НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Баздрева Римма Валентиновна

НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ «Возовский детский сад «Светлячок» Поныровского района Курской области

                              КОНСПЕКТ

 

НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «СОЛНЫШКО»

                     

                                  ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ: БАЗДРЕВА Р. В.

                                       

         

                                       2021г.

Конспект открытой НОД по формированию социально-коммуникативной деятельности у детей в средней группе «Солнышко»

Тема: «Секреты дружбы»

Цель: формировать у детей дружеские взаимоотношения со сверстниками, расширять знания детей о дружбе.

Задачи.

1.Образовательные: учить понимать и оценивать чувства и поступки других людей, животных на примере рассказа, обогащать лексику дошкольников (дружба, взаимопонимание); познакомить детей с секретами дружбы. Учить составлять композицию из бумажных фигур животных Африки.

2. Развивающие: развивать доброжелательные отношения детей, умение различать и называть эмоциональные состояния людей; развивать выразительность движений в совместной игре.

3.Воспитательные: воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения.

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие

Материал: письмо, игрушка - обезьянка, посылка, фотоаппарат, фотография; аудиозапись «Песня о дружбе»; дидактическая игра «Собери изображение» (разрезные картинки: кокосы, пальмы, бананы); картинки эмоций; рассказ «Как жираф нашел друзей»; заранее приготовленные фигурки животных вырезанные из бумаги; коллективное панно «Животные Африки».

Предварительная работа: беседы с детьми о дружбе, обсуждение проблемных ситуаций, возникающих между детьми в группе в общении и играх, чтение детской литературы о дружбе.

ХОД НОД

1. Организационный момент.

Воспитатель входит в группу, в руках у него воздушный шар.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята, рада всех вас видеть. Когда я шла в детский сад, за мной увязался вот такой необычный шар. Он не простой, а волшебный, и слово, написанное на нем, тоже волшебное. Воспитатель читает слово: «Здравствуйте!».

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, для чего прилетело к нам это слово?

Дети. Чтобы мы поздоровались.

Воспитатель. Вы правы, ребята, когда мы здороваемся, то желаем людям здоровья, и от этого у всех поднимается настроение. Сегодня у нас в группе гости, давайте поздороваемся с ними.

1. Приветствие друг друга и гостей.

Дети. Здравствуй, небо! (руки вверх)

Здравствуй, земля! (приседают)

Здравствуйте, мои друзья! (руки в стороны)

Здравствуйте, гости! (руки вперед)

      2. Подвижная игра «Друг к другу».

Воспитатель. В далёкой жаркой Африке, животные не умеют друг с другом разговаривать, и они здороваются разными частями тела. Предлагаю вам поиграть в интересную игру «Друг к другу». Под музыку вы будете двигаться, а когда я скажу: «Рука к руке», вы должны быстро найти себе пару, повернуться друг к другу и прижаться руками. Я буду называть разные части тела, поэтому будьте очень внимательны.

Воспитатель. Нос к носу, затылок к затылку, нога к ноге, спина к спине, рука к руке.

3. Сюрпризный момент. Беседа «Что такое дружба»?

Стук в дверь, почтальон приносит посылку. Воспитатель открывает посылку, достает обезьянку и читает письмо.

«Дорогие ребята, пишут вам жители Африки. Возьмите к себе на перевоспитание нашу обезьянку Дашу. Она совершенно не умеет дружить. Всех обижает, отбирает бананы, не делится, у нее всегда плохое настроение, еще она дразнится и с ней никто не хочет дружить. Пожалуйста, объясните ей, что такое дружба».

Воспитатель. Как хорошо, что Даша оказалась в нашей группе «Солнышко». Ведь наши ребята самые дружные. Дети, давайте скажем девиз нашей группы.

Девиз:

В нашей группе солнышко

Светит лучше всех.

Теплоты и радости

Хватит здесь на всех.

Воспитатель. Дети, нужно помочь обезьянке обрести друзей, а для этого нужно раскрыть 3 секрета дружбы.

Воспитатель. Кто такие друзья? Что вы любите делать со своими друзьями?

Дети. Вместе играть, гулять, смеяться, делиться секретами и т. д.

4. Рассматривание картинок с эмоциями.

Воспитатель. Ребята, посмотрите на мольберт. На нас смотрят разные человечки.

 Какое настроение у первого человечка? Второго? Третьего?

Дети. Грустное. Веселое. Сердитое.

Воспитатель. А когда у вас бывает хорошее настроение?

Дети. Когда весело, есть друзья.

Воспитатель. Когда у человека бывает плохое настроение?

Дети. Когда ссорятся, болеют, не с кем играть.

Воспитатель. А что может вас рассердить?

Дети. Когда обижают, отнимают игрушки, ломают постройки из конструктора.

Воспитатель. Ребята, подойдите к столам, выберите картинку человека, с которым бы вам хотелось подружиться. Поднимите её. (На столе карточки детей с разным настроением). С каким человеком вы стали бы дружить?

Дети. С веселым!

Воспитатель. Вот мы и открыли с вами первый секрет дружбы - это улыбка. Ведь гораздо приятнее дружить с весёлым человеком.

Воспитатель. Смотрите, обезьяна Даша нами улыбнулась. Ребята в ответ ей тоже улыбаются.

5. Дидактическая игра «Разрезные картинки».

На мольберте выставляются картинки с изображением бананов, кокосов, пальмы.

Воспитатель. А нам пора открыть 2-й секрет дружбы. Для этого вам нужно поделиться на 3 команды. Каждая команда должна будет сложить свою картинку.

Воспитатель.  Второй секрет дружбы – взаимопомощь. Вы быстро справились с заданием, потому что друг другу помогали. И наша Даша вам тоже помогла.

6. Прослушивание рассказа «Как жираф нашел друзей».

Воспитатель. Чтобы раскрыть 3-й секрет дружбы, послушайте, пожалуйста, историю, которая приключилась с жирафом в Африке.

В далекой жаркой Африке жил-был жираф. И был он очень-очень одинок, потому что у него совсем не было друзей. Бегемот дружил с крокодилом, зебра – с большим и сильным слоном, обезьяна – с разноцветным попугаем. И только с жирафом никто не дружил. А все потому, что у него была очень длинная шея.

– С ним просто не получится поговорить, – ворчал бегемот из своего озера.

– Зачем ему такая длинная шея? – удивленно спрашивал слон.

– Да он просто гордится собой и никого не замечает! – кричали мартышки.

А жираф совсем не гордился. Он очень стеснялся своей длинной шеи и боялся подойти с кем-нибудь познакомиться.

Однажды шел грустный жираф мимо высокого дерева и услышал:

– Помогите, помогите! Я не могу спуститься! – это обезьянка кричала. Она забралась на самую верхушку пальмы и не знала, как же ей слезть вниз.

– Не бойся, обезьянка, – сказал ей жираф. – Садись на мою шею – и съезжай вниз, как с горки.

Забралась обезьянка жирафу на шею и – раз! – быстро съехала вниз.

– Здорово! – закричала она. – Прокати меня еще, пожалуйста.

– Ты хочешь со мной играть? И дружить? – обрадовался жираф.

– Конечно, я всем расскажу, что ты очень добрый. Меня выручил и с тобой так весело играть. Прости нас, пожалуйста, мы больше не будем над тобой смеяться. С тех пор жираф больше не грустил, потому что у него появилось много друзей. Он бегал наперегонки с зеброй, купался в озере со слоном и бегемотом, доставал обезьянкам бананы с высокой пальмы, и его друзья говорили:

– Какая у тебя красивая длинная шея! Как хорошо, что у нас есть такой большой и добрый друг!

Воспитатель. Ребята, вы догадались, почему жираф помог обезьянке спуститься с дерева?

Дети. Он был добрым.

Воспитатель. Правильно. Вот мы и разгадали 3 секрет дружбы - это доброта.  Вы разгадали все секреты дружбы: улыбка, взаимопомощь, доброта.

7. Заключительный момент.

Воспитатель (обращается к обезьянке). Даша, ты усвоила законы дружбы, о которых мы с ребятами тебе рассказали?

Воспитатель. Дети, давайте еще раз напомним обезьянке Даше эти законы.

Дети. Это улыбка, взаимопомощь, доброта. Если ты будешь их выполнять, у тебя появится много настоящих друзей».

Воспитатель. Ребята, давайте украсим панно саванны, где живет обезьянка, бумажными животными. А я сейчас ее с фотографирую и поместим ее фото туда.

Дети подходят и приклеивают фигурки животных.

Воспитатель. Ну что же, Маша, посмотри, какие новые друзья у тебя появились. Уверена, что ты для них станешь очень хорошим другом.

Обезьянка благодарит детей и угощает их бананами.

Воспитатель. А сейчас нам пора прощаться.

Ритуал прощания «До свидания, мы».

Дети и воспитатель встают в круг, и каждый протягивает одну или две руки в центр круга так, что образуется пирамидка рук, после чего все хором говорят: «До свидания, мы»

Конспект открытого занятия по социально-коммуникативному развитию «Секреты дружбы» в средней группе



Предварительный просмотр:

Слайд 1. Формирование социально – коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста.

Слайд 2. Я хочу начать свою презентацию словами В. А. Сухомлинского из книги «Сердце отдаю детям». Нравственный облик личности зависит от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребёнок не узнал, что такое горе, обиды, страдания, он вырастает эгоистом, будет глухим к людям. Очень важно, чтобы наши воспитанники узнали высшую радость — радость волнующих переживаний, вызванных заботой о человеке.

Слайд 3. Социально-коммуникативное развитие является одним из приоритетных направлений развития ребенка в дошкольном возрасте и важной проблемой в педагогике.

Фундаментальные качества личности формируются именно в первые годы жизни. Социализация ребёнка дошкольного возраста – явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребёнок воспитывается, среды, окружающей его, собственной деятельности, игры, самопознания и саморазвития.

Слайд 4. Актуальность.

В связи с тем, что дети приходят в образовательные организации из разных социальных сред, увеличивается количество «домашних» детей, которые воспитываются значительную часть времени бабушками, гувернантками; многие дошкольники имеют узкий круг детских контактов. Поэтому испытывают трудности общения, связанные с неуверенностью в себе, нерешительностью, отсутствием самостоятельности, либо, наоборот, приобретают эгоцентрические черты, опыт конфликтного поведения, у них слабо развиты умения, необходимые для игровой совместной деятельности. Вместе с тем ограничения в общении дошкольников обуславливают проблемы их культурного поведения в общественных местах (магазине, парикмахерской, на детской площадке, на детском празднике), безопасного поведения на дорогах, у детей не всегда привиты гигиенические навыки.

Слайд 5. Цель социально – коммуникативного развития: позитивная социализация детей дошкольного возраста; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Слайд 6.  Задачи, которые решает область социально-коммуникативного развития вы видите на экране.

 Социально – коммуникативное развитие детей, исходя из Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направлено на:

* на становление деятельности: общения, продуктивной, игровой, трудовой, познавательной;

* на становление сознания: развитие речи, познавательное развитие;

* на становление морального сознания и системы ценностей;

* на формирование личности: отношение к окружающему миру, к произведениям искусства, отношение к другим людям, отношение к себе.

Слайд 7.  Для решения поставленных задач в нашей группе создаются условия – это использование в практике здоровьезберегающих образовательных технологий, реализация общеобразовательной программы и развивающей среды. Организация развивающей среды в нашей группе с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Мы, воспитатели, создавая предметно-развивающую среду в своей возрастной группе, учитываем дизайн современной среды и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда, оздоровительные функции среды, в частности, сохранения и укрепление психологического здоровья. Очень важно научить дошкольников принимать себя такими, какими они являются в действительности, - это признак душевного здоровья и показатель личностного роста.

Слайд 8. Важнейшим условием, обеспечивающим успешное социально – коммуникативное развитие дошкольников, является обогащение предметно – пространственной среды, в которую включены обучающиеся. В нашей группе она построена так, чтобы ее можно было изменять и дополнять. Дети быстро растут, поэтому завтра она уже перестанет стимулировать их развитие, и после завтра станет тормозить.

Практикой проверено, что после двух месяцев функционирования вновь созданной среды, ее необходимо реорганизовывать и насыщать новыми элементами. Маленькие дети предпочитают крупное игровое оборудование, оно должно быть внешне ярким и привлекательным. Предметная среда группы должна способствовать развитию анализаторов, подсказывать способы обследования действий. В группе должны быть несколько зон или центров, где дети без помех будут заниматься той или иной деятельностью.  Уголок уединения или уголок психологической разгрузки, призван решать благородную задачу - создания ниши покоя. И он занимает важное место в игровой комнате.

Это место для фантазий, а не для развернутых ролевых игр: отлежался, отсиделся, успокоился — можно вылезать и снова включаться в общую суету.

Слайд 9. Формы работы с детьми по социально – коммуникативному развитию. Это:
1.  НОД
2.Проблемные ситуации
3. Поисково – творческие задания
4. Сюжетно – ролевые, досуговые, обучающие, народные и дидактические игры.
5. Познавательные беседы.
6. Просмотр видеофильмов, мультфильмов.
7. Театрализованные постановки.
8. Музыкальные досуги, развлечения.
9. Интерактивные игры, презентации и др.
10. Экскурсии.
11. Музейная педагогика и краеведение.

Слайд 10. Социально-коммуникативное развитие рассматривается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования как одно из пяти основных образовательных областей. Оно включает 4 направления:

*развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей,

*формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе,

*патриотическое воспитание детей дошкольного возраста,

*трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

 Остановимся на каждом из этих направлений.

Слайд 11. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. А умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему жить комфортно среди людей. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, дети открывают новые грани окружающей его действительности. Для этого в группе существует материал и оборудование по сюжетным - ролевым играм: «Больница», «Салон красоты», «Семья», «Столовая», «Шоферы», «Хозяюшка».

Слайд 12. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Она способствует его развитию произвольного поведения, формирует творческое воображение, способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению. Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых для успешного перехода к учебной деятельности. Игры бывают разные. Мы в своей группе предлагаем детям широкий диапазон самых разнообразных игр: творческие, игры с правилами, настольно-печатные, дидактические, подвижные, театрализованные, пальчиковые и т. д. В групповой комнате оборудованы различные уголки для проведения самостоятельных игр. 

Слайд 13.  Одним из центральных направлений работы с дошкольниками по социально - коммуникативному развитию становится патриотическое воспитание.

   Его реализация отражена в учебном плане ДОУ, осуществляется во всех видах детской деятельности: на занятиях, праздниках и развлечениях, экскурсиях, на прогулках, в играх, в быту — так как необходимо воспитывать в ребенке не только патриотические чувства, но и формировать его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

      Педагоги нашей группы создают все условия для успешного воспитания патриотических чувств воспитанников. В группе оформлен уголок на патриотическую тему. Дети узнают на фотографиях президента нашей страны, флаг нашей Родины, знакомятся с поселком, некоторые знают названия улиц, на которых живут, названия поселка, района и областного центра.

Слайд 14. Дошкольников знакомим с традициями нашей страны и нашего народа, народными промыслами, народными сказками, героями. Воспитываем в детях уважительное отношение к народу России в целом, своим соотечественникам и согражданам, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности. 

Слайд 15. В нашем саду ведется работа по воспитанию любви к родной природе, природе России. Рассказываем детям о единстве природы и людей, о бережном ответственном отношении к природе.

Каждый день ребенка в детском саду наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Слайд 16. Следующим направлением реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является формирование навыков безопасного поведения в быту, социуме, в природе.

 Данная работа в нашей группе проводится через:

• организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;

• совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;

• свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.

 Основным содержанием образовательной деятельности в нашей группе по формированию у детей навыков безопасного поведения в рамках реализации ФГОС является разработка проектов, таких как, «дорожная грамота»«мое здоровье»«безопасность в помещении»«безопасность и природа»«общение с незнакомыми людьми».

Основная цель которых – расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе, от умения предвидеть и избежать возможную опасность).

«Одно из важных правил, которое усваивают дети в процессе такой работы – как вести себя в экстремальных ситуациях (при пожаре; во время грозы или града; при угрозе похищения незнакомцем; в ситуациях «один дома»).»

Слайд 17. Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. 

Ценность – труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию его нравственной стороны.

Мы стараемся воспитывать у детей бережливость, желание приносить людям пользу и предоставлять самостоятельность в выполнении работы

Весь процесс воспитания детей в группе организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Слайд 18. Виды труда вы видите на экране.

Слайд 19. Труд по самообслуживанию. Этот труд помогает малышам быть более самостоятельными, независимыми от взрослого. Дети стараются сами снимать и одевать одежду: колготки, штаны, носочки, обувь. Самостоятельно моют руки и вытираются полотенцем.

Слайд 20. Хозяйственно – бытовой труд дошкольников. Это труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети с большим желанием выставляют посуду на столы, раскладывают материал для занятий, убирают игрушки на место, собирают опавшие листья и мусор на участке.  

Слайд 21.Труд в природе. Это выращивание растений в уголке природы, в огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе.

Слайд 22. Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее). Дети конструируют на занятиях, в играх.

Слайд 23. Ознакомление с трудом взрослых. С детьми проводят всевозможные экскурсии: в столовую, в медкабинет, прачечную. Ведутся наблюдения за работой младшего воспитателя. В беседах детям рассказывается о разных профессиях, о том какую пользу они приносят людям. Читают художественную литературу о профессиях, например, Джани Родари «Чем пахнут ремесла», С. Михалков «А что у вас», К. Чуковский «Айболит» и т. д.

Слайд 24. Педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьей, вовлекая родителей в жизнь детского сада.

В группе используются разнообразные формы работы с родителями:

-участие в различных конкурсах;

-привлечение родителей к организации деятельности детей в ДОУ;

-дни открытых дверей для родителей;

-анкетирование родителей;

-консультации для родителей;

-родительские собрания;

-оформление родительских уголков, передвижных папок, выставок для родителей.

Планируя свою работу с родителями, мы отдаем предпочтение совместным мероприятиям, тем самым «разворачивая» семью в сторону ребенка. В группе стало традицией выпекать родителями сладости к проводам русской зимы на Масленицу, проводить совместные праздники такие как День семьи, Зимние забавы.

Слайд 25.  Заключение. И в завершении хотелось бы отметить, постоянная, непрерывная работа по всем 4-ем направлениям образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» способствует полноценному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность как самостоятельно, так и совместно принимать решения и следовать их выполнению.

Слайд 26. Список, используемой литературы:

1. Гаврилушкина, О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада [Текст] / О. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. – 2003. — №2. – С. 12-16.

2. Галигузова, В. Н. Актуальные проблемы в сфере образования детей раннего возраста [Текст] / В. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова // Психологическое образование и наука. – 2010. № 3. – С. 89-96.

3. Дубинина, Л. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений [Текст] / Л. Дубинина. Изд. Книголюб, 2006. – 176 с.

4. Википедия – свободная энциклопедия / ru.wikipedia.o

Слайд 27.  Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогические условия формирования социально-коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста в условиях ДОО»

Следуя ФГОС ДО, одним из основных  условий гармоничного развития ребёнка дошкольного возраста является развивающая предметно-пространственная среда. Предметно-пространственная развивающая среда в...

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

В современном обществе человек, испытывает потребность в общении и взаимодействии с другими, а для ребенка дошкольного возраста это является наиболее актуальным, ведь коммуникативные навыки – эт...

«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста» «Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Социально-коммуникативноеразвитие детей дошкольного возраста»«Задачи социально-коммуникативного развития  дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...