Игры по развитию фонематического слуха. Картотека.
учебно-методическое пособие по развитию речи (средняя группа)
Игры на развитие фонематического слуха, речевого внимания, речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппарата детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry.docx | 30.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры
на развитие фонематического слуха
детей дошкольного возраста
№ 1. Игра «Медвежата едят мёд»
Ход игры:
Логопед говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами от себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (Обязательный показ всех действий воспитателем.) 3–4 раза.
Потом логопед говорит: «Медвежата наелись.
Они облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю губу (показ)».
Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2–3 раза).
№ 2. Игра «Часы»
Цель:
Развивать речевой аппарат и речевое внимание детей.
Материал. Картинка больших и маленьких часов.
Ход игры:
Логопед. Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так»,как бьют часы: «Бом-бом…». Чтобы они ходили, нужно их завести: «Трик-трак…».
– Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5–6 раз).
– Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).
№ 3. Игра «Кто в домике живет?»
Цель.
Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. Картинки с изображением кошки, котенка, собаки, щенка; 4 кубика.
Ход игры:
Логопед (показывая картинку с изображением кошки).
-Кто это? (Ответы детей.)
Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу» (дети повторяют звукосочетание 3—4раза). Логопед (показывает картинку с изображением котенка.)
- А это кто? (Ответы детей.)
Котенок мяукает тихо (дети повторяют звукосочетание 3–4 раза).
Логопед (показывает картинку с изображением собаки.)
-Кто это? (Ответы детей.)
Собака лает громко: «Ав-ав» (дети повторяют звукосочетание 3–4 раза). Логопед (показывает картинку с изображением щенка.)
-А это кто? (Ответы детей.)
Щенок лает тихонечко (дети повторяют звукосочетание 3–4 раза).
– Пошли животные домой (картинки убираются за кубики).
-Отгадайте,кто в этом домике живет:
«Ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей.)
-Правильно, собака (показывает картинку).
-Как она лаяла? (Ответы детей.)
– Отгадайте,кто в этом домике живет:
«Мяу-мяу» (произносится тихо?
-Как котенок мяукал? (Ответы детей.)
Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках, и повторяют звукосочетания по несколько раз.
№ 4. Игра «Звенят колокольчики»
Цель.
Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.
Материал. Большой и маленький кружки любого цвета.
Ход игры
Логопед. Большой колокольчик (показывает большой кружок)звенит: «Дин, дин, дин». Маленький (показывает маленький кружок)звенит: «Динь, динь, динь» (дети повторяют звукосочетания).
Когда я покажу большой кружок, зазвенят большие колокольчики; когда покажу маленький кружок, зазвенят маленькие колокольчики.
Логопед показывает то большие (3 раза, то маленькие (3 раза) кружки (бессистемно).
№ 5. Игра «Барабаны»
Цель.
Развивать речевое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат детей.
Материал. Картинка большого и маленького барабана.
Ход игры
Логопед делит детей на две команды – большие и маленькие барабаны. Команды встают друг против друга.
Логопед. «Вы будете музыкантами, играющими на барабанах.»
-Большие барабаны стучат:
«Трам-там-там» (дети повторяют звукосочетания).
-Маленькие барабаны стучат:
«Трим-тим-тим (дети повторяют звукосочетания).
Логопед в произвольном порядке дает задания командам 6–8 раз.
Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
№ 6. Игра «Лошадки и поезд» (в кругу)
Цель.
Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.
Ход игры
Логопед. Когда скачут лошадки, то слышно: «Цок, цок, цок» (дети повторяют звукосочетание); когда едет поезд, колеса стучат: «Чок, чок, чок» (дети повторяют).
Поскакали лошадки… Лошадки отдыхают.
Поехал поезд, застучал колесами.
Поезд остановился.
№ 7. Игра «Большие и маленькие машины»
Цель.
Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.
Ход игры
Логопед делит детей на две команды – большие и маленькие машины.
Они встают друг против друга.
Логопед. Когда едут большие машины,колеса их громко шуршат: «Ш-ш-ш».
Они бибикают: «Бып-бып-бып» (дети повторяют звукосочетание 2–3 раза). Маленькие машины едут тихо,и колеса их шуршат тихо: «Ш-ш-ш».
Они бибикают: «Бип-бип-бип» (дети повторяют звукосочетание 2–3 раза).
По сигналу «Поехали большие машины» дети первой команды имитируют, как едут машины – крутят руль и бибикают.
Затем по сигналу «Поехали маленькие машины» задание выполняет вторая команда.
Игра повторяется 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра проводится вновь.
№ 8. Игра «Рыбки»
Цель.
Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Ход игры
Логопед. «Вы будете рыбками.»
-Рыбки плавают в реке и плещут хвостом: «Флю-флю-флю».
-Они ныряют глубоко за кормом.
-Когда ныряют большие рыбы, то слышно: «Плюх» (произносит громко).
-Когда ныряют маленькие рыбки, то слышно: «Плюх» (произносит тише).
Дети повторяют оба звукосочетания 2–3 раза.
Логопед. «Поплыли рыбки, хвостиком машут.»
(Дети говорят: «Флю-флю-флю».)
-Ныряют большие рыбы… маленькие рыбки. (Дети произносят «Плюх» то громко, то тихо.)
№ 9. Игра «Выполни задание» (в кругу)
Цель.
Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Ход игры
Логопед. Я буду читать стихотворение, а вы должны выполнять действия, о которых в нем говорится.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем (дети берутся за руки)
И бегаем кругом (3 раза).
Игра повторяется 3 раза.
№ 10. Игра «Будь внимательным»
Цель.
Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. Картинки с изображением взрослых животных и птиц – козы, овцы, петуха; их детенышей (у каждого ребенка по одной картинке детеныша).
Ход игры
Логопед. Это коза (показ картинки).
-Она громко кричит: «Ме-ме.» (дети повторяют звукосочетание).
-А это козлик – ее детеныш. Он кричит тихо (дети повторяют звукосочетание
-Это овца (показ картинки). Она блеет –кричит громко: «Бе-бе…» (дети повторяют звукосочетание).
-А ее детеныш – ягненок кричит тихо (дети повторяют 5–6 раз).
– А это кто? (Показ на картинку с изображением петуха.)
-Как он кричит? (Ответы детей).
-Он громко кричит: «Ку-ка-ре-ку!», всех будит (дети повторяю звукосочетание)
-У петуха и курицы есть детеныши.
-Как их зовут? (Ответы детей.)
-Как пищат цыплята? (Ответы детей.)
Картинки выставляются.
Логопед. (раздает детям картинки с изображением детенышей этих животных и птиц).
Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов,
травку щиплют, крошки ищут.
Чья мама или чей папа позовет детеныша, тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними.
Логопед воспроизводит крик животного или птицы.
Дети, у которых на картинках изображены их детеныши, произносят,например: «Я –ягненок: “Бе-бе-бе”», – и ставит картинку.
После того как будут поставлены все картинки, дети называют взрослого животного и его детеныша, птицу и ее детеныша.
№ 11. Игра «Забей гвоздик молоточком»
Цель.
Развивать фонематический слух, речевое внимание детей.
Ход игры
Логопед. Когда стучит большой молоток,то слышно: «Тук-тук-тук» (дети повторяют звукосочетание 5–6 раз).
Когда стучит маленький молоточек,то слышно: «Тюк-тюк-тюк» (дети повторяют звукосочетание 5–6 раз).
Давайте забьем гвоздь большим молотком.
Теперь забьем маленький гвоздик маленьким молоточком.
Закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит (без системы Логопед повторяет звукосочетания 4–5 раз, а дети говорят, какой молоток стучит).
№ 12. Игра «Лягушка и лягушата»
Цель.
Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат и речевое дыхание детей.
Ход игры
Логопед. Вы будете маленькими лягушатами, а я – мамой-лягушкой.
Лягушка по дорожке скачет,вытянув ножки: «Ква-ква-ква»,выходи-ка детвора: «Ква-ква-ква». (Дети имитируют, как скачут лягушата, и квакают.)
Сядьте, лягушата, отдохните (дети присаживаются на корточки).
– Наловила я много вкусных мошек.
-Откройте по шире ротики – я вас покормлю.
-Наелись лягушата, громко заквакали.
-Легли спать на листики.
-Проснулись и заквакали.
Дети выполняют указанные действия.
№ 13. Игра «Позови свою маму»
Цель.
Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат и речевое дыхание детей.
Материал. На каждого ребенка по одной картинке с изображением детенышей животных и птиц: цыпленка, щенка, котенка, поросенка, лягушонка, жеребенка, теленка, утенка, медвежонка, гусенка, птенчика.
У воспитателя соответствующий набор взрослых животных и птиц.
Ход игры
Логопед. Кто у тебя нарисован, Коля? (Цыпленок.)
Кто у цыпленка мама? (Курица.)
Позови, цыпленок, свою маму. («Пи-пи-пи».)
(Логопед имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.)
Такая же работа проводится со всеми детьми.
№14. Игра «Идут животные»
Цель.
Развивать голосовой и артикуляционный аппарат и речевое внимание детей.
Ход игры
Логопед делит детей на четыре группы – это слоны, медведи, поросята и ежики.
Логопед. Идут слоны, они топают очень громко (дети громко произносят звукосочетание «Топ-топ-топ», повторяют его 3–4 раза).
– Идут медведи, они топают по тише (дети повторяют звукосочетание 3–4 раза немного потише).
– Идут поросята, они топают еще тише.
– Идут ежики, они топают очень тихо.
– Пошли слоны (дети идут по группе, топают и громко произносят звукосочетание).
Такая же работа проводится с другими животными. Затем дети меняются ролями по своему выбору, и игра повторяется.
№15. Игра «Будь внимательным»
Цель.
Развивать голосовой и артикуляционный аппарат и речевое внимание детей.
Материал. Картинки с изображением куклы, мяча, пирамидки, машины, зайца, медведя, коровы, лошади, ежа; на каждого ребенка по синему и красному кружку.
Ход игры
Логопед. У меня разные картинки. Если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если я покажу игрушку, вы поднимете красный кружок и назовете игрушку.
Логопед показывает картинки (произвольно, а дети выполняют действия.
№ 16. Игра «Отгадай слово»
Цель.
Развивать речевое внимание и голосовой аппарат детей.
Материал. Картинки с изображением всех знакомых детям животных и их детенышей.
Ход игры
Логопед (выставляет картинки с изображением животных по количеству детей в группе).
-Я начну называть животное, а тот, кого попрошу, назовет его правильно.
-Я скажу: «Лоша…»,а вы должны сказать: «Лошадь» или «лошадка».
Логопед произносит слово без последнего слога или звука, дети называют слово целиком.
№ 17. Игра «Делай, как я»
Цель.
Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный и голосовой аппарат детей.
Материал.Игрушка: мишка
Ход игры
Логопед. Мишка хочет с вами поиграть – давать вам задания.
Мишка. Я косолапый, хожу вот так (показ). И вы походите так же (дети выполняют).
Я умею рычать: «Хр-хр-хр». И вы порычите…
Я люблю есть мед. Я ем его вот так (протягивает лапу и имитирует, что слизывает с нее мед). Ешьте мед…
Мед очень вкусный. Надо облизать губы вот так…
Надо облизать зубы вот так.Погладить животик и сказать: «Фу-у-у». Порычите погромче.
Логопед. Молодцы!
№ 18. Игра «Кто что делает»
Цель.
Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Ход игры
Взрослый начинает, ребенок продолжает и наоборот.
Начало может быть таким:
"Солнышко - светит, сияет, греет, а еще…."
"Чайник - свистит, кипит…"
"Машина - едет, гудит, светит…"
"Снег - идет, тает…"
"Кошка - бегает, ходит, пьет, спит…"
№ 19. Игра «Угадай, кто это?»
Цель.
Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Ход игры
Взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные, описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.
Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.
Например:
Серый, злой, зубастый, голодный. (волк)
Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц)
Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик)
Длинная, безногая, ядовитая. (змея)
Пушистая, рыжая, проворная, хитрая. (лиса)
Большой, неуклюжий, бурый, косолапый. (медведь)
№ 20. Игра «Больше, чем… Меньше, чем»
Цель.
Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Ход игры
"Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а вы называете предмет или животное (до трех, которое по размеру больше, чем я назвал. "
Например, муравей - коробок, слон - дом, мышка - кошка, карандаш - самовар. И так далее.
Или наоборот. Вы называете что-то, а ребенок подбирает предмет, который меньше названного.
№ 21. Игра «На чем играл зайка?»
Цель.
Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный и голосовой аппарат детей.
Материал.
Ширма, заяц, барабан, дудочка, молоточек, бубен и т. д.
Ход игры
Логопед показывает детям поочередно все музыкальные инструменты, показывает их звучание. Затем закрывает музыкальные инструменты ширмой и играет на каком-нибудь одном инструменте и просит детей отгадать – что звучало?
№ 22. Игра «Поиграем в сказку»
Цель.
Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный и голосовой аппарат детей.
Ход игры:
Детям предлагают вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просят отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Филипповна (голос средней высоты, или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочерёдно различным по высоте голосом.
Рекомендации: для проведения этой игры хорошо использовать кукол. Можно предложить детям сыграть сценку из сказки и, даже, поставить спектакль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические занятия и игры на развитие фонематического слуха
Данный материал содержит игры на развитие фонематического слуха у детей....
Картотека. Игры для развития фонематического слуха.
В картотеке собраны игры для развития фонематического слуха и представлены в виде карточек, с подробным описанием хода игры, целей и оборудования....
Игры на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия
Представлены игры и упражнения на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия...
Игры для игры для развития фонематического слуха
Речь идет о способности человека различать на слух звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного....
Консультация для педагогов на тему: «Речевые игры для развития фонематического слуха на занятиях по развитию речи»
У человека, с самого раннего детства, закладываются все личностные качества: вкусы, привычки, характер. И в становлении личности огромную роль играет речь.Речь – это сложная функция, и её развит...
КАРТОТЕКА "Игры по развитию фонематического слуха"
Картотека игр по развитию фонематического слуха....
Картотека «Игры для развития фонематического слуха у детей»
1. «Ушки - слушки»Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.Логопед показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предм...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Известно, что фонематический
Известно, что фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного.Уделяя внимание развитию фонематического слуха мы, педагоги, облегчим детям процесс освоения правильного произношения , а в дальнейшем - чтения и письма. Спасибо , Ирине Владимировне, за подборку игр, которые позволят продуктивно помочь детям избежать возможные трудности и предотвратить речевые нарушения. Обязательно использую в практике.