ООД по развитию речи. Обучение рассказыванию. Нанайская сказка "Айога" старшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Мягкая Надежда Алексеевна

Занятие по развитию речи. Обучение рассказыванию нанайской сказки  "Айога"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ayoga_ood_starshaya_gruppa.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Ровеньский детский сад «Сказка»

ООД по развитию речи

Обучение рассказываниюНанайская сказка «Айога»

старшая группа

Подготовила: Мягкая Надежда Алексеевна

п.  Ровеньки, 2021 г.

Цель: Формирование умения детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога».

Задачи: Обучающие: Продолжать знакомить со сказками других народов. Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки, применять в речи образные выражения, сравнения. Активизация и обогащение словаря детей.

Развивающие: Формировать умения внимательно слушать художественное произведение, отвечая на вопросы по содержанию. Способствовать формированию умения детей характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним.

Воспитательные: Воспитывать в детях положительное отношение к понятиям скромность, трудолюбие, справедливость. Воспитывать заботливое отношение к близким. Поощрять желания помочь, сопереживать. Воспитывать интерес к художественной литературе

Методы и приемы: Дидактическая игра, чтение сказки, объяснение.

Работа по закреплению пройденного материала: чтение сказки «Айога», сопровождающееся показом иллюстраций; беседа о хороших поступках; чтение поговорок о доброте.

Рекомендации для родителей: повторить сказку «Айога»; совместно с ребенком придумать концовку к сказке со счастливым концом; нарисовать рисунок по сказке; поиграть в игру «Назови лишнее».

Индивидуальная работа: закрепить умение правильно сочетать существительное с прилагательным в роде, числе, падеже.

Ход:

Организационный момент:

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

Я прошу вас мне сказать

Готовы вы сейчас играть?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру «Угадай сказку» (дети делятся на 4 команды, каждой команде предлагается набор предметных картинок, по ним дети должны угадать сказку. Например: ласточка, крот, скорлупа грецкого ореха, мышь. Дети называют сказку и автора.)

Воспитатель: А у меня тоже есть картинки из сказки (на магнитной доске прикреплены картинки: лепёшка, гусь, девочка, река, ведро, как вы считаете, из какой это сказки? А хотели бы узнать?

Сегодня мы познакомимся с новой поучительной сказкой «Айога». Нанайцы – это люди, которые живут на севере России. Но прежде чем приступить к просмотру сказки, мы с вами отдохнем и сделаем массаж лица. Возьмите себе каждый зеркало.

Воспитатель читает стихотворение и дети выполняют массаж лица с зеркалом:

В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь, огорчусь.

Нарисую две дорожки, на щеках поставлю точки.

Губки ниточкой сложу, всех я краше, погляжу!

Воспитатель: Дети, а кто из вас любит смотреть на себя в зеркале?

Дети: мы!

Воспитатель: Скажите, а хорошо ли это – смотреть часто на себя в зеркале?

Дети: хорошо.

Воспитатель: А почему вы считаете, что хорошо?

Дети высказывают свои мнения.

Воспитатель: Да, дети, зеркало – это нужный предмет. И с ним нужно обращаться осторожно. Если очень долго любоваться собой в зеркале, то может произойти беда. А вот что именно может случится, вы узнаете, когда послушаете нанайскую сказку «Айога».

Воспитатель читает сказку, чередуя с показом слайдов с изображением сюжетных картинок.

Воспитатель: Дети, понравилась вам сказка?

Дети: Да!

Воспитатель: Как звали девочку в этой сказке?

Дети: Айога.

Воспитатель: Какая Айога была в сказке?

Дети: Ленивая, злая, грубая, невоспитанная, хитрая.

Воспитатель: А какая была мама Айоги?

Дети: Добрая, трудолюбивая, справедливая.

Воспитатель: А какая была соседская девочка?

Дети: Доброй, отзывчивой, внимательной, послушной, вежливой, ласковой.

Воспитатель: Как вы думаете, почему мама Айоги отдала лепешку соседской девочке?

Дети: Мама Айоги очень переживала, что у нее растет такая дочка. Она хотела, чтобы Айога изменила свое поведение, извинилась перед родителями.

Воспитатель: Правильно ли поступила мама Айоги?

Дети: Да, мама поступила по справедливости.

Воспитатель: Дети, кто же виноват в том, что Айога превратилась в гуся?

Дети: Айога.

Воспитатель: Как вы думаете, кому из героев сказки подходит пословица: «Человек красив не лицом, а поступками»?

Дети: соседской девочке.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какой должна стать Айога, чтобы снова превратиться в девочку?

Дети: Доброй, вежливой, ласковой, внимательной

Физминутка

«Капуста»

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются

сопровождающие движения.

Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как

топором)

Мы капусту мнем-мнем, («мнут капусту»)

Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмем-жмем, (сгибания и разгибания кистей рук)

Воспитатель: Давайте изменим концовку сказки, чтобы она стала положительной. (Принимается все предлагаемые детьми варианты. Педагог обращает внимание детей, что концовка сказки грустная и печальная. Предлагает ребятам подумать и предложить свою концовку, чтобы сказка закончилась по-доброму, например (дочь исправилась, она все поняла, ей стало стыдно или помогла «живая» вода, волшебное слово, волшебная палочка или они подружились и девочке захотелось быть такой же доброй и трудолюбивой и т. д.). Выслушивая варианты детского творчества, педагог обращает внимание на правильное построение предложений. Предлагает детям высказать свое мнение, чья концовка сказки им понравилась больше всего и почему?

Воспитатель: Молодцы!

А сейчас подойдите к столам и возьмите по листу бумаги.

Проводится разминка для рук:

Раз, два, три, четыре, пять, мы бумажку будем мять

Мы бумажку будем мять, свои ручки развивать

В ручку правую возьмем и чуть-чуть ее пожмем

Левой ручке отдаем

В ручку левую возьмем и опять ее пожмем

И опять чуть-чуть пожмем и в коробку все кладем.

Рефлексия. С какой сказкой познакомились? Чему учит сказка? Важно ли то, что вы сегодня узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи: «Обучение рассказыванию «Мой любимый мультфильм!».

Развивающие задачи:Развитие монологической формы речи.  Развитие умения связно, последовательно и выразительно пересказать небольшой рассказ.    Развитие умения оценивать рассказы друг ...

Конспект НОД в средней группе по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!»

уточнение и активизация словаря по теме «Зима»; формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм». Старшая группа.

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм». Старшая группа. Провела Седова О. А. 14.04.2021. Литература. В. В. Гербова. Разв...

Занятие по развитию речи. Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Кто это? Что это?» Старшая группа.

Цели: упражнять детей в творческом рассказывании; в умении употреблять в своей речи обобщающие слова и слова, относящиеся к определенной группе предметов; развивать внимание и память.Оборудование...

конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Обучение рассказыванию: описание кукол».

конспект по развитию речи в старшей группе "Обучение рассказыванию: описание кукол "Цель помочь детям составить план описния куклы...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки»

Конспект занятия в старшей группепо развитию речи«Обучение рассказыванию по картине«Мы для милой мамочки»...