Роль пересказа в развитии речи детей дошкольного возраста
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа) на тему
Роль пересказа в развитии речи детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_pereskaza_v_razvitii_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta_2.pptm | 374.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пересказ текста играет большую роль в общем развитии ребенка и активно используется на занятиях в дошкольных учреждениях, являясь основным видом монологической речи, которому обучают детей с целью подготовки к школе.
Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи; деятельность , в которой активно участвуют мышление ребенка, память и воображение. Роль пересказов высоко оценивалась в классической педагогике ( К. Д. Ушинский , Л.Н. Толстой). Вопросы обучения пересказыванию детей дошкольного возраста раскрыты Е.И.Тихеевой , А.М.Леушиной , А.М.Бородич и др. Авторы подчеркивают значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей для развития речи.
Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи, способствует развитию навыков выразительной речи у детей . Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес у детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи. В ходе таких занятий у детей развивается читательская активность и любознательность, желание самостоятельной читательской деятельности. Формируется полноценное эстетическое восприятие произведения, расширяются и углубляются знания детей, активизируется словарный запас, возникают возможности для развития монологической речи- одного из ведущих в школьном обучении.
ЗАДАЧИ: Учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно отражать в речи воспринятое, рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекавшись от темы, приучать дошкольников рассказывать не торопясь: помогать или находить нужные слова, выражения, поощрять использование точных названий предметов. действий, качеств: развивать образную речь, учить рассказывать живо, выразительно . Благодаря связной речи дети в состоянии грамотно, правильно и последовательно излагать свои мысли, формулировать предложения . Этому должны научить детей педагоги.
ТРЕБОВАНИЯ : Чтобы обучение пересказыванию было плодотворным, нужно правильно отобрать тексты для пересказов. Пересказ не самоцель, а средство речевого развития дошкольников . Поэтому существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа, суть которых заключается в следующем: - полноценное и доступное содержание; -разнообразие жанров; - четкая композиция; - простой, но богатый язык; - не большой размер.
Методы и приемы, используемые воспитателем для осуществления задач обучения пересказу, различны: выразительное двухкратное и трехкратное чтение текста, беседа о прочитанном, показ иллюстраций, речевые упражнения, указания относительно способов и качества выполнения задания, оценка и т. д.
СТРУКТУРА: Вводная часть Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ. Подготовительная беседа ( разбор произведения ). Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. Иногда перед ним уместна установка: « Вслушивайтесь, как я читаю ». Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста ( несколько секунд). Пересказ (3-7 человек) Активное руководство воспитателя.
Приемы , способствующие эффективности восприятия художественного произведения: Рассматривание картин , иллюстраций , предметов, о которых пойдет речь в рассказе; Лексико – грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа; Использование загадок, пословиц, потешек , стихов и т. д., способствующих содержания рассказа; Наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей.
Приемы работы над текстом произведения: Беседа по произведению (выявляет о чем произведение, главных героев, поступки героев и их оценка, вопросы на анализ языка произведения); Выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке; Выделение из текста фраз к каждой картинке; Придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста; Частичный пересказ во время беседы ( пересказывают трудные части текста, где описания, диалоги); Составление плана произведения (предметные картинки, в помощь могут использоваться серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы.
Приемы, способствующие совершенствованию детских пересказов: Подсказ слова или фразы; совместный пересказ педагога и ребенка, отраженный пересказ ( повторение ребенком сказанного педагогом; Пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребенка по окончании части и иногда подчеркивая обстоятельство; Если есть диалог, то пересказ по ролям ( в лицах ); В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица или лица разных его героев, а также построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя. Хотелось бы подчеркнуть необходимость особенно тактичного, разумного внедрения этих приемов, бережного отношения к авторскому тексту, особенно классическому, а не адаптированному . Учебные синтаксические упражнения детей в переделке прямой и косвенной речи более уместны на дидактических, тренировочных текстах; Игровые приемы ( например: пересказ, сидя у макета телевизора.
Методы и приемы обучения пересказыванию Средняя группа Пересказ коротких сказок и рассказов (русские народные сказки «Курочка ряба», «Волк и семеро козлят», «Репка», рассказы К. Д. Ушинского «Гуси», «Уточки», Л. Н. Толстого «Сел дед пить чай», Сутеев «Цыпленок и утенок» и др.) Приемы : вопросы, пояснения, показ иллюстраций, упражнения на развитие выразительности речи, прием «отраженной речи», подсказ, поощрение, совет Подготовительная группа (Русские народные сказки «Заяц- хваста », «Лиса и Козел», рассказы К. Д. Ушинского «Четыре желания», «Утренние лучи» Л. Н. Толстого «Косточка», В. Бианки «Купание медвежат», В. Осеевой Просто старушка», «Плохо», Н. Сладкова «Зеленые бабочки», « Сосулькина вода». Приемы: выборочный пересказ, пересказ от лица героев, придумы - вание продолжения, сочинение рассказов и сказок. Старшая группа (Русские народные сказки «Теремок», «Лиса и рак», рассказы К.Д. Ушинского «Умей обождать», « Бишка », Л. Н. Толстого «Пожарные собаки», «Котенок», Е. Чарушина «Почему Тюпа не ловит птиц») Приемы: беседа, вопросы (характеристика героев, описание времени, места действия, подбор определений, сравнений), план пересказа (составленный в- лем или совместно с детьми), пространственная модель, указания, оценка пересказа детьми, пересказ по ролям, инсценировка
Требования по возрастным особенностям: Младший дошкольный возраст ( 3 - 4 года ) Проводится большая подготовительная работа –выработка умений слушать, отвечать на вопросы, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения. Перед взрослым стоят две задачи: научить воспринимать текст, читаемый ему; а затем рассказ самого ребенка. Воспитатель должен подвести ребенка к воспроизведению текста. обучение пересказу начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых сказок, построенных на повторе. Наиболее эффективным приемом обучения пересказу является, Прием когда дети включаются в повторный рассказ взрослого, Повторяя одно, два слова или целое предложение.если ребенок Запомнит начало сказки, то он сможет пересказать ее самостоятельно.на этой ступени вопросы детям лучше не задавать, а напоминать сам текст, тогда ребенок лучше воспроизводит содержание сказки. После пересказа сказки можно переходить к пересказу коротких рассказов . Хорошие результаты в обучении малышей пересказу дает индивидуальная работа в утренние или вечерние часы.
едний дошкольн Средний дошкольный возраст( 4 - 5 лет ) В этот возрастной период решаются более сложные задачи: детей учат не только рассказывать короткие, хорошо известные сказки и рассказы, но и выразительно передавать разговор действующих лиц, слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствия тексту. Произведения для пересказа отличаются большим разнообразием по тематике, содержанию и форме. Мораль в произведении может быть уже скрытой. Широко используется совместный пересказ взрослого и ребенка. Помощь взрослого заключается в напоминании фразы, подсказке забытого слова. Важным методическим приемом является оценка детского пересказа.
Старший дошкольный возраст ( 5 – 7 лет ) В этом возрасте выдвигаются новые задачи: Уметь связно, последовательно, выразительно и граммотически правильно передавать содержание рассказа или сказки без помощи взрослого, близко к тексту, используя авторские слова и выражения. Предлагаются более сложные, длинные произведения, подводят к пересказу описательных текстов ( рассказы Толстого, Ушинского, Пришвина, Бианки ).
Заключение: Роль пересказа в развитии ребенка огромна. Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению, открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Научившись сопереживать героям художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявлять участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящяя гражданственность. « Чувство предшествует знанию: кто не почувствовал истины. тот не понял и не узнал его» - писал В.Г. Белинский. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Путешествие в мир сказки развивает воображение фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми защищая обиженных и слабых и наказывая злых.
Таким образом, помогая детям овладеть языком художественного текста, педагог выполняет задачи не только обучения, но и воспитания. Для успешного последующего школьного обучения у шестилетнего ребенка должен быть сформирован определенный интерес и любовь к книге, умение воспринять и понять прочитанный ему текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить свое отношение к ним. Эти качества и умения в дошкольном возрасте приобретаются ребенком и совершенствуются в процессе ознакомления с художественными произведениями. Пересказ текста играет большую роль в общем развитии ребенка и активно используется на занятиях в дошкольных учреждениях, являясь основным видом монологической речи которому обучают детей с целью подготовки к школе.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста
Опыт работы...
роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста
консультация для родителей...
Консультация "Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста"
«Роль семьи в развитии речи ребенка»Физическое и психическое воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка...
Роль воспитателя в развитии речи детей дошкольного возраста.
Рекомендации логопеда по формированию речи дошкольников для воспитателей....
Консультация для родителей: "Роль родителей в развитии речи детей дошкольного возраста!"
Каким же образом родители могут помочь в формировании правильного произношения и развитии речи детей. Самым первым и главным является создание правильной речевой среды в семье, а самое важное здесь – ...
Консультация для воспитателей "Роль пересказа в развитиии речи детей дошкольного возраста"
В консультации говориться о том, что метод пересказывания развивает речь детей, память, воображение и влияет на становление нравственных качеств дошкольника...
Консультация для педагогов "Роль пересказа в развитии речи детей дошкольного возраста"
Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления....