Дидактический синквейн
консультация по развитию речи (младшая группа)

Шарагина Елена Анатольевна

Планирование по работе с дидактическим синквейном в младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_sinkveyn_v_mladshey_gruppe.docx16.05 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование по работе с дидактическим синквейном в младшей группе

                                       Воспитатель: Шарагина Елена Анатольевна

Планирование по работе с дидактическим синквейном в младшей группе начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

Знакомлю детей с понятиями

 1.«слово, обозначающее предмет»

2.«слово, обозначающее действие предмета», готовлю к последующей работе над предложением, дети называют действия (смотрит, плачет, улыбается, кричит)

3. «слово, обозначающее признак предмета», для распространения предложения определениями

 Учу  правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, одновременно знакомлю со схематическим изображением существительного, прилагательного, глагола («человечки»)

И «Что изображено на картинке» ( белочка скачет, девочка прыгает).

И «Отгадай» в-ль  называет несколько признаков к одному предмету (овальный, зеленый, твердый, хрустящий) дети называет предмет: это огурец

После того, как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и его действия (грамматическое знание слова),   подвожу  к понятию о предложении и начинаю  работу над структурой и грамматическим оформлением предложения.

1.        дети учатся составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры (подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежащее)

2.         простые нераспространенные предложения с однородными  сказуемыми.

3.         И «Какой?», «Какая?», «Какие?» введение  в предложение   определения, выраженного прилагательным

4.        И «Где зайка?», «Где белочка?» и т.п.  Дается понятие о коротких словах (предлогах), их употреблении в речи

5.        Введение в предложение дополнения, выраженного существительным в  дательном (заяц бежал по лесу) и творительном падежах (белка машет хвостом)

Лексические темы  служат темами синквейнов. Они могут быть посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам и др.

Для подготовки к составлению синквейнов необходимо начинать работу с обогащения словаря детей существительными, прилагательными, глаголами.

Игра «Один - много»

Цель: упражнять в согласовании существительных в единственном и множественном числе; актуализировать словарный запас по теме.

Материал: картинки по лексической теме

Ход игры: показывайте картинки и попросите назвать предметы

Один куст —.

Одна туча —.

Одна шишка —.

Один желудь —.

Одно дерево —.

Один гриб — и  т.д.

Игра «Один – много – ни одного»

Цель: упражнять в согласовании существительных в единственном и множественном числе, в родительном падеже ед. числе; актуализировать словарный запас по теме.

Материал: картинки по лексической теме

Ход игры: показывайте картинки и попросите назвать предметы

Одна туча — много туч, (воспитатель переворачивает картинки) - ни одной тучи и т.д.

     Игра «Какой – какая - какое»

Цель: упражнять в умении подбирать прилагательные к сущ.

1 вариант. Материал:  мяч

(Дети стоят полукругом, воспитатель кидает мяч и задает вопрос)

2 вариант. Материал: «чудесный» мешочек (корзинка, коробочка), предметы по лексической теме

(Воспитатель или ребенок достает предмет из мешочка, называет его и отвечает на вопрос какой? какая? какое?)

Игра «Что делает?»

Цель: упражнять в умении подбирать глаголы  к сущ.

Материал: картинки по лексической теме

Ход игры: показывайте картинки и попросите ответить на вопрос что делает?

Подведение к составлению синквейнов по лексической  теме (например: «Домашние животные»)

Цель: учить составлять  3 строчки синквейна

Материал: игрушки

3 строки синквейна «Кошка»

Кто? (кошка)

Какая? (белая, пушистая)

Что делает? (спит, мяукает, ест)

Синквейн «Собака»

Кто? (собака)

Какая? (большая, лохматая )

Что делает? (лает, бегает, играет)

Приложение:  Строение дидактического синквейна

Первая строка – тема синквейна или название предмета, одно слово, существительное или местоимение;                                                                                                         Вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы или предмета;                                                                               Третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;                                                                                                                     Четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;                                                                      Пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР

В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...

Дидактический синквейн

Использование инновационных педагогических технологийв условиях введения ФГОС дошкольного образования.«Дидактический Синквейн»Макарова Елена Васильевна, воспитательвысшей квалификационной категории МД...

Дидактический синквейн

Использование инновационных педагогических технологийв условиях введения ФГОС дошкольного образования.«Дидактический Синквейн»Макарова Елена Васильевна, воспитательвысшей квалификационной категории МД...

Методические рекомендации Использование технологии дидактического синквейна, в обучении детей рассказыванию

Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможности в познании окружающей действительности...

ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА В РАБОТУ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА

В статье описываетя опыт применения  инновационного  метода  развития речи ребенка – дидактический  синквейн. ...

Использование технологии дидактического синквейна в работе со старшими дошкольниками с ОНР

Разработка будет полезна всем педагогам, работающим в логопедических группах....

Инновационные технологии в работе учителя – логопеда. Дидактический синквейн.

Опыт работы с детьми, имеющими  речевые нарушения, показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности, связан...