Интерактивная игра в «Страну Грамоты»
методическая разработка по развитию речи
Предварительный просмотр:
Интерактивная игра в «Страну Грамоты»
Цель:
Тренировать дифференцирование звуков по твёрдости-мягкости; упражнять в звуковом анализе слова; упражнять с словообразовании; развивать память, мышление, зрительное восприятие, мелкую моторику; воспитывать умение слушать воспитателя, выполнять поставленную задачу.
1. Организационный момент:
Приветствие
-Дети заходят в группу и видят, что на столе стоит портфель.
- Воспитатель: Ребята посмотрите, что это? Это кто то из вас принес ? А может гости принесли ? Спросите у гостей ? (ответы детей)
- Ребята, а как вы думаете чей он? Кто же его мог здесь оставить? (ответы детей)
- Ребята, а для чего нужен портфель? (ответы детей)
А когда он вам понадобиться ?
- А для чего? (ответы детей – класть школьные принадлежности: пенал, ручка и т.д.).
- Что же нам с этим портфелем делать?( ответы детей)
Открываем портфель.
Звучит аудиозапись .
Голосовое письмо от Феи Грамоты.
Здравствуйте дорогие ребята, я Фея Грамоты. Я слышала . что вы готовитесь к школе и послала вам портфель с пятью волшебными буквами. Но случилось непредвиденное, Ветер-Шалунишка разбросал все буквы по моей стране. Если вы хотите узнать, что было в портфеле, вам придётся постараться. Желаю вам удачи!
- Воспитатель: Вам интересно, что же в нём лежало? И мне то же. Как нам это узнать ? ( ответы детей ) Согласна, надо отправиться в Страну Грамоты. Но как же туда попасть ? (ответы детей) Точно ,надо прочитать волшебное заклинание . Какое заклинание может быть в стране Грамоты ?( ответы детей). Ребята, нам поможет Алфавит.
На магнитной доске висит плакат с Алфавитом.
- Ребята, а кто знает, сколько русском языке букв? (ответы детей) Правильно, молодцы, в Алфавите 33 буквы. Если их выстроить в ряд, то получится АЛФАВИТ( проговариваем алфавит и попадаем в волшебную рощу)
- Дидактическая игра «Что такое звук?»
Раздается пение птиц (аудиозапись).
- Воспитатель: Ой, ребята, а куда это мы с вами попали? (ответы детей)
- Правильно, в рощу. Давайте осмотримся . А это что такое ? ( дети отвечаю , что это карточки для моделирования ) Наверно они здесь неслучайно. Как вы думаете для чего ?( ответы детей) Правильно , они.
- Воспитатель: Ребята прислушайтесь , вы узнали этот звук? (ответы детей)
- Правильно - это пение птиц.
- А как вы догадались, что это пение птиц? (ответы детей)
- Молодцы, мы его услышали.
- Найдите карточку соответствующую карточку. (На магнитную доску крепится карточка с изображением УХА)
- Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, а мы сейчас можем их увидеть? (ответы детей) Так какая карточка должна быть следующая ? ( дети выбирают карточку с изображением зачеркнутого ГЛАЗА.)
- Воспитатель: А мы можем потрогать этих птиц ? А почему? (ответы детей)
- Воспитатель показывает карточку с изображением руки . Дети находят ошибку .
-Найдите тогда правильную карточку ( зачеркнутая рука)
Воспитатель достаёт карточку с изображением зачеркнутого НОСА.
Воспитатель: А как вы думаете почему я взяла именно эту карточку ? (ответы детей) Мы их не нюхали .
Ребята . а теперь давайте помолчим и послушаем. Вы что нибудь слышали ? А почему ? ( все молчали не произносили звуков)Значит , что нужно сделать что бы услышать звук? ( произнести, проговорить -ответы детей ) значок РОТ
- Кто расскажет о звуке опираясь на значки. (звук нельзя увидеть, нельзя потрогать и нельзя почувствовать на запах. Звук , можно только услышать и проговорить ). .
- Воспитатель: А что мы с вами пишем , выкладываем из палочек , рисуем ? Правильно буквы. А кто из вас знает, чем буква отличается от звука? (ответы детей)
- Воспитатель: Правильно, ребята , букву мы видим и можем написать, а звук мы – слышим и произносим ).
На интерактивной доске появляются Кот и котенок.
- Ребята, посмотрите, а кто это? (ответы детей).
- Воспитатель: Точно, а я их знаю . Одного из них зовут Том , а маленького котенка Тим. Том и Тим любят петь песенки. Я буду произносить звуки песенок беззвучно, а вы их называть . Том любит петь : А-О-У-Ы. Кто споет песенку Тома ? А Тим - Я-Ё- Ю-И. Кто споет песенку Тима ?
- А из каких звуков состоит песенка Тома? Из каких Тима? ( ответы детей) Почему вы думаете , что эти звуки гласные( мы можем их петь, тянуть , они не встречают во рту преграду)
- Том предлагает нам поиграть с нашими пальчиками: превратитесь в кота, возьмите прищепки и повторяйте за мной.
Кусается сильно Том-глупышка.
Думает , что палец это мышка.
Но я же играю с тобой, малыш.
А будешь кусаться , скажу тебе «кыш».
- Как вы думаете, какой звук больше всего любят Том и Тим? Этот звук слышится в стуке вагонных колес , в стуке молотка, с этого звука начинаются имена наших гостей. Вы уже догадались? ( это звук Т) А что вы можете рассказать про звук Т, он какой (согласный твердый). Правильно звук Т согласный , твердый . Каким цветом мы его обозначаем (синим).
- А в имени котёнка, какой первый звук? Произнесите: Ть - какой это звук? (согласный мягкий) Мы его обозначаем - каким цветом? (зелёным)
Давайте поиграем. Я буду произносить слова, а вы будьте внимательны: если я произношу слова с твердым звуком Т, то вы хлопаете, а если с мягким звуком Ть , то вы топаете .
Танк, телефон , тюбик, торт , стол , такси, кисть , ствол , кот, телевизор , ракета, тополь, театр.
- Давайте вспомним, чем отличается звук Т от буквы Т? (ответы детей - букву пишем, а звук мы слышим). Правильно . Напишите букву Т?
- Ой оказывается это и была первая потерянная буква.
- Смотрите, мы опять куда-то попали.
- А что же тут произошло? (ответы детей)
- Правильно, ребята, здесь перепутались буквы.
- Что нам надо сделать, чтобы это исправить? (ответы детей – заменить буквы).
- Воспитатель показывает на интерактивной доске карточки - задания
ВОРОНА МОШКА ДОЧКА
БАРАН РОГА МАЙКА ЛУК
- Какие вы молодцы, ребята!
- А кто из вас знает, из чего состоят слова? (ответы детей – из слогов)
- Ребята, а мы сможем разделить эти слова на слоги? (ответы детей)
- А как можно определить, сколько слогов в слове? (ответы детей – сколько гласных, столько слогов)
- Молодцы!
- Скажите, ребята, сколько слогов в слове КОРОНА, КОШКА и т.д.( ответы детей)
А вот и следующая буква феи! Какая это буква?
Опять звучит волшебная музыка и мы опять куда-то попали.
Здесь нам опять нужно что-то исправлять?
- Что это? (ответы детей)
- Правильно – это ребусы?
- Ребята, а вы умеете разгадывать ребусы? (Да)
- Тогда давайте попробуем их разгадать, смотрим на доску и читаем.
4. Ребусы.
+ ЕТА =
КАБ + =
+ Б =
БА + =
Д + =
- Ребята, вы молодцы, все ребусы отгадали. И за это нам подарили ещё одну букву.( )
- Но что-то мои глазки , устали а ваши? . Давайте проведем для них физкультминутку.
Глазки видят все вокруг
Обведу я ими круг
Глазкам видеть все дано
Где окно , а где кино.
Обведу я ими круг
Погляжу на все вокруг.
- Смотрите ребята, мы подошли к реке. ЕЕ надо перейти .
- А как нам это можно сделать? (ответы детей)Мы можем ее переплыть? (ответы детей) Правильно не можем, так как вода холодная, лодки у нас тоже нет, что же нам делать? Как вы думаете? (ответы детей)
- Правильно, нам нужно построить мост и тогда мы сможем перебраться через реку. Но как это сделать? Из чего мы можем построить мост? (ответы детей)Да, мост строится из досок, но мы в волшебной стране Грамота и доски здесь необычные.
На столе разложены карточки - «доски» .
.
- Выберете по одной карточки. Вам нужно составить слово, написать и прочитать его, и только тогда, мы сможем построить мост .
- Ну что проверим как вы справились с заданием. (открываем слова на интерактивной доске)
- Пускай каждый из вас оценит свою работы: если нет ошибок нарисуйте себе зеленый квадратик, если одна ошибка – желтый, если неправильно - красный.
- Воспитатель: Молодцы, ребята! Мост построен.! И мы нашли еще одну букву.( ) Посчитаем буквы? Мы уже можем вернуться обратно в группу? Почему? ( нашли все пять букв)
А что там написано на указателе ? Куда он нас ведёт? Побежали ? –
Вот мы и группе. Что делаем ? ( открываем портфель)
- На доске по очереди появляются буква и слово, которое начинается с этой буквы.( 5 букв и 5 слов)
- Воспитатель просит прочитать эти слова
Ребята как вы думаете почему фея Грамота решила , что это очень важные слова для будущих первоклассников ?(ответы детей)
- Да это очень важные качества для того , чтобы хорошо учиться в школе. Я хочу попросить вас дома вместе с родителями подумать и написать какие качества еще вам понадобятся в школе . И мы это завтра обсудим.
Итог занятия:
Давайте вспомним, где мы сегодня побывали? Кто был у нас в гостях? А почему к нам приходили Том и Тим ?( в их именах были звуки , которые мы повторяли). А какие это были звуки? Какое задание вам было выполнять легко? Что было делать сложно? Что вам запомнилось больше всего? (ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивная игра по обучению грамоте "Найди правильный слог" (на звук Л)
Интерактивая игра по обучению грамоте в подготовительной группе....
Интерактивная игра по обучению грамоте "Найди правильный слог" (на звук Ш)
Интерактивная игра по обучению грамоте в подготовительной группе....
Интерактивная игра по обучению грамоте "Поймай звук Л"
Интерактивная игра на разитие фонематического восприятия "Поймай звук Л"...
Интерактивная игра по обучению грамоте для дошкольников.
Данную игру по обучению грамоте можно использовать воспитателям в работе с детьми старшего дошкольного возраста как индивидуально, так и на фронтальных занятиях....
Интерактивная игры по обучению грамоте
Интерактивные игры "Вставь пропущенную букву", "Звук [М] в начале" Автор : Махмутова Л.Ф....
Интерактивная игра по обучению грамоте
Данная интерактивная компьютерная дидактическая игра направлена на закрепление пройденного материала по обучению грамоте и предназначена для выполнения детьми совместно со взрослыми. В игре представле...
Интерактивная игра по обучению грамоте "Игры со Снеговиком".
Цель игры: развитие звуко-буквенного анализа и синтез, зрительно-пространственной ориентировки....