Художественное слово на прогулках с детьми дошкольного возраста (сообщение из опыта работы)
методическая разработка по художественной литературе (младшая группа) на тему

Брусникина Татьяна Владимировна

   Использование художественного слова необходимо воспитателю в педагогической деятельности. Использование стихов, загадок, потешек, скороговорок помогут воспитателю сделать прогулки с детьми радостными, интересными, познавательными, помогут воспитать у детей любовь к природе, к родному краю, воспитать чувство бережного отношения ко всему живому.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennoe_slovo.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

 

   Одна из  главных нравственных задач, стоящих перед воспитателем, -воспитать у детей любовь к родине и, значит, бережное отношение к родной природе.
   Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с её тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест. Ребенок должен не безумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними.»Смотреть» и «видеть»-не одно и то же. Умение «видеть» не дается от рождения, оно постепенно воспитывается. Рассматривая , обдумывая, сравнивая, сопоставляя, ребенок одновременно развивает своё мышление и речь.Русский педагог К. Д. Ушинский советовал: «Если хотите научить ребёнка логически мыслить- ведите его в природу!»

      Общение с природой воспитывает у ребёнка чувство прекрасного.Если воспитатель научит детей любоваться яркими красками осенних листьев, солнышком, дождиком, снежинками и т.п.-у них разовьётся художественный вкус, они смогут глубже познать окружающий мир, будут стремиться к созданию красоты своими руками.
    Чтобы развить у ребёнка интерес к природе и воспитать правильное к ней отношение, помогает использование воспитателем художественного слова.

  В  своей работе с детьми во время прогулок я использую стихотворения о природе, загадываю загадки, знакомлю с народными пословицами, скороговорками. Все эти виды художественного слова помогают мне достигнуть воспитательной цели, делать прогулки интересными, познавательными.

       Для закрепления знаний об осенних явлениях я провела игру «Осенние листочки». В руках у детей осенние листочки. Воспитатель читает текст, а дети в соответствии с ним выполняют движения:

              Мы листочки, мы листочки,                                                                                                                                

              Мы осенние листочки,

              Мы на веточках сидели,    

              Ветер дунул- полетели.

               Мы летали,  мы летали,

               Все листочки так устали,

               Перестал дуть ветерок-

                Все уселися в кружок.
              Ветер снова вдруг подул-

              И листочки с веток сдул

               Все листочки полетели
              И на землю тихо сели.

Дети очень любят отгадывать загадки. На прогулке они тоже очень охотно их разгадывают. Наблюдая за дождиком, я загадала такую загадку:

                Без пути и без дороги

                Ходит самый длинноногий,
               В тучах прячется, во мгле,
               Только ноги на земле. ( дождь)
Или о ветре:
                Летит без крыльев и поёт,

                 Прохожих задевает,

                 Одним проходу не даёт
                Других он прогоняет.
Дошкольники очень любят стихи и быстро их запоминают. Гуляя со своей группой осенью, невозможно было не вспомнить А. С. Пушкина:
                 Унылая пора! Очей очарованье!
                 Приятна мне твоя прощальная краса-
                 Люблю я пышное природы увяданье,
                 В багрец и золото одетые леса!
Детям очень понравился этот отрывок, и с некоторыми из них я разучила его наизусть.
Наблюдая за листопадом, мне вспомнилось другое стихотворение, которое так же детям очень понравилось:
                  Повязала осень пёстрый фартук
                  И ведёрки с красками взяла.
                  Ранним утром, проходя по парку,
                  Листья позолотой обвела.
Перед тем как наблюдать за рябиной, растущей на участке, я загадала детям загадку про неё:

                   Весной зеленела,

                   Летом загорала,

                   Осенью надела

                   Красные кораллы.

Перед наблюдением за осенними листьями дети отгадывали такую мою загадку:
                  Висят на ветке
                  Золотые монетки.
В литературе очень много можно найти загадок и стихов о птицах, которые так же могут заинтересовать детей перед наблюдением:
                  Кто присел на толстый сук
                  И стучит: тук-тук, тук-тук? (дятел)

Использую художественное слово и в зимнее время года. Какую радость доставляет детишкам первый снег! Обращаю внимание на красоту зимней природы. Зима как художник, окрашивает всё вокруг пушистой белой кистью. На прогулке уместно прочитать стихотворение И. Сурикова «Зима»:
                  Белый снег, пушистый,
                  В воздухе кружится.

                  И на землю тихо

                  Падает,ложится!
После снегопада дети наблюдают какие сугробы намело на участке. Вместе с воспитателем дети лопатками очищают от снега участок. Во время работы хорошо прочитать стих М. Познанской «Снег идёт»:
                  Тихо-тихо снег идёт,

                   Белый снег мохнатый.
                  Мы расчистим снег и лёд
                  Во дворе лопатой!

После работы показываем, как стало чисто и красиво! Теперь на участке будет приятно играть всем детям.
    Использование художественного слова необходимо воспитателю в педагогической деятельности. Использование стихов, загадок, потешек, скороговорок помогут воспитателю сделать прогулки с детьми радостными, интересными, познавательными, помогут воспитать у детей любовь к природе, к родному краю, воспитать чувство бережного отношения ко всему живому.


               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста". Сообщение из опыта работы.

"Организация совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста". Сообщение из опыта работы....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА В ОБЩЕНИИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подборка  пословиц, загадок, стихов в помощь родителям...

«Метод моделирования сказок, как средство познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста» сообщение из опыта работы

Работая с детьми старшей группы, мы столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, не любят ...

Организация целостного интегрированного образовательного процесса в группах детей младшего дошкольного возраста Сообщение из опыта работы

В настоящее время происходит интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно...

«Обучение пересказу детей младшего дошкольного возраста» (Сообщение из опыта работы)

Обучению пересказу детей начинается в младшей группе. В статье я рассказала как постепенно подводить детей к запоминанию произведения и его воспроизведению....

«Роль сюжетно-ролевой игры в развитии способности устанавливать и поддерживать контакты между собой у детей среднего дошкольного возраста». (сообщение из опыта работы)

Хорошо известно, что игра-это фундамент будущих социальных отношений ребенка-дошкольника, его успешности в мире других людей. Именно в ней ребенок обретает первичные навыки и опыт взаимодействи...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА (СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).

В своей педагогической деятельности в системе  воспитательно- образовательной работы я применяю как традиционные так и новые современные образовательные   технологии. Использование совр...