Рассказывание сказки "Теремок" по мнемотаблице
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Ястребова Вера Николаевна

Конспект занятие по развитию речи " Рассказывание сказки "Теремок" с опорой на мнемотаблицу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskazyvanie_skazki_teremok_srednyaya_gruppa.docx77.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассказывание сказки «Теремок»» (средняя группа)

Задачи:

  • Обучающие:
  • называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую таблицу;
  • активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку;
  • упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий;
  • закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности;
  • закреплять последовательность действий персонажей благодаря методу моделирования.
  • Развивающие:
  • продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;
  • умение соотносить звуковые символы с образами.
  • Воспитательные:
  • воспитывать доброе отношение к животным;
  • приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.

Наглядный материал:

  • мнемотаблицы (к сказке «Теремок», «Волк», «Заяц»);
  • персонажи настольного театра по сказке «Теремок»
  • на каждого ребёнка (лист бумаги; карандаши; круги разного цвета (маленький серый будет обозначать мышку, зелёный – лягушку, белый зайчика, оранжевый – лисичку, большой серый – волка, большой коричневый – медведя)).

Предварительная работа:

  • чтение сказки «Теремок»;
  • рассматривание и обсуждение символов диких (волк, заяц) и домашних животных (коза, корова) по мнемотаблицам;
  • показ педагогом сказки «Теремок» (настольный, объёмный, картонный театр);
  • пение песен про животных;
  • чтение стихотворений про животных;
  • дидактические игры «Кто в домике живёт», «Кто что ест», «Кто как кричит».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети сидят полукругом на стульчиках или на диванчиках. Педагог в центре, перед ними. Рядом стоит маленький столик и мольберт с магнитной доской. Раздаётся стук и появляются герои настольного театра (зайчик и волк).

Педагог. Здравствуйте ребятки!
Дети. Здравствуйте
Педагог. Ребята кто пришёл к нам в гости?
Дети. Зайчик и волк.
Педагог. Ребята, а как вы думаете заяц и волк это дикие или домашние животные?
Дети. Это дикие животные, потому что они живут в лесу
Педагог. Правильно, молодцы!
А давайте мы с вами расскажем про зайчика, какой он?

Рассказывание по мнемотаблице «Заяц» <Рисунок 1>.

 развернуть таблицу

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/594284/img2.jpg

(Рис.1)

Заяц

Заяц – это не домашнее животное, а дикое. Он живёт в лесу. У него четыре ноги. Тело покрыто зимой белой шерстью, а летом – серой. На голове два длинных уха. У зайца маленький хвостик. Мама – зайчиха своих детёнышей выкармливает молочком. Когда вырастет, заяц ест морковку, траву, капусту.

 развернуть таблицу

Педагог. Молодцы, зайчик живёт в лесу, любит кушать морковку и капусту. А кто попробует рассказать про волка, какой он? Иди … расскажи про волка.

Рассказывание по мнемотаблице «Волк» <Рисунок 2>.

 развернуть таблицу

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/594284/img4.jpg

(Рис.2)

Волк

Волк живёт в лесу. Он дикое животное. У него четыре ноги. Тело покрыто густой серой шерстью. Своих детёнышей волчица выкармливает молочком. Волк хищник, у него острые зубы.

 развернуть таблицу

Снова раздаётся стук, и появляются герои настольного театра (мышка, лягушка, лисичка и медведь). Здороваются с детьми.

Педагог. Ой, сколько у нас с вами сегодня гостей пришло!? Много!..
Ребята, а давайте вспомним где живёт мышка?
Дети. В норке,
Педагог. А лягушка?
Дети. На болоте.
Педагог. Зайчик живёт…
Дети. Под кустом.
Педагог. А лиса где живёт?
Дети. В норе.
Педагог. Как называется дом волка??
Дети. 
Педагог. Волк живёт в логове. Его дом называется логово. А как называется дом медведя?
Дети. Берлога.
Педагог. Правильно медведь живёт в берлоге. Вот какие вы молодцы, всё правильно рассказали. А кто скажет как называется сказка, в которой все эти звери жили дружно в одном домике?
Дети. «Теремок»
Педагог. Ребята, а какими словами обычно начинаются сказки?
Дети. Жили-были, однажды…
Педагог. А заканчиваются сказки какими словами?
Дети. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец, стали они жить-поживать да добра наживать…
Педагог. А с каких слов начинается сказка «Теремок?»
Дети. Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок…
Педагог. А давайте вспомним, какие в сказке у каждого зверька прозвища:

Мышка… (норушка),
Лягушка… (квакушка),
Зайчик… (побегайчик),
Лисичка… (сестричка),
Волк… (зубами щёлк),
Медведь…(косолапый).

Педагог. А теперь давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Зеркало», я буду вам показывать движения, а вы должны отгадать какого животного я изобразила и повторить движения за мной.

После игры дети садятся на свои места.

Педагог. Ребята, а теперь давайте вместе вспомним и расскажем сказку «Теремок».

Рассказывание сказки по мнемотаблице «Теремок» <Рисунок 3>.

 развернуть таблицу

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/594284/img6.jpg

(Рис.3)

Стоял в поле теремок. Мимо бежала мышка-норушка, стала она в теремке жить.
Затем прибежала в теремок лягушка-квакушка, за ней зайчик-побегайчик.
Затем прибежала лисичка-сестричка, волк – зубами щёлк, а потом пришёл медведь.
Теремок не выдержал, взял и развалился. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.

 развернуть таблицу

Педагог. Ребята, а теперь давайте поиграем в эту сказку. Сделаем свои теремки. Вот на листке у вас есть домик. Нарисуем двери, чтобы звери могли зайти. Кто пришёл первым?
Дети. Мышка.
Педагог. Мышка какая? Хвостатая, потому что у неё длинный хвостик. Лягушка громко квакает, у неё большой рот, как будто она всё время улыбается. Значит, она какая?
Дети. Весёлая.
Педагог показывает, как обозначить на рисунках каждого из персонажей <Рисунок 4>.

 развернуть таблицу

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/594284/img8.jpg

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/594284/img10.jpg

 развернуть таблицу

(Рис.4)

Если дети не устали, и у них сохранился интерес, педагог предлагает поиграть в сказку с помощью персонажей настольного театра. Дети разыгрывают диалоги. Занятие плавно переходит в творческую игру.

Список литературы:

1. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 96 с.
2. 
Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64 с.
3. 
Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для слушателей КПК воспитателей ДОУ РМ «Осень, осень в гости просим» (рассказывание по мнемотаблицам)

Цель мастер-класса. Учить педагогов ДОУ решать коррекционно-развивающие задачи через непосред...

Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц

Одна из важнейших задач, стоящих перед ребенком дошкольного возраста, - овладение полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе. Успешно выполнить эту "программу" самостоя...

Мнемотаблицы для обучения рассказыванию.

Мнемотаблицы помогают при обучении рассказыванию детей старшего дошкольного возраста. Могут быть испльзованы как педагогами так и родителями....

Использование мнемотаблиц при обучении детей рассказыванию.

Мнемотехника позволяет решить ряд задач: развивать у детей умение понимать и рассказывать знакомые сказки, обучать детей правильному звукопроизношению.Развивать у детей умственную активность, сообрази...

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе "Обучение рассказыванию по картине "Вот это снеговик!"" с использованием мнемотаблицы.

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе "Обучение рассказыванию по картине "Вот это снеговик!"" с использованием мнемотаблицы....

Консультация для педагогов «Обучение детей рассказыванию с использованием мнемотаблиц"

Главный инструмент нашего разума — это память. Память — это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для то...