«Знакомство со звуком и буквой «Ч»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему:
«Знакомство со звуком и буквой «Ч»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_osnovnaya_chast.docx | 20.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Муниципальный детский сад «Сказка»
Конспект открытого занятия в подготовительной группе
на тему:
«Знакомство со звуком и буквой «Ч»
Подготовила:
Воспитатель группы №15
Силкина Юлия Вадимовна
2020-2021 уч. год
Цель: Познакомить детей со звуком «Ч» и буквой «Ч»
Образовательные задачи:
1. закреплять умения детей выделять звук «ч» из ряда звуков, слогов, слов;
2. упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец);
3. упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
4. закрепить в речи детей понятие «слог»;
5. совершенствовать звуковой анализ слов;
6. совершенствовать навык чтения слогов, слов.
Развивающие задачи: развивать фонематический слух, внимание.
Воспитательные задачи: воспитывать положительное отношение к занятиям, вести контроль за собственной речью, формировать навык сотрудничества умение слушать собеседника.
Оборудование:
Предметные картинки для определения звука в слове
Письмо от незнакомки
Сундучок
Буквы - медали
Пособие – часы со стрелкой
Картинка – черепаха
2 мольберта
Буквы карточки (для составления слов), картинки туча, часы
Карандаши цветные
Мягкий кубик (или мяч)
Коробочки с цв. квадратами (для составления схем слов, звуковой анализ)
Полоска для схем
Ход занятия
Воспитатель:
Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся, поглядим, друг на друга и больше не будем отвлекаться, а будем заниматься.
Дети: Здравствуйте
Воспитатель:
Давайте повторим правила, которые помогают нам учиться.
Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре
Громко четко говорим
Никуда мы не спешим.
Если хочешь ты ответить
Не кричи! Только руку подними!
Стук в дверь. Приносят письмо и сундучок.
- Ирина Витальевна, тут почтальон принес вам письмо и какой-то сундучок!
Воспитатель:
Ребята! А это письмо то для вас! Детям группы Солнышко! Прочитаем?
«Дорогие ребята! Я знаю, что вы очень любите путешествовать, и часто бываете в городе звуков и букв. Вы уже познакомились со многими жителями этого города. В нём есть и мой домик. Посылаю вам сундучок с сюрпризом. Выполните все задания и откройте его. До скорой встречи!»
Ваша незнакомка.
Воспитатель:
Вот какое интересное письмо, да ещё и сюрприз есть. Давайте поставим его на столик и начнем занятие.
Присаживайтесь за столы.
Воспитатель: Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней
«Чебурашка чашку чая
Черепашке наливает»
Дети: Чаще слышится звук «Ч»
Воспитатель:
Правильно! Сегодня мы познакомимся со звуком «ч» и буквой «че»
Давайте дадим характеристику звуку «ч». Какой он?
- Произнесите звук «ч»
- Звук «ч» можно пропеть? (почему?) Ему мешают (язык и губы)
Дети: Звук «ч» нельзя пропеть, он согласный.
Воспитатель:
А сейчас, положите ладошку на горлышко и произнесите звук «ч». Наше горлышко спит или работает?
Дети: Наше горлышко спит
Воспитатель:
Если горлышко спит, то звук «ч» - какой?
Дети: Звук «ч» - глухой
Воспитатель:
Молодцы! Всё правильно! (согласный, глухой)
- А ещё звук «ч» всегда мягкий.
Воспитатель:
Юля, опиши полностью звук «ч», какой он, дай ему характеристику.
Ребёнок: Звук «ч», согласный, глухой и всегда мягкий.
Воспитатель:
А если он всегда мягкий, каким цветом мы его будем изображать? (Зелёным)
Основная часть
Воспитатель:
Ребята приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова.
А вы, хлопайте в ладоши тогда, когда услышите звук Ч, слог со звуком Ч, слово со звуком Ч:
а) ч, с, ч, т, ч, ч, п, к, ч
б) ча, па, чу, ти, чи
в) мяч, палка, почка, чайник, тигр, очки.
Воспитатель: Молодцы! Все были очень внимательны.
Работа с раздаточным материалом
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите на эту карточку. У вас на столе есть такая же. Возьмите, её пожалуйста.
- Будь внимательным, смотри
Слова со звуком «Ч» назови
И место звука в слове укажи.
Дети:
На этой картинке изображен ключ. В слове ключ «Ч» находится в конце слова.
То же со словами: бочка, черепаха, очки, качели, кирпич, чайник, и т.д..
Воспитатель:
Молодцы! Вы очень хорошо восполнили это задание.
А сейчас выходите на ковёр поиграем в игру «Назови ласково». Становитесь в круг (игра с мячом).
Стул-стульчик (замок, вилка, пенек, бык, помидор, внук, блин, тапки, ветка, диван, батон, шнурок, листок).
Воспитатель:
Молодцы, дети! Хорошо думали и составляли много новых слов!
Беседа (дети садятся за столы)
Воспитатель:
Дети, а что такое слог?
Дети: Слог – это часть слова, в которой есть гласный звук.
Воспитатель: Да, правильно. А ещё - сколько в слове гласных, столько и слогов. Молодцы!
Буду я сейчас водить
Буду слоги говорить
Слоги нужно так поставить
Чтобы слово получить.
Пр.: Сы-ча, чок-су, ка-чаш, чо-пле, ка-точ, ки-оч
Воспитатель:
Отлично справились!
А сейчас встаньте возле стульчиков, немного отдохнём
Физкультминутка с договариванием «Это тоже я могу»
- Кто скажите, сможет дети
Повторить движенья эти?
1 Руки вверх я подниму
Д (хором) – Это тоже я могу!
2 Вправо – влево разведу!
3 И как птица полечу!
4. Головою поверчу
5. А потом присяду – встану
6. И несколько не устану
7. Я попрыгаю немного
8. И пешком пойду в дорогу
9. Если надо побегу
10. Все на свете я могу
Воспитатель:
Немного отдохнули, а сейчас сядет тот, кто чистоговорку произнесет.
1. Ча-ча-ча дай мне калача
2. Чу-чу-чу я гулять хочу
3. Чи-чи-чи красные кирпичи
4. Чо-чо-чо ох как горячо
5. Ач-ач-ач пришел врач
6. Оч-оч-оч уже скоро ночь
7. Чу-чу-чу молоточком стучу
8. Уч-уч-уч повернулся ключ
9. Чи-чи-чи пироги в печи
10. Ча-ча-ча горит в комнате свеча
5. Знакомство с буквой «Ч»
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, что это.
Дети: Это Буква «Ч»
Воспитатель:
На что похожа буква «Ч»?
Дети: Буква «Ч» похожа на крючок, на перевернуты стульчик, на цифру 4.
Воспитатель:
Да мы правильно решили
«Ч» мы пишем как четыре.
Только с цифрами друзья
Буквы путать нам нельзя.
- Напишите букву «Ч» носиком в воздухе. (У буквы «Ч» короткий загнутый крючок находится слева, а прямая палочка справа)
А теперь напишите карандашом в воздухе.
А сейчас отгадайте-ка загадку
Что за чудо? Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу блюдо.
Ходит чудо по дороге
Голова торчит, да ноги.
(Черепаха)
Воспитатель: Возьмите листочки, на которых нарисована черепаха. На панцире у черепахи написаны буквы «Ч», но написаны они правильно и неправильно. Обведите только те буквы «Ч», которые написаны правильно. (Слева крючок, справа палочка).
Составление слогов с буквой «Че»
Плакат с изображением часов
Воспитатель:
Посмотрите на часы
С одной стрелочкой они
Буква «Ч» на стрелку встала
И по кругу побежала
Она к гласным подошла
С ними слоги назвала
Чи-Ча-Чу-Че-Чо
- Ребята, на наших часах нет гласных букв Я и Ю, которые смягчают согласные звуки. Буква «Ч» с ними не «дружит», потому что сама всегда обозначает мягкий звук. Звук «Ч» всегда мягкий. Каким цветом мы будем его обозначать? (зеленым).
Воспитатель: Дети подвиньте к себе белые полоски и корзинки с цветными квадратами. И давайте составим схему слова ЧАСЫ.
Вызвать ребенка для проверки у доски.
- сколько звуков получилось в слове часы?
Воспитатель:
Вызвать двух человек к доске для составления слов из букв.
Перед вами два мольберта, возле каждого лежат буквы. Вам необходимо составить слово из букв по картинке, пока ребятам не говорите что у вас за картинка. Они прочитают, что у вас получится.
-Похлопать за правильное задание.
Подведение итогов
- Ребята, а вы догадались, от кого нам сегодня пришло письмо. (От буквы «Ч»)
- Давайте вспомним, что мы сегодня про неё узнали?
- Какая она? (Буква «Ч» обозначает - Согласный звук, всегда мягкий, глухой, обозначается зеленым цветом)
- А сейчас давайте посмотрим, что же за сюрприз она нам приготовила.
Открываешь сундучок. Достаешь медали (Буквы).
Может быть, вы ещё придумаете слова со звуком «Ч», о которых мы не говорили сегодня на занятии и если придумаете, то обязательно поделитесь друг с другом.
Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по обучению грамоте "Знакомство со звуком и буквой - Р"
Обучение грамоте. Звуки и буква Р....
Здоровьесберегающие технологии в логопедии. Знакомство со звуком и буквой - О -.
Конспект занятия для ознакомления детей в старшей группе со звуком и буквой - О -....
Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы.
Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Лепка буквы"И "из пластилина,штриховка буквы "И".Мир природы.Цель: Закрепл...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по образовательной области «Коммуникация» по теме: «Знакомство со звуком и буквой «М». в старшей группе
Все о звуке [м]. Характеристика звука...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по образовательной области «Коммуникация» по теме: «Знакомство со звуком и буквой «М». в старшей группе
Все о звуке [м]. Характеристика звука...
НОД по обучению грамоте "Знакомство со звуком и буквой И"
Тема: звук [и], буква и.Цели:-познакомить детей с гласным звуком [и],-познакомить детей с буквой и,-познакомить детей с термином «предложение», с его графическим изображением,- развитие вн...
НОД по обучению грамоте "Знакомство со звуком и буквой И"
Тема: звук [и], буква и.Цели:-познакомить детей с гласным звуком [и],-познакомить детей с буквой и,-познакомить детей с термином «предложение», с его графическим изображением,- развитие вн...