Наблюдаю действую называю
консультация по развитию речи (младшая группа)

С точки зрения логопеда появление глаголов в речи ребенка означает переход на новый этап. Прирост речи только за счет существительных означает часто (не во всех случаях), что ребенок освоил лишь называние предметов мира. Появление и расширение глагольного словаря означает, что ребенок понимает то, что происходит. А все происходит с помощью действий. Ребенок их видит, слышит их название от взрослых, пробует сам.
Сначала малыш понимает, что действие (глагол) принадлежит только конкретному предмету, потом схожему предмету. Потом понимает, что многим предметам/героям/ситуациям принадлежит одно и то же действие.
Для примера берем  разные ситуации со словом «стучать». Стучать молотком, стучать в дверь, стучать в барабан.
Ребенок играет с игрушкой, забивает шарики в дырочки молотком. Мама повторяет: стучи, стучи, вот так, шарик покатился.  Ого, какой ты сильный!
У ребенка образуется связь с ситуацией: я это делаю, мяч катится, мама радуется,  говорит «стучи», я хочу еще стучать, я понял, я молодец, я продолжаю.
Так повторяется много дней, много раз подряд.
Потом мама предлагает в игре «в домик» постучать в дверь кулачком и комментирует: «ой, кто-то стучит! Кто там? А, это мой малыш!»
У ребенка образуется связь между «стучи» и дверью, снова мама радовалась, мы играли, снова я молодец.
Так тоже повторяется много раз. Потом папа покупает барабан своему малышу. И показывает, как стучать по барабану, и тоже произносит то же слово «стучи». А когда папа понял, что барабан  - это громко и надоело, то уже говорит: «не стучи, прекрати».
И наш молодец, вспомнив слово "стучи" пробует стучать и в барабан, а потом пробует и слушаться папу, прекращая этл безобразие.
За столом и ложкой постучит в нетерпении, ожидая еду.  А мама скажет: ох, как громко ты стучишь!

Так постепенно ребенок осваивает значение слова.
Действия познаются через действия и их называние.
Лучше учить тем глаголам, которые актуальны для жизни конкретного ребенка, будут повторяться изо дня в день много раз.

Ребенок усвоил значение, и мы ожидаем, что в его речи появится это слово.
Как стимулировать употребление глагола ребенком?  В бытовом и игровом контекстах. Повторяя одни и те же действия день ото дня и сопровождая их словом, а также создавая ситуации, в которых ребенок будет вынужден командовать, давать инструкцию взрослым, сестрам, братьям или игрушкам.
Вариант 1: прием, который условно я называю «обмен ролями». Чаще для этого нужны 2 взрослых и 1 ребенок. Один взрослый остается на стороне ребенка и командует другим взрослым вместе с малышом, а тот исполняет команды. Постепенно второй взрослый становится не нужен, если ребенок стал слово произносить в собственной речи.

Вариант 2. В простой сюжетной игре персонаж выполняет команду, выраженную глаголом только в том случае, если ребенок ее произносит.  Например, у игрушечного котика в лапах барабан. Котик играет, если было слово (или жест).
Вариант 3. С условным названием «неправильное действие» или «нарушение обычного хода вещей». Основано на намеренном сбое программы, того, к чему привык ребенок.  Например, мы всегда играли, что игрушечные звери стучатся в дверь игрушечного домика, а тут раз – и они этого не сделали. Хорошо, если ребенок заметил (удивился, возмутился), тогда мы говорим игрушке вместе: эй, котик, надо стучаться, когда приходишь в гости!» и обращаемся к ребенку: «скажи котику, чтоб стучался!»

Глагол неразрывно связан с субъектом действия и умением вообще это делать (Петя, стучи! Это я  стучу, я умею стучать), с объектом и выбором объекта (стучи в дверь, стучать в дверь можно, а папе по голове не надо), с орудием действия (стучи молотком, стучи кулаком), с интенсивностью действия (стучи громко),  с продолжительностью (стучи еще, стучи долго), с прекращением действия (стучи- а теперь не стучи), с местом/источником звука (сосед стучит в соседней квартире молотком, а нам слышно). автор Дарья Иванченко

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдать законы развития ребенка и действовать в соответствии с ними!

Метод Монтессори нельзя отнести к конкретному времени или стране. Сегодня, когда ученые всего мира исследуют феномен жизни, многие ортодоксальные дисциплины эволюционировали и стали " науками жиз...

Отчет по проведению областной природоохранной кампании «Наблюдай! Изучай! Действуй!»

Отчет по проведению областной природоохранной кампании «Наблюдай! Изучай! Действуй!»...

Мастер-класс для воспитателей «Наблюдай! Изучай! Действуй!» »

Учитывая особенности детей раннего возраста, такие как: наглядно-действенное мышление; минимальный жизненный опыт, а так же то, что малыш может понять только то, что находится непосредственно перед ег...

Отчет о проведении природоохранной компании "Наблюдай! Изучай! Действуй!" в ср.гр. "Солнышко"

Отчет о проведенииприродоохранной кампании «Наблюдай! Изучай! Действуй!»  Название образовательной организации Ф.И.О. организатора (-ов) кампании,МБДОУ МО «Янтарный го...

Презентация Природоохранная кампания «Наблюдай! Изучай! Действуй!»

Привлечение внимания к проблеме охраны окружающей среды, изучение разнообразия растительного и животного мира....

Природоохранная кампания "Наблюдай, изучай, действуй"

Привлечение внимания к проблеме охраны окружающей среды, изучение разнообразия растительного и животного мира....

Наблюдай!Изучай!Действуй!

Природоохранная кампания «Наблюдай! Изучай! Действуй!» проводится с целью привлечения внимания к проблеме охраны окружающей среды, изучению разнообразия растительного и животног...