Составление загадок по алгоритму
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.
В занятии используется одна из моделей составления загадок. А. А. Нестеренко. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. После освоения первой модели, которая представлена в занятии, на следующих занятиях детям предлагаются две другие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya_triz.doc | 230.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель МДОУ «Детский сад №7
«Теремок» г. Коряжма
Елезова Людмила Андреевна
Конспект занятия «Составление загадок по алгоритму»
Цель: Создание условий для усвоения детьми алгоритма составления загадок (ТРИЗ).
Задачи:
Обучающие:
- Учить детей составлять сравнения объектов, имеющих многоплановую характеристику.
- Познакомить с понятие «загадка», видами загадок.
- Упражнять в рассуждении, в умении доказывать.
- Активизировать словарь дошкольников.
Развивающие:
1. Развивать творческое мышление, память, внимание.
Воспитательные:
1. Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками.
Предшествующая работа: Отгадывание загадок, наблюдение за окружающим миром. Работа с родителями: заучивание загадок
Материалы: игрушка Кот, конверты со схемами загадок, модель составления загадки, иллюстрации: ель, белка и другие.
1 Вводная часть
Организация направленного внимания
Игра-приветствие «Наши умные головки»
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
- Ребята поиграем в игру «Продолжи предложение»: «Мне нравится, когда…»
- Ребята, я тоже хочу высказать свой вариант «Мне нравится, когда приходят гости»
Дети стоят вокруг воспитателя, предлагают свои версии.
2 Основная часть
- К нам сегодня придёт гость. Кто это я вам не скажу. Я предлагаю поиграть в игру «Да-нетку». Вы мне будете задавать вопросы, а я смогу отвечать только «Да» или «Нет». Я вам немного подскажу, подсказка будет такая: наш гость не является человеком. (Дети задают вопросы, а воспитатель отвечает: «да» или «нет»).
- Да, ребята, это кот, но это необычный зверь, а сказочный – персонаж волшебных сказок, огромный кот, обладающий волшебным голосом. А имя у него необычное Баюн. Как вы думаете, что означает его имя – Баюн?
- Баюн – это рассказчик, от глагола баять, что означает говорить, рассказывать. Он очень любит разные байки да загадки.
Воспитатель предлагает детям загадать загадки, если они их знают. Просит объяснить детей: «Что такое загадка?» После этого воспитатель дает им свое объяснение.
- «Загадка это задача, которую надо решить. Предмет загадки не назван, но даются его признаки, действия и назначение, по которым надо найти отгадку». С давних пор на Руси любили отгадывать загадки. Если человек отгадывал загадку, то его считали умным, сообразительным. Много загадок о семье, труде, о родной природе, о животных, о домашних вещах создано народом.
Есть разные виды загадок. Это загадка – вопрос, загадка – предложение, загадка – рифма. (Приводит примеры)
Загадка – вопрос: Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы,
Кто в дупле орехи плачет,
Сушит на зиму грибы?
Загадка - предложение: Пришла из лесу кур посчитать.
Загадка – рифма: На голове гребешок. Кто же это?
Дидактическая игра «Угадай, что спрятано»
- Кот Баюн приготовил для нас игру «Угадай, что спрятано». В конверте спрятана картинка с изображениями объекта. Но вскрывать его просто так нельзя. На конверте схема, с помощью которой мы и должны отгадать, изображение какого объекта внутри. Чтобы считать схему мы воспользуемся моделью:
«Какой? Что такое же?», используя слова-связки «как» или «но не».
Дети сидят полукругом вокруг воспитателя. В конвертах изображения объектов-4-5 штук. На каждом конверте схема, в которой зашифрованы фразы по модели «Признак объекта – объект, у которого есть такой же признак»
(например: «Сладкое, как груша, круглое, но не мяч» - яблоко)
- Ребята, так как называется текст, в котором дается характеристика объекта или его сравнение по признакам с другим объектом, но сам объект не называется? (Загадка)
- Любая загадка - это замысловатый вопрос, требующий ответа. Загадки появились давно и всегда считаются проверкой не только знаний человека, но и учат нас наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия. В древности считалось, знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье и удачу. Так, во многих русских народных сказках, герой становится удачливым благодаря умению разгадывать загадки.
Физкультминутка «Зарядка друзей»
Первый друг присел и встал, (приседания)
А второй вдруг побежал, (бег на месте)
Третий плавно покружился, (кружатся направо)
А четвёртый наклонился. (наклоны)
Пятый вправо повернулся, (поворот направо)
А шестой назад прогнулся, (наклон назад)
Друг седьмой без остановки прыгал высоко и долго, (прыжки)
Лена вдруг сказала: «Повторяем всё сначала!».
Пошаговый анализ алгоритма составления загадок
- Кот Баюн предлагает вам самим составить загадку. Для этого мы будем использовать модель:
Признаки | Какой? | Что бывает таким же? |
- Выберем объект: воздушный шарик (выставляется картинка). Определим, какой он по цвету, форме, какие действия выполняет. (Дети дают ответы, а воспитатель записывает их в табличку)
-Что бывает желтым, круглым, летает? (дети предлагают свои варианты, а воспитатель записывает их в таблицу или выставляет картинки).
- Теперь попробуем составить загадку вместе, используя слова «как», «но не»:
Жёлтый как лимон,
Круглый как арбуз,
Летает, но не птица.
Что это? (Воздушный шарик)
-Молодцы! Вот такая загадка у нас получилась!
Самостоятельная деятельность детей: составление загадок по алгоритму с помощью модели.
- Ребята, я предлагаю составить загадки, и подарить их в копилку коту Баюну. Мы разделимся на команды. Кот - Баюн приготовил нам картинки объектов, о которых бы он хотел составить загадки: ель, белка. Смотрите на модель составления загадки и у вас всё получится.
Дети делятся на команды и составляют загадки на предложенные объекты (карточки).
- Молодцы ребята. Справились с заданиями. Составили замечательные загадки, которые войдут в копилку к Коту – Баюну. А сейчас я предлагаю вам нарисовать иллюстрации к нашим загадкам.
Рисование.
3 Заключительная часть: подведение итогов (обобщение результатов деятельности детей)
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда,
Умным станешь ты тогда!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мнемосхем при заучивании стихов, составлении загадок.
Консультация для педагогов в форме презентации....
Технология обучения детей составлению загадок
Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогичес...
Развитие речи старших дошкольников с ОНР в процессе составления загадок
Одним из объектов изобретательства для дошкольников является загадка. На материале загадок можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построени...
составление загадок, модели составления метафор
В презентации указаны методы по развитию творческого воображеня по технолигии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ...
Составление рассказа по алгоритму.
Связная речь – это объединение фрагментов, обозначающих одну конкретную тему и несущих единую смысловую нагрузку....
Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста. Методика обучения детей составлению загадок.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формир...
Составление предложений по алгоритму
Составление предложений по алгоритму...