Мастер-класс для воспитателей "Дидактические игры для воспитание звуковой культуры речи."
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Ахунова Альфия Загирьяновна

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей

"Дидактические игры для воспитание звуковой культуры речи."

Воспитатель: Ахунова А.А

Цель: передача опыта путём прямого показа отдельных приёмов, способствующих развитию правильного звукопроизношения детей.

Задачи:

  • помочь педагогам систематизировать работу по звуковой культуре речи;
  • развивать педагогическое мастерство, образное мышление; 
  • воспитывать культуру общения.

Развитие речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребёнка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становиться универсальным средством общения ребёнка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы. Согласно ФГОС ДО: «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы».

Разговаривая с детьми, я обратила внимание на то, что дети много времени проводят за компьютером, просмотром каких - то телевизионных передач или же играют со своими игрушками. Все это ограничивает детей в общении с окружающим миром, и вследствие чего у ребенка обнаруживается недостаточный словарный запас, ему трудно высказывать свои мысли, затрудняются его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. И нам нужно помнить, что плохая речь в дальнейшем может отразиться на грамотности ребёнка.

Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка.

В своей работе особое внимание я уделяю дидактической игре. Благодаря ее использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.  Я считаю, что дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

 «Чистоговорки – скороговорки»

Многократное проговаривание чистоговорки или же скороговорок помогает детям автоматически произносить некоторые звуки, закрепить правильное их звучание, не задумываясь, где же находится его язычок во время произношения слов.Приведу несколько примеров детских чистоговорок.

ГА – ГА - ГА — во поле стога

РА - РА - РА — вот высокая гора

РО – РО - РО — принесите мне ведро

РИ - РИ - РИ — быстро говори.

ДУ – ДУ - ДУ — с дудочкой иду

ЖУ - ЖУ - ЖУ — на лужок хожу

ЗЯ – ЗЯ - ЗЯ — ссориться нельзя

ВЕ- ВЕ - ВЕ — ветка на траве.

ША – ША - ША — каша хороша

ШО - ШО - ШО — будет все хорошо

ЖИ – ЖИ - ЖИ — шнурок завяжи

ЧУ – ЧУ - ЧУ — я гулять хочу.

«Замени звук»

Цель: формирование умения  детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.

Ход игры:

Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове.

Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово.

Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка - чашка, гайка - чайка, масть - часть) или последний звук (враг - врач, клюв - ключ, мел - меч).

По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.

«Какого звука не хватает?»

Цель: совершенствование у детей навыков звукового анализа.

Ход игры:

Взрослый подбирает картинки со словами, раскладывает их на столе и называет, заменяя нужный звук паузой.

Ребенок должен догадаться, что это за слово, с помощью соответствующей картинки и определить пропавший в нем звук.

Например, пи[ ]ама - пропал звук [ж], вок[ ]ал -звук [з], тарел[ ]а - звук [к], конфе[ ]а - звук [т], мар-ты[ ]ка - [ш], мака[ ]оны - [р] и т. д. Взрослый может подобрать картинки со словами на какой-то определенный звук, произношение которого нужно закрепить у ребенка.

«Измени слово»

Цель: упражнение детей  в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Формирование правильной дикции.

Ход игры:

Дети должны так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж]:

друг — дружок,

пирог — пирожок,

сапог — сапожок,

снег — снежок,

рог — рожок,

луг — лужок,

творог — творожок,

флаг — флажок.

«Третий лишний»

Цель: развитие  умения услышать в слове определённый звук.

Ход игры:

Из трех картинок дети должны убрать ту, в названии которой нет звука [ш]:

шина, ландыш, белка; шапка, гармошка, пила;

голубь, шуба, неваляшка; мыши, банан, пушка.

«Чудесный художник»

Цель :развитие  фонематических представлений, фонематического анализа, внимания, мелкой моторики.

Ход игры:

Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука.

«Кто больше?»

Цель: развитие  фонематического представления, слуховое внимания.

Ход игры:

Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)

«Услышишь — хлопни»

Цель: развитие слухового внимания, фонематического восприятия.

Ход игры:

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

«Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).

Цель: развитие  фонематического представления, внимания.

Ход игры:

Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.

«Нужное слово»

Цель: развитие  фонематического представления, фонематического анализа, внимания.

Ход игры: По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

Дидактическая игра в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста...

Интерактивные игры по воспитанию звуковой культуры речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста (5-7лет)

Возрастная категория:Материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений (возраст: средних, старших и подготовительных групп), педагогам дополнительного образования, учителям начальной школ...

Мастер-класс "Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса"

Цель мастер-класса: совершенствование работы воспитателей ДОУ по воспитанию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста. Видеофайл мастер-класса  https://disk.yandex.ru/i/mdb4n_B_8DjpYw...

Мастер-класс для педагогов «Формирование фонематического слуха и звуковая культура речи детей дошкольного возраста»

Мастер- класс будет полезен педагогам. В мастер-классе раскрываются основные направления работы по развитию  фонематического слуха у детей...

Дидактические игры для воспитания звуковой культуры речи дошкольника 3-4 лет.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Дидактическая игра я...

Игры по воспитанию звуковой культуры речи детей

Для целенаправленной работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей подобраны игры на развитие слухового, фонематического восприятия, фонематического анализа, для знакомства с понятиями общего зв...

Мастер-класс:Игровая артикуляционная гимнастика, как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза;она включает упражнения для тренировки подвижност...