Брошюра ПЕРЕСКАЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
учебно-методический материал по развитию речи

Пищулина (Гудкова) Светлана Сергеевна

Брошюра ПЕРЕСКАЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл broshyura_pereskaz_literaturnyh_proizvedeniy.docx14.85 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРЕСКАЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

ПЕРЕСКАЗ это осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память, воображение.

Е.И. Тихеева, А.М. Леушина, А.М . Бородич и другие авторы подчеркивают большое значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, развития их речи. 

ЗНАЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗА

Пересказ положительно влияет на связность детской речи. Дети усваивают образцы литературного языка, способы описания предметов и явлений, формируется  интерес к языку, развиваются их эстетические чувства, воспитывается выразительность речи.

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ПЕРЕСКАЗА

1. должны иметь  воспитательную

ценность,  обогащать  моральный

 опыт детей.

2. быть  доступными  по содержанию

3. быть доступными по объему

4. написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм,

 содержать разнообразные  и точные определения, сравнения, прямую речь

5. иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью

действий

ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕСКАЗАМ ДЕТЕЙ

1. Осмысленность (полное понимание текста)
2. Полнота передачи произведения (отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения)
3. Последовательность и связность пересказа
4. Использование словаря и оборотов авторского текста
5. Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз
6. Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения  во время пересказа

Подготовительная работа:

  1. Подготовка воспитателя:

а) выбор произведения с учетом речевых умений и навыков детей, воспитательных задач, времени проведения

б)  анализ произведения и работа над выразительностью исполнения

в)  отбор в тексте слов, непонятных детям, и приемов их объяснения.

2. Подготовка детей:

 а) обогащение детского опыта путем наблюдений, рассматривания картин, бесед (в соответствии с содержанием текста)

 б) объяснение незнакомых слов до чтения произведения

 в) рисование, лепка после первичного ознакомления с текстом.

ВИДЫ ПЕРЕСКАЗА

  • подробный (близкий к тексту)
  • краткий (сжатый)
  • выборочный
  • с перестройкой текста
  • с творческими дополнениями

СТРУКТУРА   ПЕРЕСКАЗА

1. Вводная часть

Цель: вызвать интерес к занятию, подготовить детей к восприятию текста.

Приемы: краткая вступительная беседа, показ картинки, напоминание о

наблюдениях, загадка

2. Первичное чтение  произведения.

Сообщение названия, автора, жанра.

Чтение без установки на запоминание

3. Беседа по содержанию произведения,

направленная на анализ и запоминание текста

4. Повторное чтение с установкой на

 последующий пересказ

5. Пересказы детей

6. Заключительная часть занятия.

 Приемы: драматизация произведения с помощью игрушек, настольного и теневого театра

НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Пересказ литературных произведений"

Презентация содержит основные теоретические аспекты данного вопроса, программные задачи по каждой возрастной группе, методы и приемы обучения детей пересказыванию литературных произведений в ДОУ....

Пересказ литературных произведений в детском саду.

О том, как я на своих занятиях по развитию речи учу детей правильности и последовательности литературных произведений....

Пересказ литературных произведений.

Рекомендации для воспитателей по пересказыванию литературных произведений....

обучение пересказу литературного произведения в младшем дошкольном возрасте

использование схем и моделей при обучении младших дошкольников пересказу...

Развитие связной речи в процессе обучения пересказу литературных произведений.

Материал для педагогов по работе над связной речью в процессе обучения пересказу литературных произведений...

Брошюра для воспитателей."Пересказ литературных произведений".

В брошюре изложены рекомендации по пересказу литературных произведений в детском саду....