Картотека. Игры для развития фонематического слуха.
методическая разработка по логопедии по теме
В картотеке собраны игры для развития фонематического слуха и представлены в виде карточек, с подробным описанием хода игры, целей и оборудования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka._razvitie_fonematicheskogo_vospriyatiya.docx | 20.85 КБ |
Предварительный просмотр:
“Пишущая машинка” Цели игры: развитие активного внимания и фонематического анализа. Каждому играющему присваивается буква алфавита. Затем придумывается одно слово или фраза из двух-трех слов. По сигналу дети начинают печатать: первая “буква” слова встает и хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово будет напечатано, все дети хлопают в ладоши. | “Будь внимателен!” Цели игры: стимулировать слуховое внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы, развивать фонематический слух. Дети шагают под “Марш” С. Прокофьева. Затем на слово, начинающееся на один из дифференцируемых звуков (например, при отработке темы “Дифференциация [3]-[Ж]”, при слове “Зайчики”), произнесенном ведущим, дети должны начать прыгать, на слово Жуки” — замереть на месте, “Зина” — прыжки, “Жираф” — замерли на месте, и т.д. |
“Повтори за мной” Цель игры: развитие моторно-слуховой памяти. Дети стоят около стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные. Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре. | “Слушай и повторяй!” Цели игры: развитие фонематического слуха, умения регулировать и контролировать речевую деятельность. Логопед пишет на доске 2 слога с дифференцируемыми звуками, например: ЗА- и ЖА-. Один играющий должен предложить другому повторить произвольную последовательность из 3-6 повторяющихся слогов, например: ЗА-ЗА-ЖА-ЗА. Его “противник” должен эту последовательность в точности повторить, а задающий — оценить правильность. Судьей выступает логопед. При усложнении игры и слоги с дифференцируемыми согласными, и их последовательность задают сами играющие. |
“Услышишь — стой!” Цели игры: развитие слухового внимания, фонематического слуха, фонематического восприятия. Назначается запретный звук (например, [С]). Дети становятся в линейку лицом к логопеду на расстоянии 7-9 шагов. Логопед громко называет слова. На каждое слово играющие должны сделать шаг вперед, за исключением того случая, когда в слове есть звук С в любой позиции. В этом случае необходимо пропустить шаг. Проигрывают ученики, первые достигшие логопеда. Ниже приводим коллекцию развивающих игр, которые оказались наиболее эффективными в совместной работе логопеда и педагога-психолога. | “Что слышно?” Цель игры: развитие умения быстро сосредоточиваться. 1-й вариант. Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали. 2-й вариант. По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что где происходило |
“Канон” Цель игры: развитие волевого внимания. Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. Услышав первую команду, поднимает правую руку вверх первый ребенок, на вторую — второй и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередную команду начинают поднимать в том же порядке левую руку. Подняв левую руку, дети также под команду по очереди опускают руки вниз. | «Четвертый лишний» |
«Зашифрованные слова» | «Королевство кривых зеркал» |
«Спортсмены» | «Выдели слово» Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком. |
« Какой звук есть во всех словах?» Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах. | «Подумай, не торопись» Предложите детям несколько заданий на сообразительность : |
«Поймай звук» Предложите ребенку хлопать в ладоши (или топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх, приседать и т.д.), когда он услышит слово, в котором есть заданный звук. | «Назови первый звук» Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз, Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица …). |
«Зоркий глаз» Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук. | Что лишнее? Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог. |
Сложи звук
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр для развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи
Картотека игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста...
картотека игр на развитию фонематического слуха
средняя группа...
Алексеева Елена Михайловна учитель-логопед МДОУ детский сад №16 «Ягодка» ЯМР. Картотека упражнений на развитие фонематического слуха дошкольников.
В картотеке подобраны и описаны 53 игры на развитие фонематического слуха....
Игры на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия
Представлены игры и упражнения на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия...
КАРТОТЕКА "Игры по развитию фонематического слуха"
Картотека игр по развитию фонематического слуха....
Игры по развитию фонематического слуха. Картотека.
Игры на развитие фонематического слуха, речевого внимания, речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппарата детей....
Картотека «Игры для развития фонематического слуха у детей»
1. «Ушки - слушки»Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.Логопед показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предм...