Статья " Что такое мнемотехника?"
статья по развитию речи

Киселева Екатерина Сергеевна

Мнемотехника - как эффективный прием для развития памяти дошкольников.

Мнемотехника - как способ запоминать новую и сложную информацию при помощи связей и ассоциаций.

Основные методы и приемы мнемотехники.

Этапы работы с мнемотехникой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 20343_1590490519.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое мнемотехника?

Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймете.

Конфуций

     Каждый день, каждый час и каждую минуту ребёнок узнает что-то новое и значимое, поэтому важно уделять достаточно внимания развитию его памяти. Память, так же как и наши мышцы, необходимо тренировать.
Наиболее эффективным приемом для развития памяти дошкольников является  мнемотехника.
     Мнемотехника - это совокупность методов и приёмов для запоминания и воспроизведения дошкольниками информации, а также для развития их мышления и речи.

     Наш мозг устроен так, что не способен напрямую запоминать новую и сложную информацию. Для запоминания такой информации мозг использует связи и ассоциации. Мнемотехника позволяет создавать такие связи и облегчает процесс запоминания и воспроизведения.

      Мнемотехники для дошкольников очень эффективны, потому что именно  в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память  и запоминание носит в основном непроизвольный характер.

Поговорим об основных методах и приемах мнемотехник.

Первое:  большое внимание надо уделить развитию у дошкольников  зрительного, слухового. кинестетического (движение глаза, руки, голосового аппарата), обонятельного, вкусового, осязательного восприятия. Для тренировки этих чувств на занятиях можно  использовать разнообразные игры и  упражнения.

Например, игра «Что изменилось?», «Чего не стало?».

Второе: для формирования навыков запоминания любой информации  наиболее эффективны следующие методы:

  • Метод «крокирования» - использование чертежей, схем, набросков, зарисовок.   Также здесь используются мнемотаблицы и коллажи. Для детей средней и старшей группы можно использовать более легкие таблицы с рисунками, главное при составлении таблиц, чтоб рисунки были связаны между собой, т.к. дети, для запоминания таблиц должны составить рассказ или связать их по смыслу. Коллаж - это определенный формат картона или плотный лист бумаги, на который наклеиваются или рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры.  

Например, упражнение «Чтение письма по рисунку» - дети получают письмо -схему, которое они должны расшифровать.

  • метод, использующий образное мышление, этот способ основан на предположении о том, что существует люди, которые могут один раз посмотреть на такую таблицу, закрыть глаза (или перевести взгляд на однотонную поверхность) и считать информацию прямо из своего воображения. Информация может быть сохранена какое-то время мозгом, как фотография. Этот метод состоит из следующих этапов:

-Ребенок «переносится» в какую либо воображаемую ситуацию.

-Совершает в воображаемой ситуации «осмотр» пространства.

-Ребенок рассказывает о местонахождении различных объектов.

-«Возвращаясь» из воображаемой ситуации, ребенок все увиденное

зарисовывает.

  • метод ассоциативных цепочек. Слова связываются одно с другим в небольшой смешной рассказ или сказку. Причём связываются слова 1-ое со 2-м, 2-ое с 3-им и т.д. , не перескакивая. В такой игре дети быстро запоминают цепочку слов.
  • метод превращения или трансформации.  Этот метод развивает не только память, но и логическое мышление, т. к. основывается на умении устанавливать причинно-следственные связи. Слова, как бы вытекают одно из другого, между ними существует что то общее, то, что их связывает.

Например, игра «Логические цепочки» (туча – дождь – лужа – сапоги – тепло – лето – солнце – небо).

Третье :нужно научить детей управлять своим вниманием. Через игры, игровые упражнения, тренинги развиваем у детей произвольный вид внимания и такие его свойства, как устойчивость, распределение и переключение внимания.

Например,  «Найди отличия»,  «Лабиринты», «Найди и вычеркни».

   Мнемотехника строится по принципу от простого  к сложному. Её можно разделить на три этапа. 

I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами - работа с мнемоквадратами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.

Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.

 Например:  Ёжик (какой?)   - колючий

       На этом этапе работы можно проводить с детьми игры, например, «Подскажи словечко», «Найди пару»

II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов - работа с мнемодорожками.

Например, при описании предметов детям предлагаются символы  для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой и с пословицами.  

III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Спасибо за внимание!

Статью подготовила воспитатель ГБДОУ 22 Красногвардейского района Киселева Екатерина Сергеевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Что такое музыкальность?"

От природы музыкальны все!Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребёнок, как он сможет распорядиться своим природным даром.Ведь о...

Статья "Что такое детский сад?"

Статья "Что такое детский сад?"У некоторых родителей нет возможности оставаться со своими детьми целый день, и они должны подыскать им дошкольное заведение. Даже если вы можете быть дома, дошкольное у...

СТАТЬЯ «ЧТО ТАКОЕ АДАПТАЦИЯ И КАК ПОМОЧЬ МАЛЫШУ АДАПТИРОВАТЬСЯ В ДЕТСКОМ САДУ».

Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняются де...

Статья "Что такое мелкая моторика"

Почему одни дети говорят гораздо хуже? Какова причина того, что одни пишут в тетрадках ровные красивые буквы, а у других получаются каракули?...

Статья. ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО...

ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО......