Консультация для родителей "Формирование связной речи у дошкольников"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
По мере взросления ребенка, родители беспокоятся о развитии его творчества, мышления, и порой упускают, такую не менее важную деталь, как развитие связной речи. Но без специального обучения, дети дошкольного возраста не могут овладеть этим сложным видом речевой деятельности. Для этого существует масса творческих игр, о которых говорится в данной статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 22.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Формирование связной речи у дошкольников»
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что без специального обучения дети не могут овладеть этим сложным видом речевой деятельности. Каждый ребёнок может научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время, речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи.
Уважаемые родители, развивайте речевые навыки в свободном
общении с ребёнком, в творческих играх.
Используйте для этих занятий окружающие предметы. Когда вы вместе
с ребёнком рассматриваете какой-то объект, задавайте ему самые
разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего
сделан? Для чего необходим? «Какой он? Так, вы, побуждаете ребёнка называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.
Названия свойства предметов закрепляются и в словесных играх.
Спросите у ребёнка: «Что бывает широким?» - (шарф, дорога, река, улица, лента…) А что шире – ручеёк или река? Так дети учатся сравнивать, обобщать.
Такие вопросы, как например «Что бывает жёлтым? Круглым? Большим? Твёрдым? ит.д. помогут ребёнку освоить свойства предметов.
На развитие речи дошкольника, идущего в школу, огромное влияние оказывают сказки, стихи, другие художественные произведения. Чтение произведений обогащает ребёнка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов.
Научиться пересказывать помогает, так называемый, отражённый пересказ. ( например: взрослый начинает фразу: «Жили-были лиса …», а ребёнок её заканчивает: «и заяц», взрослый – «у лисы была избушка ледяная….», ребёнок: «а у зайчика лубяная» и т.д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам:
«Кого встретил зайчик?»(петуха), «Что сказал зайчик петушку?» и т.д. Когда ребёнок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом (сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, когда содержание захватывает их эмоционально). Постепенно подводите ребёнка к составлению рассказа по картинке. Побуждайте сначала с помощью ваших вопросов, а потом и самостоятельно, высказываться о том, что на ней изображено.
Предложите ребёнку один из примеров творческого задания.
«Вспоминаем случай».
Выберете с ребёнком какое – то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте, как можно больше деталей.
«Говорим по-разному».
Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную или смешную историю. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!
«Всегда под рукой».
Всем родителям знакомы ситуации, когда ребёнок трудно чем–то занять, -например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Всё, что нужно в таких случаях, чтобы в маминой сумочке нашлась обычная шариковая ручка. Нарисуйте на пальчиках ребёнка рожицы: одна улыбающаяся, другая - печальная, третья – удивлённая… Пусть на одной руке окажутся два персонажа, а на другой, допустим, три. Дошкольник может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.
«Рассказы по картинкам».
Хорошо, если вы сможете найти несколько картинок, связанных общим сюжетом, например, из любого детского журнала. Сначала смешайте эти картинки и предложите ребёнку восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребёнку трудно, помогите ему вопросами. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок – возьмите просто открытку. Спросите ребёнка, что на ней нарисовано, изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.
«Истории из жизни».
Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны.
«Мой репортаж».
Вы с ребёнком побывали в какой-то поездке только вдвоём, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своём путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Давайте ребёнку возможность самому выбрать, о чём рассказывать, без наводящих вопросов. А Вы, понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнёт фантазировать, не останавливайте. Речь дошкольника развивается независимо от того, какие события – реальные или вымышленные – им воспроизводятся.
«Спой по-другому».
Детям нравится петь о знакомых вещах – о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке. Выберете хорошо известную песню и предложите ребёнку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений – тоже не страшно. Рифмы не обязательны.
«Чем закончилось».
Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребёнка рассказать вам позже, что произойдёт дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего ребёнка!
Не секрет, что успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Умение рассказывать помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Помогите в освоении ребёнком
Уважаемые родители!
- Не жалейте своего свободного времени, играйте с детьми.
- При разговоре с ребёнком слушайте его внимательно, не перебивайте.
- Объясняйте задание просто и понятно.
- Развивайте любопытство и воображение, поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы.
- Поменьше критикуйте и поправляйте ребёнка. Замечания делайте с юмором.
- Искренне радуйтесь успехам детей, не скупитесь на награду. Похвала, поцелуй или рукопожатие – отличное поощрение.
Источники:
http://www.dou59.bel31.ru/file/294205.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Связная речь - как приоритетное направление в развитии дошкольника"
В консультации раскрывается значение связной речи в развитии дошкольника, даны некоторые рекомендации по работе в данном направлении, раскрыты основные методы и приёмы. Может быть по...
Консультация для воспитателей "Использование устного народного творчества в развитии связной речи детей-дошкольников"
Консультация на тему:«Использование устного народного творчества в развитии связной речи детей дошкольников» Воспитатель:Мачкалян...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ «Особенности развития связной речи у дошкольников»
Современное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Современное - значит начатое с первых же д...
Консультация: «Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи»(презентация)
Консультация "Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи"будет очень полезна педагогам и родителям!так как в ней собранно все самое главное ....
Консультация для родителей на тему «Театрализованные игры как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»
В консультации рассказывается о связной речи в современном мире,также представлены рекомендации для родителей по проведению театролизованных игр дома. Как с минимальными затратами совместно с ре...
Консультация для родителей: «Связная речь старших дошкольников»
Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений – это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных п...
Консультация для педагогов. Песочная терапия как средство развития связной речи у дошкольников с нарушениями речи.
Пескотерапия (sand – play) – игра с песком как способ развития речи ребёнка....