Составление загадок по алгоритму
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Елезова Людмила Андреевна

В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

В занятии используется одна из моделей составления загадок. А. А. Нестеренко. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. После освоения первой модели, которая представлена в занятии, на следующих занятиях детям предлагаются две другие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya_triz.doc230.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель МДОУ «Детский сад №7

«Теремок» г. Коряжма

Елезова Людмила  Андреевна

Конспект занятия «Составление загадок по алгоритму»

Цель: Создание условий для усвоения детьми алгоритма составления загадок (ТРИЗ).

Задачи: 

Обучающие:

  1. Учить детей составлять сравнения объектов, имеющих многоплановую характеристику.
  2. Познакомить с понятие «загадка», видами загадок.
  3. Упражнять в рассуждении, в умении доказывать.
  4. Активизировать словарь дошкольников.

Развивающие:

1. Развивать творческое мышление, память, внимание.

Воспитательные:

1. Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками.

Предшествующая работа: Отгадывание загадок, наблюдение за окружающим миром. Работа с родителями: заучивание загадок

Материалы: игрушка Кот, конверты со схемами загадок, модель составления загадки, иллюстрации: ель, белка и другие.

1 Вводная часть

Организация направленного внимания

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать.

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся.

- Ребята поиграем в игру «Продолжи предложение»: «Мне нравится, когда…»

 - Ребята, я тоже хочу высказать свой вариант «Мне нравится, когда приходят гости»

Дети стоят вокруг воспитателя, предлагают свои версии.

2 Основная часть

- К нам сегодня придёт гость. Кто это я вам не скажу. Я предлагаю поиграть в игру «Да-нетку». Вы мне будете задавать вопросы, а я смогу отвечать только «Да» или «Нет». Я вам немного подскажу, подсказка будет такая: наш гость не является человеком.  (Дети задают вопросы, а воспитатель отвечает: «да» или «нет»).

- Да, ребята, это кот, но это необычный зверь, а сказочный – персонаж волшебных сказок, огромный кот, обладающий волшебным голосом. А имя у него необычное Баюн. Как вы думаете, что означает его имя – Баюн?

-  Баюн – это рассказчик, от глагола баять, что означает говорить, рассказывать. Он очень любит разные байки да загадки.

Воспитатель предлагает детям загадать загадки, если они их знают. Просит объяснить детей: «Что такое загадка?» После этого воспитатель дает им свое объяснение.

-  «Загадка это задача, которую надо решить. Предмет загадки не назван, но даются его признаки, действия и назначение, по которым надо найти отгадку». С давних пор на Руси любили отгадывать загадки. Если человек отгадывал загадку, то его считали умным, сообразительным. Много загадок о семье, труде, о родной природе, о животных, о домашних вещах создано народом.

Есть разные виды загадок. Это загадка – вопрос, загадка – предложение, загадка – рифма. (Приводит примеры)

Загадка – вопрос: Кто по елкам ловко скачет

                           И взлетает на дубы,

                           Кто в дупле орехи плачет,

                           Сушит на зиму грибы?

Загадка - предложение: Пришла из лесу кур посчитать.

Загадка – рифма: На голове гребешок. Кто же это?

Дидактическая игра «Угадай, что спрятано»

 - Кот Баюн приготовил для нас игру «Угадай, что спрятано». В конверте спрятана картинка с изображениями объекта. Но вскрывать его просто так нельзя. На конверте схема, с помощью которой мы и должны отгадать, изображение какого объекта внутри. Чтобы считать схему мы воспользуемся моделью: 

«Какой? Что такое же?», используя слова-связки «как» или «но не».

Дети сидят полукругом вокруг воспитателя. В конвертах изображения объектов-4-5 штук. На каждом конверте схема, в которой зашифрованы фразы по модели «Признак объекта – объект, у которого есть такой же признак» 

(например: «Сладкое, как груша, круглое, но не мяч» - яблоко)

- Ребята, так как называется текст, в котором дается характеристика объекта или его сравнение по признакам с другим объектом, но сам объект не называется? (Загадка)

- Любая загадка - это замысловатый вопрос, требующий ответа. Загадки появились давно и всегда считаются проверкой не только знаний человека, но и учат нас наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия. В древности считалось, знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье и удачу. Так, во многих русских народных сказках, герой становится удачливым благодаря умению разгадывать загадки.

Физкультминутка «Зарядка друзей»

Первый друг присел и встал,                     (приседания) 

А второй вдруг побежал,                           (бег на месте)

Третий плавно покружился,                        (кружатся направо) 

А четвёртый наклонился.                             (наклоны)

Пятый вправо повернулся,                           (поворот направо) 

А шестой назад прогнулся,                          (наклон назад)

Друг  седьмой без остановки прыгал высоко и долго,              (прыжки)

Лена вдруг сказала: «Повторяем всё сначала!».

Пошаговый анализ алгоритма составления загадок

 - Кот Баюн предлагает вам самим составить загадку. Для этого мы будем использовать модель:

Признаки

Какой?

Что бывает таким же?

D:\0079-120-.jpg

D:\0079-120-.jpg

D:\0079-120-.jpg

- Выберем объект: воздушный шарик (выставляется картинка). Определим, какой он по цвету, форме, какие действия выполняет. (Дети дают ответы, а воспитатель записывает их в табличку)

-Что бывает желтым, круглым, летает? (дети предлагают свои варианты, а воспитатель записывает их в таблицу или выставляет картинки).

- Теперь попробуем составить загадку вместе, используя слова «как»,  «но не»:

Жёлтый как лимон,

Круглый как арбуз,

Летает, но не птица.

Что это?  (Воздушный шарик)

-Молодцы! Вот такая загадка у нас получилась!

Самостоятельная деятельность детей: составление загадок по алгоритму с помощью модели.

- Ребята, я предлагаю составить загадки, и подарить их в копилку коту Баюну. Мы разделимся на команды. Кот - Баюн приготовил нам картинки объектов, о которых бы он хотел составить загадки: ель, белка. Смотрите на модель составления загадки и у вас всё получится.

Дети делятся на команды  и составляют загадки на предложенные объекты (карточки).

-  Молодцы ребята. Справились с заданиями. Составили замечательные загадки, которые войдут в копилку к Коту – Баюну. А сейчас я предлагаю вам нарисовать иллюстрации к нашим загадкам.

 Рисование.

3 Заключительная часть: подведение итогов (обобщение результатов деятельности детей)

А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда,
Умным станешь ты тогда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемосхем при заучивании стихов, составлении загадок.

Консультация  для педагогов в форме презентации....

Технология обучения детей составлению загадок

Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогичес...

Развитие речи старших дошкольников с ОНР в процессе составления загадок

Одним из объектов изобретательства для дошкольников является загадка. На материале загадок можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построени...

составление загадок, модели составления метафор

В презентации указаны методы по развитию творческого воображеня по технолигии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ...

Составление рассказа по алгоритму.

Связная речь – это объединение фрагментов, обозначающих одну конкретную тему и несущих единую смысловую нагрузку....

Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста. Методика обучения детей составлению загадок.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формир...

Составление предложений по алгоритму

Составление предложений по алгоритму...