Речевые мероприятия в детском саду, как часть программы Развития речи.
методическая разработка по развитию речи

Гусева Елена Борисовна

Развитие речи дошкольника не может проходить только на занятиях. Этого слишком мало. Необходимо выстроить весь день ребенка таким образом, что общение взрослых с детьми, проводимые мероприятия, способствовали решению задач речевого развития. Воспитатели могут использовать слова, описывающие ощущения, используемые для описания действий, предметов, а также употреблять менее распостраненные слова. Можно предложить детям такие темы для беседы, которые помогут сделать существующие знания более глубокими, а словарь более обширным. Воспитатели и педагоги могут подхватывать идею ребенка и предоставлять дополнительную информацию и необходимые слова, предлагать образец предложений и небольших рассказов на данную тему. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_meropriyatiya_v_detskom_sadu.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ,

КАК ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

      Одна из основных целей развития ребенка в детском саду «Школа Сотрудничества» - это формирование речи. Речь является важнейшей психической функцией. Она вступает во взаимодействие со всеми психическими процессами человека. Через проговаривание, через диалог ребенок проявляет способности к познанию, саморазвитию, формированию своей личности.

     Многие воспитатели и учителя прекрасно знают, когда ребенок вслух проговаривает решение задач, объясняет ход своих мыслей, выстраивает логику решения, планирует последовательность достижения какого-либо результата, то этот материал усваивается гораздо лучше. Повторение инструкции вслух, проговаривание ее частей и этапов решения задачи во многом определяет правильность этого решения. Диалог, познание, творческое развитие являются фундаментом развития речи дошкольников.

     Выстраивая работу по развитию речи дошкольников, мы не можем не обратить внимание на взаимосвязь мышления и речи, на этапы пути от мысли к слову, о которых говорил еще Л.С. Выготский в книге «Мышление и речь». Чтобы ребенок мог оформлять мысли в слова, необходимо не только развитие словаря, грамматического строя речи, но и развитие умения организовывать текст, выстраивать его структуру, создавать связный текст.

       В исследованиях Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой «Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход» мы видим подтверждение того, что развитие образного мышления и зрительно-пространственных функций ведет к совершенствованию глубинных уровней речемышления. В свою очередь «Речевые занятия оказывают закономерное консервирующее и фиксирующее воздействие на образный опыт, при этом развивают разнообразные (синонимические) средства его презентации в слове» Пережигина 1999, с.20

Основываясь на данных исследованиях, мы не просто реализуем программу по развитию речи в детском саду, но и выстраиваем систему общих мероприятий, с помощью которых дети могут получить опыт использования различных речевых технологий.

В других статьях, которые описывают опыт детского сада, я уже говорила о детских конференциях. Прежде, чем перейти к описательному рассказу, на них мы используем технологию Мнемокомнат. Данная работа позволяет соединить образы предметов, технику запоминания и затем перейти к описанию этих предметов по мнемосхемам.

Например, мы с детьми проводим конференцию «Птицы». До этого, вместе с воспитателем, они уже создали свою мнемокомнату: нарисовали совою группу, определили ее статические объекты, попробовали запоминать с ее помощью различные слова. Теперь этот навык мы используем как опыт на практической конференции. У ребят появляется возможность потренироваться. Нужно запомнить названия птиц. Сначала зимующих- клёст, сова, сорока, синица, дятел, голубь, ворона, воробей; потом переплётных - кукушка, ласточка, грач, журавль, скворец, аист. На этом задании вполне можно потренироваться использовать мнемокомнату.

Еще одно из мероприятий, которые можно проводить с целью развития речи дошкольников – это придумывание собственной сказки для того, чтобы рассказать ее малышам. Наши же самые маленькие дети слушают сказки старших ребят и рисуют их. Для создания сказки мы тоже используем различные приемы.

Например, сказочный марафон.  Однажды мы выкладывает перед ребятами множество предметных картинок. Они могут быть самые разные. Одновременно расширяется словарь. Дети выбирают те картинки, которые станут героями их сказки. Затем подбираются события, которые могут с ними произойти и размещаются в таблицу: встреча какого-либо сказочного предмета, волшебного героя, на пути оказался лес…. Далее осталось связать получившуюся схему в связную сказку. В такой сказке могут оказаться предметы, которые кажется совсем и связать нельзя. Но в сказках бывают самые удивительные события.

Достаточно результативные мероприятия  – Брифинг с журналистами и Говорю в микрофон с закрытыми глазами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи".

В данной статье раскрывается значение семьи в речевом развитий ребёнка и необходимость тесного сотрудничества с педагогами детского учреждения, которое посещает ребёнок....

Взаимодействие детского сада и семьи в развитии речи ребенка

Формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального  развития ребенка и дальнейшей его успешности в обществе....

Вариативной часть Программы: Развитие речи дошкольников. Подготовительная группа. Г.Я.Затулина;

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ...

Вариативной часть Программы: Развитие речи дошкольников. Подготовительная группа. Г.Я.Затулина;

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ...

Консультация "Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду – неотъемлемая часть всестороннего развития ребенка"

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду – неотъемлемая часть всестороннего развития ребенка...