Тема НОД: «В гости к сказкам»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Технологическая карта занятия
ФИО: Герасимова Маргарита Владимировна.
Интеграция О.О: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»,
Тема НОД: «В гости к сказкам»
Возрастная группа: подготовительная группа
Цель: активизирование творческого мышления и речевой активности детей, применяя методы и приёмы ТРИЗ.
Задачи:
Образовательные: Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.
Учить узнавать сказочных героев.Продолжать учить детей сочинять сказку.
Продолжать учить детей формулировать полные ответы на поставленный вопрос.Формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы; слушать другого ребёнка, не перебивая.
Развивающие: Развивать умения действовать согласованно.Развивать навыки устной связной монологической речи, мышление, воображение, фантазию.Развивать слуховое внимание и память.
Воспитательные: Воспитывать интерес к чтению, сказкам.Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Материал и оборудование: Магнитные доски, письмо от Феи, шкатулка с заданиями, фономузыка «В гостях у сказки», картинки героев известных сказок с новыми предметами, схемы сказок- геометрические фигуры, картинка «Сказочная Фея», иллюстрации к сказке «Узнай по тени», книга сказок, разрезные картинки к игре «Расскажи сказку», «Из какой сказки», маски к сказке «Теремок», смайлики- весёлые, грустные, задумчивые.
Методы и приёмы:
- Словесный (беседа, пояснение, вопросы, повторение)
- Наглядный (образец воспитателя)
- Практический (прохождение препятствий)
Планируемые результаты: обогащены знания детей о русских народных и авторских сказках.
Умеют узнавать сказочных героев.
№ | Этапы | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приёмы | Предполагаемая деятельность | Планируемые результаты |
1. | Организационно – мотивационный этап | Организовать детей. Дать установку на предстоящую деятельность | Организация мотивирующей беседы. Ребята сегодня утром в группе я нашла на моём столе вот это письмо: «Здравствуйте ребята. Я знаю, вы любите сказки. Я тоже живу в Сказочном королевстве. Я пришла к вам в гости. Увидеть меня сможете, когда отгадаете КТО Я?» Воспитатель. У нас с вами сегодня тоже сказочный гость, но прежде чем он появится, вы попробуйте отгадать, кто это может быть? Я вам немного подскажу, подсказка будет такая: наш гость не является человеком. 1.Игра «Да - нет»(собака, сказочная фея) Воспитатель: Правильно, это Сказочная Фея Воспитатель. Ребята, посмотрите, а вот и наша гостья. Это Сказочная Фея. (Выставляю на доску 1.) Как вы думаете, каким образом она у нас появилась? Дети. Пришла. Воспитатель. Как еще она могла появиться у нас? Дети. Могла прилететь, прибежать, прийти, появиться с помощью волшебной палочки, шапки – невидимки, ковра-самолета и.т.д. Воспитатель. Если Фея прилетела, то на чём она могла это сделать? Дети. На самолете, ракете, вертолете, птичке, воздушном шаре, на корабле... | Методы: словесный Форма организации детей: групповая Приемы: беседа. | Приветствуют воспитателя, отвечают на вопросы | У детей сформирован интерес к предстоящей деятельности |
2. | Основной этап | Задачи на этапах меняются в зависимости от задач на подэтапах | Деятельность воспитателя меняется в зависимости от задания на подэтапах. | Меняются в зависимости от заданий на подэтапах | Меняются в зависимости от заданий на подэтапах | Меняются в зависимости от заданий на подэтапах |
2.1. | Этап постановки проблемы | Создать проблемную ситуацию, формулировка предстоящей проблемы доступна пониманию детей | Создание проблемной ситуации через постановку вопроса детям: Воспитатель. Так вот, Сказочная Фея говорит, что она появилась у нас не просто так, а пришла попросить помощи. Дело в том, что в сказочном королевстве, Злой Волшебник заколдовал солнышко и забрал лучи у солнца. Солнышко загрустило, а в сказочном королевстве наступила тьма. ( на доске 1 грустное солнце, воспитатель показывает). Но Злой волшебник оставил шкатулка с заданиями. Если мы сможем выполнить все задания, то лучики вернутся на свои места и станет весело и хорошо всем. Ребята, вы готовы помочь? Дети. Да! | Методы: словесный, наглядный Форма организации детей: индивидуальная, групповая Приемы: проблемная ситуация | Дети выдвигают свои предположения по выходу из проблемной ситуации | Дети предлагают свои варианты ответов по выходу из проблемной ситуации |
2.2. | Этап ознакомления с материалом |
| Данный этап отсутствует, т.к занятие построено на закрепление ранее полученных знаний .
|
|
|
|
2.3. | Этап практического решения проблемы | Совместно взаимодействовать в процессе выполнения заданий. | Активизация деятельности по решению проблемного вопроса. Воспитатель: Для того, чтобы выполнить задания, нам нужно отправится в путешествие по сказкам. -Давайте вспомним, что такое сказки? - Какие бывают сказки? - Как появились сказки? Сказки появились для того, чтобы придуманный сказочный мир радовал детей, а также учил уму, добру и разуму, чтобы не совершали дети ошибки. - Чем сказки отличаются от рассказов?Положительные и отрицательные герои, добро побеждает зло, сказки в основном заканчиваются хорошо. Воспитатель: «Если сказку назовёшь, В страну сказок попадёшь» (Дети называют свою любимую сказку.) Воспитатель: В мире много сказок – Грустных и смешных, Но прожить на свете Нам нельзя без них. В сказке может всё случиться, Наша сказка — впереди. Сказке в дверь мы постучимся, Сказка, в гости ты нас жди. (Звучит «В гостях у сказки».) Воспитатель: Первое задание (на доске 1) из шкатулки. Злой волшебник заколдовал сказки и превратил их в геометрические фигуры. Нам нужно их отгадать. Три розовых круга - «Три поросёнка». Три коричневых разных по величине Круга - «Три медведя». Один большой Серый Треугольник и 7 маленьких треугольников белых - «Волк и семеро козлят». Воспитатель: Молодцы ребята. Один лучик вернулся к солнцу. Воспитатель: Второе задание (из шкатулки) Злой колдун перепутал сказки и нам нужно восстановить последовательность. 1. (Что вначале, что потом.) « По - щучьему велению». «Лиса и дрозд». «Гуси – лебеди». «Лиса и волк». «Кот и лиса». задание- «Тени» сказочных персонажей На доске 2. Воспитатель: Злодей спрятал героев. Если мы их разгадаем, От волшебства мы их избавим. Дети называют тень, правильно ли угадали - переворачиваем. Воспитатель: выполнили. Возвращаем луч солнцу. Игра малой подвижности «Маскарад» (дети подходят к воспитателю). Это что за маскарад. И зверей, и птиц парад. Ничего не разберешь, Где тут белка, где тут ёж. Приготовься и смотри! Сказочное животное на месте замри! Воспитатель: задание (стоя возле воспитателя). Нам нужно выполнить следующее задание. Ребята, герои сказок бывают разные - положительные и отрицательные, каждый со своим характером, качествами, как и мы – люди. «Скажи наоборот» (говорим – садимся на место) Весёлый – грустный. Добрый – злой. Смелый – трусливый. Старый – молодой. Сильный – слабый. Здоровый – больной. Умный – глупый. Вежливый – грубый. Сытый – голодный. Могучий – слабый. Озорной – послушный. Ленивый – трудолюбивый. Щедрый – скупой. Радостный – печальный. Трусливый – храбрый. Выполнили задание- лучик солнцу! Воспитатель: задание (На доске , тени убираю.) «Старые» сказки с новыми предметами. Нам нужно рассказать, как изменится сказка, если у главных героев появятся новые предметы Золушке - пластиковую карту (кредитную). У Буратино нож (волшебная палочка). Карлсону - шапку-невидимку. Красной Шапочке - мобильный телефон. Воспитатель: Молодцы, справились (лучик ставлю). Воспитатель: последнее задание задание Показать сказку «Теремок» (с элементами Триз). (Чем звери похожи и отличаются) см. пособие. Атрибуты: маски, домик. Теремок – замечательная игра, ее можно использовать, как угодно. Например, в теремок могут стучаться животные. Тогда мы их можем пустить, если они скажут, чем похожи (например, на льва – хозяина теремка), могут стучаться домашние животные. Тогда мы их пустим, если они скажут, какую пользу приносят человеку. Это универсальная игра для проверки знаний ребенка. Воспитатель: Ребята посмотрите, мы справились и этим заданием, и ещё один лучик вернулся на свое место. Давайте посмотрим, есть ли в сундучке еще задание? Ребята мы выполнили все задания. Давайте посмотрим на солнышко у него все лучики на месте, оно стало радостным и весёлым (меняю солнце). Теперь в королевстве снова станет весело и светло. Сказочная Фея очень благодарна вам за помощь. Ей нужно возвращаться в сказку и рассказать всем жителям сказочного королевства, что вы умные ребята и справились со всеми заданиями Злого колдуна и вернули лучи солнышку. Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять- Мы закончили играть! Ветерком прохладным вея, В сказку дверь закрыла Фея… (под «В гостях у сказки»). | Методы: словесный, наглядный Форма организации детей: индивидуальная, групповая Приемы: беседа, игровые ситуации (дидактические игры) |
| В процессе дидактических игр закреплены умения детей |
3. | Заключительный этап | Подведение итогов деятельности | Организация деятельности через обобщающую беседу. Давайте с вами вспомним, какие задания вы с вами сегодня выполняли и для чего? Что понравилось больше? Ребята, наше сказочное путешествие закончилось. Но, а каким оно было весёлым, интересным, скучным мне бы хотелось узнать. На столе лежат смайлики- весёлые, задумчивые, грустные. Выберите себе. Расскажите, почему сделали такой выбор. Ответы детей. Воспитатель тоже оценивает работу на занятии при помощи смайлика (весёлый - довольна работой детей, задумчивый- над чем надо нам поработать, какие сказки повторить, грустный- потому, что наше путешествие по сказкам закончилось). Воспитатель заглядывает в сундучок. - Ребята, Фея оставила для вас подарок -книга сказок. | Методы: словесный Форма организации детей: групповая Приемы: обобщающая беседа | Дети отвечают на проблемный вопрос | Выявление полученных знаний в процессе беседы с детьми. Подведение итогов занятия. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_s_triz.docx | 409.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
ФИО: Герасимова Маргарита Владимировна.
Интеграция О.О: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»,
Тема НОД: «В гости к сказкам»
Возрастная группа: подготовительная группа
Цель: активизирование творческого мышления и речевой активности детей, применяя методы и приёмы ТРИЗ.
Задачи:
Образовательные: Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.
Учить узнавать сказочных героев.Продолжать учить детей сочинять сказку.
Продолжать учить детей формулировать полные ответы на поставленный вопрос.Формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы; слушать другого ребёнка, не перебивая.
Развивающие: Развивать умения действовать согласованно.Развивать навыки устной связной монологической речи, мышление, воображение, фантазию.Развивать слуховое внимание и память.
Воспитательные: Воспитывать интерес к чтению, сказкам.Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Материал и оборудование: Магнитные доски, письмо от Феи, шкатулка с заданиями, фономузыка «В гостях у сказки», картинки героев известных сказок с новыми предметами, схемы сказок- геометрические фигуры, картинка «Сказочная Фея», иллюстрации к сказке «Узнай по тени», книга сказок, разрезные картинки к игре «Расскажи сказку», «Из какой сказки», маски к сказке «Теремок», смайлики- весёлые, грустные, задумчивые.
Методы и приёмы:
- Словесный (беседа, пояснение, вопросы, повторение)
- Наглядный (образец воспитателя)
- Практический (прохождение препятствий)
Планируемые результаты: обогащены знания детей о русских народных и авторских сказках.
Умеют узнавать сказочных героев.
№ | Этапы | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приёмы | Предполагаемая деятельность | Планируемые результаты |
1. | Организационно – мотивационный этап | Организовать детей. Дать установку на предстоящую деятельность | Организация мотивирующей беседы. Ребята сегодня утром в группе я нашла на моём столе вот это письмо: «Здравствуйте ребята. Я знаю, вы любите сказки. Я тоже живу в Сказочном королевстве. Я пришла к вам в гости. Увидеть меня сможете, когда отгадаете КТО Я?» Воспитатель. У нас с вами сегодня тоже сказочный гость, но прежде чем он появится, вы попробуйте отгадать, кто это может быть? Я вам немного подскажу, подсказка будет такая: наш гость не является человеком. 1.Игра «Да - нет»(собака, сказочная фея) Воспитатель: Правильно, это Сказочная Фея Воспитатель. Ребята, посмотрите, а вот и наша гостья. Это Сказочная Фея. (Выставляю на доску 1.) Как вы думаете, каким образом она у нас появилась? Дети. Пришла. Воспитатель. Как еще она могла появиться у нас? Дети. Могла прилететь, прибежать, прийти, появиться с помощью волшебной палочки, шапки – невидимки, ковра-самолета и.т.д. Воспитатель. Если Фея прилетела, то на чём она могла это сделать? Дети. На самолете, ракете, вертолете, птичке, воздушном шаре, на корабле... | Методы: словесный Форма организации детей: групповая Приемы: беседа. | Приветствуют воспитателя, отвечают на вопросы | У детей сформирован интерес к предстоящей деятельности |
2. | Основной этап | Задачи на этапах меняются в зависимости от задач на подэтапах | Деятельность воспитателя меняется в зависимости от задания на подэтапах. | Меняются в зависимости от заданий на подэтапах | Меняются в зависимости от заданий на подэтапах | Меняются в зависимости от заданий на подэтапах |
2.1. | Этап постановки проблемы | Создать проблемную ситуацию, формулировка предстоящей проблемы доступна пониманию детей | Создание проблемной ситуации через постановку вопроса детям: Воспитатель. Так вот, Сказочная Фея говорит, что она появилась у нас не просто так, а пришла попросить помощи. Дело в том, что в сказочном королевстве, Злой Волшебник заколдовал солнышко и забрал лучи у солнца. Солнышко загрустило, а в сказочном королевстве наступила тьма. ( на доске 1 грустное солнце, воспитатель показывает). Но Злой волшебник оставил шкатулка с заданиями. Если мы сможем выполнить все задания, то лучики вернутся на свои места и станет весело и хорошо всем. Ребята, вы готовы помочь? Дети. Да! | Методы: словесный, наглядный Форма организации детей: индивидуальная, групповая Приемы: проблемная ситуация | Дети выдвигают свои предположения по выходу из проблемной ситуации | Дети предлагают свои варианты ответов по выходу из проблемной ситуации |
2.2. | Этап ознакомления с материалом | Данный этап отсутствует, т.к занятие построено на закрепление ранее полученных знаний . | ||||
2.3. | Этап практического решения проблемы | Совместно взаимодействовать в процессе выполнения заданий. | Активизация деятельности по решению проблемного вопроса. Воспитатель: Для того, чтобы выполнить задания, нам нужно отправится в путешествие по сказкам. -Давайте вспомним, что такое сказки? - Какие бывают сказки? - Как появились сказки? Сказки появились для того, чтобы придуманный сказочный мир радовал детей, а также учил уму, добру и разуму, чтобы не совершали дети ошибки. - Чем сказки отличаются от рассказов?Положительные и отрицательные герои, добро побеждает зло, сказки в основном заканчиваются хорошо. Воспитатель: «Если сказку назовёшь, В страну сказок попадёшь» (Дети называют свою любимую сказку.) Воспитатель: В мире много сказок – Грустных и смешных, Но прожить на свете Нам нельзя без них. В сказке может всё случиться, Наша сказка — впереди. Сказке в дверь мы постучимся, Сказка, в гости ты нас жди. (Звучит «В гостях у сказки».) Воспитатель: Первое задание (на доске 1) из шкатулки. Злой волшебник заколдовал сказки и превратил их в геометрические фигуры. Нам нужно их отгадать. Три розовых круга - «Три поросёнка». Три коричневых разных по величине Круга - «Три медведя». Один большой Серый Треугольник и 7 маленьких треугольников белых - «Волк и семеро козлят». Воспитатель: Молодцы ребята. Один лучик вернулся к солнцу. Воспитатель: Второе задание (из шкатулки) Злой колдун перепутал сказки и нам нужно восстановить последовательность. 1. (Что вначале, что потом.) « По - щучьему велению». «Лиса и дрозд». «Гуси – лебеди». «Лиса и волк». «Кот и лиса». задание- «Тени» сказочных персонажей На доске 2. Воспитатель: Злодей спрятал героев. Если мы их разгадаем, От волшебства мы их избавим. Дети называют тень, правильно ли угадали - переворачиваем. Воспитатель: выполнили. Возвращаем луч солнцу. Игра малой подвижности «Маскарад» (дети подходят к воспитателю). Это что за маскарад. И зверей, и птиц парад. Ничего не разберешь, Где тут белка, где тут ёж. Приготовься и смотри! Сказочное животное на месте замри! Воспитатель: задание (стоя возле воспитателя). Нам нужно выполнить следующее задание. Ребята, герои сказок бывают разные - положительные и отрицательные, каждый со своим характером, качествами, как и мы – люди. «Скажи наоборот» (говорим – садимся на место) Весёлый – грустный. Добрый – злой. Смелый – трусливый. Старый – молодой. Сильный – слабый. Здоровый – больной. Умный – глупый. Вежливый – грубый. Сытый – голодный. Могучий – слабый. Озорной – послушный. Ленивый – трудолюбивый. Щедрый – скупой. Радостный – печальный. Трусливый – храбрый. Выполнили задание- лучик солнцу! Воспитатель: задание (На доске , тени убираю.) «Старые» сказки с новыми предметами. Нам нужно рассказать, как изменится сказка, если у главных героев появятся новые предметы Золушке - пластиковую карту (кредитную). У Буратино нож (волшебная палочка). Карлсону - шапку-невидимку. Красной Шапочке - мобильный телефон. Воспитатель: Молодцы, справились (лучик ставлю). Воспитатель: последнее задание задание Показать сказку «Теремок» (с элементами Триз). (Чем звери похожи и отличаются) см. пособие. Атрибуты: маски, домик. Теремок – замечательная игра, ее можно использовать, как угодно. Например, в теремок могут стучаться животные. Тогда мы их можем пустить, если они скажут, чем похожи (например, на льва – хозяина теремка), могут стучаться домашние животные. Тогда мы их пустим, если они скажут, какую пользу приносят человеку. Это универсальная игра для проверки знаний ребенка. Воспитатель: Ребята посмотрите, мы справились и этим заданием, и ещё один лучик вернулся на свое место. Давайте посмотрим, есть ли в сундучке еще задание? Ребята мы выполнили все задания. Давайте посмотрим на солнышко у него все лучики на месте, оно стало радостным и весёлым (меняю солнце). Теперь в королевстве снова станет весело и светло. Сказочная Фея очень благодарна вам за помощь. Ей нужно возвращаться в сказку и рассказать всем жителям сказочного королевства, что вы умные ребята и справились со всеми заданиями Злого колдуна и вернули лучи солнышку. Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять- Мы закончили играть! Ветерком прохладным вея, В сказку дверь закрыла Фея… (под «В гостях у сказки»). | Методы: словесный, наглядный Форма организации детей: индивидуальная, групповая Приемы: беседа, игровые ситуации (дидактические игры) | В процессе дидактических игр закреплены умения детей | |
3. | Заключительный этап | Подведение итогов деятельности | Организация деятельности через обобщающую беседу. Давайте с вами вспомним, какие задания вы с вами сегодня выполняли и для чего? Что понравилось больше? Ребята, наше сказочное путешествие закончилось. Но, а каким оно было весёлым, интересным, скучным мне бы хотелось узнать. На столе лежат смайлики- весёлые, задумчивые, грустные. Выберите себе. Расскажите, почему сделали такой выбор. Ответы детей. Воспитатель тоже оценивает работу на занятии при помощи смайлика (весёлый - довольна работой детей, задумчивый- над чем надо нам поработать, какие сказки повторить, грустный- потому, что наше путешествие по сказкам закончилось). Воспитатель заглядывает в сундучок. - Ребята, Фея оставила для вас подарок -книга сказок. | Методы: словесный Форма организации детей: групповая Приемы: обобщающая беседа | Дети отвечают на проблемный вопрос | Выявление полученных знаний в процессе беседы с детьми. Подведение итогов занятия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема января: в гостях у сказки
Содержание темы:- Определение сказки- Виды сказок- Детские писатели- Работа в группе- Рекомендации родителям...
МИНИ МУЗЕЙ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ТЕМА № 2 "В ГОСТЯХ У СКАЗКИ"
Цель:1. Помочь детям запомнить сказку, вызывать желание воспроизводить диалоги между сказочными( приобщение к театральной игре)2. Приучать детей внимательно слушать, развивать речь, память...
Тема занятия: «В гости к сказкам»
- упражнять детей прикладывать предметы точно один к одному, строго учитывая интервалы между ними;- раскладывать предметы правой рукой с лева направо; приучать пользоваться словами и выражениями "стол...
Конспект совместной деятельности по логоритмике с детьми среднего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи). Тема занятия: «В гостях у Сказки. Здравствуй, Радуга!».
Тема занятия: «В гостях у Сказки. Здравствуй, Радуга!». Коррекционно-образовательные цели. Ориентация в ритмических структурах, сравнение и различение звуков по их длитель...
Тема проекта: «В гостях у сказки - Царевна лягушка»
В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею. У него было три сына — все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером написать; младшего звали Иван-цар...
Конспект итогового мероприятия По теме недели «В гостях у сказки» в старшей группе Воспитатель Соловьева Наталья Петровна
ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить детей с разными видами сказок.ЗАДАЧИ:Познавательное: Формировать представление об окружающем мире, развивать любознательность, закрепить знания детей о русских на...
Открытая образовательная деятельность. Тема: « Путешествие в гости к сказке». Педагог средней группы Моисеенко Наталья Николаевна
Задачи: Речевое развитие: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми процессе беседы, умении выразительно и эмоционально передавать текст сказки, умение выражать свои мысли, развивать пра...