Конспект ОД "Зима в природе"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Занятие по развитию речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_zima_v_prirode.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД «Зима в природе»

(Развитие речи)

в старшей  группе

                                                                   Выполнил: воспитатель Семенова Н.Г.

Цель: знакомство детей с зимой, как временем года, расширение и обогащение знаний детей об особенностях зимней природы. Знакомство с природными явлениями.

Задачи:

Образовательные: закрепить и обобщить знания о временах года; формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; расширить знания о характерных признаках зимы.

Развивающие: развивать у детей фонематический слух и восприятие; развивать коммуникативные и речевые навыки, внимание и память.

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материал:

 Набор картинок о зиме, карточки с загадками и заданиями, мяч, вата нарисованная картина зима, белая гуашь.

Ход занятия

Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!

Фонетическая гимнастика.

-Вот зима наступила и вьюга завывает. Сначала тихо: у-у-у, потом громче – у-у-у и громче – у-у-у, и совсем громко у-у-у.

В: - Отгадайте мою загадку.

Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.                      
(Снег)

Почему снег тает на ладони? Когда с неба падает снег? Сколько времён года вы знаете? Сколько месяцев зимой?

Сегодня мы вспоминаем об одном удивительном явлении природы, отгадайте, о чем пойдет речь:

Если зимнею порою
Тучи небо всё закроют,
И снежинки полетят –
Значит, будет …                            (снегопад).

Игра «Сдуй с ладони снежок». 

Дети, вы видели снег на улице, а какой он? Кто может описать его с помощью слов- признаков? (холодный, легкий, мокрый, белый, пушистый, липкий, красивый, мягкий, колючий, скрипучий, искристый, сыпучий).

- А что может делать снег? (летит, падает, кружится, хрустит, сыплет, сверкает, скрипит, идет, тает).

Физкультурная минутка:

На дворе у нас мороз.                        Дети хлопают себя ладонями по плечам и
Чтобы носик не замерз,                                    
топают ногами
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки,                  
Дети поднимают руки над головой и делают
Как на сказочной картинке.          
хватательные движения, словно ловят снежинки.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,                       
Потягивания — руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,               
Ходьба на месте с высоким подниманием колен.
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем                            
Ходьба на месте.
И к себе приходим в дом.                     
Дети садятся на свои места.

Дидактическая игра "Доскажи словечко"

В:  Зимой все покрыто белым пушистым снегом. Давайте мы поиграем с этим словом. Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки словами, похожими на слово снег.

С неба всё скользят пушинки – серебристые... (снежинки)

На деревья, на лужок тихо падает... (снежок)

Вот веселье для ребят - все сильнее… (снегопад)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в... (снежки)

Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик)

Рядом снежная фигурка - это девочка… (Снегурка)

На снегу-то, посмотри, с красной грудкой… (снегири)

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег)

В: Вы правильно добавляли слова. На какое слово все они похожи? (На слово снег) Молодцы, справились с заданием.

Дидактическая игра «Назови ласково» (с мячом)

Дети стоят в кругу.

В: Ребята, у кого из вас в руках окажется мяч, тот должен слово, которое я произнесу сказать ласково.

Снег – снежок

Сосулька - сосулечка

Снежинка – снежиночка

Дерево - деревце

Солнце – солнышко

Горка - горочка

Зима – зимушка

Холод – холодок

Ветер – ветерок

Санки – саночки.

В:  Молодцы, выполнили задание. Садитесь на стульчики.

Рассматривание картинок о зиме.

Дидактическая игра «Какой? Какая?» (работа по картине)

В: Какое время года изображено на картине? (Зима)

Зима какая? (белая, морозная, веселая, красивая, снежная, холодная)

Снег какой? (белый, пушистый, холодный, липкий, скрипучий, мягкий)

Мороз какой? (сильный, злой, крепкий, слабый)

Снег что делает? (идет, падает, летит, кружится, скрипит)

Мороз что делает? (щиплет, трещит, кусает, рисует)

Зима веселое время года или грустное?

- почему веселое? (можно кататься на санках, лыжах, коньках; играть в снежки; лепить снеговика)

- почему грустное? (можно заболеть и нам будет грустно)

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».

Мы во двор пошли гулять – имитировать ходьбу.

Бабу снежную лепили – имитировать лепку снежков.

Птичек крошками кормили – крошить хлеб всеми пальцами.

С горки мы потом катались – вести указательным пальцем правой руки по левой руке.

А потом в снегу валялись – класть ладошки то одной стороной, то другой.

Все в снегу домой пришли – отряхнуть ладошки.

Съели суп, и спать легли – «кушать», «спать».

Итог занятия:

А теперь напомните мне ребята, о чем же мы говорили на занятии? (отгадывали загадки, подбирали слова-признаки, искали родственников к слову «снег», подбирали ласковые слова,  познакомились с приметами зимы).

В: ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне, посмотрите на зимний рисунок, что вы на нем видите? (зима, скамейка, дом, елка, луна, собака, дерево, пенек, сугроб).

В: Правильно – это зимний пейзаж, а мы нарисуем сейчас на нем снегопад. Пусть ваши пальчики превратятся в маленькие белые снежинки и опустятся на рисунок  (пальчиковое рисование белой гуашью).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Цветной мир природы"

Занятие с детьми по рисованию нетрадиционным способом "монохром"....

Конспект занятия "Явления природы"

Занятие по экспериментированию в подготовительной к школе группе....

Конспект "Безопасность в природе"

Данный конспект для подготовительной группы по теме "Безопасность в природе" поможет воспитателям ДОУ в работе...

Конспект викторины "Друзья природы" в старше-подготовительной группе детей с ФФНР.

ФОРМИРОВАТЬ НАВЫКИ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ ( НЕ ЗАГРЯЗНЯТЬ ОКРУЖАЮЩУЮ ПРИРОДУ, БЕРЕЖНО ОТНОСИТЬСЯ К РАСТЕНИЯМ И ЖИВОТНЫМ )....

Конспект НОД: "У природы нет плохой погоды"

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД: "У природы нет плохой погоды"

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД "У природы нет плохой погоды"

Конспект НОД по ознакомлению с профессией метеоролога с детьми старшего дошкольного возраста...