Пересказ литературного произведения, как средство развития системы личностных смыслов ребёнка.
статья по теме

Титова Елена Александровна

Выступление на пед. совете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пересказ  литературного  произведения  как средство развития системы личностных смыслов ребёнка.

       Пересказ   -  это воспроизведение литературного произведения в устной речи.

       В  истории педагогики ценность пересказа   для становления и развития ребёнка признавались далеко не всегда.

       К.Д. Ушинский, считал, что пересказ литературного текста -  это механическое воспроизведение мыслей и чувств автора. Повторяя  чужие мысли, считал он, ребёнок тренирует память, но его мышление не получает должного развития.

       Е.И. Тихеева, считала, что пересказу должно быть отведено второстепенное место в развитие ребёнка. Её метод заключается в том, что ребёнку давался образец пересказа взрослого, так как он более точно мог  передать рассказ без изменения.

       В современной практике дошкольного  образования используются разные виды пересказа:

       - пересказ близко к тексту, творческий пересказ;

       - пересказ от лица литературного героя;

       - пересказ по  частям, по ролям.

       Какие виды пересказа предпочитают дети? Какой вид в большей степени способствует проявлению и развитию личностных  смыслов ребёнка? Для ответа на эти  вопросы были проведены экспериментальные    исследования.

       Эксперимент проводился в два этапа.

       На первом этапе предлагалось рассказать сказку игровому персонажу. Выбор произведения делали сами дети. Отмечалось, что несмотря ни на что, большая часть (72%) детей, выбирали хорошо знакомые произведения «Теремок»,  «Колобок»; (12%) «Царевна –лягушка», «Кот в сапогах», «Аленький цветочек», однако пересказ не удался, остальные дети пересказали содержание любимых мультфильмов. Анализ пересказов выявил     три типа формирования изложения:

        -  Большинство  детей  (60%)   даёт дословный пересказ хорошо известных сказок  -  это позволяет  удержать в памяти и механически воспроизвести текст. Педагогическое значение дословного пересказа определяется тем, что ребёнок сохраняет все  структурные композиции литературного текста. Стилевые особенности. Однако механическое воспроизведение не  позволяет ребёнку  к обобщению и установлению закономерностей в построение сюжета.

        -  Вторая по численности группа  (19%) даёт репродуктивный пересказ. Дети воспроизводят текст, сокращая сюжет.

Пример, «Колобок» - начинают пересказ дословно, потом сокращают. «После зайца встретил волка. Медведя  и тоже от них ушёл», сокращают песенку колобка «Я колобок, колобок от всех ушёл…» Факт сокращения свидетельствует о  том, что  детей старшего дошкольного возраста сюжеты не увлекают. Для  них более значимой становится интрига сюжета. Отсутствие интереса приводит к схематизации текста. И при дословном и при репродуктивном  воспроизведении текста наблюдается без эмоциональная монотонная речь. А по темповым характеристикам можно выделить две противоположные тенденции: или ребёнок быстро и схематично пересказывает текст или медленно с паузами и повторами.

        - Третью группу(5%) пересказов можно было охарактеризовать, как  продуктивные. Для них характерно построение собственной модели изложения, ребёнок воспроизводит замысел, а не слова сказки. Иногда в образе героя можно увидеть самого ребёнка, который выступает его прототипом. Ребёнок сокращает повторы, пропускает описание, но при этом подробно излагает мысли и переживания героя.

Пример. Жили-были дед и баба.  Дед захотел съесть чего-нибудь вкусненькое.  Испекла баба колобок, положила на окошко. Колобок лежал и думал: пойдука  я погуляю, если лежат на окне, то так ни кого не увижу, и тебя могут скушать и т.д.

       Данные первого этапа показали, что традиционная форма пересказа хорошо знакомого текста не вызывает особого интереса у детей. Поэтому тексты для пересказа должны соответствовать возрастным потребностям.

        Второй этап – Дети слушали рассказ Толстого «Лев и собачка», рисовали главных героев, отвечали на вопросы и пересказывали. Пересказ имеет насколько этапов.

1  Восприятие   литературного произведения – возникающие образы носят сугубо индивидуальный характер. Доказательством служит разнообразие детских рисунков  сделанных после прослушивания. Детям предлагается нарисовать собачку. Все были абсолютно разные, ни одной похожей.

2  Установление связей и зависимостей – обеспечивающие понимание идеи произведения. В зависимости от уровня и индивидуального опыта ребёнка она тоже у детей разная. Глубина понимания текста тоже разная.

3 Воспроизведение текста – На этом этапе творчество ребёнка проявляется в передаче собственного понимания смысла,  своего  эмоционального отношения к событию. Ребёнок самостоятельно конструирует текст. При восприятии одного и того же текста дети предлагают совершенно разные варианты пересказа.

Главной отличительной чертой детских пересказов является разная  степень проявления системы личностных смыслов ребёнка.

        Результат проведённого исследования позволяет сделать выводы о присутствии в детских пересказах личностного факта в виде общей способности к творчеству.

        Творчество ребёнка проявляется:

-  в построение собственной модели изложения, в которой изменения не искажаю замысел произведения;

- в использовании  наряду с авторами собственных   средств внутри текстовой связи;

- в осознанном и произвольном выборе оптимального варианта языковых средств;

- в интонационной и языковой выразительности речи.    

        Для развития системы личностных смыслов ребёнка посредством пересказа литературного произведения необходимо создать следующие условия:

Литературные тексты для пересказа должны отвечать возрастным потребностям        ребёнка.

Содержание текста для пересказа должно включать элементы конкретности.

Сюжет произведения должен быть событийно-интригующим, обеспечивающим эмоциональную насыщенность восприятия.

         Для полноценного эстетического восприятия и творческого воспроизведения художественного текста необходимо педагогическое сопровождение ребёнка, которое может быть направлено на:

- воспроизведение  личного опыта ребёнка, обогащение его личностных смыслов в соответствии с темой произведения.

- активизация образной, интеллектуальной и эмоциональной сфер ребёнка  в процессе восприятия произведения.

- эмоциональное взаимодействие с ребёнком для установления психологического комфорта ребёнка.

- оказание помощи в поисках творческой вербализации сложившегося нового опыта.

-  оказание помощи в поисках средств выразительности  при воспроизведении художественного текста.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Пересказ литературных произведений"

Презентация содержит основные теоретические аспекты данного вопроса, программные задачи по каждой возрастной группе, методы и приемы обучения детей пересказыванию литературных произведений в ДОУ....

Пересказ литературных произведений в детском саду.

О том, как я на своих занятиях по развитию речи учу детей правильности и последовательности литературных произведений....

Пересказ литературных произведений.

Рекомендации для воспитателей по пересказыванию литературных произведений....

обучение пересказу литературного произведения в младшем дошкольном возрасте

использование схем и моделей при обучении младших дошкольников пересказу...

Развитие связной речи в процессе обучения пересказу литературных произведений.

Материал для педагогов по работе над связной речью в процессе обучения пересказу литературных произведений...

Конспект занятия по обучению пересказу литературных произведений

Формировать навыки пересказа короткого текста с использованием графических схем...

Презентация «Пересказ литературных произведений детьми дошкольного возраста» для педсовета по теме: «Ребёнок и книга».

Презентация  «Пересказ литературных произведений детьми дошкольного возраста» для  педсовета по теме: «Ребёнок и книга». Главная задача педагога при знакомстве д...