Сборник стихов, потешек, скороговорок, игровых упражнений по развитию речи для детей 3-5 лет
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
В сборнике собраны произведения известных детских авторов, детский фольклор и народное творчество, которые помогут ребёнку говорить не торопясь, интонационно выразительно, четко произносить слова, умело пользоваться голосом. Предлагаемый сборник адресован воспитателям детских садов, а также родителям детей в возрасте 3-5 лет. Данный сборник поможет воспитателям детских садов, родителям быстро организовать ребёнка на любой вид деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stihipoteshskorog_zagadigr_upr-slov_igr.docx | 39.32 КБ |
Предварительный просмотр:
В сборнике собраны произведения известных детских авторов, детский фольклор и народное творчество, которые помогут ребёнку говорить не торопясь, интонационно выразительно, четко произносить слова, умело пользоваться голосом. Предлагаемый сборник адресован воспитателям детских садов, а также родителям детей в возрасте 3-5 лет. Данный сборник поможет воспитателям детских садов, родителям быстро организовать ребёнка на любой вид деятельности.
Пояснительная записка
В сборник вошли стихотворения, потешки, скороговорки, загадки и словесные игры. Содержание произведений, собранных в сборнике, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которыми руководит слово. Приятный смысл стихов, четкий ритм и простые слова понравятся ребенку, он обязательно запомнит хотя бы пару строк, и таким образом будет развивать свою память, словарь, связную и грамматически правильную речь. Потешки помогают малышу настроиться на нужный лад и повторять в игровой форме слова на определённый звук. Скороговорки помогут ребенку освоить правильное произношение звуков. Скороговорные фразы применяются не только для развития речи ребенка, но и используются для развития дикции. Словесные игры укрепляют артикуляционный аппарат, вслушиваясь в звучащие слова, играя с ними, дети развивают свой слух, улучшают произношение, стремятся приблизить, «подогнать» свое произношение к произношению взрослых.
Данный сборник окажет взрослым большую помощь в развитии и воспитании звуковой культуры речи. Поможет научить детей говорить не торопясь, интонационно выразительно, четко произносить слова, умело пользоваться голосом.
Стихотворения
«Мышка мыла мылом нос». М. Мышковская
1.Мышка мыла мылом нос, мыла уши, мыла хвост. Мыла так, что стала белой, и от счастья мыло съела.
«Пёс» О.Высоцкая
2.Возле дома пёс цепной, но не страшный, а смешной. Ну кого он устрашит, если он из байки сшит?
« Бедный Мишка заболел» М. Бобылёв.
3.Бедный Мишка заболел, Мишка много мёду ел. Мишка плачет и кричит «У меня живот болит!»
«Вова взял у папы шляпу». А.Власов
4.Вова взял у папы шляпу, чтоб похожим стать на папу. … Надевает шляпу эту Где же Вова? Вовы нету.
«Шёл по берегу петух». М. Пляцковского
5. Шёл по берегу петух. Поскользнулся, в речку - бух! Будет знать петух, что впредь –надо под ноги смотреть.
«Испугалась лиса». Т. Шорыгиной
6. Испугалась лиса быстрого пса
И пустилась наутёк, словно рыжий огонёк.
«Зачем у маленькой хозяйки». Г. Сапир
7. Зачем у маленькой хозяйки, зелёный зонтик взяли зайки? Затем, чтоб прятаться от волка, под этим зонтиком из шёлка
«Мы с подругой Катей Т.Шорыгина
8. Мы с подругой Катей, ком большущий катим. Из пушистого комка, слепим мы снеговика
МИШКА А.Барто
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший
КОЗЛЕНОК А. Барто
У меня живет козленок,
Я сама его пасу.
Я козленка в сад зеленый
Рано утром отнесу
Он заблудится в саду -
Я в траве его найду.
ФЕДОТКА К. Чуковский
Бедный Федотка - сиротка.
Плачет несчастный Федотка:
Нет у него никого,
Кто пожалел бы его.
Только мама, да дядя, да тётка,
Только папа да дедушка с бабушкой
ЗАКАЛЯКА К. Чуковский
Дали Мурочке тетрадь,
Это - ёлочка мохнатая.
Это - козочка рогатая.
Это - дядя с бородой.
Это - дом с трубой".
Ну, а это что такое,
Непонятное, чудное,
С десятью ногами,
С десятью рогами?"
Это Бяка- Закаляка Кусачая,
Я сама из головы её выдумала".
"Что ж ты бросила тетрадь,
Перестала рисовать?"
Я её боюсь!
Н. Разговоров
Подогрела чайка чайник,
Пригласила девять чаек,
Приходите все на чай!»
Сколько чаек, отвечай!
Н.Разговоров
По тропинке вдоль кустов
Шло одиннадцать хвостов.
Сосчитать я также смог,
Что шагало тридцать ног.
Это вместе шли куда-то
Петухи и поросята.
А теперь вопрос таков:
Сколько было петухов?
И узнать я был бы рад
Сколько было поросят?
Ты сумел найти ответ?
До свиданья, всем привет!
А. Барто
Резиновая Зина
Купили в магазине
Резиновую Зину,
Резиновую Зину
В корзинке принесли.
Она была разиней,
Резиновая Зина,
Упала из корзины,
Измазалась в грязи.
Мы вымоем в бензине
Резиновую Зину,
Мы вымоем в бензине
И пальцем погрозим:
Не будь такой разиней,
Резиновая Зина,
А то отправим Зину
Обратно в магазин.
ПомощницаУ Танюши дел немало,У Танюши много дел: Утром брату помогала,— Вот у Тани сколько дела: Перед сном сказала маме: | |||||||
|
| Слон Спать пора! Уснул бычок, |
|
.
|
ЗайкаЗайку бросила хозяйка - МячикНаша Таня громко плачет: КорабликМатросская шапка, - Прокати, капитан! **** |
|
|
|
|
Скороговорки
1 «Цо-цо-цо – снесла курица яйцо»
«Цо-цо-цо- у курицы яйцо».
2. Рыбу ловит рыболов, в реку весь уплыл улов».
3.Сочиним чистоговорку со словом крупа.
Пу-пу-пу, попугай клюет крупу.
Па-па-па, на пол сыплется крупа.
Пы-пы-пы, больше нет у нас крупы.
4. Шагают по опушке мышки,
Под мышками у мышек книжки
5.Шумит на опушке
Мишка Топтыжка
Шишки на макушке
У бедного Мишки
6. Шубу, шапку и калоши
Мы найти никак не можем
Вот такие шутки
У нашего Мишутки
7.Не для шитья нужны ежам
Надёжные иголки
Ежи живут - не тужат там
Где обитают волки.
8.Неуклюжий медвежонок
Ежедневно ужин ждёт,
Ведь на ужин медвежонок
Пьёт охотно жидкий мёд.
9.Каждый жук жужжит о том,
Как же жутко быть жуком-
Каждый может обижать
Как об этом не жужжать
10.Жадная жаба на свете живёт,
Жадность той жабе спать не даёт.
Даже жутко - не одна
Такая жадина она.
11.Щётка в ящике лежит
Щенок к ящику бежит.
Он ищет её тщательно
И стащит обязательно.
12.Пёс тащит щётку
Щенок тащит щепку
Ведь для щенка
Пока и щепка велика
13.Танечка чётко
Отбивает чечётку
Ни у кого чечётка
Не звучит так чётко.
14.Ванечка водичкой
Моет плечи, личико,
Моет пальчики, бочок.
Как бы вымыть язычок?
15.У цапли птенцы такие удальцы!
На одной ноге не лень
Стоять им с цаплей целый день.
16.Котёнок цап кусается
Цыплёнок цып клюётся
Обоим от хозяйки
За это достаётся.
.17.Сам сказать сумей-ка:
В саду стоит скамейка,
На скамейке сидит кот,
Он нам песенки поёт.
18.Днём сонные совы
На соснах сидят,
Когда все уснут-
На охоту летят.
19.Знает Зоя: иногда
Падает с небес звезда,
Звездопад тех удивит,
Кто, когда темно, не спит.
20.Сосульке сегодня
Совсем не до сна
Знает она: наступает весна.
Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
Поля поле полет, Коля колья колет.
По траве тропа протоптана.
У Аграфены и Арины растут георгины.
Пошла Поля полоть в поле.
Маргарита собирала маргаритки на горе. Растеряла Маргарита маргаритки во дворе.
У пенька опять пять опят.
Был бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.
Свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла.
Орел на горе, перо на орле. Орел под пером, гора под орлом.
Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные шила.
Скок сорока, скок сорока, слепа с ока, крива с бока.
Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок - сорок морок.
Говорит попугай попугаю: "Я тебя, попугай, попугаю, буханкою". Попугаю в ответ попугай: "Попугай, попугай, попугай".
Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски.
Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Кукушкин кукушонок в капюшоне смешон.
Батон, буханку, баранку пекарь пёк спозаранку.
Пётр в печке пёк печенье, да перепёк всю выпечку.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
Как хорошо пирожок - внутри творожок.
Съел Валерик вареник, а Ванюшка ватрушку.
У ежа и ёлки иголки колки. У ежа ежата, у ужа ужата.
Уж и ужи уже в луже.
Белый снег, белый мел. Белый заяц тоже бел. А вот белка не бела - белой даже не была.
Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.
Наш Сеня накосил стог сена.
Стоит воз овса, возле воза овца.
Овца, овца, дай хлебца.
Пришел Прокоп - кипит укроп. И при Прокопе кипит укроп, и без Прокопа кипит укроп.
Кашевар кашу варил, подваривал да не доварил.
Загадки и отгадки.
1.Я умею чисто мыться, не водой, а язычком. Мяу, как мне часто снится блюдце с тёплым молочком (кошка)
2.Полем идёт, травку жуёт. Мычит «Му-му», а кто не пойму.(корова)
3.У неё большая грива, есть копыта, есть и хвост. Скачет быстро и красиво-просто глаз не оторвёшь (лошадь)
4.Жёлтый Антошка
Вертится на ножке.
Где солнце стоит,
Туда он и глядит. ( Подсолнух)
5.Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошёл,
Красну шапочку нашёл. (Гриб)
6.На шесте — дворец,
Во дворце — певец (Скворечник и скворец)
7.Ползун по лесу ползёт,
На иголках грибочки везёт. ( Ёж)
8.Летом — серый,
Зимой — белый. ( Заяц)
9.Сверху дыра,
Снизу дыра,
А посередине —
Огонь да вода. (Самовар)
10.Сама не ем,
А людей кормлю. (Ложка)
11.Из горячего колодца
Через нос водица льётся (Чайник)
12. Круглая, да не мяч,
Жёлтая, да не масло,
Сладкая, да не сахар,
С хвостом, да не мышка (репа)
13 Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. ( Морковь)
14.Сто одёжек и все без застёжек (Капуста)
15..Без окон, без дверей
Полна горница людей. ( Огурец)
Потешки
1. Ладушки, ладушки!
Пекла бабушка оладушки.
Маслом поливала,
Детушкам давала
2. Рано—рано по утру
Пастушок « Ту-ру,ту-ру»
А коровы в лад ему
Затянули « Му-му-му»
3. Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом
Бежит курица с ведром
Заливает кошкин дом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и игровые упражнения для развития речи у детей среднего возраста.
Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого...
Игры и игровые упражнения для развития речи у детей среднего возраста.
Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого...
Сборник игровых упражнений для развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста
На сегодняшний день для развития коммуникативных умений дошкольников появляется необходимость и потребность в использовании таких приемов, характер которых зависит от индивидуальных особенностей ребен...
Игровые упражнения для развития речи у детей дошкольного возраста
Игровые упражнения для развития речи...
Техника речи. Игровые упражнения для развития речи у детей дошкольного возраста.
Техника речи – это совокупность характеристик звучащей речи, ее голосовой, дыхательной, дикционной и интонационной составляющей. Занятия техникой речи пре...
Игровые упражнения для развития речи у детей с моторной алалией.
Звукоподражательные и речедвигательные упражнения полагают начало работы по развитию фонематического слуха. Первый этап в этой многообразной работе – упражнения по вслушивани...
Сборник игр и игровых упражнений для развития пальцевой моторики детей дошкольного возраста.
Содержание: 1. Введение...