"Всероссийский день чтения"
материал по развитию речи (подготовительная группа)
Всероссийский день чтения — уникальный праздник, посвященный литературе и книге. Книги для человечества — то же, что память для человека. В них — наша история, в них — открытые истины, в них — накопленные знания и вековой опыт
Цель Всероссийского дня чтения — вернуть России звание самой читающей страны в мире. Впервые праздник стали отмечать в 2007 году, когда была принята Национальная программа чтения.
Всероссийский день чтения можно назвать уникальным праздником литературы и книги. Невозможно перечислить все книжные богатства, окружающие нас. Мы открываем переплёт, перелистываем страницы книги и происходит удивительное… Книга начинает говорить с нами своим, особым языком. Она переносит нас за тридевять земель, рассказывая истории, заставляет людей переживать, сочувствовать. Книга – это настоящее чудо. Она лежит всегда под рукой, и как преданный друг, готова в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, одобрить, рассказать об интересных событиях. Углубить интерес к книге, удовлетворить потребность в чтении – это одна из основных задач. Ведь читающий человек имеет большой объем памяти, быстрее анализирует информацию, обладает творческим воображением, ясно излагает свои мысли.
Ход мероприятия
Вступительная беседа
Здравствуйте, ребята! Сегодня в нашем городе проходит Единый день чтения «О тех, кого ты изменил, о том, как изменился сам».
Сегодня во всех городских и школьных библиотеках будут читать произведения писателей, которые учат нас поступать правильно, учат задумываться над своими поступками, о том, как ваши плохие или хорошие поступки влияют на других людей.
Я предлагаю вам познакомиться с Валентиной Осеевой. Эта известная детская писательница написала очень много интересных рассказов для детей, о детях, которые попадают в разные ситуации. И том, как правильно себя вести, что бы никого не обидеть. Валентина Осеева жила в очень тяжелые годы, когда шла война, и много детей оставалось без родителей. Именно таких детей собрала вокруг себя Валентина Александровна и создала для них коммуну, где ребята и занимались вместе, и работали, и читали рассказы, которые для них писала Валентина Осеева.
А сейчас давайте прочитаем рассказ «Синие листья»
У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
— Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:
— Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
— Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
— Мама-то позволила, а брата я не спросила.
— Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.
— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
— Я осторожненько, — говорит Лена.
— Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
— Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
— Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала. Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
— Ну, что ж ты? Бери!
— Не надо, — отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:
— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
— Карандаша зелёного нет.
— А почему же ты у своей подружки не взяла? Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
— Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:
— Надо так давать, чтобы можно было взять.
Вопросы:
- Ребята, скажите, чему учит нас этот рассказ?
Рассказ учит дружбе. А дружба строится на добром отношении друг к другу.
- Какой девочкой оказалась Катя?
Катя оказалась жадной девочкой. Но она не просто не дала Лене зеленый карандаш, хотя их у нее было два, но стала придумывать отговорки, а потом все же разрешила взять, но чтоб та не рисовала им много, не ломала, в рот не брала. Лена в итоге карандаш брать не стала, а нарисовала листья тем карандашом, какой у нее был - синим.
- Как повела себя Катя, когда учитель спросил у Лены, почему у неё листья синие?
Кате стало стыдно, когда учительница заметила рисунок Лены и спросила ее, почему она не взяла зеленый у подруги.
Основная, главная мысль рассказа заключается в словах учителя, которые и завершают этот рассказ: «Надо так давать, чтобы можно было взять»
Поэтому рассказ учит нас быть добрыми, вежливыми, сострадательными. А Катя ведь могла и сама предложить Лене карандаш.
А сейчас давайте прочитаем еще один рассказ – «Печенье»
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
— Дели по одному, — строго сказал Миша.
Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.
— Ровно? — спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки:
— Ровно… Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.
— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба…
Вопросы:
-Правильно ли поступили Миша и Вова?
- Как надо было поступить?
Они сидели за столом с бабушкой и мамой, но не обращали на близких никакого внимания. Мальчишки были увлечены дележом печенья, которое сначала лежало на одной общей тарелке. Миша и Вова принялись делить печенье между собой, а затем съели его всё. А ведь рядом сидели близкие люди – мама и бабушка, но мальчишки даже не подумали о том, что печенья им не досталось.
Давайте прочтем еще один рассказ – «Что легче?»
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл.
Идут домой — боятся:
— Попадёт нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
— Я скажу, — говорит первый, — будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.
— Я скажу, — говорит второй, — что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
— А я правду скажу, — говорит третий. — Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка- глядь, лесной сторож идёт.
— Нет, — говорит, — в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь — вдвое.
Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут — в гости идёт.
Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь — вдвое.
А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка, да и простила.
Вопросы:
-Кто главные герои этого рассказа? Три мальчика
-Что с ними случилось? Они загулялись в лесу и пришли домой поздно, позже, чем обещали.
-Как они решили сказать об этом своим родным? Два мальчика решили соврать, а третий решил сказать правду.
- Что же из этого получилось? О вранье двух мальчиков стало известно, их наказали вдвое сильнее – и за вранье, и за то, что поздно пришли. Третьего мальчика почти совсем не ругали.
- Какая главная мысль рассказа? Никогда не нужно врать, лучше сразу сказать правду, тогда не нужно будет ничего выдумывать. Ложь не приводит ни к чему хорошему.
А вот еще один очень интересный рассказ. Он называется «Хорошее»
Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.
И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Вот сидит он и думает:
«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»
А сестрёнка тут как тут:
— Погуляй со мной, Юра!
— Уходи, не мешай думать! Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»
А няня тут как тут:
— Убери посуду, Юрочка.
— Убери сама — некогда мне!
Покачала головой няня. А Юра опять думает:
«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»
А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет:
«Дай мне попить, Юра!»
— Пошёл вон! Не мешай думать!
Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:
— Что бы мне такое хорошее сделать? Погладила мама Юру по голове:
— Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.
Чему учит нас этот рассказ? (Ответы) Самое хорошее, доброе дело – это помощь всем окружающим. Не надо выдумывать какие-то особенные хорошие дела, надо только внимательно посмотреть вокруг и понять, кому и какая помощь нужна. Рассказ учит быть внимательным к людям и помогать тем, кто нуждается в помощи. Мечтать, конечно, интересно, но лучше почаще присматриваться к тому, что происходит в реальной жизни.
В рассказе «Хорошее» правильный совет дала мама Юре, по поводу того, какие хорошие дела надо сделать мальчику.
Давайте прочтем рассказ «Сыновья»
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:
— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая. А третья молчит.
— Что же ты просвоего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.
— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.
Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины.
А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
— Ну что? Каковы наши сыновья?
— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!
Вопросы:
Что о своих сыновьях говорили две первые женщины? (Ответы) Они их хвалили и очень гордились ими, что их сыновья очень хорошие
Что о своем сыне говорила третья женщина? (ответы) Она ничего не сказала, она не хвалилась.
Как поступили сыновья, когда увидели своих мам с тяжелыми ведрами воды? Первый сын кувыркался через голову, второй песню пел. А третий молча взял тяжелое ведро из рук своей мамы и понес его домой.
Какой сын оказался самым лучшим? (Ответы) Тот, который помог своей маме.
Какой человек самый хороший? (Ответы) Который не хвалится перед всеми своими уменьями, а просто, без хвастовства, помогает своим родным. Пускай он и петь, и кувыркаться красиво не умеет.
Заключение
- Ребята, произведения какого писателя мы сегодня читали?
Все рассказы Валентины Осеевой проникнуты огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам. Каждый из её коротких рассказов проникает в душу читателя, заставляет задуматься.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
15 января - Всероссийский день зимующих птиц. Этот день начали отмечать в России в память о замечательном писателе Е. Носове, в день его рождения.
Многие из нас, взрослых, из детства, наверное, помнят, как маленькими сидели зимой у окошка и наблюдали за птичками на кормушке. Зимой на улице, во дворе, в лесу ребёнка ожидае...
Всероссийский день семьи, любви и верности
Ежегодно 8 июля в нашей стране отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности. Символично, что впервые он отмечался в 2008 году, который был объявлен годом семьи....
Всероссийский день бега "Кросс Нации 2015"
Ко Всероссийскому дню бега , мы готовились основательно.Пригласили родителей и педагогов, вместе с детьми принять активное участие в забеге. Чтобы детям было интересно, я решила провести перед стартом...
7 апреля - Всероссийский День здоровья.
Представленный конспект – построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами.Цель: приобщение к ценностям здорового образа жизни.Основная образовательная область – физичес...
"7 апреля - всероссийский День Здоровья"
конспект занятий, посвященные Дню Здоровья...
"Всероссийский день чтения"
9 октября отмечается Всероссийский день чтения. Сегодня к ребятам пришла гостья "Бабушка-Ладушка", которая рассказала детям о книгах, и где они живут. Ребята узнали, что сказки пишут писател...
Всероссийский день чтения в старшей группе компенсирующей направленности «Колокольчик»
9 октября в честь Всероссийского дня чтения в наше групповой библиотеке была организована тематическая книжная выставка «Страна Доброты», на которой были представлены произведения В.А. Осе...