Статья "Развитие речи детей 3-4 лет"
статья по развитию речи (младшая группа)

Левина Анастасия Владимировна

Наиболее активным периодом формирования речи является возраст 3-4 лет. В это время ребенок совершает огромный шаг вперед по сравнению со своими прежними речевыми навыками. Он уже умеет обобщать схожие предметы и явления, его речь становится более богатой и понятной окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_3-4.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи ребенка 3-4 лет

Речь является главным средством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зависит от уровня его речевого развития. А уровень развития речи влияет на формирование личности и характера ребёнка. С развитием речи теснейшим образом связано формирование сложных форм поведения ребёнка. Речь помогает малышу регулировать своё поведение, оценивать его.

Область языковой компетенции

Возраст  3-4 года

Фонетика

Типичные замены некоторых согласных,

сложных для артикуляции (ч ,ш,ж,щ, р, р`,л, л`) Метатезис

Словообразование

Увеличение количества словообразовательных инноваций

Лексика

Количественный и качественный рост словаря:

усвоение родовидовых отношений,

развитие синонимии, антонимии,

появление абстрактных существительных,

 освоение многозначности и омонимии,

освоение фразеологизмов

Лексико-семантические инновации (расширение и сужение значения, образование переносных значений путем метафорических и метонимических переносов и др.; ассоциативные замены  - смешение паронимов, антонимов и др.)

Морфология

От 3 до 4 лет – рост количества инноваций в речи детей референциального речевого стиля при усвоении формальной стороны различных ГК, связанных с унификацией основы  и с неверным выбором формообразующего аффикса:

внутрипадежное смешение оконч. сущ. разных склонений;

ненормативное склонение несклоняемых и разносклоняемых сущ.;

окказ. образование родовых пар у сущ.;

окказиональное образование сравнит. степени прилаг. и наречий;

смешение оконч. глаголов, суффиксов императива; суф. причастий;

окказиональное образование видовых пар глагола

Синтаксис

Развитие связной речи

Развитие диалога

Пересказы простых сказок и рассказов (часто - в эгоцентрической речи)

Игровые квазидиалоги

Синтаксические ошибки (неверное употребление предлогов, неверный выбор падежа в словосочетании)

Метаязковая деятельность

Вопросы о значении слов

Осознание многозначности и омонимии

Языковая игра в речи ребенка

Собственные этимологии слов, вопросы об этимологии

Толкование значений слов

Осознание различных языковых явлений: вопросы и рассуждения о роде и числе сущ.,  о произношении слов, о различных языках и др.

Умение равняться на собеседника, учитывая возможности его восприятия речи (дети по-разному говорят со взрослыми и с маленькими детьми).

Комментарии к таблице

Фонетика

Слоговая элизия - сокращение количества слогов в слове: носки - ки; голова - гавá; магазин - зин/масин.

Пропуск отдельных согласных: ворона - аона (пропущены звуки в и р); мох - мо.

Добавление гласных в конце слова: стул - тюля; платок - тёка.

Ассимиляция - уподобление одного звука другому внутри слова: конфета - фафета; работа - бабота  (полная ассимиляция в области согласных); бабуля - бубуля,  капюшон - капасён (в области гласных).

Упрощение стечений согласных (кластеров): стол - тёй; спать - пать; мишка - мика; привет - пивет.

Типичная замена гласных: сыр - сий; гусь - гось; деда - дида.

Типичная замена согласных: рука - лука, йука; чай - тяй, сяй; шуба - сюба/суба; жук - зюк/зук; цирк - тийк; лук - йук.

Нетипичная замена (субституция) согласных и гласных: не хочу - ни фасу; горка - гонка, гулять - гиять.

Метатезис - перестановка звуков или слогов в слове: зайка - казяй; петух - типух, пакетик - капетик.

Словообразование

Словообразовательные инновации - слова, сконструированные ребенком по моделям нормативного языка: конин, братин, бельчиный дом; работливый гном, балеринье платье; нарядница и красотница, встречник, дарильщик. павлинёнок, силость, заниманье, белота, завид; украсивиться, аппетитовать сушками, вскарабкай меня туда, отожмурь глаза; одетый по-давнему, кричали по-человеческому.

Лексика

Протослова - устойчивые вокализации, содержащие постоянный состав звуков и употребляемые в постоянных ситуациях, но уникальные для данного ребенка, не основанные на речи взрослого: ки - всё интересное; ть - желание получить что-либо или требование совершить какое-либо действие; фа - горячо, опасно.

"Язык нянь"- языковая подсистема, которую речевой коллектив считает в основном пригодной для общения с маленькими детьми. Слова языка нянь делятся на: а) лепетоподобные (отличающиеся фонетической простотой, лепетными слогами, в основном открытыми, редупликацией): баба, деда, бай-бай, бо-бо; б) звукоподражательные (имеющие мотивированность между звучанием и значением): мяу, ням-ням, тик-так, ввв; цокающий звук - о лошадке.

Нормативные слова, чаще с искаженной фонетической формой, обозначающие предметы, с которыми ребенок каким-либо образом взаимодействует, или простые действия: вода, каша, молоко, чай, яблоко, кукла, мяч, носки, тапки; иди, дать, сядь, спать.

"Застывшие фразы"- выражения, состоящие более чем из одного слова, которые ребёнок воспринимает и воспроизводит как единое целое: То там? – кто там; Отя! - вот так!; маня - мама Аня, баби - баба Ира.

Лексико-семантическая сверхгенерализация - распространение сферы использования слова: ава (собака) - все четвероногие; дяка (ягода) - яблоко, персик, слива; дай - возьми; требование сделать что-нибудь:дай бай-бай мама (дай спать мама, т.е. хочу спать с мамой).

Детская омонимия - совпадение по звучанию двух или более разных слов вследствие несовершенства артикуляторных возможностей ребенка: ми - мишка, мышка, мыло; така - травка, трактор; тя - чай, ставь; мака - маленький, масло, мясо.

Игровые переименования - сознательные, преднамеренные переименования, являющиеся или: 1) комментариями ребенка относительно сходства предметов, 2) следствием игры с использованием предметов-заместителей: цветок - о кожуре открытого банана; шапочка - о стаканчике, надетом на голову.

Лексико-семантические инновации  - употребление слова в окказиональном значении или замена одного слова другим по ассоциации. Типы лексико-семантических инноваций:

расширение значения слова: Выступает ансамбль - Петpова Света.

сужение значения слова: Я не человек, я девочка.

 образование переносных значений путем метафорических и метонимических переносов: Дай мне деревянную булку (о сухаре); Можно заболеть карантином.

 Ассоциативные замены:

смешение паронимов: Там цыплята вылепились (вместо вылупились);

смешение антонимов: Вчера куплю конфетку; Я завтра был у Вадика.

Морфология

Окказиональное конструирование основы глагола:  вставает, скакает, прятает, сосает; нарисуть, нарисовает, целуть, кладила, сорвил, нажмала.

Унификация основы - сохранение неизменяемой основы слова:

сохранение неподвижности ударения: нoгами, кuта, yшами, спaла, попuла;

устранение чередования согласных: посидю, находу (нахожу), поскаку (поскачу), гладу (глажу), бежу, стережу, увиду; ухи;

устранение беглых гласных: у львёнока, огуреца, вынь палеца из рота, на ковёре, терёшь на тёрке, выгну (выгоню) из кровати; 

устранение супплетивизма - неправильное образование формы числа существительных с частично или полностью отличающимися основами: слонёнки, котёнки, ребёнки, мышонки, поросёнки; человеки, людь;

устранение наращений основы: с имем, без имя, нет мати (матери).

Смешение окончаний существительных: это глазы`, рóги; вилком, ложком; лампов, утятков, оленев, про гусёв, нет бусов; на береге, во рте, на грибу;

экспансия флексий - употребление в определенной падежной форме одного, опредленного, "главенствующего" окончания (напр., в тв.п. ед.ч.- только ОМ, в род.мн.- ОВ);

смешение оконч. сущ. р.п. мн.ч. и предл. п. мн.ч.:. два зайца на плечев, котята не бывают в тапочков, на кустов; 

образование недостающих форм числа сущ. pluralia/singularia tantum - образование формы числа сущ., в норме имеющих или только форму единственного, или только форму множественного числа: резать ножницем, колготка, какой-то дров; много капустов, много мозаиков, много дрянев; 

ошибки в словосочетаниях с числительными: два пеленок, три цветочков, четыре лягушек, две санки/два санка.

устранение существительных среднего рода: большую яблочку, другую колечку, большую ведерку; другую мясу; 

«перевод» существительных из одного рода в другой: другой липучек, одна носочка, маленькую листочку; 

устранение существительных 3 склонения: такую глупостю, помазала мазем, с солем, морковка с грязей, этого лошадя; 

употребление неодушевленных существительных в качестве одушевленных: смотреть месяца, пирожка испечем; про теремка, про города, дать кубика, про овощев; 

склонение несклоняемых существительных: играть на пианине, едет на метре, за бедной кенгурой, ловить лассом; 

окказиональное образование родовых пар у сущ.: корова с коровом, медвежиха, папа крольчих, утка и ут (зоонимы); нельзя быть плаксом таким (общий род); парикмахерка, врачка, командирщица  (сущ, обозначающие лицо по профессии)

окказиональное образование сравнительной степени прилаг. и наречий: высотее, чистее, многее, хорошее, шерстянее;

смешение окончаний глаголов: посплют, едýт, грызят;

смешение суффиксов императива: стои, пои, искай, не смеись;

 смешение суффиксов причастий: машина сломата, нос завязат, наполнета, место не занено, расколонный;

окказиональное образование видовых пар глагола: украшивать, украдывать, очистивать, отнасывать, расстелять, надобиться, наискать.

Синтаксис

Голофразы - однословные высказывания ребенка, по значению равные целой ситуации. Все первые слова являются голофразами: Мама -   мама, требование дать что-нибудь, где мама?, мама пришла, мамина сумка и т.п.

Высказывания "телеграфного стиля" - предложения, состоящие из неизменяемых слов без предлогов: Мама бай. Папа ням-ням. Аня спать. Ника Така чу-чу (Виталик не поросенок).

Протопредлоги - гласные (обычно "а"), употребляемые на месте предлогов: а яню - про Ваню, а диян  - на диван, а каитку - за калитку.

Квазидиалоги - диалоги "с самим собой" в эгоцентрической речи ("речи для себя"), в которых ребенок выступает в различных ролях.

Метаязыковая деятельность

Метаязыковая деятельность - любая деятельность ребенка, с разной степенью осознания, направленная непосредственно на языковой код, на язык как объект изучения (С.Н.Цейтлин).

Детская этимология - звуковая модификация слова с целью придания или изменения его мотивировки: мычок - бычок, кружинка - пружинка, заучники - заочники, истуда - оттуда.

Самоисправления – детские исправления собственной речи, обычно возникающие вследствие сопоставления своего высказывания с языковой нормой: Я машину взяму… Возьму; И буду съесть… есть.

Оценка предшествующих стадий собственного языкового развития: Когда я был маленький, вместо спасибо говорил та-та.

Исправление чужой речи: Что это за слово такое - бассэйн? Надо говорить: бас-сейн.

Вопросы о значении слов: Барчонок - это дитя Багиры? Скидка для детей - там детей скидывают?

Осознание многозначности и омонимии: Ушко у иголочки, как у Лизы; Я - это буква. И я - это человек.

Языковая игра в речи ребенка: Мама: Упала температура. - Ребенок: Упала в лужу (улыбается); У норки есть норка.

Собственные этимологии слов: Котенок ка-тает. Катает, потому что котенок; Икарус - от Икара.

Толкование значений слов: Девичник - дерево вишнёвое; Питомец - ребенок змеи.

Осознание различных языковых явлений: Нож - мальчик, вилка - девочка; Кефир и зефир - похожие слова.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.

Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста...

Буклет для родителей по развитию речи детей 5-6 лет "Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых"

Данный буклет содержит краткий практический материал по формированию и становлению речи в период старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Конспект занятия для детей средней группы «Волшебная пуговица» Цель: Развивать связную речь детей; обогащать речь детей существительными и прилагательными.

Конспект занятия для детей средней группы«Волшебная пуговица»Цель: Развивать связную речь детей; обогащать речь детей существительными и прилагательными; развивать память, мышление, вниман...