КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФЦКМ "ВЕСНА ПРИШЛА".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

кОНСПЕКТ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.

цЕЛЬ: зАКРЕПИТЬ ЗНАНИЯ  ПРИЗНАКОВ  ВЕСНЫ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_vesna_prishla.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №15»

                                                               

Составитель

Байкалова Н. В.

                                                                 

Снежинский городской округ


Задачи

Образовательная область «Познавательное развитие»

  •  Продолжать формировать элементарные представления о времени: периодичности,  последовательности, времён года, месяцев года.
  • Уточнить,  систематизировать и расширить знания и представления детей о весенних  изменениях в природе, о сезонном труде людей.
  •   Формировать обобщённое представление о приспособленности растений, животных к изменениям в природе.
  • Продолжать формировать представление детей о Красной книге.
  • Развивать внимание, восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение),   память.

 Образовательная область «Речевое развитие»

  • Активизировать и уточнить  словарный запас по теме «Весна»: весна – красна, протальник, капель, гнёзда, ручьи,  проталина, слякоть, спячка, медведи, белки,  ежи, заяц, грачи, побеждает, подснежники, первоцветы, мать -и -мачеха, журчат, пригрело, вьют, солнечный, шершавый, слежавшийся, зернистый, пасмурный,  лютая,  яркое, лучистое, тёплое, ласковое, блестящее, слепящее, весеннее.
  •  Обогатить детский лексикон существительными: зимобор, протальник, снегогон, травень,  водолей, цветень.
  • Упражнять детей в подборе антонимов.
  • Развивать умение правильно строить сложноподчиненные предложения с союзами:  потому что, когда, что.
  • Развивать связную речь: умение понятно для окружающих выражать свои мысли, участвовать в диалоге, совершенствовать объяснительную речь детей.
  • Развивать умение  чувствовать красоту поэтического слова.
  • Пополнить литературный багаж детей  пословицами, народными припевками.

Образовательная область «Социально  – коммуникативное развитие»

  • Продолжать учить детей слушать товарищей, не перебивать друг друга.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • Воспитывать любовь к природе, умение любоваться ею, беречь и охранять её. 
  • Приобщать к музыкальному искусству через слушанье музыкального произведения  А.  Вивальди «Времена года».

Образовательная область «Физическое  развитие»

  • Сохранять и укреплять психическое и физическое здоровье детей посредством проведения физминутки, гимнастики  мозга, индивидуального подхода к детям.
  • Формирование привычки сохранять правильную осанку

Методы и  приёмы: целеполагание,  художественное слово, беседа, ИКТ: мультимедийная разработка  к конспекту «Весна», вопросы, объяснение, напоминание, пояснение,  сравнение, дополнения, физминутка, гимнастика мозга, д/и, упражнения, музыкальное сопровождение, поощрение рефлексия.

Оборудование: компьютер,  презентация «Весна пришла» с музыкальным сопровождением А.  Вивальди «Времена года», микрофон, мяч.

Предварительная работа:  ознакомление  детей с пословицами и поговорками, народной припевкой, наблюдения детей в природе, чтение художественной литературы (С. Городецкий. «Весенняя песенка»; B.Жуковский «Жаворонок» (в сокр.); Ф. Тютчев. «Весенние воды»; А. Фет. «Уж верба вся пушистая» (отрывок), рассматривание иллюстраций.                                                                                                                                                                  


Ход НОД

Оргмомент

Педагог читает народные припевки:
Выгляни, солнышко, из-за гор-горы,
Выгляни, солнышко, с утренней поры.
Видело ль ты, солнышко, Красную Весну?
Встретило ли, красное, ты свою сестру?
Видело ли, солнышко, старую Ягу,
Старую Ягу, ведьму Зиму?
Как она, лютая, от Весны ушла?
От красной бежала,
В мешке стужу несла,
В мешке холод несла,
Холод на землю трясла!

Педагог: О чём говорится в народной припевке?

Дети: В народной припевке говорится о том, как зима сменяется весной. Педагог: Какая зима в припевке?

 Дети: Зима в припевке лютая.

Педагог: Лютая - это какая зима?

 Дети:  Лютая зима - это значит холодная.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    
Педагог: Подумайте, а почему ушла «лютая зима»?

Дети: Зима ушла, потому что пригрело солнышко, стало теплее.

Слайд «Солнышко»

Педагог: Сейчас мы поиграет в игру «Активный микрофон».

Солнышко, какое?

Дети: Солнышко яркое, лучистое, тёплое, ласковое, блестящее, слепящее, весеннее…

Педагог: Как в народе называют весну?

Дети: Весну называют  Весна – красна.

Педагог: Почему весну так называют?

Дети: Так в народе  её называли, потому что весной всё распускается,  расцветает, она очень красивая, ее приходу все радуются и дети, и взрослые.

Педагог: После, какого времени года наступает весна?
Дети: Весна наступает после зимы. 

Педагог: Какой первый месяц весны.

Дети: Первый месяц весны март.

Педагог: Какое весной  небо?

Дети: Небо весной  голубое, светлое, высокое.

Педагог: А солнце?

Дети: Солнце  тёплое, яркое, ласковое, весеннее.

Педагог: Март - открывает весну. Наступает ранняя весна.

Весеннее тёплое солнце побеждает холод и стужу. С крыш, с прозрачных сосулек падают вниз капли: кап-кап!

Педагог: Как в природе называют это явление?

Дети: Это явление называют капелью.

Слайды «Капель», «Кошка»

Педагог: Мартовская капель звонко отсчитывает первые минуты, часы весны, поэтому его называют капельником. Еще март называют «зимобором». Как вы думаете, почему в народе так называют март?

 Дети: Я думаю, март называют  «зимобором», потому, что в марте зима с весной борется. (Несколько детей повторяют новое слово).

Слайд «Март - зимобор»

Педагог: Скажите, какой снег был зимой?

Дети: Зимой снег был белый, пушистый,  лёгкий, блестящий,….

Педагог: А весной, какой стал?

Дети: Серый, грязный, рыхлый, шершавый, слежавшийся, зернистый, ….

Педагог: Когда в марте снег тает, что появляется?

Дети: В марте появляются первые проталинки.

Педагог: Отсюда другое название марта – «протальник». (Несколько детей повторяют новое слово).

Слайд «Протальник»

 Педагог: Где появляются первые проталинки? 

Дети: Первые проталинки появляются на пригорках, где пригревает солнышко.

Педагог:  А ещё где?

Дети: Вокруг деревьев.

Педагог:  А почему вокруг деревьев?

Дети: Проталины появляются вокруг деревьев, потому что ствол дерева тёмный, солнце нагревает его быстрее и сильнее – снег вокруг ствола протаивает.

Педагог:  Какие перелётные птицы первыми возвращаются из жарких стран?

 Дети: Первыми  прилетают грачи.

Слайд «Грачи»

Педагог: Почему они прилетают первыми?

Дети: Грачи прилетают первыми, потому, что у них появляется пища - ходят по проталинкам, ищут оттаявших жучков и червяков.

Педагог: В народе говорят: «Грач на дворе, весна на горе», «Грач - зиму расклевал». Почему так говорят?

Дети: Так говорят, потому  что грачи  прилетают, когда наступает весна.

Д\И  Игра «Наоборот» с мячом.

  • Ручей широкий - ручей узкий
  • Сосулька длинная - сосулька короткая
  • Снег чистый - снег грязный
  • Весна ранняя - весна поздняя
  • Толстый медведь - худой медведь
  • Небо высокое - небо низкое
  • Солнце яркое - солнце тусклое
  • День ясный  - день пасмурный

Педагог:  Какой второй месяц весны?

Дети: Второй месяц весны апрель.

За мартом идёт  апрель  - середина весны. Апрель называют «снегогоном». (Несколько детей повторяют новое слово).

Педагог:  Почему апрель называют снегогоном?

Дети: Апрель называют снегогоном, потому что быстро тает снег.

Педагог:  Какие изменения происходят в апреле?

Дети: В апреле солнце прогоняет последние остатки снега, моросит первый весенний дождик,  разливаются  лужи, бегут, журчат  ручьи.

Слайды «Весенний дождь», «Ручей»

Педагог: «Апрельские ручьи землю будят». Прозвали апрель «водолеем». (Несколько детей повторяют новое слово).

Педагог: Что появляется на проталинках, там, где уже сошел снег?

Дети: На проталинках появляются первые весенние цветы - это подснежники.

 Слайды «Подснежники»

Педагог: Почему их называют подснежниками? 

Дети: Подснежниками их называют, потому что они появляется  из - под снега.

Педагог: Как вы думаете, почему подснежники изображёны рядом с красной Книгой? Красная книга – это книга, в которой записаны все редкие, исчезающие виды растений, животные и др.

Дети: Подснежник изображён рядом с Красной книгой, потому что их осталось мало.

Педагог: Подснежники ещё называют первоцветами. Какие цветы называют первоцветами?

Дети: Первоцветами называют цветы, которые появляются из - под снега. Педагог: Какие ещё вы знаете первоцветы?

Дети:  Я знаю первоцвет мать -и -мачеха.

Слайд «Мать – и мачеха»

Педагог: Мать - и - мачеха  -  необычное растение, сначала цветет, потом отращивает листья. Мать-и-мачеха начинает расти еще зимой, под снегом. Её  можно встретить даже в марте среди пятен еще не растаявшего снега. Они появляются на пригреваемых весенним солнцем склонах оврагов.  Скажите, на что похожи соцветия мать-и-мачехи?

Дети: Желтые, соцветия мать-и-мачехи похожи на маленькие солнышки.

Педагог: Какие  перелетные птицы в апреле возвращаются из теплых стран?

Дети: В апреле возвращаются перелетные птицы из теплых стран:

скворцы, жаворонки, журавли.

Слайд «Перелётные птицы»

Педагог: Что делают  птицы весной?  

Дети: Птицы  вьют  гнезда, песни распевают.

Педагог: Что происходит  с  дикими животными?

Слайд «Медведи»

Дети: Весной выходят из берлоги медведи.

Педагог: Как вы думаете, какие они после зимней спячки.

Дети: Мы думаем, что они очень худые, голодные и злые, потому что всю зиму ничего не ели.

Педагог: У медведицы зимой рождаются медвежата.

Педагог: Какие ещё животные просыпаются весной?

Дети: Весной просыпаются ежи.

Слайд «Ежи»

Педагог: Правильно. Ежи тоже сильно худеют, им нужно съесть много насекомых, чтобы набрать сил. Весной у ежихи рождаются 5-7 ежат. Сначала они бывают голые, а через несколько часов после рождения появляются мягкие белые иголочки.

Педагог: Какие животные меняют весной шубки?

Дети: Весной  меняют шубки заяц и белка. Заяц меняет белую шубку на серую, а белка серую шубку  на рыжую.

Слайды «Заяц», «Белки»

     

ФИЗМИНУТКА

Солнышко, солнышко, золотое донышко,

 Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!

(дети идут по кругу, хлопая в ладоши).

Побежал в саду ручей,

(дети бегут по кругу).

Прилетело сто грачей,

(дети машут руками, стоя на месте).

А сугробы тают, тают,

(дети приседают на месте).

А цветочки подрастают.

(дети медленно встают).

Педагог: Какой третий месяц весны?

Дети: май.

Слайд «Цветущая весна»

Педагог: Третий месяц - май - поздняя весна. Его называют «травень», «цветень». Как вы думаете, почему его так называют?

Дети: Мы думаем, потому что в мае  на лугах зелёная трава, цветут черемуха, вишни, яблони, цветы. (Несколько детей повторяют новые слова).

Педагог: Правильно, май - месяц зелени и цветов. Самый красивый и самый теплый весенний месяц.  «Май леса наряжает, лето в гости ожидает». Чем наряжает май леса?

Дети: Май наряжает лес зелёными листьями, цветами, травкой.

Называют май и «песенник». Как вы думаете почему?

Дети: Май называют  «песенник», потому что птицы поют.

Педагог: Верно, время это звонкое, певучее: что в полях куст, то щебет и свист. Как в лесах веточка - так птичья песенка. Пчелы, шмели, бабочки, муравьи и жучки просыпаются от зимней спячки. Раздаётся их жужжание.

Слайд «Пчёлки»

Весна - щедрое на радость время года. Детям и взрослым тоже нравится весна.

 Слайд «Дети и взрослые радуются весне»

Как только с полей сходит снег, на них начинаются весенние работы.

Слайд «Трактор пашет землю»

Педагог: Надо успеть за короткое время, пока не пересохла почва, посеять семена хлебных растений.

 Слайды «Побелка деревьев», «Обрезка деревьев», «Посадка деревье

В садах ранней весной белят нижнюю часть стволов фруктовых деревьев, чтобы на стволе дерева не появились вредные насекомые, обрезают сухие ветки деревьев.

Педагог: Кто скажет, чем заняты люди на этой картине?

Дети: На этой картине люди сажают деревья. 

Педагог: В теплые майские дни, высаживают рассаду огурцов, помидоров, капусты,  сажают картофель.

Слайд «В парке»

В парках и скверах высаживают декоративные цветы.

Педагог:  Сейчас, я предлагаю  поиграть  в игру «Хорошо - плохо».

 Игра «Хорошо - плохо» ключевое слово весна.

Педагог: Чем весна -  хорошо?

Дети: Весна -  хорошо, потому что светит ярко солнце,  тает снег и бегут, журчат ручьи, появляются подснежники, мать - и - мачеха, прилетают перелётные птицы из тёплых стран, просыпаются жучки, бабочки, пчёлки, становится тепло мы снимаем тёплую одежду, всё кругом расцветает, дни становятся длиннее, и т. д.

Педагог: Чем весна -  плохо?

Дети: Весна -  плохо, потому что растаял снег,  не будем играть в снежки, лепить снеговика, кататься на санках,  на лыжах, на улице грязь, слякоть, часто идут  дожди, нужно носить с собой зонт, можно намокнуть под дождём, если забыл зонт, у некоторых людей начинается аллергия на цветение растений, на лице появляются много веснушек, и т. д.

Рефлексия

Педагог: Что нового вы сегодня узнали?

  • Какие игры и упражнения вам понравились?
  • С какими новыми словами вы познакомились?
  • Какие поговорки о весне вы запомнили?

Педагог отмечает активных, детей, которые следили за звуками на занятии.

 Поощрение детей наклейками.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию «Весна пришла»

Занятие по рисованию в первой младшей группе...

Конспект занятия по рисованию:"Весна пришла"

Конспект занятия по рисованию "Весна пришла"...

Конспект ООД по ФЦКМ «Весна пришла. Птицы прилетели» 4 неделя апреля

Конспект ООД по ФЦКМ «Весна пришла. Птицы прилетели»...

Конспекты занятий по ФЦКМ. "Весна пришла"

Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной группе темы: "Весна пришла"....

Конспект НОД по ФЦКМ «Весна пришла»

Конспект НОД по ФЦКМ «Весна пришла»Подготовительная группа...

Конспект занятия по ФЦКМ "Весна идёт, весне дорогу" (старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет)

Конспект занятия по ФЦКМ "Весна идёт, весне дорогу" (старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет)...