Музыка,как средство развития речи дошкольников.
учебно-методический материал по развитию речи

Мысова Ирина Александровна

Музыкальное развитие дошкольников происходит в различных видах музыкальной деятельности...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykakak_sredstvo_razvitiya_rechi_doshkolnika.docx24.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка как средство развития речи дошкольника

Кто ладно говорит, да к тому же складно,

того и слушать приятно!

(народная мудрость)

Музыкальное развитие детей дошкольного возраста происходит в различных видах музыкальной деятельности (восприятие музыки, игра на ДМИ, пение, музыкально-ритмические движения, музыкально-творческая деятельность).

Безусловно, каждый вид музыкальной деятельности является процессом общения педагога с детьми, а, значит позволяет целенаправленно и эффективно развивать речь ребенка.

Музыкально-ритмические движения — это вид деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях.

Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Музыкальное движение можно считать ведущим видом музыкальной деятельности в дошкольном детстве. Это определяется заключёнными в нём возможностями разностороннего развития ребёнка, которые, в свою очередь, связаны с движением как «способом жизни» дошкольника вообще. Движение под музыку приносит ребёнку ни с чем несравнимую радость, развивает его физически, является наиболее адекватным возрасту способом становления музыкальностиразвития творческих способностей.

Относительно развития речимузыкально-ритмические движения позволяют:

- создать атмосферу активного взаимодействия, развития социально-коммуникативных навыков детей: общения, сопереживания, доброжелательности и взаимодействия с другими детьми;

- снять эмоционально-психическое напряжение;

- удовлетворить потребность ребенка в двигательном и эмоциональном самовыражении;

развить способность лучше понимать себя и других;

- совершенствовать психические процессы: речь, внимание, воображение, память и др.

Развитие речи в сочетании с движением и музыкой представляет собой процесс, состоящий из двух основных направлений Первое — развитие невербальных процессов - слухового внимания

- памяти, воображения

- зрительно-пространственной ориентировки

- моторики (координация движений, чувство ритма, темпа, регуляция мышечного тонуса)

Второе — развитие речевых (вербальных) умений - темпа и ритма дыхания и речи

- фонематического,

- динамического

- звуковысотного

- тембрового слуха и т. д.

В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известная роль становления слуха в формировании ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух, и, как следствие этого плохое восприятие ритма, резко тормозят развитие речи детей в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительная либо слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. Слабое развитие слуховых и моторных способностей в дальнейшем тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение ребенка со сверстниками. Поэтому наша задача – научить ребенка ритмично дышать, говорить, петь, двигаться.

Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для лучшего усвоения материал должен усложняться постепенно, многократно повторяясь в разных вариациях.

С детьми проводятся игры, упражнения:

- с именами

- с предметами

- со словами и стихами (в том числе и речевые игры)

- с музыкальными произведениями

- с музыкальными инструментами

Слушание (восприятие) музыкимузыкальных произведений

Музыка, как и другие виды искусства, отражает действительность. В музыке изобразительного характера, которую можно назвать «музыкальной живописью»«рисуются» великолепные картины природы, поступки, отношения, характеры героев. В ней слышится живая речь - взволнованный или спокойный рассказ, прерывистое или плавное повествование, вопросы, ответы, возгласы.

Сила воздействия музыки зависит от личности человека, от подготовленности его к восприятию. Надо развивать восприятие музыки как деятельность активную, подобную пению, игре на инструментах. Это сложная работа, связанная с тонкими, глубокими внутренними переживаниями. Их и выявить трудно, и наблюдать нелегко, и особенно сложно формировать. Необходимо, прежде всего, научит ребенка понимать, о чем «рассказывает» музыка.

Б. В. Асафьев писал: «Слушая, мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и производим отбор, оцениваем, следовательно, мыслим». При восприятии и анализе музыки, у ребенка развивается мышление и воображение, произвольность и познавательная активность.

В процессе слушания музыки и ее анализа у дошкольников развивается речь, которая становится значительно более содержательной, образной и выразительной. Делясь полученными впечатлениями, дети развивают основные формы связной речи– монологическую и диалогическую. Для того, чтобы высказать свои впечатления – строят предложения, небольшие рассказы из нескольких предложений. Формулируют вопросы и ответы.

Слушание музыки - универсальный вид деятельности. Без слушания невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности: перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой - драматизацией, их нужно обязательно прослушать. Слушая музыку, дети знакомятся с музыкальными произведениями разнообразных жанров, учатся понимать, различать средства выразительности: темп, ритм, динамику, тембр.

Процесс слушания музыки имеет определенный алгоритм. Последовательность действий здесь очень важна, так она определяет эффективность и результативность работы.

Навыки монологической и диалогической речи формируются в процессе беседы после слушания музыки, когда дети делятся впечатлениями от прослушанного произведения, высказывают своё отношение к его образам, дают им оценку. Здесь очень важно развивать образность речи детей. Эту задачу помогают решить различные методы и приемы. Все они тесно взаимосвязаны друг с другом и взаимодополняемы.

Основные методы – наглядный, словесный и практический применяются в сочетании с проблемностью, чтобы процесс обучения носил творческий, развивающий характер

Пение

Пение - вокальное искусство, связанное со стремлением человека выразить своё настроение в звуках голоса. Речь, в соединении с пением, производит особенно сильное, захватывающее действие.

Такой вид музыкальной деятельности, как пение, также развивает связную речь детей, способствует расширению словаря, образности детских высказываний. Этому способствует сам поэтический текст песни, использование такого приема, как пересказ содержания песни своими словами после первого ее прослушивания. С детьми проводится беседа: значение всех непонятных слов разъясняется, при этом используются сравнения, эпитеты, слова-синонимы. Расширяется словарь музыкальных терминов. Дети знакомятся, запоминают и употребляют в речи такие слова, как хор, солист, дирижер, артист, вступление, заключение, проигрыш, припев, куплет и т. д., речь детей обогащается, становится более интеллектуальной и выразительной.

Основным приемом работы с песней является повтор. Повтор важен для заучивания песен наизусть, что должны делать дети, еще не овладевшие навыками чтения. Вот почему большинство детских стишков и песенок состоят из простых, часто повторяющихся, односложных слов. Для детей, испытывающих трудности в речевом плане, пение является наиболее приемлемым способом обучения, так как заучивание куплетов из песен способствует формированию навыка составления фраз и предложений.

Песни - хорошие языковые модели, которые легко воспроизвести, потому что речевой поток сопровождается музыкой. Пение также обладает дополнительным преимуществом – оно требует более четкой артикуляции со стороны и педагога, и воспитанника.

Пение развивает навык чтения. Оно помогает понять ритмический строй языка, ведь детям приходится пропеть каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги. Они могут определить, какие слоги рифмуются, а также могут рифмовать целые слова или подбирать слова, которые рифмуются по определенному звуку или букве.

Песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений. Последнее может осуществляться либо путем "подстройки" ритма движений под ритм музыки (хлопки в такт музыки, либо с помощью пальцев: на каждую строчку песни-считалочки загибается один палец. Это может выражаться пальцами и руками: движение пальцев или рук могут означать определенные слова или общее настроение песни.

Пение может быть приятным для детей способом развития памяти. Существует много разных видов песен: песни-считалочки, песни, сопровождающиеся движениями, колыбельные, песни-сказки. Я уверена, что многие из нас могут вспомнить песни от начала до конца, но далеко не все могут рассказать прочитанные рассказы дословно. Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, событий, явлений.

При пении песен мы используем дыхание. Когда мы занимаемся пением, мы учим детей брать дыхание, экономно расходовать его, чтобы хватило на всю фразу. Правильное дыхание развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме. Это, со своей стороны, дает оздоровительный эффект, а с другой – способствует развитию такого важного компонента устной речи как звуковая культура: умение отчетливо произносить звуки, слоги, воспроизводить звукоподражания, слова и фразы. Здесь ведется кропотливая работа по развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания детей.

Все эти способности эффективно развивает такой вид музыкальнойдеятельности детей как пение. Успешность формирования певческих данных дошкольника во многом зависит от умения пользоваться дыханием, а именно умения правильно вдыхать и правильно выдыхать.

С детьми проводятся игровые упражнения:

- для спокойного, плавного пения: звукоподражания свисту ветра – «с-с-с», шуму деревьев – «ш-ш-ш», полету пчелы «жжж».

Детям не просто понять сам процесс дыхания. Этот навык лучше отрабатывать в играх. При выполнении упражнений ребенку надо напоминать, что вдох всегда делается через нос.

Эффективным упражнением для выработки таких певческих навыков, как дикция, дыхание, правильная артикуляция являются скороговорки. По мнению врачей, освоение скороговорок не только улучшает речь, но и повышает концентрацию внимания, тренируя нервные связи между мозгом и органами речи. Скороговорки дают положительный эмоциональный настрой. Благодаря своей краткости запоминаются, дети видят результат своего труда. Это их очень радует, а где радость, там и успех.

Предлагаю убедиться в этом на практике. Давайте разучим скороговорку «На дворе трава, на траве дрова».

При разучивании скороговорок необходимо соблюдать несколько простых правил:

1. Следить за внятным звукопроизношением, особенно при групповом исполнении.

2. Разучивать скороговорку в медленном темпе, а затем постепенно ускорять

3. Гласные не должны заглушать согласные, это особенно заметно, если произносить скороговорку торопливо, невнятно.

Что же такое музыкальная скороговорка – это текст, положенный на музыку, то есть песенка.

Для разучивания скороговорок рекомендую пособие М. Погребинской «музыкальные скороговорки», издательство «Композитор. Санкт-Петербург», 2007 год. В сборник вошли народные скороговорки, авторские, придуманные поэтами. Представленный материал способствует дикции, постановке правильного дыхания, развитию воображения, творческих способностей детей. Даны рекомендации по инсценированнию скороговорок, пропеванию их с движением

Игра на детских музыкальных инструментах

Прежде всего, игра на музыкальных инструментах расширяет словарь ребенка новыми словами – названиями музыкальных инструментов (игры «Что звучит?»«Назови музыкальный инструмент», в младшем дошкольном возрасте дети не только запоминают названия бубна, погремушки, колокольчика но и произносят звукоподражания:

Лесной оркестр

ЦельРазвивать чувство ритма, умение музицировать на детских музыкальных инструментах.

Ход игры: Есть оркестр в лесу у нас, он сыграет вам сейчас.

Ты ладошек не жалей и в ладошки громче бей.

Мишки в бубен громко бьют, бум-бум, бум-бум.

Спать зверушкам не дают – бум-бум, бум-бум.

А лисичка в треугольник – дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля.

Нежно, нежно ударяет – дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля!

Зайки весело играют, маракасы сотрясают.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча, пляска будет горяча.

Дети играют на маракасах.

В старшем и дошкольном возрасте дети учатся обобщать знакомые инструменты в группы: струнные, духовые, клавишные, ударные.

Игры с музыкальными инструментами позволяют развивать звуковысотный (высота звучания (высоко-низко, динамический (быстро-медленно) и тембровый (тембр звучания музыкального инструмента) слух.

Музыкально-творческая деятельность

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Никто, кроме автора, не может получить в точности такой же результат.

Как мы уже рассмотрели выше, все виды музыкальной деятельности оказывают ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка, в том числе на развитие и становление его речи. Виды музыкально-творческой деятельности:

- песенное творчество

- танцевальное творчество

- творчество в игре на ДМИ

Н. А. Ветлугиной было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества - накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях.

Важное условие детского музыкального творчества – накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлением детей, приобретает развивающий характер.

В песенном творчестве успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умение выражать в пении определенные чувства, настроения, умение петь чисто и выразительно.

Детское композиционное творчество в танце - это создание новых танцевальных образов, которые являются более или менее завершенными танцевальными композициями. Дети любят инсценировать песни, придумывать движения к хороводам, дети могут создавать оригинальные, самобытные образы, выраженные в движениях. Активная природа ребенка находит выражение в двигательных реакциях на музыку. Придумывая движения под музыку, ребенок конкретизирует музыкальный образ, делая его понятным прежде всего себе.

Овладение элементарными навыками игры на инструментах обеспечивает успешное инструментальное творчество. Дети стремятся к самостоятельному музицированию, к выполнению творческих заданий.

Таким образоммузыкально-творческая деятельность это деятельность, основанная на знаниях, умениях и навыках ребенка, полученных во всех видах музыкальной деятельности, это уникальный, авторский продукт, который является показателем высокого уровня развития ребенка, в том числе в речевом плане, так как требует развитого воображения, фантазии, умения ориентироваться в непривычных ситуациях.

Выводы:

1. Музыка – эффективное средство развития речи детей в дошкольном возрасте.

2. Каждый вид музыкальной деятельности является процессом общения педагога с детьми, а, значит позволяет целенаправленно и эффективно развивать речь ребенка.

3. Музыкально-ритмические движения позволяют:

- создать атмосферу активного взаимодействия, развития социально-коммуникативных навыков детей: общения, сопереживания, доброжелательности и взаимодействия с другими детьми;

развить способность лучше понимать себя и других;

- совершенствовать психические процессы: речь, внимание, воображение, память.

4. Необходимо развивать чувство ритма у детей как условие формирования правильной речи.

5. Слушание – универсальный вид музыкальной деятельности, который учит ребенка понимать, о чем «рассказывает» музыка. В процессе слушания музыки и ее анализа у дошкольников развивается речь, которая становится значительно более содержательной, образной и выразительной. Делясь полученными впечатлениями, дети развивают основные формы связной речи – монологическую и диалогическую.

Процесс слушания музыки имеет определенный алгоритм. Последовательность действий очень важна, так она определяет эффективность и результативность работы. Основные методы – наглядный, словесный и практический применяются в сочетании с проблемностью, чтобы процесс обучения носил творческий, развивающий характер.

Необходимо вести специальную работу по обогащению словаря детей.

6. Такой вид музыкальной деятельности, как пение, также развивает связную речь детейспособствует:

- расширению словаря, образности детских высказываний;

- заучивание куплетов из песен способствует формированию навыка составления фраз и предложений;

- формирует навык четкой артикуляции;

развивает навык чтения, помогает понять ритмический строй языка, ведь детям приходится пропеть каждый слог;

- песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют прочному запоминанию, развивают координацию движений;

- формирует звуковую культуру: умение отчетливо произносить звуки, слоги, воспроизводить звукоподражания, слова и фразы.

7. Играя на музыкальных инструментах, ребенок

- расширяет словарь звукоподражаниями, новыми словами – названиями музыкальных инструментов, групп музыкальных инструментов;

развивает все виды слуха.

8. Музыкально-творческая деятельность это деятельность, основанная на знаниях, умениях и навыках ребенка, полученных во всех видах музыкальной деятельности, это уникальный, авторский продукт, который является показателем высокого уровня развития ребенка, в том числе в речевом плане, так как требует развитого воображения, фантазии, умения ориентироваться в непривычных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка как средство развития речи дошкольников.

Консультация для педагогов ДОУ  и родителей...

"Музыка как средство развития речи дошкольников"

Создать в педагогическом коллективе атмосферу активного взаимодействия, рассширить педагогичсескую компетенцию воспитателей в области музыкального развития ребенка - дошкольника....

«Народная музыка как средство развития музыкальности дошкольников»

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества существует реальная общественная потребность в активизации музыкальности школьников на основе изучения народной музыки. Поэтому мысль ...

Музыка как средство развития речи дошкольников

Статья на тему "Музыка как средство развития речи дошкольников"...

Самообразование на тему "Музыка как средство развитие речи дошкольников"

Цель: обеспечить всестороннее развитие детей через взаимосвязь речи, музыки и движения, повысить своё профессиональное мастерство....