Краткосрочный проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа».
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Основным принципом проекта является взаимосвязь задач, охватывающих разные стороны речевого развития ребёнка. Это и воспитание звуковой культуры речи, расширение и обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, развитие творческого рассказывания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rasskazyvanie_skazok_pri_pomoshchi_kart_proppa.docx | 33.81 КБ |
karty_proppa.pptx | 987.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «детский сад №4 «Радуга» (корпус «Ракета»)
ПРОЕКТ
«Рассказывание сказок с использованием карт Проппа».
Подготовила: Гредасова И.Н.
С.Поспелиха, 2019г.
Содержание:
- Пояснительная записка…………………………………………..3
- Актуальность……………………………………………………...3
- Цель проекта………………………………………………………4
- Задачи……………………………………………………………...4
- Предполагаемый результат………………………………………5
- Этапы работы……………………………………………………...5
- Подготовительный этап………………………………………… .5
- Основной этап……………………………………………………..5
- Заключительный этап…………………………………………….7
- Результативность………………………………………………….7
- Литература…………………………………………………………8
- Интернет ресурсы…………………………………………………8
Пояснительная записка.
Образовательный проект разработан с учётом возрастных особенностей среднего дошкольного возраста. Проект включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, описывает систему целей, задач и условий, подходов и принципов реализации содержания образовательного процесса. Проект построен на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлен на его всестороннее развитие, формирование общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. Основным принципом проекта является взаимосвязь задач, охватывающих разные стороны речевого развития ребёнка. Это и воспитание звуковой культуры речи, расширение и обогащение словаря, формирование грамматического строя речи. Среди всех видов связной речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения. Основные функции воображения - преобразование полученного опыта вследствие различных комбинаций пережитых впечатлений.
В возрасте 6 лет у дошкольников, помимо речевой готовности к словесному творчеству, формируются и определенные психологические предпосылки. Известный ученый А. В. Запорожец рассматривает воображение как психический процесс, имеющий в дошкольном возрасте наибольшую пластичность и легко поддающийся педагогическому воздействию, и отмечает важность планомерной, последовательной работы по переводу хаотично возникающих воображаемых образов в «зримую» для ребенка «новую продукцию».
Для обучения детей творческому рассказыванию, сочинению сказок я решила использовать карты Проппа.
Замечательный фольклорист В. Я. Пропп, изучая сказки, проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. Этих функций — 31, но, разумеется, не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, однако, не противоречат основному ходу сказки. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться, восстанавливая пропущенные события.
Основных, главных функций Пропп выделил 28. Для работы с детьми дошкольного возраста достаточно восьми.
Актуальность:
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления детей, освоения ими окружающего мира всё чаше прибегаем к использованию моделей, схем, мнемотаблиц и т. д. С помощью схем и мнемотаблиц педагог может научить дошкольника производить звуковой анализ слова, составить рассказы, читать, писать, отгадывать кроссворды и т. д. Научить детей анализировать синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии – это значит, в немалой степени готовить их к успешному обучению. Для этого используются различные модели, схемы, мнемотаблицы, знаки, символы. В процессе игры, рисования, конструирования и других видов деятельности происходит развитие знаковой функции сознания ребенка, он начинает овладевать построением особого вида знаков – наглядных пространственных моделей, в которых отображаются связи и отношения вещей. Модель – это система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы – оригинала. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы. Модель упрощает структуру оригинала, отвлекается от несущественного. Она служит обобщенным отражением явления.
Тип проекта: информационно – образовательный
Срок проекта: краткосрочный -2 недели.
Участники: воспитатель, воспитанники подготовительной 2 группы, родители, законные представители воспитанников.
Цель проекта – создать условия для овладения дошкольниками модельно-образными формами мышления, достигающими высокого уровня обобщенности и приводящими детей к пониманию существенных связей вещей, с помощью карт Проппа.
Задачи:
Обучающие:
- Закрепить знания о строении сказок, их характерных особенностях.
- Закрепить названия и назначение некоторых карт Проппа.
- Связная речь: учить связанно, последовательно и выразительно пересказывать сказку без пропусков и повторений с опорой на карту Проппа, используя слова и речевые обороты из текста.
- Звуковая культура речи: развивать артикуляционный аппарат (работа над сильным продолжительным выдохом), закреплять умение регулировать силу голоса.
Развивающие:
1. Развивать воображение, память, внимание и мышление детей.
2. Активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, анализировать).
3. Развивать творчество и фантазию детей.
Воспитательные:
1.Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.
2. Воспитывать любовь к сказкам.
3. Воспитывать человечность: способность переживать судьбу сказочных героев, как свою.
Предполагаемый результат:
Дети - научаться пересказывать сказки последовательно, близко к тексту с опорой на схемы модели (карточки Проппа) и научатся составлять свои.
Педагог -
1. Пополнение своего педагогического арсенала научно- обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с проектом;
2.Разработка методического материала по проекту «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа».
3.Создание единого воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации проекта.
Родители -
1.Проявление позиции активных участников и партнеров воспитательно-образовательного процесса.
Объект исследования: развитие связной речи дошкольников.
Предмет исследования: использование карт Проппа для развития связной речи дошкольников.
Место проведения: групповая комната.
Образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
Этапы работы над проектом:
I. Подготовительный этап:
1. Определение темы, цели, задач проекта и анализ проблемы.
2. Прогнозирование результата, составление плана работы.
3. Подбор методической литературы по теме проекта.
4. Подбор и изготовление пособий для практического обогащения проекта.
II. Основной этап:
Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьей | |
Образовательная деятельность | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | ||
Социально-коммуникативное развитие | 1.Беседа на тему «Знакомство со сказками» (волшебные, про животных, бытовые). | 1.Дидактические игры («Угадай сказку», «Найди пару герою», «Собери сказку», «Чудеса в решете», «Волшебные слова», «Узнай героя», «Что общего», « Четвертый лишний», «Решение сказочных задач», «Бюро находок», «Сказочный словарь» «Загадочные картинки». | 1. «Наведём порядок в книжном уголке» (волшебные сказки, о животных, бытовые). |
Познавательное развитие | 1.Знакомство детей со значением карточек Проппа. 2. Знакомство с композицией сказок: присказка, зачин (начало), завязка (главный герой или героиня обнаруживают, потею или неудачу), развитие сюжета (поиск потерянного или недостающего), кульминация (главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают ее или разгадывают трудные загадки), развязка (преодоление потери или недостачи), концовка. 3. Просмотр презентации «Сказка, как вид народного творчества». | 1.Рассматривание иллюстраций в книгах. 2.Просмотр мультфильмов р.н.с. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». 3.Конструирование «Сказочное государство». 4. Складывание из кубиков «Собери сказку». | 1. Консультация по изготовлению карточек Проппа. |
Речевое развитие | Чтение художественно литературы: сказка «Кот, петух и лиса». Чтение сказки «Гуси – лебеди». Разбор сказки с помощью карт Проппа. Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Пальчиковые игры: Викторина " Из какого произведения отрывок". | 1.Отгадывание загадок о сказках. 2. Сочинение сказок по картам Проппа. Д/И «Расскажем сказку вместе» (карточки Проппа) | 1.Проговаривание скороговорок о сказочных героях. |
Художественно – эстетическое развитие | 1. Д/И «Обозначь символом» (фрагменты сказки) 2.Рисование «Моя любимая сказка», рисование «Сказочный герой». 3. Создание альбома «Рисуем сказку», «Волшебные сказочные предметы». | 1.Раскрашивание раскрасок по сказкам. 2.Лепка «Лягушка путешественница». 3. «Танграмм» - соберём героя сказки. | 1.«Почитай мне сказку, мама!» |
III. Заключительный этап:
- Сочинение сказок по картам Проппа;
- Изготовить картотеку карт Проппа.
Результативность:
Воспитанники умеют определять жанр произведения, знают структуру сказки и характерные особенности, определяют последовательность событий; выделять основное содержание сказки. Воспитанники познакомились и запомнили значение и изображение карт Проппа.
Могут легко выстраивать схему содержания сказки, связно, последовательно и выразительно пересказывают, опираясь на карты Проппа, уверенно манипулируют ими. У детей активизировались мыслительные процессы, такие как воображение, память, внимание, умение сравнивать и обобщать, анализировать.
Развивается фантазия и творческое рассказывание. Воспитанники умеют слушать воспитателя и сверстников, способны переживать судьбу сказочных героев, как свою.
Задача современных педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество.
Используемая литература:
- Сидорчук Т. «Программа формирования творческих способностей детей». Обнинск. 1998г.
- Фесюкова Л. «Воспитание сказкой». Харьков. 1996.
- Белобрыкина О.А. «Речь и общение» (пособие для родителей и педагогов) // Игра, обучение, развитие, развлечение. – Ярославль.: Издательство «Академия развития», 1998г
Используемые интернет ресурсы:
- http://www.maam.ru
- http://festival.1september.ru
- https://infourok.ru/doklad-psihologopedagogicheskie-aspekti-obucheniya-chteniyu-i-razvitiyu-rechi-po-kartochkam-proppa
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность: В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. По мере развития любознательности, познавательных интересов, мышления детей, освоения ими окружающего мира всё чаше приходится прибегать к использованию моделей, схем, мнемотаблиц и т. д. С помощью схем и мнемотаблиц педагог может научить дошкольника производить звуковой анализ слова, составить и пересказывать рассказы и сказки, читать, писать, отгадывать кроссворды и т. д. Научить детей анализировать синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии – это значит, в немалой степени готовить их к успешному обучению.
Тип проекта: информационно – образовательный Срок проекта: краткосрочный. Участники: воспитатель, воспитанники подготовительной 2 группы, родители, законные представители воспитанников. Цель проекта – создать условия для овладения дошкольниками модельно-образными формами мышления, достигающими высокого уровня обобщенности и приводящими детей к пониманию существенных связей вещей, с помощью карт Проппа.
Задачи: Обучающие: Закрепить знания о строении сказок, их характерных особенностях. Закрепить названия и назначение некоторых карт Проппа. Связная речь: учить связанно, последовательно и выразительно пересказывать сказку без пропусков и повторений с опорой на карту Проппа, используя слова и речевые обороты из текста. Звуковая культура речи: развивать артикуляционный аппарат (работа над сильным продолжительным выдохом), закреплять умение регулировать силу голоса. Развивающие: 1 . Развивать воображение, память, внимание и мышление детей. 2. Активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, анализировать). 3. Развивать творчество и фантазию детей. Воспитательные: 1.Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников. 2. Воспитывать любовь к сказкам. 3. Воспитывать человечность: способность переживать судьбу сказочных героев, как свою.
Предполагаемый результат: Дети - научаться пересказывать сказки последовательно, близко к тексту с опорой на схемы модели (карточки Проппа) и научатся составлять свои. Педагог – 1. Пополнение своего педагогического арсенала научно- обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с проектом; 2.Разработка методического материала по проекту «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа». 3.Создание единого воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации проекта. Родители - 1.Проявят позиции активных участников и партнеров воспитательно-образовательного процесса.
Этапы работы над проектом: I . Подготовительный этап: 1. Определение темы, цели, задач проекта и анализ проблемы. 2. Прогнозирование результата, составление плана работы. 3. Подбор методической литературы по теме проекта. 4. Подбор и изготовление пособий для практического обогащения проекта (карты Проппа). II . Основной этап:
Дать первое представление, о структуре сказки (присказка, зачин (начало), завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка, концовка). Знакомство с картами Проппа и их значением . Проведение игр-занятий, дидактических игр по теме. Рассматривание иллюстраций. Работа с родителями. Чтение сказок, стихов, загадок, поговорок по теме проекта.
III . Заключительный этап: - Самоставление собственных остоятельный пересказ сказок с опорой на карты и с - Изготовить картотеку карт Проппа.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему "Использование карт Проппа в развитие речи у дошкольников"
Краткая методичка по использованию карт Проппа в доуКарты Проппа...
ПРОЕКТ «Радость сказка нам приносит…» Рассказывание сказок с использованием карт Проппа
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать ...
проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа»
Тип проекта: Практико- ориентированный,По количеству участников: групповой Характер контактов: среди детей старшей группы По продолжительности: - ...
"Конспект ООД по развитию речи с использованием карт Проппа для детей 5-6 лет"
Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием карт Проппа для детей 5-6 лет....
"Консультация для воспитателей на тему: "Использование карт Проппа в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей на тему: "Использование карт Проппа в работе с детьми по развитию речи"....
Краткосрочный проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа»
Краткосрочный проект для подготовительной группы по обучению детей рассказыванию сказок с опорой на схематические карты В.Я.Проппа....
Пересказ сказки с использованием «Карты Проппа» старшая группа. Технологическая карта интегрированного занятия.
Обучение новому виду чтения сказок в игровой форме. Развитие логики и интеллекта....