Консультация для воспитателей "Использование художественного слова на прогулке"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Для более успешного достижения целей и задач прогулки используемое художественное слово должно быть обязательно ярким, образным, динамичным, эмоционально окрашенным, с четким ритмическим рисунком и определенной интонационной выразительностью.
С помощью художественного слова значительно легче привлечь детей к физическим упражнениям и подвижным играм на прогулке, а это оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние детей, помогает укреплять волю, способствует развитию самостоятельности, создает условия для проявления товарищеских чувств, взаимопомощи. Художественно – словесное сопровождение многих подвижных игр, например, обеспечивает стремление выполнить правила игры, которые в свою очередь очень часто заключаются в стихотворной форме, побуждают качественно выполнять основные виды движений, а также приучает соблюдать правила безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progulka_2.doc | 671.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование художественного слова на прогулке и его значение для развития личности
Для более успешного достижения целей и задач прогулки используемое художественное слово должно быть обязательно ярким, образным, динамичным, эмоционально окрашенным, с четким ритмическим рисунком и определенной интонационной выразительностью.
С помощью художественного слова значительно легче привлечь детей к физическим упражнениям и подвижным играм на прогулке, а это оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние детей, помогает укреплять волю, способствует развитию самостоятельности, создает условия для проявления товарищеских чувств, взаимопомощи. Художественно – словесное сопровождение многих подвижных игр, например, обеспечивает стремление выполнить правила игры, которые в свою очередь очень часто заключаются в стихотворной форме, побуждают качественно выполнять основные виды движений, а также приучает соблюдать правила безопасности.
Наблюдения за природой сопровождаются сообщениями о месяцах. Это можно во время утренней беседы, в вечерние часы. А также можно предложить родителям статью или заметку для стенда «Это интересно»...
Сентябрь – Жмурень. Название месяца происходит от лат. «септимус», что означает «седьмой». В древнерусском календаре он был седьмым по счету (первым считали март). Древнерусские названия сентября: руен (преобладание желтого цвета осени), ревун (дожди и непогода), хмурень и (ранние сумерки и хмурое небо). А еще сентябрь –вересень, летопроводец, листопадник.
Октябрь –Грязник. В древнеримском календаре этот месяц считался восьмым в году, отсюда и его имя – октябрь – от лат «окто» -восемь. Старинное название октября на Руси – хмурень, грязник. В эту пору семь погод на дню: сеет, веет, крутит, мутит, сверху льет и снизу метет.
Название «ноябрь» пришло из Древнего Рима, когда этот месяц был девятым в календаре и назывался «новембер» (слово произошло от латинского «новем» — девять). У ноября в Древней Руси было два прозвища: «грудень» — от того, что ночью земля замерзает и огромными мертвыми грудами лежит все отжившее (например, листья и первый снег), и «полузимник». В украинском и белорусском языках ноябрь называется «листопадом
Предлагаемая в качестве приложения картотека содержит несколько разделов, каждый из которых содержит определенную форму художественного слова.
Формы художественного слова: фольклорные заклички, песенки, приговорки, кричалки, шумелки, веселки, звенелки, считалки.
Краткая характеристика
Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей, которые часто сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процессы социальной жизни, явления природы, трудовые действия. Кроме того, все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке как одушевленные существа. В ней не просто обращение к природным стихиям, но и выраженная в слове, в ритме, интонации целая гамма чувств – переживаний, восхищения, нежности, восторга, эмоции радости, доверия.
Гром гремучий, Тресни тучей, Дай дождя С небесной кручи! | Ветер – ветрено, Не дуй мне в лицо, А дуй мне в спину, Чтоб идти было в силу | |
Приговорки – это уже более интимное общение с природой как бы один на один.
«Матушка репка,
Уродись крепка».
«Травушка – муравушка»
Приговорки обращены и к ветру, воде – в них закреплены необходимые для всех играющих правила игры, часто предупреждающие несчастный случай:
Ой, не трогайте меня,
Обожгу и без огня!
Они учат детей быть внимательными к своим действиям, проверять действия правилами, строго соблюдать их.
На одной ноге постой – ка,
Если ты солдатик стойкий.
Ногу левую – к груди,
Да смотри – не упади!
Кричалки, тараторки, шумелки, звенелки, веселки – это по сути эмоции и переживания ребенка, запечатленные в художественном слове. Их не нужно читать выразительно, сами названия показывают, что их нужно петь, кричать, выпрыгивать, вытанцовывать в определенном ритме.Они активируют двигательную активность детей, вызывают положительные эмоции, улучшают настроение.
Потешки, прибаутки, забавные вопросы, шутки – небольшие по объему стихотворения из 2-х – 4-х – реже из 8 строчек. Эти красочные, яркие словесные картинки составляют мир повседневных впечатлений ребенка
Таким образом художественное слово усиливает впечатление от восприятия объектов природы, воспитывает доброжелательность, облегчает общение, взаимопонимание, развивает чувство юмора.
| Воспитатель: Собираются ребята, Вместе весело играть И конечно не забудут Правил несколько назвать. Дети: На площадке надо быть осторожными, не толкать товарища, Уметь делиться игрушками и т. д. Ходить аккуратно, не спешить, руки держать в стороны, для равновесия, чтобы не под скользнуться. Воспитатель: Молодцы! А теперь за мной Мы идем, мы идем, по дорожке мы идем, Через сугробы мы шагаем, ноги выше поднимаем, Все равно вперед идем , смело песенку поем. «тра -та -та» Увидели листик, |
Остановк а а 1 Надо приготовить лист с текстом | Воспитатель: Ребята посмотрите ,что я нашла это листик с заданиями! А от кого? Давайте его прочтём. ТЕКСТ: «Ребята! Посмотрите вокруг! Природа засыпает, холодно! А чтобы не было вам скучно на прогулке, я придумала для вас интересные задания. Если вы справитесь - получите подарок .. Приступайте Воспитатель: Ребята, хотите поучаствовать в испытаниях? Дети: Да! Воспитатель: Посмотрите, а листик то с вопросами. Я буду читать, а вы отвечать. ЗАГАДКА Если на деревьях листья пожелтели , Если в край далекий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льется , Это время года осенью зовется. 1.Назовите какое сейчас время года? 2.Назовите какой сейчас месяц? 3.Назовите осенние месяца? 4.А какая сейчас осень? Ранняя? Золотая? Поздняя? Мерзнут руки в ноябре Ноябрь-называют ПОЛУЗИМНИК. В ноябре зима с осенью борется. После осени придет к нам Зима, первый месяц зимы это декабрь Воспитатель .Ответили на все вопросы! Теперь идем дальше к другой остановке |
Остановка 2 | Остановка 2 это Ветрячок –вертушка загадка Может дерево сломать. (Ветер) Давайте поиграем с Ветрячком. Дышим правильно, носом вдыхаем ртом выдыхаем, дует ветерок на листья ( вокруг стола встали , над столом подули ,на вертушку подули, |
Стол очистить от снега Картины в рамки , листики положить, Шишки, хвою | Игра с вертушкой Дует, дует ветер. Ветер подул все листики перемешались, надо разложить листья (какое это дерево, какой лист какой листик кленовый… А здесь почему нет листика, какое это дерево хвойное Отправляемся дальше Мы идем, мы идем, по дорожке мы идем, Через сугробы мы шагаем, ноги выше поднимаем, Все равно вперед идем , смело песенку поем. «тра -та -та» |
Птичек повесить и эко кормушки, стол рядом поставить кормушки поставить, сухой корм, подарок от Осени | Остановка3 « Птицы» (подходим где висят птицы) 1.Рассматриваем птиц, называем какие они ? 2.Зимующие. 3.Как им выживать в морозы ? 4.Кто им поможет? Снимаю шапочку , воробушка Давайте поиграем в игру «Воробышка» |
Сделать шапочку воробья | Воспитатель По считалки выберим воробья Раз, два, три, раз, два, три, воробьем будешь ты..(шапочку одеть) Сейчас поиграем игру «Воробышки» У воробушка головушка болела. Ох, как болела! Ох, как болела! У воробушка спинушка болела. Ох, как болела! Ох, как болела! У воробушка крылышко,болело Ох, как болело! Ох, как болело! У воробушка ноженька,болела Ох, как болела! Ох, как болела! Уж как стал воробышек приседать Ой приседать, ой приседать Захотел воробей поплясать. Ну поплясать, ну поплясать. |
На стол кормушки поставить , эко кормушки и др. Доделать кормушку из коробки | Труд Развесить кормушки Эко кормушки Подмести веником Лопатки Настя или Номто прочитай стихотворение Наступили холода, |
Все положить под столом и на столе Возле этой штуки | Индивидуальная работа Пальчиковая гимнастика Прилетайте птички, Сало дам синичке, Приготовлю крошки Хлебушка немножко, Эти крошки голубям, Эти крошки воробьям, Галки и вороны ешьте макароны. Игра «Кольцеброс» Кубики «Построй домик для птички» (Самостоятельные игры детей), (предложить лопатки., грабли) очистить скамейки. |
Привлечь внимание детей коробочкой красивой. Находим подарки Подарок от осени. Домик для птичек. Мнемотаблица. Сундук с фруктами и домиком для птиц. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. Художественное слово как средство художественно- эстетического развития детей
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни, она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она имеет огромное воспит...
Художественное слово на прогулке
Предлагаю к использованию сборник художественного слова для организации прогулок с детьми....
шапка к плану на май (наблюдение, художественное слово, зарядка, прогулка)
шапка к плану на май (наблюдение, художественное слово, зарядка, прогулка: индивидуальная работа, подвижные игры)...
Художественное слово на прогулках с детьми дошкольного возраста (сообщение из опыта работы)
Использование художественного слова необходимо воспитателю в педагогической деятельности. Использование стихов, загадок, потешек, скороговорок помогут воспитателю сделать прогулки с детьм...
Консультация для воспитателей «Художественное слово для детей младшего дошкольного возраста»
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.Художественное слово...
Картотека "Художественное слово" на прогулке по временам года
quot;Художественное слово на прогулке" ОСЕНЬ:(С.Маршак).«Несу я урожаи, поля все засеваю.Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.Но не касаюсь сосен, и ёлочек.Я – ОСЕНЬ!»...
Картотека "Художественное слово на прогулке"
картотека для использования художественного слова на прогулке....