Интеллектуальная игра – викторина «По дорогам сказок»  для детей старшей группы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Попова Валентина Михайловна

Викторина – одна из самых распространенных игр в «вопросы и ответы». Она получила свое название от латинского слова «виктория» - «победа». Участие в викторине требует от игрока начитанности, хорошей памяти, умения логически мыслить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doc_document.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра – викторина «По дорогам сказок»  для детей старшей группы

Интеграция образовательных областей: 

«Познание», «Коммуникация»,

«Социализация», «Чтение художественной литературы».

Цель: Приобщение детей к чтению и рассказыванию сказок.

Задачи:

1. Обеспечить развитие кругозора детей с помощью интеллектуальной игры «По дорогам сказок».

2. Способствовать закреплению знаний о видах сказок.

3. Обеспечить развитие психических процессов: речь, воображение, память мышление.

4. Побуждать детей к приобщению к устному народному творчеству.

5. Вызвать желание детей проявлять доброту и отзывчивость к героям сказок.

6. Умение работать в команде.

Предварительная работачтение русских народных и авторских сказок, рассматривание иллюстраций к различным сказкам, просмотр мультфильмов и беседы по содержанию, слушание аудиозаписей со сказками, выставка детских рисунков с изображением любимых сказочных героев, выставка книг со сказками

Подготовительный этап:

Заранее формируются три команды детей старших и подготовительных групп.

Ход викторины

Звучит музыка песни “В гостях у сказки”, дети заходят в зал.

- Дети, посмотрите, какие красочные книги. В каждой из них живут герои ваших любимых сказок. Сказка – это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения.

-А вы любите сказки?

- Какие сказки вам нравятся?

- Кто ваш любимый сказочный герой, почему?

- Тогда я предлагаю вам провести литературную викторину «По дорогам сказок».

- Для проведения викторины нам необходимо выбрать жюри, которые будут внимательно наблюдать за ходом нашей игры.

А еще нам необходимо разделиться на три команды (в каждой команде не больше 6 человек) Прошу команды занять свои места

1 команда «…..», 2 команда «.....», 3 команда «…..»

Итак, все готовы? Тогда переходим к первой части нашей интеллектуальной игры!

- Предлагаю начать со слов, которые помогут вам всем настроиться, повторяйте за мной

Дети по строчке повторяют за ведущим

Мы - умные!

Мы - дружные!

Мы - внимательные!

Мы - старательные!

Мы хотим много знать

И конечно, побеждать!

Дети садятся на свои места.

- Ребята, у нас с вами прямо в зале появилось волшебное озеро (в неглубокой емкости плавают «рыбки-задания» )

Капитаны команд по очереди на удочку с крючком вылавливают конверт с заданием (на уголке конверта проволочная петелька)

Каждой команде достается свой конверт, в котором карточки-изображения героев сказок.

- Внимание! Наше первое задание «Восстановите последовательность»

- Кто пришел в теремок первым, кто вторым, а кто последним теремок (Мышка, Лягушка, Ёжик, Лисичка, Волчок , Мишка)

- Как стояли герои , когда тянули репка ( Дед, Баба, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка)

- От кого убежал и к кому прибежал колобок ( Дед, Баба, Заяц, Волк, Медведь, Лиса)

Молодцы! Ваши команды справились!

Второе задание – игра «Скажи наоборот»

Ведущий выстраивает детей в круг и каждому кидает мяч, если ребенок затрудняется с ответом, ведущий просит помочь зрителей

Я вам мяч кидаю

Слово называю,

А вы мне его верните,

По-другому скажите

Добрый – злой

Грязный - чистый

Мокрый - сухой

Старый - молодой

Горячий - холодный

Чёрный - белый

Тяжелый - легкий

Громко - тихо

Много - мало

Быстро - медленно

Большой - маленький

Длинный - короткий

Высокий - низкий

Широкий - узкий

Толстый - худой

0стрый - тупой

Больной - здоровый

Трудолюбивый - ленивый

- Все справились! Вы все очень старательные и внимательные!  Следующие задание - игра «Назови одним словом»

команды выстраиваются в три колонны,

ведущий переходит по очереди от одной команды к другой, перечисляя, стоящим перед ним детям, предметы

как только каждый ребенок в своей команде ответит на вопрос, он убегает в конец своей колонны, на его место встает следующий

Жук, муха-горюха, оса-краса (насекомые)

Щука, окунь, карась (рыбы)

Сосна, берёза, дуб (деревья)

Репка, капуста, , морковь (овощи)

Корова, коза -дереза, лошадь (животные домашние)

Курочка ряба, гадкий утенок, индюк ( птицы домашние)

Кукушка, ворон, соловей (птицы дикие)

Волк, лиса, зайка-побегайка (животные дикие)

Яблочко налевное, груша, лимон (фрукты)

Малина, клубника, брусника (ягоды)

Тарелка, кастрюля, сковорода (посуда)

Стол, стул, кровать (мебель)

Рубашка, брюки, сарафан (одежда)

Сапоги, валенки, хрустальные туфельки (обувь)

Машина, ковер-самолёт, поезд (транспорт)

Машенька, Василиса, Алёнушка (девочки)

Емеля, Иванушка, Никита (мальчики)

Баба-Яга, Бармалей, Кощей (злодеи)

-Все верно! Приглашаю вас дальше в путешествие по русским народным сказкам.

Следующее задание «Узнай и назови»

Отправляемся друзья

В чудо сказку – вы и я

Здесь экран волшебный есть,

Сказок тут не перечесть!

Викторина на интерактивной доске (на экране компьютера, проектирование на стену) «Русские народные сказки»

Дети по картинкам узнают и называют сказку. 

- Следующий конкурс  нашей викторины «Загадочный».

-Необходимо отгадать названия сказок или главного героя.

Ведущий по очереди загадывает загадки каждой команд.

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несет ее домой. (Маша и Медведь)

У Алёнушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Всё ж попался……. (колобок)

Возле леса, на опушке 

Трое их живёт в избушке

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная, злая, кто она такая? (Баба-Яга)

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна лягушка)

Уплетая калачи

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля)

Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце очень тяжко,

Слёзы льет бедняжка (Снегурочка)

-Ребята, я знаю, что каждая команда приготовила домашнее задание – физкультминутку!

Ну-ка, зрители, вставайте и на месте выполняйте !

Физкультурная минутка «Сказки»

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)

Мы славна семья козлят(повороты друг к другу)

Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)

Мы любим, бегать и играться(бег на месте)

Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)

- А теперь давайте немного похулиганим

«Назовите  сказку правильно»

По очереди ведущий обращается к каждой команде – дети хором должны сказать, как звучит сказка правильно

«Суп из топора»,

«По-птичьему велению»,

«Зелёная шапочка»,

«Кот в туфлях»,

«Два поросёнка»,

«Лиса и корова»,

«Доктор Неболит»

«Волк и семеро цыплят»,

«Сестрица Танюшка и братец Иванушка»,

«Мальчик со стаканчик»

«Сивка-Мурка»,

«Три тюленя»,

«Заюшкина игрушка»,

«Тринадцать месяцев»,

«Добавь словечко к названию сказки»

По очереди ведущий обращается к каждой команде – дети хором должны сказать недостающее слово

- Гуси -(Лебеди)

- Царевна -(Лягушка)

- Аленький - (Цветочек)

- Маша и ….(Медведь)

- Заюшкина (Избушка)

- Крошечка -….(Хаврошечка)

- Сивка -(Бурка)

- Мальчик (С пальчик)

- Красная (Шапочка)

- Спящая ….(Красавица)

- Ребята вот и подошла наша викторина к концу. А сейчас наше уважаемое жюри подведет и объявит результат. 
Объявляется результат, и вручаются небольшие подарки детям. 
- Ребята мы со сказками не прощаемся, а говорим им до свидания и до новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "По дорогам сказок" для детей подготовительной группы

Викторина "По дорогам сказок" посвящена дню знаний. В ней содержится много интересных конкурсов и заданий, что не оставит ни одного ребенка равнодушным. Если изменить вступительные слова Ведущего, то ...

Литературная детско-родительская викторина «В лабиринте сказок» для детей старшей группы

Цель:   уточнение  и систематизация имеющихся у детей представлений о         произведениях художественной литературы....

Игра - викторина на тему: «Весна» для детей старшей группы.

Инрать всегда весело! Предлагаю с помощью игры - викторины "Весна" закрепить признаки природных изменений весны. Понятно и играя дети закрепят и углубят свои зания о весне....

Конспект игры-викторины «В стране сказок» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект игры-викторины «В  стране сказок» для детей старшего дошкольного возрастаЦель: развитие всех компонентов устной речи детей.Задачи:-создание атмосферы творчества и эмоциональн...

Интеллектуальная игра – викторина «Наша Родина – Россия» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: углубление знаний детей о нашей стране – России.Задачи: Обучающие:обобщить и систематизировать знания детей о России, о родном крае;активно поддерживать инициативные высказывания на в...

Интеллектуальная игра – викторина «Наша Родина – Россия» для детей старшего дошкольного возраста

Викторина направлена на обобщение и систематизацию знаний о России и родном крае....

Квест -игра «Путешествие по дорогам сказок» для детей старшего дошкольного возраста

Квест -игра «Путешествие по дорогам сказок» для детей старшего дошкольного возраста...