Консультация для воспитателей "Использование художественного слова на прогулке"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Горбатенко Валентина Григорьевна

Для более успешного достижения целей и задач прогулки используемое художественное слово должно быть обязательно ярким, образным, динамичным, эмоционально окрашенным, с четким ритмическим рисунком и определенной интонационной выразительностью.

С помощью художественного слова значительно легче привлечь детей к физическим упражнениям и подвижным играм на прогулке, а это оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние детей, помогает укреплять волю, способствует развитию самостоятельности, создает условия для проявления товарищеских чувств, взаимопомощи. Художественно – словесное сопровождение многих подвижных игр, например, обеспечивает стремление выполнить правила игры, которые в свою очередь очень часто заключаются в стихотворной форме, побуждают качественно выполнять основные виды движений, а также приучает соблюдать правила безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progulka_2.doc671.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование художественного слова на прогулке и его значение для развития личности

  Для более успешного достижения целей и задач прогулки используемое художественное слово должно быть обязательно ярким, образным, динамичным, эмоционально окрашенным, с четким ритмическим рисунком и определенной интонационной выразительностью.

  С помощью художественного слова значительно легче привлечь детей к физическим упражнениям и подвижным играм на прогулке, а это оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние детей, помогает укреплять волю, способствует развитию самостоятельности, создает условия для проявления товарищеских чувств, взаимопомощи. Художественно – словесное сопровождение многих подвижных игр, например, обеспечивает стремление выполнить правила игры, которые в свою очередь очень часто заключаются в стихотворной форме, побуждают качественно выполнять основные виды движений, а также приучает соблюдать правила безопасности.

Наблюдения за природой сопровождаются  сообщениями о месяцах. Это можно во время утренней беседы, в вечерние часы. А также можно предложить родителям статью или заметку для стенда   «Это интересно»...

        Сентябрь – Жмурень. Название месяца происходит от лат. «септимус», что означает «седьмой». В древнерусском календаре он был седьмым по счету (первым считали март). Древнерусские названия сентября: руен (преобладание желтого цвета осени), ревун  (дожди и непогода), хмурень и  (ранние сумерки и хмурое небо). А еще сентябрь –вересень, летопроводец, листопадник.

        Октябрь –Грязник. В древнеримском календаре этот месяц считался восьмым в году, отсюда и его имя – октябрь – от лат «окто» -восемь. Старинное название октября  на Руси – хмурень, грязник. В эту пору семь погод  на дню: сеет, веет, крутит, мутит, сверху льет и снизу метет. 

        Название «ноябрь» пришло из Древнего Рима, когда этот месяц был девятым в календаре и назывался «новембер» (слово произошло от латинского «новем» — девять). У ноября в Древней Руси было два прозвища: «грудень» — от того, что ночью земля замерзает и огромными мертвыми грудами лежит все отжившее (например, листья и первый снег), и «полузимник». В украинском и белорусском языках ноябрь называется «листопадом

Предлагаемая в качестве приложения картотека содержит несколько разделов, каждый из которых содержит определенную форму художественного слова.

Формы художественного слова: фольклорные заклички, песенки, приговорки, кричалки, шумелки, веселки, звенелки, считалки.

Краткая характеристика

Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей, которые часто сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процессы социальной жизни, явления природы, трудовые действия. Кроме того, все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке как одушевленные существа. В ней не просто обращение к природным стихиям, но и выраженная в слове, в ритме, интонации целая гамма чувств – переживаний, восхищения, нежности, восторга, эмоции радости, доверия.

Гром гремучий,

Тресни тучей,

Дай дождя

С небесной кручи!

Ветер – ветрено,

Не дуй мне в лицо,

А дуй мне в спину,

Чтоб идти было в силу

Приговорки – это уже более интимное общение с природой как бы один на один.

«Матушка репка,

Уродись крепка».

«Травушка – муравушка»

Приговорки обращены и к ветру, воде – в них закреплены необходимые для всех играющих правила игры, часто предупреждающие несчастный случай:

Ой, не трогайте меня,

Обожгу и без огня!

Они учат детей быть внимательными к своим действиям, проверять действия правилами, строго соблюдать их.

На одной ноге постой – ка,

Если ты солдатик стойкий.

Ногу левую – к груди,

Да смотри – не упади!

Кричалки, тараторки, шумелки, звенелки, веселки – это по сути эмоции и переживания ребенка, запечатленные в художественном слове. Их не нужно читать выразительно, сами названия показывают, что их нужно петь, кричать, выпрыгивать, вытанцовывать в определенном ритме.Они активируют двигательную активность детей, вызывают положительные эмоции, улучшают настроение.

Потешки, прибаутки, забавные вопросы, шутки – небольшие по объему стихотворения из 2-х – 4-х – реже из 8 строчек. Эти красочные, яркие словесные картинки составляют мир повседневных впечатлений ребенка

Таким образом художественное слово усиливает впечатление от восприятия объектов природы, воспитывает доброжелательность, облегчает общение, взаимопонимание, развивает чувство юмора.

  1. Начало

Воспитатель:

Собираются ребята,

Вместе весело играть

И конечно не забудут

Правил несколько назвать.

Дети:  На площадке надо быть осторожными, не толкать товарища, Уметь делиться игрушками и т. д. Ходить аккуратно, не спешить, руки держать в стороны, для равновесия, чтобы не под скользнуться.

Воспитатель: Молодцы! А теперь за мной

Мы идем, мы идем,

 по дорожке мы идем,

Через сугробы мы шагаем,

 ноги выше поднимаем,

Все равно вперед идем , смело песенку поем. «тра -та -та»

              Увидели листик,

Остановк а а 1

Надо приготовить лист с текстом

Воспитатель: Ребята посмотрите ,что я нашла  это листик с заданиями! А от кого?

Давайте его прочтём.

ТЕКСТ:

 «Ребята! Посмотрите вокруг! Природа засыпает, холодно! А чтобы не было вам скучно на прогулке, я придумала для вас интересные задания. Если вы справитесь - получите подарок .. Приступайте

Воспитатель: Ребята, хотите поучаствовать в испытаниях?

Дети: Да!

Воспитатель: Посмотрите, а листик то  с вопросами. Я буду читать, а вы отвечать.

ЗАГАДКА

  Если на деревьях листья пожелтели ,

 Если в край далекий птицы улетели,

       Если небо хмурое, если дождик льется ,   Это время года осенью зовется.

1.Назовите какое сейчас время года?

2.Назовите какой  сейчас  месяц?

3.Назовите осенние месяца?

4.А какая сейчас осень? Ранняя? Золотая? Поздняя?

Мерзнут руки в ноябре
Холод, ветер на дворе
Осень поздняя несет
Первый снег и первый лед.
Ноябрь  это суровый и хмурый месяц.

Ноябрь-называют ПОЛУЗИМНИК.

В ноябре зима с осенью борется.

После осени придет к нам Зима, первый месяц зимы это декабрь

Воспитатель .Ответили на все вопросы! Теперь идем дальше к другой остановке

Остановка 2

Остановка 2

 это Ветрячок –вертушка  загадка

 Может дерево сломать.
 Может нас теплом ласкать.
 Он сильнее всех на свете.
 Потому что это…

(Ветер)

Давайте поиграем с Ветрячком.

Дышим правильно, носом вдыхаем ртом выдыхаем, дует ветерок на листья

 ( вокруг стола встали , над столом подули ,на вертушку подули,

Стол очистить  от снега

Картины  в рамки , листики  положить,

Шишки, хвою

Игра с вертушкой

Дует, дует ветер.
Дует, задувает.
листочки с березы (листочки с рябины, листочки  с клена)
С дерева срывает.
И летят листочки
Прямо по дорожке.
Падают листочки,
Прямо к нам на ножки!
Раз два три к дереву иди

Ветер подул все листики перемешались, надо разложить листья

(какое это дерево, какой лист какой листик кленовый…

А здесь почему нет листика, какое это  дерево хвойное

Отправляемся дальше

Мы идем, мы идем,

по дорожке мы идем,

Через сугробы мы шагаем,

ноги выше поднимаем,

Все равно вперед идем ,

смело песенку поем. «тра -та -та»

Птичек повесить и  эко кормушки,

 стол рядом поставить кормушки поставить, сухой корм,

подарок от Осени

                                             Остановка3 « Птицы»

(подходим где висят птицы)

1.Рассматриваем птиц, называем какие они ?

2.Зимующие.

3.Как им выживать в морозы ?

4.Кто им поможет?

Снимаю шапочку , воробушка

Давайте поиграем в игру «Воробышка»

Сделать  шапочку воробья

Воспитатель

По считалки выберим воробья

Раз, два, три, раз, два, три, воробьем будешь ты..(шапочку одеть)

Сейчас поиграем игру «Воробышки»

У воробушка головушка болела.

Ох, как болела!

Ох, как болела!

У воробушка спинушка болела.

Ох, как болела!

Ох, как болела!

У воробушка крылышко,болело

Ох, как болело!

Ох, как болело!

У воробушка ноженька,болела

Ох, как болела!

Ох, как болела!

Уж как стал воробышек приседать

Ой приседать, ой приседать

Захотел воробей поплясать.

Ну поплясать, ну поплясать.

На стол кормушки поставить , эко кормушки и др.

Доделать кормушку из коробки

Труд

Развесить кормушки

Эко кормушки

Подмести веником

Лопатки

Настя или Номто прочитай стихотворение

Наступили холода,
Голодно синичкам.
Вот кормушка, вот еда-
Мы поможем птичкам!
Трудно птицам выживать
В холодную погоду.
Нужно слабым помогать-
Защищать природу!

Все положить под столом и на столе

Возле этой штуки

Индивидуальная работа

Пальчиковая гимнастика

Прилетайте птички,

Сало дам синичке,

Приготовлю крошки

Хлебушка немножко,

Эти крошки голубям,

Эти крошки воробьям,

Галки и вороны ешьте макароны.

Игра «Кольцеброс»

Кубики «Построй домик для птички» (Самостоятельные игры детей), (предложить лопатки., грабли) очистить скамейки.

Привлечь внимание детей коробочкой красивой. Находим подарки

Подарок от осени. Домик для птичек. Мнемотаблица. Сундук с фруктами и домиком для птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Художественное слово как средство художественно- эстетического развития детей

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни, она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она имеет огромное воспит...

Художественное слово на прогулке

Предлагаю к использованию сборник художественного слова для организации прогулок с детьми....

шапка к плану на май (наблюдение, художественное слово, зарядка, прогулка)

шапка к плану на май (наблюдение, художественное слово, зарядка, прогулка: индивидуальная работа, подвижные игры)...

Художественное слово на прогулках с детьми дошкольного возраста (сообщение из опыта работы)

 Использование художественного слова необходимо воспитателю в педагогической деятельности. Использование стихов, загадок, потешек, скороговорок помогут воспитателю сделать прогулки с детьм...

Консультация для воспитателей «Художественное слово для детей младшего дошкольного возраста»

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.Художественное слово...

Картотека "Художественное слово" на прогулке по временам года

quot;Художественное слово на прогулке" ОСЕНЬ:(С.Маршак).«Несу я урожаи, поля все засеваю.Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.Но не касаюсь сосен, и ёлочек.Я – ОСЕНЬ!»...

Картотека "Художественное слово на прогулке"

картотека для использования художественного слова на прогулке....