Конспекты НОД по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи

Дулько Светлана Викторовна

Разви́тие ре́чи (или онтогенез речи, ср. также англ. Language development) — широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле — человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx27.92 КБ
Файл razvlechenie.docx13.78 КБ
Файл sostavlenie_rasskaza.docx16.38 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД по развитию речи

Образовательные области: речевое развитие, познавательное, социально- коммуникативное

Тема занятия: Вместе трудится- всегда пригодиться

Возрастная группа: старшая

Цель занятия: Понимание основной идеи русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» о том, что нужно уважать труд друг друга. 

Задачи занятия:

Обучающие:  отвечать на вопросы полными предложениями, аргументируя свой ответ; понимать характеры и поступки героев;

Воспитательные: тактично дополнять ответы друг друга;

Развивающие: запоминать и анализировать текст, для дальнейшего формирования полных ответов на вопросы воспитателя.

Словарная работа: активизация словаря словами: Крылатый, мохнатый да масляный

Планируемые результаты занятия: дети знакомы с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» и понимают её смысл, а также отвечают на вопросы после её прочтения, аргументируя свои ответы.

Подготовительная работа: Чтение и рассказывание русских народных сказок «Теремок», «Колобок», Курочка Ряба», «Царевна лягушка»

Материалы и оборудование: клубок с нитками, иллюстрации к сказке.

Этапы,

продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия

Давайте встанем в круг. Посмотрите, что это?
-Как вы думаете, какой он?
-Да, ребята, это волшебный клубочек, сила которого увеличивается от добрых и ласковых слов. Сначала я намотаю нитку на клубочек и скажу ласковое слово. А теперь, я передаю клубочек другому игроку и так по очереди всем детям. Можно сказать доброе пожелание, комплимент, ласковое слово.

Игровой

Фронтальная

 

-Клубочек.

-Волшебный.

Дети перечисляют ласковые слова.

Дети внимательны и настроены на предстоящую деятельность

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

-Вот и опять клубочек дошёл до меня. Каким он стал большим от добрых слов! Ему, как и мне приятно отправляться в путешествие с такими хорошими делами. А отправляемся мы с вами в сказку. Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать, чтобы попасть в сказку?

-Ребята, на самом деле всё очень просто. Чтобы попасть в сказку, нужно покружиться вокруг себя и сказать волшебные слова:

- «Раз-два-три в стране сказок очутись» 

Беседа, вопросы
Игра

Дети перечисляют свои варианты как они могут попасть в сказку.

Говорят волшебные слова  

Сформированность мотивации детей на дальнейшую деятельность.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Усвоение определенного объема знаний и представлений о русских народных сказках

- Ребята, вы любите сказки? Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки, узнать, кто из вас знает больше сказок. Итак, путешествие в страну сказок начинается

- Вы знаете, я тоже очень люблю сказки, особенно русские народные. Ребята, а как вы думаете, что значит – русские народные?

- А сейчас я хочу проверить хорошо ли вы помните сказки

Проводится игра«Ты мне – я тебе».

(Дети сидят на своих местах. Ведущий бросает мяч детям. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) - Кто катился по дорожке? 

- Что били, били - не разбили? 

- Кто разрушил теремок? 

- У кого в пруду хвост примёрз? 

- Какой овощ дед не мог вытянуть? 

- Самое любимое место Иванушки – дурачка? 

- Какая избушка была у зайчика? 

- Как называют дом Бабы Яги? 

- Какими словами начинаются русские народные сказки?

- Какими словами заканчиваются?

Чему учат сказки?


Молодцы!

Беседа, вопросы,

игра

Да

Это сказки придуманные дедушками и бабушками для своих внуков

Колобок

Яйцо

Медведь

У волка

Репку

Печка

Лубяная

Избушка на курьих ножках

Жили-были, тридевятом царстве в тридесятом государстве.

И жили они долго и счастливо. Сказка лож, да в ней намёк! Добрым молодцам урок. 

Добру, справедливости, дружбе и взаимовыручке.

Формируется умение работать в коллективе; дополнять ответы друг друга; не перебивать товарища; чётко отвечать на поставленные вопросы.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы

- Сегодня я познакомлю вас с новой сказкой. А о ком она – вы отгадайте сами. Подумайте и скажите: про кого можно сказать «крылатый») или «крылатая»«мохнатый»

«масляный»

Мы неслучайно с вами вспомнили, так как они и составляют название новой русской народной сказки, которая называется 

«Крылатыймохнатый да масляный».

Чтение художественной литературы. (Чтение сказки сопровождается иллюстрациями.)

Физкультминутка «Мышка».
Мышка быстренько бежала (бег на месте,
Мышка хвостиком виляла (имитация движений,
Ой, яичко уронила (наклониться, поднять,
Посмотрите-ка, разбила 
(показать на вытянутых руках).

Беседа по содержанию сказки.

- Как звали героев сказки?

- Как жили друзья в начале сказки?

- Правильно ли сделал воробей, когда обиделся на друзей?

      -Что можно посоветовать друзьям.

- Что случилось, когда друзья решили поменяться своей работой?

Припомните, как выглядел блин, вернувшийся с охоты. 

А с мышью что стало? 

    А каким нашел блин воробья на завалинке? 

-Кого можно пожалеть в сказке? 

-Кого нужно учить правильным поступкам? Каким?

- Чем заканчивается сказка?

- Чему вас научила эта сказка.

Молодцы, ребята! Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Чья работа?»

Словесная игра «Чья работа?».

Задача детей рассказать, кто из героев какую работу выполнял до ссоры и после ссоры.

-Что делал блин до ссоры.

-А после ссоры

      -Что делала мышка до ссоры .

-А после ссоры.

     -Что делал воробей до ссоры 

-А после ссоры.

Физминутка;
Вопросы и беседа;
Показ иллюстраций.

Воробей, птица, бабочка, мышь, блин

Прослушивание чтения художественной литературы.

Участие в физминутки.

Воробей, блин, мышонок.

Дружно

Воробей сделал не правильно когда обиделся на друзей. 

жить дружно и не ссориться

Друзья попали в беду

Полбока лиса съела Обварилась, ошпарилась. Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит.

Клюв на сторону, слезами воробей заливается.

Всех

Воробья. Нужно учить взаимовыручке, терпению, преданности и пониманию того, что каждый должен выполнять свою работу.

Поплакали-погоревали да своими делами и занялись.

Доводить начатое дело до конца, уважать труд друг друга

 

щи да кашу варил

на охоту пошёл, а лиса ему пол бока съела дрова рубила

обед варила да ошпарилась

на охоту ходил. 

дрова клевал да и клюв своротил

Дети внимательно слушают и анализируют сказку. Отвечают на вопросы воспитателя по тексту произведения.

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки

- Ребята, вы все молодцы!
Особенно мне понравилось как работала Настя, Алёша, Данил, Лиза и Богдан.
- А теперь нам нужно попасть обратно домой. Для этого давайте закроем глаза покружимся, раз-два-три, в нашей группе очутись
- Скажите, как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились? 
- Чему научила вас эта сказка?
-Действительно, ребята, эта сказка многому вас научила. А впереди вас ожидает знакомство с новыми интересными сказками. До свидания!

Беседа, вопросы

Крылатый, мохнатый да масляный

Меня научила эта сказка тому, что каждый должен делать свою работу и не завидовать другим.

Подведение итогов и саморефлексия

Министерство образования Омской области

бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Омской области

«Омский педагогический колледж №1»

Технологическая карта НОД по развитию речи

Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»

                                                                               

                Выполнила: студентка 3 курса,

                Маслюк Светлана Викторовна

                39 ДО группы

                Специальность 44.02.01

                Дошкольное образование

                Проверила: Киричёк Г.В

Омск,  2019



Предварительный просмотр:

Конспект

Развлечение для детей 1 младшей группы

«Праздник воздушных шариков»

Развлечение для детей 1 младшей группы

«Праздник воздушных шариков»

Цель: создать радостное, веселое настроение.

Задачи: воспитывать активность, любознательность, организованность; развивать желание общаться между собой в непринужденной обстановке; уметь использовать шары в различных подвижных играх, развивать мыслительные деятельности как мышление, воображение.

Оборудование: разноцветные мячики, воздушные шары, мыльные пузыри, костюм Ириски, музыкальное сопровождение, зонт.

Ход:

 Звучит веселая детская песенка. В зал забегает Ириска с большой коробкой (в коробке лежит воздушный шарик).

Ириска        Здравствуйте, здравствуйте! Как я рада встрече с вами ребята!

Я слышала, что у вас «Праздник воздушных шаров». Можно мне тоже с вами праздновать? Играть и веселиться? Я здесь (показывает коробку) принесла свои самые любимые шарики (открывает коробку и показывает детям воздушный шарики). Жёлтый шарик - как солнышко, а синий шарик – как небо и море.

Ириска        Раз праздник у вас, так давайте танцевать.

Песня-танец "5 веселых лягушат "

Ириска: Как здорово вы танцуете ребята, а давайте теперь с вами поиграем.

П/и "Солнышко и дождик"

Ириска        Вот и закончился дождик, смотрите, дождик оставил после себя радугу.

        Давайте поймаем радужные шарики!

Игра "Радужные пузыри"

Ириска          Какие вы дружные! Сколько вы шариков наловили! Давайте станцуем.

Песня-танец "Подружились"

Ириска        Ребята, а я еще приготовила для вас разноцветные шарики...

 (торопится и роняет корзину с шариками, шары разлетаются).

 Ой, какая же я неуклюжая, все шарики рассыпала, ребята помогите мне, пожалуйста, собрать всё.

Игра "Собери шарики"

Ириска        Я всё напутала, это совсем не те шарики, мне нужны воздушные.

 Сейчас, сейчас вам принесут настоящие воздушные шары.

Пока воспитатели выносят воздушные шары.

Ириска проводит игру «Ай да щёчки-шарики»- (рассказывает стихи, а ребята выполняют все движения и задания.)

Щечки, словно шар, надули,

А потом тихонько сдули.

И надули посильней,

Чтобы было веселей.

Укололи шар иголкой. Бах!

И шарик лопнул громко!

Ириска и воспитатели вручают детям разноцветные шарики.

Танец с шариками. «Шарики-лошарики»

Конфетка: Ай да молодцы! Какие вы умницы! Как весело играли! А мне пора уходить. Эти красивые шары я оставляю вам. До следующей встречи!

 Итог:

Что вам понравилось на празднике?

Какой танец вам больше всего понравился?

 Понравилась ли вам Ириска?

Весело с ней было?



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
«Составление рассказа по серии сюжетных картин»

Цель: Обучать связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин.
Задачи:
Образовательная: Учить передавать сюжет,  заложенный в серии картин.
Развивающая: Развивать способность самостоятельно придумывать  события.
Воспитательная: Воспитывать уважение к чужому труду
Предварительная работа: Игра «что было сначала,  что потом?»; Чтение рассказов о временах года.
Оборудование: серия сюжетных картинок (в конверте),  мяч.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам в  детской сад почтальон принес письмо.
Предлагает читающим детям прочитать, кому оно адресовано.
Обнаруживают, что в нашу группу.
Воспитатель: Давайте посмотрим что в нем! (Письмо от Лисички, в котором она пишет, что хочет принять участие в конкурсе рассказов. Но ей нужна помощь, чтобы составить самый лучший рассказ.  В конверте еще лежат  картинки).
Воспитатель: Вы согласны помочь Лисички? Что для этого надо сделать?
Ответы детей: Расставить картинки по порядку, рассмотреть каждую картинку, составить по каждой картинке несколько предложений, придумать название, составить рассказ по всем картинкам.
Воспитатель: Для того, чтобы наш  рассказ получился  давайте поиграем и вспомним признаки зимы.
Игровое упражнение «Закончи предложение» (с мячом):
Осенью бывает листопад, а зимой (снегопад) Летом бывает дождь, а зимой (снег). Весной снег тает, а зимой (идет). Летом катаются на велосипеде,  а зимой на (санках). Весной все просыпается, а зимой все (спит). Летом жарко, а зимой ( холодно). Осенью листья жёлтые, а зимой ( белые). Летом растут растения, а зимой (сугробы). Весной насекомые вылезают, а зимой ( прячутся). Весной медведь просыпается, а зимой ( спит). Летом день длинный, а зимой ( короткий). Летом ветер теплый, а зимой ( холодный) Летом заяц серый, а зимой (белый).

2. Основной этап 
Дети садятся на стулья  возле магнитной доски. 
Воспитатель выставляет картинки на магнитную доску не по порядку ( одна картинка не по сюжету).
Воспитатель: Внимательно посмотрите на картинки. Что общего на этих картинках? 
Дети: На всех картинках одни и те же герои.
Воспитатель: Как вы думаете, какая картинка должна быть первой? Почему? Какая второй, третьей, четвертой, пятой?
Ответы детей.
Дети расставляют картинки в правильном порядке поочередно.
Беседа по картинкам:
Воспитатель: Какое время года изображено на первой картинке? 
Дети: Зима
Воспитатель: Чем заняты дети?
Ответы детей.
Воспитатель:  Рассмотрите вторую картинку.
— Что изменилось на картинке?
— Что задумал сделать заяц?
— Как он это решил сделать?
Ответы детей.
Воспитатель: Рассмотрите третью картинку.
— Что придумал заяц после неудачного прыжка за морковкой?
- Смог заяц дотянуться до морковки? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Рассмотрите четвертую картинку.
- В каком настроении находится заяц? Почему?
- Как вы думаете, что будет делать заяц дальше?
Воспитатель: Рассмотрите пятую картинку.
- Что произошло со снеговиком?
- Почему он растаял?
-Какое настроение у зайца? Почему?

3. Физкультминутка «Зимние игры»
Стали дети кататься  (ладони держите горизонтально перед грудью и делайте движения вперед-назад, как бы катаясь на лыжах),

И снегу кувыркаться  (делайте синхронные круговые движения руками перед грудью: правой рукой — по часовой стрелке, а левой — против часовой стрелки).

Захотели в снежки играть (переложите «снежок» из одной ладони в другую)

Стали лепить их и друг в друга кидать - («слепите» снежок, а затем понарошку «бросьте» его в кого-нибудь).

Начали комья снежные катить (сымитируйте соответствующие движения)

—бабу снежную лепить (снизу вверх двумя руками одновременно изобразите нарисуйте три стоящих друг на друге снежных кома: большой, средний и маленький)
Весело зимой! Не хочется домой!
Воспитатель:
А теперь поиграем с вами в игру « Продолжи рассказ».
Далее  дети составляют и рассказывают по серии картинок рассказ, сочиняют ему продолжение. Воспитатель записывает рассказы, затем складывает  в конверт.
Воспитатель:
 Ребята, я думаю, что составленный нами рассказ очень понравиться Лисички и она сможет победить на конкурсе. А мы с вами ещё немного поиграем.
Игра « Живые слова». ( Один из детей становится словом –дети, само по себе это слово нам ничего не говорит и не рассказывает и мы не знаем о детях ничего: какие они, что они делают.
Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы слова начали рассказывать?
Им надо подружиться и встать в определенный порядок.
(Выбираются дети, которые становятся словами «дружные», «дети», «слепили», «большого», «снеговика»).
Задание: встать в нужном порядке – «Дружные дети слепили большого снеговика».
Вот и получилось предложение. Давайте его прочитаем.(сначала «дети-слова» повторяют свои слова, а потом кто-то из «детей-зрителей»
Скажите, что вы узнали о детях из этого предложения?
Воспитатель: У меня для вас есть еще одна игра! Подберем к слову «снег» однокоренные слова.
( Дети говорят поочередно, кто не называет, тот выбывает из игры, победитель получает медаль).
Ответы детей.

4. Рефлексия: 
— О чём мы сегодня говорили на занятии? От кого получили письмо? О чем нас просила Лисичка? Про кого составляли рассказ? Что вам больше всего понравилось делать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...