Консультация для педагогов "Использование метода мнемотехники для заучивания стихотворений"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Кобринец Елена Петровна

Мнемотехника – это система различных приемов и методов, направленных на развитие памяти, путем образования ассоциаций, используя для этого визуальные и звуковые примеры.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnemotablitsy.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование   метода мнемотехники для заучивания стихотворений»

                                                           Подготовил:     воспитатель МДОУ«Детский сад №68»                                                                                     Кобринец Елена Петровна

Мнемотехника – это система различных приемов и методов, направленных на развитие памяти, путем образования ассоциаций, используя для этого визуальные и звуковые примеры.                                                                Чтобы совсем стало понятно, что это такое, сразу приведу пример: наверно, многие изучали расположение цветов радуги, используя такую поговорку: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.                                                 По первым буквам мы запоминаем, какой цвет есть в радуге, и в каком порядке располагаются цвета.                                                                                         Так вот в этом случае мы пользовались мнемотехникой, мы облегчали себе запоминания путем образования ассоциаций.                                          Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания».                Мнемотехника это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.                                                                                                                                                                                                                                  Основные задачи мнемотехник:

  • Формирование навыков перекодирования информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы.                                                                                                  
  • Развитие творческих способностей, фантазий.                                                                                
  • Развитие памяти, внимания, образного мышления и речи.

Структура мнемотехники:                                                                      Мнемоквадраты - это отдельная карточка с изображением предмета, действия или другого символа  обозначает либо одно слово, либо простое предложение. Это первый этап при  обучении  самых маленьких детей. Воспитатель называет слово, а ребенок необходимо выбрать картинку, которая поможет это слово запомнить

Перед вами на экране картинки. Я называю слово, а вы находите картинку, которая соответствует этому слову: (лес, пляж ,ваза, вкусно, горячий (дерево, солнце, Морожено или конфета, утюг, )

 Мнемодорожки  -  то уже несколько мнемоквадратов (от двух  до четырех) выстроенных в одну линию. Используя приемы наложения, дети выкладывают из мнемоквадратов – мнемодорожки, следовательно составляют предложения, составляют рассказы, сказки.                                Мнемодорожки можно использовать в режимных моментах: это например алгоритм одевания на прогулку в раздевалке, правильного порядка мытья рук в умывальной комнате.

И самая сложная структура – это мнемотаблицы                                    Мнемотаблицы  –  это схема из нескольких квадратов, в которую заложена определенная информация; (рисунки основных звеньев сюжета сказки или стихотворения с использованием цветных картинок, букв, слов или схематических знаков)                                                                                                     Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка – зелёная, ягодка – красная. Позже – усложнять или заменять другой заставкой – изобразить персонажа в графическом виде. Например, лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и так далее. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений. В младшем дошкольном возрасте мнемотаблицы даются в готовом варианте, так как у детей недостаточно развиты технические навыки рисования, но в старшем дошкольном возрасте взрослый дат план – схему только на начальном этапе – по мере обучения дети включаются в процесс создания своей схемы

Поэтому, когда ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой картинке, у него возникает взаимосвязь образов. Мозг запоминает эту взаимосвязь,  и в дальнейшем, когда ребенок ассоциативно вспоминает по одному из образов, то мозг сразу же воспроизводит все ранее сохраненные образы.

Перед вами на экране мнемотаблица к стихотворению. Прочитаем его. Каждому слову соответствует определенный символ.

Этапы создания мнемотаблицы

1)Читаем  стих, выделяем важные моменты.

2) Берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты.

3)В каждом квадрате рисуем картинку, которая, по вашему мнению, ассоциируется со словами или словосочетаниями стихотворения.

Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.

         На первом этапе воспитатель предлагает готовые мнемотаблицы.

А впоследствии дети могут самостоятельно составлять мнемотаблицы для  запоминания стихотворений.

Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов:

  1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  2. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.                                                       
  3. После перекодирования осуществляется рассказ стихотворения

А теперь я предлагаю вам узнать известное стихотворение по мнемотаблице.

Алгоритм работы с мнемотаблицей

1.Выразительно прочитать стих.

2.  Прочитать стих еще раз, показывая изображение в мнемотаблице.

3.  Уточнить все ли слова знакомы малышу. Если что- то не понятно, или не знакомо, стоит объяснить в простой и доступной форме.

4.  Далее надо прочитать по строчке с опорой на мнемотаблицу, а ребенок должен повторить, смотря на таблицу.

 5. И последнее, ребенок «читает» мнемотаблицу сам, то есть воспроизводит то, что запомнил.

А теперь  попробуйте самостоятельно составить мнемотаблицы к известным стихотворениям  А. Барто

Наша Таня громко плачет:   Уронила в речку мячик.
— Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.                    

Уронили мишку на пол,                  Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший.

Пока составляют мнемотаблицы , предлагаю выучить стихотворение Владимира Степанова «Космонавт», с помощью мнемотаблицы.

 В темном небе звезды светят.
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной — наш дом родной.

Доказано: что мнемотехника включает в работу оба полушария головного мозга. Левое, которое отвечает за логическое мышление и развитие речи, и правое, которое отвечает за творческое начало.                                            Благодаря мнемотехнике у детей формируется связная речь с полными предложениями, хорошая дикция и как следствие, повышается интерес к обучению. Дети становятся более активными и стремятся запоминать разную информацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода мнемотехники при заучивании стихотворений

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное – значит достаточн...

Мастер-класс для родителей на тему:«Использование метода мнемотехники для заучивания стихотворений»

Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Суть этой технологии состоит в том, что разучивая стихотворение, нужно рисовать вместе с ребенком к каждому слову, ...

Применение метода мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.

Мнемотехника (от греч. mnemonikon -искусство запоминания) - система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации....

«Использование метода мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми».

Цель: Познакомить родителей с технологией «Мнемотехника», обеспечивающей эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....

Консультация для родителей и педагогов по теме "Использование метода мнемотехники в заучивании стихотворения"

Консультация для родителей и педагогов, занимающихся с детьми с ТНР 4 - 7 лет....