Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие на День рождения к зайчику»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: Закрепить знания детей о гласных и согласных (твердых и мягких) звуках, определении первого звука в слове.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe_puteshestvie_na_den_rozhdeniya_k_zaychiku.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по развитию речи в старшей группе
«Путешествие на День рождения к зайчику»
Подготовила Волынская И.Ю.
Цель: Закрепить знания детей о гласных и согласных (твердых и мягких) звуках, определении первого звука в слове.
Задачи:
- Совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках.
- Упражнять детей в подборе антонимов – слов с противоположным значением.
- Продолжить знакомство детей с многозначными словами.
- Упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний.
- Упражнять детей в суффиксальном образовании слов.
- Закрепить умение детей называть прилагательные и глаголы к существительным. Воспитывать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.
Материал: цветы красного, зеленого и синего цвета, вырезанные из бумаги; иллюстрации, обозначающие антонимы; предметные картинки; нарисованная схема на ватмане; сундучок; пригласительные открытки; посуда для чаепития; письмо, магнитофон, карта-схема.
Предварительная работа: заучивание пословиц; дидактические игры.
Ход занятия:
- Ребята, когда я утром пришла на работу, у нас на крылечке лежало вот это письмо. Я не стала его вскрывать без вас, думаю, что вам тоже это будет интересно. Давайте прочитаем вместе. (открываем письмо)
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я не забыл, как вы выручили меня из беды. У меня сегодня день рождения и я приглашаю вас всех на него. Пригласительные открытки я передал через сороку, она обещала их быстро доставить. Очень жду».
- Интересно, пригласить-то пригласили, а открыток нет.
Вот лежит какая-то карта, а на ней дорожки, ведущие к заячьей избушке. А сверху лежит записка от Сороки:
«Чтобы добраться до пригласительных открыток, нужно пройти все испытания, выполнить все задания, вообщем, хорошо потрудиться».
- Ребята, а больше всех у нас трудится язычок. Давайте покажем, чему он у нас научился. Повторяйте за мной чистоговорки:
Ла-ла-ла – белочка спала;
Ло-ло-ло – у сосны дупло;
Лу-лу-лу – дайте нам пилу;
ля-ля-ля – вот моя земля;
ли-ли-ли – мы козу пасли;
лю-лю-лю – я вас всех люблю.
- Ребята, да с такими успехами мы все преодолеем. Готовьтесь, берите с собой нарядную одежду, подарки - все же на день рождения идем.
1. Воспитатель: Вперед, в дорогу! Ой, посмотрите, мы вышли на полянку, какая она красивая: зеленая, вся в цветах. А цветы-то непростые, а почему-то только трех цветов: красные, синие да зеленые. Интересно, что могут означать эти цвета? Вы помните, что такие цвета обозначают на занятиях по обучению грамоте?
Дети: Это звуки: гласные, мягкие и твердые согласные.
В.: Ребята, придется взять по одному цветочку и назвать любой звук, который соответствует этой фишке.
Дети называют.
В.: А здесь кроме цветов еще что-то есть. Возьмите в руки картинки, назовите их и определите первый звук в этих словах.
Д.: Бабочка, птичка, стрекоза, кузнечик, жук, грибочек, листочек.
В. Вы прекрасно справились с первым заданием, значит, мы можем идти дальше.
2. В.: Посмотрите, кто-то сверху бросается шишками. Это кто может быть?
Д. Белка.
В. Давайте спросим у нее, по какой дороге нам идти дальше, их здесь две. Белочка говорит: «Если вы справитесь с моим трудным заданием, то я покажу вам нужную дорогу, иначе можете попасть к волку». А задание такое:
Дидактическая игра «Скажи по образцу»
Веселый –… весело Веселый - …веселье
Быстрый - …быстро Грустный - …грусть
Громкий - …громко Заботливый - …забота
Звонкий - …звонко Добрый - …доброта
Шумный - …шумно Злой - …зло
Дом - …домок Кот - …котик
Зуб - …зубок Нос – носик
Нос – носок Рот – ротик
Рот - …роток Лом – ломик
Глаз - …глазок Дом - …домик
Ком – …комок Зуб - …зубик
Веселый - …веселиться
Грустный – …грустить
Заботливый - …заботиться
Злой - …злиться
День – ночь
Сахар – соль
Чистота – грязь
Зима – лето
Потолок – пол
узкая – широкая /юбка/
длинное – короткое /платье/
сильный – слабый /спортсмен/
веселая – грустная /девочка/
высокий – низкий /человек/
Смеется – плачет /ребенок/
Лежит – сидит /человек/
Закрыть – открыть /книгу/
Взлетает – садится /самолет/
Надевает – снимает /свитер/
В.: Вот какие мы молодцы, опять выполнили задание, идем дальше.
3. В.: Посмотрите, какой густой, непроходимый лес. Даже страшно дальше идти. И помощи не у кого попросить. Ну, разве что, у нашей знакомой елочки, вон она, рядом стоит, с мухоморчиком разговаривает.
Ёлка: «Я помогу вам дальше пройти, если вы про мои иголочки что-нибудь интересное расскажете, а мухоморчику про его ножку».
В.: Конечно, знаем. Скажите, ребята, разве только у елки бывают иголки. А какие вы еще иголки знаете?
Д.: сосновые, еловые, швейные, медицинские. Есть иголки у ежа, дикобраза.
В.: А какие ножки вы знаете?
Д.: есть ножки у стола, стула, кресла. Есть у детей. А ещё есть куриная ножка.
В.: Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием, мне, кажется, они даже не ожидали, что вы знаете многозначные слова. Нужно идти дальше, а сил совсем нет, а вот и пенечек стоит, может, отдохнем?
Физминутка «Дикие животные»
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише
Притихнем, словно, в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать – не знал.
4. В.: Идем, ребята, дальше, сил у нас прибавилось, теперь нам ничего не страшно. Но вот, беда, впереди болото, через него опасно проходить, может оно нас засосать. Но что делать? А вот Лягушка сидит, давайте у нее спросим.
В.: Оказывается, она может перекинуть мостик, если мы выполним ее задание.
Дидактическая игра «Назови, чей предмет: мой, моя, мое?» (иллюстрации)
медведь лиса солнце
волк белка окно
лось сорока дерево
аист ворона яблоко
В.: Ребята, мы опять справились с заданием, лягушке придется перекинуть мостик. Идем дальше, уже недалеко находится заячий домик.
5. В.: Ребята, посмотрите, дерево огромное свалилось, преградило нам дорогу. А под ним что-то лежит. Оказывается, это сундучок, но он закрытый. Обычно, в таких сундучках прячут клады, может, там тоже клад. Давайте мы подберем слова, которые отвечали бы на вопросы: «Какой?» и «Что делает?», тогда он откроется, и мы увидим, что там находится. А подбирать слова мы будем к слову «Зайчик».
Дидактическая игра «Скажи, какой? Что делает?»
Зайчик (какой?) – маленький, трусливый, добрый, серый, вежливый, трудолюбивый, ласковый, заботливый, пушистый.
Зайчик (что делает?) – спит, прыгает, бегает, грызет, пляшет, радуется, прячется, дрожит, боится, убегает и т.д.
Настроение у зайчика (какое?) - радостное,веселое,счастливое.
А гости на дне рождения (что делают?)- веселятся, радуются, танцуют, играют, пьют чай, кушают, поздравляют и т.д.
В.: Ребята, я думаю, что зайчику очень приятно будет узнать, как хорошо мы про него рассказали. А теперь давайте посмотрим, что в сундучке. Да здесь пригласительные открытки для нас на день рождения зайчика. Значит, не обманула нас Сорока.
6. В.: Ребята, а как вы думаете, Зайчик уже накрыл стол к приходу гостей. Д.: Да!
В.: Интересно, куда Зайчик положит хлеб?
Как называется посуда для хлеба?
Д.: Хлебница.
В.: Для сахара?
Д.: Cахарница.
В.: Для конфет?
Д.: Конфетница.
В.: Для салата?
Д.: Салатница.
В.: Для салфеток?
Д.: Салфетница.
В.: Для масла?
Д.: Масленка.
В.: Для соли?
Д.: Солонка.
В.: Молодцы! Справились с очередной задачей. Надевайте свои наряды, мы идем на праздник с наилучшими пожеланиями, ведь мы так славно потрудились.
Ребята, а какие пословицы про труд мы знаем?
«Терпение и труд все перетрут»;
«За всякое дело берись умело»;
«Жизнь дана на добрые дела»;
«Какие труды, такие и плоды» и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие к зайчику на день рождения»
З.К.Р: Закрепить знания детей о гласных и согласных /твердых и мягких/ звуках, определении первого звука в слове.Совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках.Словарь: Уп...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к зайчику на день рождения»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Путешествие к зайчику на день рождения»...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к зайчику на день рождения»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к зайчику на день рождения»...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к зайчику на день рождения»
Программное содержание:З.К.Р: Закрепить знания детей о гласных и согласных /твердых и мягких/ звуках, определении первого звука в слове.Совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках.Словар...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к зайчику на день рождения»
Активизировать речь детей старшего возраста....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к зайчику на день рождения»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к зайчику на день рождения»...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Спешим на день рождения белочки»
- Закрепить знания детей о гласных и согласных /твердых и мягких/ звуках, определении первого звука в слове.-Совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках.- Упражнять детей в под...