"Давайте учить детей отгадывать загадки!".
статья по развитию речи
Статья для педагогов о загадках, о её роли в воспитании детей. Как правильно выбрать загадку по возрасту, как обучить детей отгадывать загадку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
davayte_uchit_detey_otgadyvat_zagadki.docx | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Загадка и её роль в воспитании детей
«Загадка доставляет уму ребёнка полезное упражнение»
Ушинский К.Д.
Что такое загадка?
Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предлагаемого (скрытого) вопроса.
Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др.
Загадки разнообразны не только по тематике, но и по содержанию. Об одном
и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая
из которых характеризует его со своей стороны. Например, в загадке про зайца:
- Серый зверёк через кочки скок!
Лёгкие ножки и хвоста немножко
(говорится о внешнем виде)
- По полю скачет – ушки прячет,
встанет столбом – ушки торчком.
(о характере его движения)
- Зимой беленький, летом серенький.
(о защитной способности)
Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления у детей. Разгадывание загадок является для ребёнка своеобразной гимнастикой, которая тренирует его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.
Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс,
и результат этого своеобразного умственного состязания.
Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть значения слов. Это не просто развлечение и игра, а важное средство в обучении и развитии умения доказывать и правильно выражать свою мысль.
Грамматическое и лексическое разнообразие загадок помогает детям осваивать строй русской речи в её многогранных проявлениях. Загадка не просто «скользит»
в речевой сфере, - она приковывает к себе внимание ребёнка, заставляет
его сосредоточиться на языковой форме, вдуматься в неё. Загадка заставляет ребёнка анализировать её языковую структуру, учит открывать «секреты» этой структуры, позволяет запоминать слова и формы слов, словосочетания, устойчивые обороты, осваивать лексическую сочетаемость.
Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе
с детьми. Обращаясь к ней, нужно уметь видеть её мудрую педагогическую глубину и эстетическую привлекательность.
Принципы отбора загадок
Важным требованием, является их доступность. Основа для отгадывания загадок – достаточно полные представления о предметах и явлениях, поэтому при отборе загадок педагог должен учитывать опыт детей. Также исходить из мыслительно-речевой природы загадки: учитывать степень трудности логической задачи, характер умственной операции, которую предстоит совершить ребёнку, сложность художественного образа и особенности речевой формы загадки.
Нельзя не учитывать и особенности понимания загадки ребёнком, и характер возможных затруднений при отгадывании.
Доступность загадки зависит от полноты и точности характеристики предмета или явления. Чем больше определительных признаков указано в загадке, тем они конкретнее, точнее, тем она проще.
Приступая к отбору загадок для работы с детьми того или иного возраста, необходимо прежде всего определять доступность их содержания, учитывать полноту, конкретность, точность характеристик, сложность художественного образа, язык загадки, а также опыт ребёнка, его знания.
Загадки для малышей:
Отбирая загадки для детей младшего возраста, необходимо учитывать психологические особенности ребёнка. Для них характерна общая эмоциональная восприимчивость. Они живо реагируют на предметы, которые вызывают у них положительные эмоции. Эти предметы возбуждают у детей особый интерес
и внимание; с ними ребёнок чаще встречается и играет, он рано начинает выделять
и называть отдельные части этих предметов, воспринимать и различать их качества
и свойства (форму, величину, цвет и др.)
В младшем возрасте у ребёнка активно развиваются внимание, память, которая становится наглядно-образной, формируется воображение, благодаря чему
на основе словесного описания малыш может создать образ предмета. Это позволяет использовать загадку в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Загадки для малышей не должны быть очень подробными, так как много признаков ребёнок не в состоянии запомнить и соотнести их между собой:
Беленькие пёрышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке?
(Петя-петушок)
Загадки для среднего дошкольного возраста:
Дети уже умеют выделять в предметах различные качества и свойства (форму, цвет, величину, материал, вкус, запах, назначение и др.), сравнивать предметы между собой.
Детям предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, одежде, питании, явлениях природы,
о средствах передвижения. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, загадка может выступать как рассказ о предмете:
Ходит по двору будильник,
Разгребает лапкой сор,
Расправляет с шумом крылья
И садится на забор.
(Петух)
Загадки для старших дошкольников:
Дети знакомятся с живой и неживой природой, ведут наблюдения за животными, птицами, насекомыми, их повадками, образом жизни. Продолжается развитие мыслительной деятельности: точнее протекают процессы анализа
и синтеза, дети овладевают операциями сравнения, сопоставления, обобщения, могут самостоятельно делать выводы, умозаключения. Учитывая это, используют загадки разнообразной тематики: о животных, птицах, рыбах, насекомых, растениях, явлениях природы и их закономерностях, предметах обихода и орудия труда, средствах передвижения, связи и информации, о спорте, человеке, книге. Например:
Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит.
(Петух)
Таким образом при отборе загадок для детей дошкольного возраста необходимо учитывать:
- соответствие тематики загадок воспитательно-образовательным задачам
и жизненному опыту детей;
- полноту и конкретность характеристики;
- доступность языка и степень сложности художественного образа;
- тип логической задачи и характер мыслительной операции при отгадывании.
Условия отгадывания
Обучение детей умению отгадывать загадки требует терпения. Взрослому прежде всего не следует торопиться с ответом. Не надо также рассчитывать только на природную сообразительность ребёнка. Детей следует учить сознательно отгадывать загадки: понимать их содержание, находить пути решения логической задачи, знакомить с приёмами отгадывания, а также учить объяснять и доказывать правильность отгадки.
Обучение детей умению отгадывать загадки начинают не с их загадывания, а
с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении.
Главным условием, обеспечивающим правильное понимание загадок
и правильное их отгадывание, является предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдёт речь в загадке.
Наблюдения, систематически проводимые в окружающей жизни и природе, лежат в основе работы по обучению детей умению отгадывать загадки. Эти наблюдения дают детям новые и новые знания, а сам процесс отгадывания становится как бы итогом в накоплении знаний. Наблюдая различные группы предметов и явлений, ребята учатся выделять существенные признаки, связи, зависимости; знакомясь с различными предметами, созданными руками человека, отмечают особенности внешнего вида, материалы, из которых они сделаны, назначение, способ использования предметов. Получая сведения о транспорте, дети определяют характерные признаки внешнего вида (у автомобиля – колёса, кабина, кузов, фары и др.), характер движения (автомобиль едет по дороге, поезд
по рельсам, теплоход плывёт по воде, самолёт летит по воздуху), звучание (самолёт гудит, мотоцикл трещит), назначение (транспорт служит для перевозки людей, грузов). Знания, приобретённые детьми во время таких наблюдений, являются основой для отгадывания различных загадок о транспорте:
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(Автомобиль)
Что за птица:
Песен не поёт,
Гнезда не вьёт,
Людей и груз везёт?
(Самолёт)
Наряду с наблюдениями и опытами знания о признаках и свойствах предметов дети получают и закрепляют на занятиях и в дидактических играх.
Таким образом, фактические знания об окружающем мире, приобретённые детьми во время наблюдений, занятий, игр, трудовой деятельности, делают детей образованнее и, следовательно, подготавливают их к пониманию содержания загадок, их логической основы, что и облегчает отгадывание.
Приёмы отгадывания
Наряду с созданием условий, облегчающих отгадывание, следует учить детей правильно решать логическую задачу. Чтобы решение было безошибочным, надо знать логический механизм отгадывания, владеть соответствующими приёмами.
Чтобы отгадать загадку, нужно произнести следующие операции в такой последовательности:
выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. произвести анализ;
сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т.е. произвести синтез;
на основе соотнесённых признаков и выявленных связей сделать вывод (умозаключение), т.е. отгадать загадку.
Соблюдение каждого из этих этапов в указанной последовательности определяется тем, что без достаточного анализа (выделения всех указанных признаков) процесс синтеза (установления связей) может быть неполным, односторонним, а следовательно, вывод будет неточным или ошибочным.
Для успеха в отгадывании ничего нельзя пропускать в загадке: в ней важно всё, каждое слово. Пока загадка не разгадана, нельзя сказать, какой из приведённых признаков является наиболее важным, ведущим, типичным. Это можно понять только после того, как загадка отгадана, на основе сопоставления указанных признаков. Вот почему при отгадывании нужно исходить из того, что все признаки необходимы и одинаково значимы.
Способы доказательства отгадки
Чтобы побудить ребёнка к доказательству, взрослому следует выяснить, каким путём шёл ребёнок, отгадывая загадку: как догадался? Почему так решил? Объясни, как ты думал. Такие вопросы заставляют его рассуждать, объяснять, доказывать.
Чтобы построить доказательство, нужно выделить в загадке все признаки, обнаружить и установить между ними связи, сопоставить их с отгадкой. Процесс выявления связей, выстраивание их в систему и представляет собой само доказательство. Последовательность установления связей между основаниями (признаками) и отгадкой называется способом доказательства.
Способ доказательства – это не отдельное суждение, а логическая цепь связанных между собой суждений, приводящая к определённому выводу. Порядок связей должен быть найден самим отгадывающим. От последовательности установления связей и полноты их раскрытия зависит логичность и убедительность доказательства.
Существует два способа доказательства отгадок.
Первый способ:
Доказательство начинается с объявления тезиса (отгадки), после чего следует подтверждение его доводами, мотивами, аргументами (признаками). Это дедуктивный способ.
Второй способ:
Доказательство начинается с рассмотрения признаков и установления связей между ними, т.е. является рассуждением, а отгадка (вывод) – логическим итогом этого рассуждения. Это индуктивный способ.
В любом случае отгадывание загадок и объяснение вывода (доказательство) требует от ребёнка умения мыслить, рассуждать, творчески решать логическую задачу, находить убедительную форму выражения своих мыслей.
Когда дети овладевают различными способами доказательства, то и отгадывать загадки они будут легче и точнее, так как приобретут навык логического рассуждения. Тогда отгадывание будет основываться не на случайном совпадении,
а на чётком анализе материала загадки.
Список литературы:
Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. Пособие для воспитателя детского сада. 3 –е издание. – М., 2014. – 165с.
Капица Ф.С., Колядич Т.М. Русский детский фольклор: Учебное пособие
для студентов вузов/Под ред. Ф.С. Капица. – М., 2012. – 256с.
Круглов Ю.Г. Русские народные загадки. – М.. 2014, 240с.
Серова А.А., К.Д. Ушинский о роли русского языка в воспитании человека
// Знание. Понимание. Умение. – 2010. - № 4. – С.18
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема статьи:"Учим детей отгадывать загадки".
В данном материале указаны рекомендации правильного подбора загадок для детей младшего дошкольного возраста....
учить детей отгадывать загадки, закреплять знания о спорте, спортивных развлечениях, спортивных принадлежностях.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА -ДЕТСКИЙ САД №22 СТ.КАВКАЗСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН...
Учим детей отгадывать загадки
Загадка – это краткое описание предмета или явления часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.Главная особенность...
Учим детей отгадывать загадки
Загадка – это краткое описание предмета или явления часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.Главная особенность...
Статья "Учим детей отгадывать загадки"
Данный материал предназначен для воспитателей детских садов, занимающихся практической деятельностью. Статья раскрывает основные приемы отгадывания загадок и методику их использования пи ознакомлении ...
Консультация для воспитателей "Учите детей отгадывать загадки"
Перед современными педагогами ставится главная задача - воспитание творческой личности, а творчество, не приходит просто так, творчеству надо учиться. В.А. Сухомлинский призывал не у...
Учите детей отгадывать загадки. Игра-загадка «Лес» (для детей старшего дошкольного возраста)
Учить детей отгадывать загадки, закреплять навыки речи-доказательства, развивать навыки речи-описания....