Картотека дидактических игр по развитию речи в 1-й младшей группе.
картотека по развитию речи (младшая группа)

Новинкина Богдана Петровна

Развитие правильного звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr.odt31.05 КБ

Предварительный просмотр:

Мы играем - речь развиваем КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)     

1. «КТО КАК КРИЧИТ?»

 Цель. Добиваться правильного воспроизведения детьми различных звукоподражаний. Развитие способности к звукоподражанию, а также речевого слуха.              Подготовительная работа. Приготовить игрушки: петуха, курицу, кошку, собаку, утку, корову. Продумать вопросы к тексту стихотворения, чтобы в ответах дети активно использовали звукоподражания. Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу. Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах. Мур - муррр! Пугаю кур. Ам-ам! Кто там? Кря-кря-кря! Завтра дождь с утра! Му-му-у! Молока кому?                                                                                                                     2.«ПОДБЕРИ ПО ЦВЕТУ».                                                                                                                                       Цель. Учить детей слитно произносить фразу из двух-трех слов. Выработка плавного речевого выдоха.                                                                                                  Подготовительная работа. Подобрать предметные картинки основных цветов, воспитатель делает из картона кубики тех же цветов без одной грани (можно мешочки, ведерки) Краткое описание: Детям раздают картинки, на которых нарисованы предметы разного цвета. Показывая кубик, педагог говорит: «У кого картинки такого же цвета, как кубик, подойдите сюда». Дети выходят, показывают свои картинки, называют их («Красная машина», «Красный шар» и т. д.) и складывают в этот кубик. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не сложат свои картинки в кубики.                                                                       3.«ЧЕГО НЕ СТАЛО?»                                                                                                Цель. Упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.                                                                                                                       Материалы: пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и маленькая), ленточки (разного цвета и разного размера—длинная и короткая), лошадки, утята, Буратино, мешок. Перед детьми появляется Буратино с мешком. Он говорит, что принес ребятам игрушки. Дети рассматривают игрушки. Называют их. Выставляют на столе. Комментируем: — Что это? Матрешка. Давай посмотрим, что у матрешки внутри. Еще матрешка. Поставь их рядом. Вова, теперь ты достань игрушку. Что это? (Пирамидка.) Еще пирамидка есть? И т. д. — Запомните, какие предметы на столе. Здесь пирамидки, матрешки, утята. Буратино с вами поиграет. Он будет прятать игрушки, а вы должны будете говорить, каких игрушек не стало: матрешек, пирамидок, утят или чего-то другого. На столе остаются три пары предметов: матрешки, пирамидки, лошадки. Дети закрывают глаза. Прячем матрешек, а на их место кладем ленточки. («Кого не стало?») Затем прячем ленточки, а на их место ставим пирамидки. («Чего не стало?») И т. д. Наконец убираем все игрушки и спрашиваем: «Каких игрушек не стало?»                                                                                                                    4.«ГДЕ НАШИ РУЧКИ?»                                                                                Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.                                                                                                                                      Дети сидят на стульчиках. Обратимся к ним, приглашая интонацией к шутке, игре: Где наши ручки? Нет наших ручек! (Прячем руки за спину. Дети делают то же самое.) Вот наши ручки! (Показываем руки, играем пальцами.) — Где наши ножки? Нет наших ножек! (Дети прячут ноги под стул.) Вот наши ножки! (Топают ножками.) — Где же наши ручки? Чего нет? (Ручек.) Вот наши ручки! - Где же наши ножки? Чего нет? (Ножек.) Вот наши ножки! Игра повторяется 2—3 раза.                                                                                         5.«ПОТЕРЯЛИСЬ»                                                                                                                    Цель: соотносить название животного с названием детеныша.                                            Материалы: игрушечный домик, животные (игрушки): утка и утенок, курица и цыпленок, коза и козленок, корова и теленок, лошадь и жеребенок. Расставим по комнате взрослых животных. На ковре в домике находятся их детеныши. Предложим детям узнать, кто живет в домике. - Давайте посмотрим. Кря-кря-кря — кто это? Утка? Достаем игрушку из домика. Утка большая или маленькая? Маленькая? Это, ребята, утенок. Маленький утенок. А утка — его мама. Помогите утенку найти его маму-утку. Вася, возьми утенка. Поищи утку. - А это чей голос — пи-пи-пи? Кто это? (Достаем цыпленка.) Кто мама у цыпленка? Как кудахчет курица? Как отзывается цыпленок? Поищи, Оля, курицу, маму цыпленка. Аналогичным образом обыгрываются остальные персонажи. Когда у всех малышей найдутся мамы, взрослых и детенышей сажают вместе. Пусть дети рассмотрят их, произнесут слова: утка— утенок, курица — цыпленок и др. Затем животные уезжают на машине в гости к другим детям.                                                                                                                        6.«ДОМИКИ»                                                                                            Цель: употреблять названия детенышей животных.                                                                Материалы: поднос с игрушками: бельчатами, зайчатами, утятами, мышатами и др.— по количеству детей, строительный материал. Вносим в комнату поднос с игрушками. Говорим, что дети должны построить для малышей домики. Каждый сначала должен решить, для кого он будет строить домик, и правильно попросить у взрослого: «Дайте мне, пожалуйста, утенка (бельчонка)». В случае необходимости нужно подсказать слово целиком или только его начало и попросить малыша повторить название. На ковре раскладываем строительный материал. Дети строят для своих животных домики, играют.                                                                7. «Громко — тихо»                                                                                                          Цель:Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.                                                                                                          Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки. Ход: Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо». Аналогично обыгрываются остальные игрушки.                                                                                                               8.«Магазин»                                                                                                                                      Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.                                                                                                                                   Ход: Воспитатель предлагает пойти в магазин и купить игрушки. Купить можно только, если поговоришь как игрушка. Дети подходят к столу и произносят характерные звукосочетания для данной игрушки (ду-ду, ме-ме, би-би).                                                                                             9. «Научим зайку правильно говорить»                                         Цель: Развивать интонационную выразительность.                                                                    В: Зайчик принес с собой чудесный мешочек. В нем лежат разные картинки. Зайчик будет говорить. Что на них нарисовано. Если он скажет неверно, вы научите говорить его правильно. Ишка – дети поправляют «мишка» Елочка – белочка Оник – слоник После «обучения» зайка начинает называть все предметы правильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей и подготовительной группе

Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей и подготовительной группе...

Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной к школе группе

Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной к школе группе...

Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей и подготовительной группе.

ЛитератураАгеева, Е.Л. Что на свете не бывает? / Е.Л.Агеева, В.В.Брофман. - М.: Просвещение, 1991.Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста / З.М.Богуслав...

Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей и подготовительной группе.

Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей и подготовительной группе....

картотека дидактических игр по развитию речи во 2 -ой младшей группе

Подборка дидактических игр по развитию речи...

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей 2 младшей группы ( 3-4 года)

Цели: обогащение и активизация словаря младших дошкольников, развитие интереса к художественной литературе и народному творчеству, развитие артикуляционного апппарата...