметов, чтобы выудить самые тонкие, которые хоть как-то могут быть похожи на второй предмет. Дети перебирают и функции предметов, и их состав, и визуальное оформление.
8. Игра «Придумай, что будет».
Цель: учить детей находить нестандартные решения, определять причины их возникновения.
а) детям предлагаются ситуации, когда необходимо предположить несколько причин их возникновения. Например: что будет, если дождь будет идти не переставая…
- люди научатся летать как птицы.
- собаки научатся разговаривать человеческим голосом.
- оживут все сказочные герои.
- из водопроводного крана польётся апельсиновый сок.
9. Игра «Во что превратится?»
Цель: развитие воображения, нестандартного мышления.
Задание: рассказать, во что превратится…
- Стул без спинки;
- Чашки без ручки;
- Мороженое без холодильника;
- Всадник без лошади;
- Дерево без веток;
- Стол без ножек;
- Ливан без спинки;
- Самолёт без крыльев;
- Книга без страниц;
- Подушка без перьев;
- Спички без серы;
- Снеговик без холода;
- Телевизор без электричества;
- Карандаш без грифеля;
- Кофта без рукавов;
- Кепка без козырька;
- Окно без стекол.
10. Игра «Что случится, если?..»
Цель: Учить детей мыслить, находить нестандартные решения.
Задания: «Что случится, если…
-исчезнут комары,
-перестанет идти дождь,
-люди вырубят леса и т.д.
11. «Проблемные ситуации».
- Что делать, если нужно узнать погоду, не выходя на улицу?
- Что делать, если нужно поджечь костёр на поляне, а у вас нет спичек?
- Вам нужно срочно нарисовать что-то, а под рукой нет ни карандашей, ни красок?
12. «Задания».
1. На поляне в парке лежат 5 угольков, морковка и шарф. Эти предметы никто специально туда не клал. Как они там оказались?
2. Гном жил на девятом этаже. Когда он садился в лифт, то доезжал лишь до шестого этажа, потом шел пешком. Почему?
13. Игра «Представь себя».
В нашем воображении мы можем быть кем угодно: сказочными героями, машинами, растениями, животными, предметами быта и одеждой. Скажите примерно следующий текст: «Представь себе, что в руках у тебя волшебная палочка. В кого бы ты хотел превратиться? » Пусть ребенок изобразит того, кем он стал, а вы угадайте задуманный образ.
14. Игра «Цветик-семицветик».
Спросите у ребенка: «Помнишь, у девочки Жени из сказки «Цветик-семицветик» был волшебный цветок с семью лепестками? Представь, что в твои руки чудесным образом попал этот волшебный цветок. Какие желания ты загадаешь?» Пусть ребенок обоснует свои желания. Развитие этой темы поможет вам узнать о «ценностях» и «приоритетах» ребенка, а также о свободе желать, о намерении получать что-то от жизни.
15. Игра «Космическое путешествие».
Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите ребенку представить, что круги — это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите ребенка придумать названия планет, заселить их различными существами.
Мягко направляйте воображение ребенка, например, выскажите предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой — злые, на третьей — грустные и т. п.
Пусть ребенок проявит фантазию и нарисует жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.
16. Игра «Необитаемый остров».
Предложите ребенку поиграть в путешественников, попавших на необитаемый остров. Роли главных героев могут исполнять любимые игрушки.
Высадите героев на остров и начинайте планировать: что нужно путешественникам для того, чтобы построить дом, наладить свой быт.
Рассматривайте самые необычные версии, например: дом или шалаш можно построить из пальмовых листьев или выдолбить в стволе толстого дерева с помощью заостренного камня. Из длинных водорослей можно сплести коврик, который будет служить постелью, и т. п.
Обговорите, кого могут встретить путешественники, какие опасности им грозят.
17. Игра «Образы».
Проведите простой эксперимент: нарисуйте на листе одну окружность, а внутри нее — другую, диаметром в два раза меньше. Спросите у ребенка, что он видит. А что видите вы? У каждого человека найдутся свои ассоциации. Главное — не останавливайтесь на одном варианте ответа. Учите ребенка искать много новых идей, опираясь на одну данность. Это поможет ему в решении многих жизненных вопросов. Такой подход расширяет сознание и выводит на поиск нестандартных решений. Находите необычное в простых вещах, которые вас окружают.
Например: «На что похоже облако? Что напоминает рисунок на ткани? А эти причудливые разводы на кафеле? »
18. Игра «Волшебная подзорная труба».
Пусть некая труба будет направлена на планету (на город, на папину работу…), а дошкольник перечислит, что он видит.
19. Игра «Необычный значок».
Инструкция: Нарисуй значок, который бы как можно больше рассказывал о тебе. Когда значок будет готов, попроси трех человек посмотреть на значок и на его основе рассказать о тебе.
20. Игра «Поваренок».
Придумать пять названий для вкусного пирожного (джема, мороженого).
Самыми оригинальными, как правило, бывают последние варианты.
21. Упражнение «Ассоциации».
Цель: побудить детей к ассоциативному мышлению.
Ход проведения: Предложите детям несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов, например: Верблюд - горб, гора, пустыня, кактус, песок и т.д. Применяйте это упражнение как можно чаще, формируя тем самым навык ассоциативного мышления.
Примерный набор слов: ноготь, стакан, солнечный, осленок и т.п.
22.Упражнение «Классификация».
Цель: Развитие оригинальности мышления.
Ход проведения: "Перед тобой ряд фигур (предметов). Если бы необходимо было разделить их на группы, то, как это можно сделать?"
Важно, чтобы ребенок, выполняя это задание, нашел как можно больше оснований для классификации. Например, это может быть классификация по форме, цвету, размеру; деление на 3 группы: круглые, треугольники, четырехугольники, или 2 группы: белые и не белые и т. д.
23. Игра «Кто кем (чем) будет?»
Цель: Развитие оригинальности мышления.
Ход проведения: Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)
- цыпленок - петухом;
- мальчик - мужчиной;
- теленок - коровой или быком
- бумага - книгой
- снег -водой
- вода - льдом
- семечко - цветком
- мука - блинчиками
24. Игра «Жили-были...»
Цель: Игра на развитие оригинальности мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире.
Ход проведения: Взрослый задает вопрос "Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?" - "Он стал петушком".
"Жила-была тучка, что с ней потом стало?" - "Из нее дождик пролился"
"Жил-был ручеек, что с ним стало?" - "Зимой замерз", "Засох в жару".
"Жило-было семечко, что с ним потом стало?" - "Из него цветок вырос"
"Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?" - "Из него сделали кирпич (вазу...)
25. Игра «Какое что бывает?»
Цель: развитие оригинальности мышления.
Ход проведения: Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.
Примеры:
- Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно спросить, что выше - дерево или дом; человек или столб.
- Что бывает длинным? (коротким)
- Что бывает широким (узким)?
- Что бывает круглым (квадратным)?
26. Игра «Что будет, если?..»
Игра хороша тем, что ее можно проводить в любом месте: дома, на прогулке, в транспорте. Это игра-размышление на самые разные темы. Принимаются все варианты ответов. Старайтесь развернуть тему до предела, задавая ребенку наводящие вопросы.
Примеры заданий:
Что будет, если.
. человек перестанет есть?
. не выключить кипящий чайник?
. оставить холодильник открытым?
. носить тесную обувь?
. не чистить зубы?
. забить мяч в окно?
. съесть десять порций мороженого сразу?
. дразнить соседскую собаку?
. ходить задом?
. не спать?
. посадить цветы в песке?
. сесть на ежика?
. человек научится летать?
27. Игра «Назови как можно больше предметов,
имеющих данный признак».
Цель: развитие мышления, речи, пассивного и активного словаря, внимания.
Ход проведения: Необходимо назвать как можно больше предметов, имеющих Данный признак, для чего ребенок должен ответить на вопросы.
Например: «что бывает длинным?» (нитка, лента, веревка, шнур, проволока, пояс, дорога, река, хвост, платье, юбка, волосы). Задание позволяет проверить уместность употребления ребенком имен прилагательных, точность понимания им значений слов, умение правильно сочетать их между собой, поскольку словарный запас важен не сам по себе, а в правильности его использования в речи. Плохо, например, если ребенок скажет, что длинным бывает дерево или шкаф, тогда как для определения их величины больше подходит прилагательное высокий. Итак, предложите ребенку следующие вопросы:
Что бывает круглым (квадратным, овальным, треугольным...)?
Что бывает высоким (низким)?
Что бывает зелёным (красным, синим)?
Что бывает холодным (горячим, тёплым, прохладным)?
Что бывает сладким (горьким, кислым, солёным)?
Что бывает шерстяным (шёлковым, бумажным, деревянным, железным)?
Что бывает тяжёлым (лёгким)?
Что бывает глубоким (мелким)?
Что бывает колючим (острым, хрупким)
28. Игра «Сочиним рассказ про букву».
Для начала детям дают задание пофантазировать, на что похожа та или иная буква. Затем предлагаем придумать про нее рассказ. Необходимо придумать как можно больше вариантов ответа. Зачитываем первые две-три фразы рассказа, например: «Вернувшись домой, буква Ы решила первым делом помыть руки и вдруг…». Детям необходимо придумать, как можно больше разных оригинальных вариантов окончания рассказа.
29. Игра «Превращение».
Ребенку предлагаем «взять» воображаемый предмет и «превратить» его во что-то другое. Например: стакан - в вазу, в которую ставят цветы, носовой платок - в скатерть, ручку - в нож и так далее. Ребенок должен это изобразить при помощи мимики, имитации действий. Когда окружающим становится понятно во что превратился используемый предмет, его берет другой участник и превращает во что-то другое. Игра продолжается до тех пор, пока все не поучаствуют в превращении.
30. Игра «Почему это произошло?»
Описываем ситуацию, например: в детском саду пропали все игрушки. Детям нужно назвать как можно больше причин этого события. Другое событие: «Дома вечером перегорели все лампочки». Дети предлагают пойти купить новые, зажечь свечи, пойти гулять на улицу, лечь спать и т. д. Побеждает тот, кто назовет наибольшее число разнообразных оригинальных решений.
31. Игра «Шкатулка со сказками».
Вырезаем 8-10 кружочков разного цвета и складываем их в шкатулочку. Дети садятся в круг, один ребенок вынимает из шкатулки цветной кружочек и придумывает, кем он будет в сказке, если кружочек зеленый, то огурцом или лягушкой, или кузнечиком, и начинает про них сочинять сказку. Следующий вытягивает следующий кружочек и продолжает сказку. Когда первая сказка будет закончена, можно собрать все кружочки и рассказывать следующую сказку.
32. Игра «Простые рисунки».
Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. В них при создании не закладывается никакого определенного значения. Простые рисунки нужно разгадывать, то есть, находить в них смыл, отвечать на вопрос "Что это такое?".
Правила игры просты: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше. Единственное ограничение: не нужно поворачивать рисунки. Занятие очень увлекательное! В эту игру можно играть всей семьей или использовать ее как интересное и полезное времяпрепровождение на детских праздниках.
Представьте, вам кажется, что перечислены уже все варианты, как вдруг обнаруживается еще один! Такие моменты доставляют особенно большое удовольствие. Предлагаем для игры 40 простых рисунков. Вот они.
Приводите столько вариантов решений, сколько сможете. Если кончились мысли по поводу одного рисунка, перейдите ко второму, а через некоторое время вернитесь к первому рисунку.
Придумайте как можно больше ответов к одному рисунку и запишите их. Помните, что оригинальность решения наиболее важна в этой игре.
33. Игра «Новый человек».
Предложите ребенку нарисовать землянина, который в некотором смысле похож на инопланетянина. Как бы мог выглядеть человек еще, кроме того, каким он является? Пусть ребенок «перекроит» тело человека по-новому. Это творческое задание хорошо отражает отношение ребенка к собственному телу. И его рисунок будет своеобразным посланием для психологов. То, что ребенок укрупняет, выпячивает в теле, имеет для него важный смысл. То, что он «забывает» нарисовать, уходит в область подсознательного в виде страхов и негативных переживаний.
34. Игра «Несуществующее животное».
Детям дается инструкция придумать и нарисовать животное, которого не бывает на самом деле, и составить рассказ о нем. Большую роль здесь играет то, какое название придумают дети для своих животных.
«Зуболаз – питается мусором, конфетами, иногда кусается, есть родные - крокодил и тарантул, живёт в уютном доме».
35. Упражнение «Рисунок обоими руками».
Включить оба полушария в работу можно, используя простое упражнение. Для его выполнения необходимо взять по фломастеру в левую и правую руку и приступить к рисованию. Важно сосредоточиться на том, чтобы рисунки зеркально отображали друг друга.
36. Игра «Подводный мир».
Воды мирового океана населены множеством самых разнообразных рыб. Названия некоторых кажутся весьма забавными: рыба-ёж, рыба-ангел, рыба-пила, рыба-молот, рыба-клоун… Расскажите ребенку, где они обитают и чем питаются, покажите их изображения на заранее подготовленных картинках.
А теперь предложите ребёнку придумать новую, несуществующую рыбу. Как она будет выглядеть, где жить, чем питаться? Когда ребенок составит словесное описание чудо-рыбы, пусть он нарисует её портрет, дав волю фантазии.
Чтобы зафиксировать приятное впечатление от игры, не забудьте похвалить рисунок (как минимум за оригинальность) и закрепить его там, где им можно будет любоваться некоторое время, до появления нового, свежего шедевра.
Например:
Давайте поселим в большую лужу, которая после каждого ливня разливается под нашим подъездом, таинственную рыбу-телевизор. На лбу у неё две красные антенны, а на брюшке большой экран. Когда рыба моргает, каналы переключаются, а когда спит, то мультики идут без остановок. Эта рыба не кушает, а заряжается от розетки, как планшет.
А какую рыбу придумаете вы?
37. Игра «Дорисуй, преврати».
Ребёнок получает лист, на котором уже есть какое-либо изображение. Его задача — нарисовать новые элементы так, чтобы превратить первоначальную картинку во что-то совершенно иное.
Например:
- круг можно превратить в мячик или тарелку;
- контур ладошки — в диковинное животное;
- нарисованный домик — в изображение на футболке маленького мальчика.
38. Игра «Разложи картинки в свои конверты».
Цель: группировать предметы по разным свойствам.
Ход игры:
Играющие сидят за столами. Перед каждым ребенком по три конверта (например, на одном наклеен треугольник, на другом – овал, на третьем – квадрат). У сидящего рядом не должны повторяться формы, т.е. конверты с другим сочетанием форм (например, круг, прямоугольник, квадрат). На подносе перед каждым ребенком несколько картинок, которые он должен разложить по конвертам (например, картинки с изображением пуговицы, арбуза, часов и т.д.).
Когда картинки будут разложены по конвертам, ребенок объясняет, на основании чего он сделал свой выбор.
Использованы материалы из Интернет-ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания на развитие логического мышления
Данная презентация предназначена для детей 2 младшей группы, может использоваться как на промежуточных занятиях, так и в диагностике.Дети отвечают на поставленные воспитателем вопросы, а на экра...
Задания для развития логического мышления дошкольников 6-7 лет
Серия заданий для развития логического мышления детей 6-7 лет. Используется для подготовки детей к школе, подготовки к участию в интеллектуальных олимпиадах и др....
Задания на развитие образного мышления старших дошкольников
Задания для развитие образного мышления....
Картотека игр, упражнений и заданий по лексике и грамматике
Картотека заданий и упражнений по лексике и грамматике....
Задания на развитие логического мышления
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦОВКИЗАГАДКИЗАДАЧИ В СТИХОТВОРНОЙ ФОРМЕ...
Задания на развитие логического мышления
Очень часто воспитатели детских садов сталкиваются с проблемой найти подходящий материал для занятий с детьми на развитие их логического ума. данные карточки удобно использовать как в индивидуальной р...
Картотека игровых упражнений и заданий на развитие зрительной, слуховой, двигательной памяти
В картотеку собраны упражнения и задания по рисованию для развития зрительной памяти у старших дошкольников...