Консультация для воспитателей "Роль пересказа в развитиии речи детей дошкольного возраста"
консультация по развитию речи
В консультации говориться о том, что метод пересказывания развивает речь детей, память, воображение и влияет на становление нравственных качеств дошкольника
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Улыбка»
Консультация для педагогов
«Роль пересказывания в развитии речи детей
дошкольного возраста»
Подготовила
воспитатель Кочихина И.В.
2021 г.
Сегодня речь пойдёт о пересказе.
Уважаемые коллеги, свою консультацию я хотела бы начать с некоторых вопросов.
1.С какого возраста детей можно обучать пересказу? (В программе обозначено, что после 4х лет)
2. Какие приёмы можно использовать при обучении детей пересказыванию.
3.Какие инновационные методы используются для обучения детей пересказыванию?
4. Какие литературные жанры целесообразно использовать для пересказа с детьми ? ( сказка (авторская и народная), рассказ- описание)
Пересказ летературных произведений играет большую роль в общем развитии ребенка и активно используется на занятиях в дошкольных учреждениях, являясь основным видом монологической речи, которому обучают детей с целью формирования детской речи и дальнейшей подготовки к школе.
К сожалению, в настоящее время, современные родители, в силу своей занятости, уделяют мало времени чтению с детьми и тем более пересказу. Художественная литература является действенным методом эстетического, нравственного и умственного воспитания.
Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи; деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, память и воображение.
Овладение пересказом способствует формированию навыков самостоятельного (творческого) рассказывания, так как этот процесс предполагает плановость речи. развитию навыков выразительной речи у детей.
ТРЕБОВАНИЯ
Прежде всего необходима предварительная подготовка. Чтобы обучение пересказыванию было плодотворным, нужно правильно отобрать тексты для пересказов. Пересказ не самоцель, а средство речевого развития дошкольников. Поэтому существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа, суть которых заключается в следующем:
- полноценное и доступное содержание;
- разнообразие жанров;
- четкая композиция;
- простой, но богатый язык;
- небольшой размер.
Обычно, для пересказа с детьми дошкольного возраста используют сказку
(это может быть как авторская сказка так и народная), рассказ ( рассказ описание).
Стихотворение совсем не подходит для пересказа детям, поскольку искажается форма и единство литературного произведения. Дети стремятся рассказывать стихотворение наизусть, а это он них не требуется в пересказывании .
Методы и приемы, используемые воспитателем при обучении ересказа различны :
-выразительное двухкратное и трехкратное чтение текста,
-беседа о прочитанном,
-показ иллюстраций, речевые упражнения,
-рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых идёт речь в тексте;
- использование загадок, пословиц, потешек, четверостиший и т.д., способствующих пониманию содержания рассказа;
- какие бы вы использовали методы и приёмы?
(наводящие вопросы, загадки ( катился колобок ..и кого же он встретил? Прыгает ловко любит морковку..? Правильно зайка...Ребёнок продолжает …
- пересказ по ролям в старшем и среднем возрасте)
В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица или лица разных его героев, а также построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя.
Требования по возрастным особенностям:
Младший дошкольный возраст (3-4 года)
Проводится большая подготовительная работа – выработка умений слушать, отвечать на вопросы, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения. Перед взрослым стоят две задачи: научить воспринимать текст, читаемый ему; а затем рассказ самого
ребенка. Обучение пересказу начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых сказок, построенных на повторе. Хорошие результаты в обучении малышей пересказу дает индивидуальная работа в утренние или в вечерние часы.
Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
В этот возрастной период решаются более сложные задачи: детей учат не только рассказывать короткие, хорошо известные сказки и рассказы, но и выразительно передавать разговор действующих лиц, слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствия тексту. Широко используется совместный пересказ взрослого и ребенка. Помощь взрослого заключается в напоминании фразы, подсказке забытого слова.
Важным методическим приемом является оценка детского пересказа.
Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
В этом возрасте выдвигаются новые задачи: уметь связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передавать содержание по тематике, содержанию и форме.
Пересказ рассказа или сказки без помощи взрослого, близко к тексту, используя авторские слова и выражения. Предлагаются более сложные, длинные произведения, подводят к пересказу описательных текстов (рассказы Толстого, Ушинского, Пришвина, Бианки).
Инновационные методы :
Lego конструирование;
Стем- технологии ( мультистудии)
Мнемотаблицы
Использование видео, презентаций.
Роль пересказа в развития ребенка огромна. Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению, открывает. Процесс пересказывания развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Так же при обучении детей пересказывании не стоит забывать и о работе с родителями.Они наши союзники в воспитании детей. Как можно привлечь родителей? Дать задание дома маме, папе рассказать сказку , рассказ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”
Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "ФОЛЬКЛОР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ФОЛЬКЛОРА....
Консультация "Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"
консультация для педагогов...
Консультация для воспитателей на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развивающих игр»
В консультации представлены разнообразные игры на развитие речевого дыхания, силы голоса и темпа....
Консультация для родителей по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста».
Консультация для родителей по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста».Воспитание правильной и чистой речи у ребенка – одна из важных задач.Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общ...
Роль пересказа в развитии речи детей дошкольного возраста
Роль пересказа в развитии речи детей дошкольного возраста...
Консультация для педагогов "Роль пересказа в развитии речи детей дошкольного возраста"
Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления....