Мнемотехника - средство речевого развития детей
консультация по развитию речи
Использование мнемотехники в качестве речевого и познавательного развития дошкольников. Развитие связной монологической речи. Мнемотехника для разучивания стихов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika.docx | 466.91 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мнемотехника - средство развития связной речи детей»
Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.
Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию. Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки схемы-опоры очень эффективно используют логопеды.
Мнемотехникой и кинезиологией (наукой о развитии головного мозга через определенные движения рук) пользовались Аристотель и Гиппократ. Педагоги и родители, занимающиеся с детьми, также могут использовать метод мнемотехники, при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотворений наизусть.
К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию. Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.
Мнемотаблицы: -являются дидактическим материалом по развитию речи; -их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи; -использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть. С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как:
- Развитие речи и пополнение словарного запаса.
- Преобразование образов в символы.
- Развитие памяти, внимания и образного мышления.
- Развитие мелкой моторики
Примеры мнемотаблиц к произведениям художественной литературы.
Рассказывание русской народной сказки «Жихарка»
Сказка «Три поросенка»
Консультация для родителей:
«Развитие связной монологической речи у детей дошкольного возраста».
Под связной повествовательной речью принято понимать такие развёрнутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку чётко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто не мыслим, поэтому о её развитии у ребёнка необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.
Связная речь типа описания или рассказа начинает развиваться у детей только после 3 лет, поскольку лишь в этом возрасте у ребёнка возникает потребность в ней и появляются необходимые предпосылки для овладения ею. Необходимость в передаче другим людям каких-то собственных мыслей появляется в связи с самостоятельной практической деятельностью ребёнка, в процессе которой у него и возникают те мысли, которыми он хочет поделиться с окружающими. Особенно же активно связная повествовательная речь развивается в период между 4 – 5 годами, когда в процессе игры у ребёнка постепенно формируется регулирующая функция речи. После 3 лет, особенно к 4 -5 годам у него уже имеются в наличии и необходимые речевые предпосылки для овладения связной повествовательной речи, своего рода «материальная база» для неё – он уже владеет достаточно большим словарным запасом и основными грамматическими формами языка, что позволяет ему правильно строить предложение. Но если при построении предложений перед ним стояла задача оформления грамматически правильной связи между отдельными словами, то при построении связного высказывания речь идёт уже о логической связи между отдельными предложениями.
Детям бывает трудно проследить причинно – следственные связи между событиями и передать их в логической последовательности. По этой причине рассказ пятилетнего ребёнка нередко представляет собой простое нагромождение фраз. Не закончив одной мысли, ребёнок «перескакивает» на другую, с совершенно новым содержанием и не связанную с первой. Поэтому смысловые связи между отдельными предложениями в таких «рассказах» выражены слабо или даже полностью отсутствуют, что затрудняет их понимание.
С целью проверки состояния у ребёнка связной повествовательной речи, попросите его рассказать о том, что он видит на картинке или серии картин (можно взять любую серию картинок, доступную ребёнку по содержанию). Дети, хорошо владеющие связной повествовательной речью, смогут составить по этим картинкам большой и достаточно связный рассказ, привнеся в него даже и не изображённые на картинках события, а взятые из личного опыта. Другие дети окажутся в состоянии «оречевить» картинку лишь двумя или несколькими не связанными друг с другом предложениями, нередко к тому же грамматически неправильно оформленными. Третья группа детей просто перечислит изображённые предметы и явления, не сумев построить даже отдельных предложений. Понятно, что о достаточном уровне развития связной повествовательной речи можно говорить лишь в отношении первой названной группы детей, тогда как последняя группа не владеет даже фразовой речью (к сожалению, бывает и такое на самом пороге школы).
Прежде всего, нужно постараться вызвать у ребёнка желание о чём-то рассказать, поскольку связная речь может быть сформирована лишь при наличии внутреннего мотива на «самостоятельное говорение». С этой целью можно начать заинтересованно о чём-то расспрашивать ребёнка, побуждая его рассказать о каком-либо интересном для него событии, об игре, посещении зоопарка, просмотренном мультфильме и тому подобное. Слушать нужно с живым интересом, направляя сбивчивый рассказ ребёнка в нужное русло путём постановки вопросов.
Необходимо научить ребёнка понимать связные высказывания, прослеживать последовательность событий, улавливать их причинно-следственные связи. Очень хорошую возможность для этого создаёт чтение или рассказывание сказок и приучение ребёнка внимательно следить за развитием действия. Так, например, он должен понимать, что нельзя сначала рассказать о том, как волк съел Красную Шапочку, а затем о том, как мама испекла пирожок и попросила девочку навестить больную бабушку.
До овладения связной повествовательной речью следует научить ребёнка давать на вопрос полный ответ. Делать это можно на материале тех же самых сказок. Прочитав вслух сказку, задайте по её содержанию вопросы в строгом соответствии с ходом развития описанных в ней событий. Полные ответы ребёнка на эти вопросы, по сути дела, и будут являться почти пересказом по только что прочитанной сказки. Для упражнения в рассказывании можно использовать следующее:
•пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа;
•пересказ просмотренного мультфильма;
•рассказ о событиях прошедшего дня;
•рассказ об интересной прогулке, об экскурсии;
•окончание начатого взрослым рассказа (что будет дальше?);
•составление рассказа по данному его концу (что было до этого?).
Все эти систематические упражнения в рассказывании постепенно приучат ребёнка к соблюдению определённых правил при построении рассказа, последовательному изложению мысли и прослеживанию связи между событиями. Ребёнок научится понимать, что рассказ «с чего-то начинается и чем-то заканчивается». Именно это и важно для ответов на школьных уроках, где, как правило, требуется полный логичный пересказ учебного материала. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения связной повествовательной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, умение самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной повествовательной речью.
Развитие связной повествовательной речи в дошкольном возрасте является многоаспектным по своей природе. Этот процесс органически связан с умственным развитием, поскольку развитое мышление ребёнка – это речевое, языковое, словесно-логическое мышление.
Необходимо регулярно организовывать специальные игры и игровые упражнения с грамматическим содержанием:
•на усвоение родовой принадлежности;
•на усвоение падежных форм имён существительных;
•на активизацию предлогов;
•на образование форм единственного и множественного числа имён существительных.
Задачи по развитию связной повествовательной речи у дошкольников решаются и во внеучебное время, а именно в семье. В семье создаётся то или иное отношение к литературе, к языку. Так же, как и в детском саду, дома можно заниматься с детьми по развитию связной повествовательной речи, используя различные игры. Например:
Игры с опорой на серии картинок:
«Книжка рассыпалась»
Взрослый объясняет, что у него было несколько маленьких книжек, содержащих рассказы в картинках: «Книжки рассыпались, и странички перепутались. Попробуем снова собрать книжки. Но для этого нужно догадаться, с чего начинался рассказ, что было сначала, а что потом, и чем всё закончилось». Ребёнок раскладывает книжки по порядку и составляет рассказ. Если он сложит серию картинок неправильно, то, составляя устный рассказ, он сам замечает ошибки и исправляет их.
«Стоп-кадр»
Взрослый предлагает ребёнку вытащить из пачки одну картинку и, рассмотрев её придумать по ней рассказ. Взрослый говорит: «Ты не раз смотрел видеофильмы. При этом фильм можно остановить в любой момент. И тогда изображение на экране застывает. Это называется «стоп – кадр». Представь себе, что картинка и есть вот такой «стоп – кадр». Попробуй придумать, что случилось в фильме до «стоп - кадра» и что будет происходить после него». После этого предложите придумать фильм. Дайте опорную схему рассказа (сценарий фильма). Кто главный герой? Какой он? Что он делает? Что он делал сначала? Где происходят события? Попросите описать обстановку. Что происходило потом? Чем все кончилось?
Всё, что будет рассказывать ребёнок, следует записывать. Детям важно почувствовать, что к их творчеству, сочинительству родители хорошо относятся. Если в игре участвуют и другие члены семьи – тогда сочинение рассказа становится коллективным творчеством и сближает ребёнка с его родными. Лучше завести специальную тетрадь она сможет стать для ребёнка книгой, которую он «написал».
«Мнемотехника в разучивании стихов»
Мнемотаблицы эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка – символ, изображающая действие или предмет; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении текста.
Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Для разучивания каждого стихотворения совместно с детьми разрабатываем и составляем мнемотаблицу, но вначале эмоционально прочитываю детям стихотворение, и проводим словарную работу по активизации незнакомых слов, беседу по смыслу прочитанного. Следующий этап работы с мнемотаблицей – эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. В процессе работы я заметила, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока кодируют его в таблице, так как при шифровке текста происходит детальный разбор и привязка к зрительному образу, что способствует расширению мыслительных процессов. Постепенно память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.
Владение мнемотехникой позволяет параллельно решать ряд задач: развитие мелкой моторики рук, совершенствование навыков ориентировки на плоскости листа и др. (Обучение родителей кодированию слов оставлению и использованию мнемотаблиц.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мнемотехника как средство речевого развития детей дошкольного возраста.
В презентации даны методические рекомендации по использованию мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста,обеспечивающей эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации,...
Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»
АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...
«Мнемотехника как средство речевого развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
В материале излагается использование методики "мнемотехника" в работе с детьми с ОВЗ....
Чудо – мнемотехника. Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники
Закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п....
Мнемотехника как средство речевого развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Статья о работе с детьми ОВЗ при помощи мнемотехнике...
«Мнемотехника, как средство речевого развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», ...
Мнемотехника, как средство речевого развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
У детей с ОВЗ существуют следующие проблемы: нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас, неспособность грамматически правильно построить предложение, бедная диалогическая речь. При развитии р...
- Мне нравится (1)