Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возрасти
статья по развитию речи (старшая группа)
Правильная речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_grammaticheskogo_stroya.docx | 22.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование дидактических игр и игровых упражнений в формировании грамматического строя речи детьми дошкольного возраста
ОД проводится в форме дидактических игр.
Задачи:
- Определить эффективность использования дидактической игры при работе над грамматическим строем речи дошкольников.
- Подобрать серию дидактических игр для целенаправленной планомерной работы над усвоением детьми грамматических категорий.
Во время ОД в старшей и подготовительной к школе группе предлагались следующие задания:
- Рассматривание картинок из альбома О. И. Соловьевой «Говори правильно» и ответы на вопросы: Кто это? Сколько их? (Утенок, утята, поросята, лисята, львята).
- Игра с картинками «Чего не стало?» (Чулок, носков, блюдец, апельсинов.)
- Упражнение с картинками «Докончи предложение»: Стоит много... (кресел); На вешалке много ... (полотенец); Висят детские ... (пальто).
- Словесное упражнение «Докончи предложение»: Лента длинная, а скакалка еще... (длиннее). Печенье сладкое, а мед ... (слаще). Мой букет красивый, а мамин ... (красивее). Одна девочка хочет петь, и все девочки ... (хотят).
- Рассматривание картинок: На чем играет девочка? (На пианино.) Что мама будет варить в кофейнике? (Кофе.) Что делают эти спортсмены? (Бегут.) А этот? (Бежит.)
- Игра с мишкой «в поручения»: Попросите мишку положить простыню. Мишка ... (положи простыню). Что делает мишка? (Кладет.) Что сделал мишка? (Положил.) Скажем мишке, чтобы он лег. Мишка, ... (ляг!). Попросим мишку нагибаться. Мишки, ниже, ниже ... (нагибайся). Что делает Мишка? (Нагибается) Сможет ли мишка поехать? Мишка, ... (поезжай!).
Для ОД выбирается только одна задача. Узкое содержание позволит сконцентрировать внимание детей на нужном материале. В работе над грамматикой важно дифференцировать различные формы, чтобы ребенок, сопоставив речевой материал, учился подмечать разницу в произношении, улавливать довольно тонкие отличия при изменении слов. Чтобы ребенок более внимательно следил по ходу упражнения за особенностями словообразования, наряду с трудной формой полезно использовать и более легкие, уже твердо усвоенные детьми.
Повторность материала. Для того чтобы дети постоянно употребляли правильные грамматические формы, необходимо выработать динамический стереотип, т. е. устойчивую систему условно рефлекторных связей в коре больших полушарий на различные грамматические явления, это возможно лишь при многократном повторении одних и тех же внешних воздействий (в данном случае слышимого слова в нужной грамматической форме и т. д.).
ОД по формированию словообразованию носят характер упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него. Проводиться занятия должны непринужденно, живо; воспитателю не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию. Для того чтобы вызвать наибольший интерес детей, можно в предлагаемые фразы включать имена присутствующих, попросить придумать предложения о себе.
Задания по грамматике должны быть непродолжительными, так как материал сложен. Игры и упражнения, как правило, занимают 5—10 минут, следовательно, составляют лишь часть занятия.
Основным прямым приемом обучения на занятиях является образец частей речи с помощью суффиксов, приставок и других средств. Дети учились 'вычленять части слова (приставки, корни, суффиксы, окончания), осмысливать их, оперировать ими.
Чтобы уточнить, какие профессии знают дети, проводятся игры «Знаешь ли ты профессии?» (упражнение в образовании существительных, обозначающих лиц по профессии), «Музей игрушек» (образование наименования профессии по роду деятельности), «Киоск открыток» (соотносить профессии спортсменов с их действиями).
Все вокруг нас трудятся. Часто название профессии (кем работает человек) очень похоже на его дела или его инструменты, машины: детей учит учитель, работает на кране крановщик. Если вам скажут, что делает человек, вы можете правильно назвать его профессию.
Чинит часы... (часовщик).
Дома строит... (строитель).
Чинит сапоги... (сапожник).
Проверяет билеты... (билетер).
Работает в библиотеке ... (библиотекарь). И т. д.
В игре «Кто он такой?» дети учились образовывать существительное от глагола.
Образец: если он за всех заступается, он заступник. Он много работает. Он... (работник). А когда часто дерется. Он... (драчун). Много-много говорит. Он... (говорун). И т. д.
В игре «И я тоже» дети образовывали с помощью суффиксов существительные женского рода: Он летчик — я тоже ... (летчица). Он плясун — я тоже ... (плясунья). Он умник — я тоже ... (умница). И т. д.
Дети учатся подбирать однокоренные слова -игры «Верблюд и верблюжонок», «Горшки» («слова родственники») (береза, березовый, подберезовик; лист, лиственный, листопад).
Одна из задач — научить детей разным способам образования степеней сравнения прилагательных. Сравнительная степень образуется при помощи суффиксов -ее—е-, -те- (синтетический способ) и при помощи слов более или правильной грамматической формы или предложения. Активными приемами обучения являются: объяснение, повторение; воспитатель может использовать в качестве вспомогательного приема пример правильной речи ребенка.
Если ошибка устойчива и ребенок «не слышит» правильной формы, полезно употребить сопряженную речь, а за ней отраженную.
Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому мы развивали речевой слух, обогащали детей знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарем, прежде всего мотивированными словами (образованными от других), а также словами всех частей речи, обогащали смысловую сторону грамматических средств.
В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться. Поэтому мы обращали внимание детей на способ образования слов при помощи суффиксов (учитель — учительница) или приставок (ехал — уехал — переехал — выехал); сформировали навыки образования слов по аналогии.
В старшем дошкольном возрасте знакомили детей с типичными способами словообразования.
Прежде всего, закрепляли полученные на предыдущих возрастных этапах такие грамматические навыки, как навыки образования наименований посуды и детенышей животных и птиц с помощью суффиксов (грачонок — грачата, снегирь — снегирята — один и много, но один птенчик — синичка, много — синички). Использовали также задания на объяснение значения слов: О чем говорит слово воробьишко?( Детеныш воробья, маленький шаловливый, а воробей большой.).
В основном использовали словесные игры и упражнения: «Магазин», «Зоопарк», «Угадай, чего не стало». Наименований детенышей закрепляли в процессе рассматривания картин из серии «Дикие и домашние животные» (корова с теленком, лошадь с жеребенком и др.).
Более сложная задача — образование названий профессий от разных менее (аналитический способ): чистый — чище — чистый.
Превосходная степень образуется путем прибавления к основе прилагательного суффиксов -ейш-, -айш- (синтетический способ) (высочайший, умнейший) и при помощи вспомогательных слов самый и наиболее (аналитический способ) (самый высокий, наиболее правильный).
Проводить небольшие по продолжительности упражнения (5 — 6 мин): -на образование прилагательных от основ существительных
Какое варенье из малины? (Малиновое.) ... из клубники? (Клубничное.) ... из смородины? (Смородиновое);
-на употребление суффиксов существительных мужского и женского рода: Занимается спортом ... (спортсмен). Играет в футбол ... (футболист). Катается на лыжах ... (лыжник). Катается на велосипеде ... (велосипедист). Хорошо прыгает... (прыгун);
-на образование притяжательных прилагательных в значение принадлежности):
В доме жила коза. Чей дом? (Козий.) В другом доме жил верблюд. Чей дом? (Верблюжий.) В этом доме хрюкает поросенок. Чей дом? (Поросячий.) Дружно в доме крякают утки. Чей дом? (Утиный.)
Учитывали растущее у ребенка осознание особенностей своей и чужой речи, особую чувствительность к языку, использовали вопросы проблемного характера.
Мясорубка. Для чего она нужна? Почему ее так назвали? (Рубит мясо).
Соковыжималка. Для чего она нужна? Почему ее так назвали? (выжимает сок.)
Применение различных видов дидактических игр и игровых упражнений помогло сделать работу более насыщенной и разнообразной, сохранить и даже повысить уровень познавательной активности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых упражнений при формировании грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
В статье рассмотрены особенности формирования грамматического строя речи у детей с ОНР. Даются конкретные методические рекомендации по использованию игровых упражнений при формировании грамматического...
Презентация опыта работы на тему: "Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III посредствам кинетического песка"
Презентация опыта работы по формированию грамматического строя речи посредствам кинетического песка....
Комплекс игр по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста
Комплекс игр по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста Грамматический строй речи – это система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, ...
Комплекс игр по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста
Картотека игр по формированию грамматического строя речи у старших дошкольников...
«Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»
Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с...
«Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»
Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с...