ПОНЯТИЕ, ВИДЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР
статья по развитию речи
Данное исследование посвящено изучению проблемы развития связной речи детей с общим недоразвитием речи посредством использования моделирования. В работе определяются основные критерии связной речи, а также дается определение понятия «моделирование», его виды и раскрываются особенности использования данного метода в развитии связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 30.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОНЯТИЕ, ВИДЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР
Учитель-логопед
МБДОУ №4 «Золотой ключик»
г.Константиновск
Бузинова Анастасия Сергеевна
Постановка проблемы.
Современные исследования подчеркивают увеличение количества дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Данный дефект характеризуется нарушением формирования всех структурных компонентов речи, в том числе страдает связная речь. Формирование и развитие связной речи относится к числу важнейших задач дошкольной педагогики, так как именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи. Среди уместных для детей с ОНР методов развития речи в значительном количестве исследований (Л.А. Грудинина, С.З. Желтухина, И.В. Зотова, Ж.А. Масалиева, Г.И. Панфиленко, Е.В. Рагозина) определяется моделирование, с помощью которого педагог может решать самые разные речевые, познавательные и творческие задачи посредством устного отражения модельных представлений.
Однако, в теории и практике данный вопрос не разработан в полной мере, так имеются трудности в решении задач формирования у детей с ОНР представлений о структуре текста, способах связи между предложениями и частями текста, использование разнообразных средств формирования связности речи посредством моделирования в рамках современного развития образования.
Изложение основного материала исследования.
При применении метода моделирования развитие мышление у детей с ОНР осуществляется с использованием специальных моделей и схем, воспроизводящих наглядно в понятной для ребенка форме имеющиеся у объекта скрытые связи и свойства. Благодаря данному методу у детей в целом развивается речевая деятельность, облегчается запоминание и увеличивается объем памяти.
На сегодня нет единства мнений по поводу употребления терминов «модель» и «моделирование».
Наиболее унифицированным является определение, предложенное В.А. Штоффом. Под моделью он понимает реализованную материально или представляемую мысленно систему, замещающую объект исследования при его воспроизведении или отображении таким образом, что при его изучении открывается новая об рассматриваемом объекте информация [12].
Моделирование по мнению психолога И.Б. Новикова является опосредованным теоретическим или практическим изучением естественной, искусственной или вспомогательной системы объекта, которая объективно соответствует объекту познания [7].
Следующие три вида моделей выделяют в дидактике:
Первым вид – это модель физической конструкции предмета или нескольких предметов, в которой воспроизведены основные части, пропорции и особенности.
Вторым видом является предметно-схематическая модель, в которой при использовании графических знаков или заместителей (предметов) обозначаются существенные компоненты объекта изучения.
Третий вид–это графические модели, представленные графиками, схемами, формулами [4, с. 70].
Последний вид моделирования еще называют наглядным (И.В. Зотова и С. Л. Литвиненко [5], Г. И. Панфиленко и Л. В. Кудрина [8], Ж.А. Масалиева и Б. Сапар [6], С. З. Желтухина [4], Л.А. Грудинина и В.И. Мишанина [3], Е. В. Рагозина и О. В. Шкарупова [9] и др.). В работах данных авторов рассматриваются особенности использования моделирования для формирования связной речи детей дошкольного возраста.
Связная речь — высшая форма речи, мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Основные критерии связности высказываемого человеком устного сообщения, по мнению многих ученых, следующие: первый критерий – это наличие смысловых связей, которые имеются между структурными составляющими определенного устного сообщения (то есть частями рассказа); второй критерий – это наличие смысловых связей, которые имеются между структурными составляющими отдельного предложения; и, наконец, третий критерий – это завершенность выражения высказываемой человеком мысли. Также авторы говорят о том, что последовательность устного изложения – это еще одна очень значимая черта развернутого высказывания [2, c. 187].
При построении связного высказывания дети с ОНР испытывают следующие затруднения: при рассмотрении предмета определять его существенные признаки и свойства; изложение мысли последовательно и в четкой форме; составлять пересказ текста с опорой на серию сюжетных картинок; пересказ текста самостоятельно; наизусть выучить стих; сочинять сказку.
А.С. Филина определяет следующие условия, необходимые для эффективного использования моделирования при развитии связной речи у дошкольников с ОНР: используемая модель должна по структуре быть аналогичной рассматриваемому объекту и отражать присущие ему основные свойства, хорошо восприниматься ребенком в этом возрасте при облегчении овладения знаниями, умениями и навыками [10].
С.С. Хаустова выделяет следующие задачи по использованию моделирования при развитии связной речи у детей младшего дошкольного возраста: развитие простейших форм символизации; развитие применяя заместители и схемы эмоциональной отзывчивости, воображения и мышления; обучение созданию образов в воображении и отбору заместителей, обозначающих сказочного персонажа, узнаванию по схеме ситуаций из сказки; развитие умения подбора заместителей по цвету, форме величине; развитие понимания текста, основываясь на построение модели [11, с. 133].
При развитии связной речи у детей в среднем дошкольном возрасте задачами являются: развитие умения построения сериационной и двигательной модели в качестве основы для пересказа; развитие умения замещать действия персонажей; развитие умения выполнения действий по моделированию пространства посредством проведения игры; развитие умения передавать свое отношение к сказочным персонажам через символические средства, придуманные самостоятельно [11, с. 134].
В способы наглядного моделирования в подготовительной и старшей группе как отмечается Г.И Панфиленко включено: использование различных заместителей в целях обозначения предметов; создание и применение условно-схематических изображений реальных объектов и предметов; использование при составлении рассказов или пересказов пространственно-временной модели; создание самостоятельно на основе собственного замысла моделей [8, с. 76].
По мнению О.В Шкапуровой и Е.В. Рогозиной работа по развитию связной речи сопровождается с формированием умения моделирования. Сперва используется реалистическое изображение события либо предмета, затем уже переходят к применению схематического изображения. Затем внедряется линейно-временная модель, по которой применяется серия картин, поскольку благодаря этому формируется связанное повествование. Необходимо наряду с этим применять словесные игры с ассоциациями при использовании мнемотаблиц, развивающих восприятие символических и условных изображений, умение структурировать смысл [9, с. 56-57].
По направлениям развития связной речи у детей с ОНР, такими авторами как С.Л. Литвиненко и И.В. Зотовой были выделены следующие виды наглядного моделирования: для описательных сравнительных рассказов – условные обозначения-схемы; рассматривание предметов и картин, позволяющее называть детям присущие им характерные признаки и действия, которые с ними возможно совершать; предварительное моделирование описания для развития умения составлять описательные рассказы; применение мнемических схем-моделей при изучении стихотворений наизусть [5].
М.М. Алексеева определяет особенности использования моделирования, при этом автором подробно описана схема применения моделирования при развитии связной речи. Например, автором предлагается использовать круг, на котором расположены части рассказа, также предлагается разделить лист бумаги на 6 частей и поместить признаки предмета, опираясь на которые ребенок сможет выстроить свой рассказ [1].
Опираясь на представленные выше данные можно выделить этапы по развитию речи у детей с ОНР посредством моделирования.
Первый этап «Знакомство детей со знаковой символикой, внесение знаковой символики в речевую деятельность детей». Здесь следует отметить, что на первоначальном этапе картинки являются наглядными, четкими, не абстрактами, а изображающими конкретные предметы, затем уже используется символ, отражающий определенное свойство или признак предмета, последний вводиться после усвоения ребенком и осознания, что изображает данная схема-картинка, например, не просто изображение вагона поезда, а прямоугольник определяющий вагон и его образ и присоединенные к нему колеса, изображенные в виде кругов, для этого проводиться мини-беседы по теме, характеризуют вместе с детьми предмет или действия, осуждают как это можно более выразительно показать в виде модели.
Такое предоставление материала, позволяет дошкольнику с ОНР более точно выражать свою мысль, сопоставлять модель с определенным свойством или действием, посредством чего ребенок, опираясь на наглядный образ видит, о чем, то есть суть, следует сказать и рассказать, в свою очередь такое представление дает возможность ребенку лучше запомнить текст и выразить его в словесном виде, используя богатство своей речи, строя предложения, а затем и целый текст. В следствие чего, ребенок осознает суть и значение представленной модели, что данное средство хочет помочь или подсказать ребенку, подтолкнуть мысль, а также в процессе построения связного высказывания, не потерять нить мысли повествования. Также следует обратить внимание, что в данном случае задействованы и слуховые и зрительные анализаторы.
На втором этапе «Знакомство детей с графической аналогией и составление и зарисовка сказок» дошкольники с ОНР учатся выделить главные отличия предмета, проговорить их вслух, представить их образ, как это можно изобразить, а потом только дети рисуют. Постепенно детям с ОНР следует предоставлять самостоятельность, дети показывают только результат, который потом обсуждают, и на основе которого они строят связный текст художественного произведения. Рассмотрим особенности формирования способности к наглядному моделированию.
Первый этап. Введение наглядных моделей в пересказывание сказок детьми. Целью данного этапа является обучение выделять основные события и последовательность изложения применяя заменители, обучение абстрагированию от подробностей и мелких деталей, помочь понять принципы замещения.
Вторым этапом является творческий этап. Детьми на этом этапе составляются сказки, истории, рассказы при применении наглядных моделей. В работу были включены разные задания, упражнения и игры, развивающие воображение, способствующие большей свободе детей с ОНР и подталкивающие к поиску оригинальных решений и свободному их высказыванию исключая образцы и шаблоны.
На третьем этапе «Разработка схем для составления описательных рассказов», после проработки с детьми с ОНР использования моделирования при пересказе сказок, переходят к составлению самостоятельных описательных рассказов по моделям.
Для этого следует использовать модели по признакам предметов, а также темам, например, одежда, фрукты, растение, животное и др. Схемы, а также перечень признаков, необходимых для составления описательного рассказа представлены. Данные схемы следует использовать на индивидуальных занятиях и на групповых, например, по теме «Одежда» предлагаются картинки с элементами одежды (сапоги, шуба, куртка, варежки и т.п.) и спрашивают ребенка: «Скажи, что изображено на картинках? Как ты назовешь эти предметы одним словом?», далее предлагали показать предметы по цвету, по определенным признакам (желтые карманы, белый воротничок, пушистое, гладкое и т.д.). Далее показывают схему, а ребенок называет признаки предмета (цвет, ткань, сезонность, детали, для кого эта одежда). И только потом предлагается описать предмет одежды самостоятельно, в начале с небольшой поддержкой по одному предмету одежды, потом ребенок строит рассказ по-другому.
Выводы.
При введении ФГОС на данный момент моделирование рядом исследователей рассматривается в качестве эффективного метода, развивающего связную речь детей в дошкольном возрасте с ОНР. Развитие применения в качестве интеллектуальной способности наглядного моделирования является современным подходом в образовании. Исходя из рассмотренных ранее данных можно говорить об актуальности применения наглядного моделирования в качестве эффективного метода при коррекционно-развивающем обучении, поскольку оно оказывает положительное влияние на развитие познавательной деятельности и в целом на личность ребенка.
Следует отметить важность соблюдения этапности работы, и то что используемая модель должна по структуре быть аналогичной рассматриваемому объекту и отражать присущие ему основные свойства, хорошо восприниматься ребенком в этом возрасте. Для применения в повседневной жизни и для составления описательных сравнительных рассказов, используются условные обозначения-схемы; рассматривание предметов и предметных картинок, с называнием детьми присущих им характерных признаков и действий, которые с ними возможно совершать; предварительное моделирование описания для развития умения составлять описательные рассказы; применение мнемических схем-моделей при изучении стихотворений наизусть.
Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы развития связной речи детей с общим недоразвитием речи посредством использования моделирования. В работе определяются основные критерии связной речи, а также дается определение понятия «моделирование», его виды и раскрываются особенности использования данного метода в развитии связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, дети с общим недоразвитием речи, модель, моделирование, связная речь.
Annоtation. This study is devoted to the study of the problem of the development of coherent speech in children with general speech underdevelopment through the use of modeling. The paper defines the main criteria for coherent speech, as well as defines the concept of "modeling", its types, and reveals the features of using this method in the development of coherent speech in children with general speech underdevelopment.
Keywords: preschool children, children with general speech underdevelopment, model, modeling, coherent speech.
Литература:
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
- Глухов В.П. Основы психолингвистики. - М.: Астрель, 2005. 351 с.
- Грудинина Л.А., Мишанина В.И. Развитие монологической речи у дошкольников методом наглядного моделирования // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 4-3. - С. 301-302
- Желтухина С.З. Сущность и возможности метода наглядного моделирования как средства развития связной речи дошкольников // Педагогика. - Челябинск: Два комсомольца, 2015. - с. 69-72.
- Зотова И.В., Литвиненко С. Л. Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами наглядного моделирования // Наука и образование сегодня. - 2017. - № 5 (16). - с. 49-52.
- Масалиева Ж.А., Сапар Б. Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования [Электронный ресурс] // Студенческий научный форум. - Режим доступа: https://scienceforum.ru/2016/article/2016023033
- Новик И.Б. Философские вопросы моделирования психики. - М.: Наука, 2009. - 176 с.
- Панфиленко Г. И., Кудрина Л. В. Наглядное моделирование как эффективное средство развития речи детей // Актуальные вопросы современной педагогики. - Уфа: Лето, 2015. - с. 74-77.
- Рагозина Е. В., Шкарупова О. В. Роль наглядного моделирования в развитии связной речи у старших дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. - 2018. - № 1. - С. 55-57.
- Филина А.С. Моделирвоание как средство формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровень) [Электронный ресурс]// Научное сообщество студентов. - № 3. - Режим доступа: https://sibac.info//sites/default/files/conf/file/stud_3_3.pdf
- Хаустова С. С. Моделирование, как основа развития связной речи детей дошкольного возраста // Теория и практика образования в современном мире. - СПб.: Реноме, 2012. - С. 132-134.
- Штофф В.А. Моделирование и философия. - М.: Наука, 1966. - 302 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...
Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...
«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Консультация для родителей....
Консультация для родителей на тему: «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Консультация для родителей на тему:«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»...
«Моделирование русских народных сказок как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Опыт работы адресован воспитателям дошкольно-образовательных учреждений. В него входят: описание работы с детьми ,перспективный план работы с детьми , конспекты занятий,развлечений, консультации и др....
Доклад на тему: Использование различных видов музыкально-театральных постановок в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Доклад на тему: Использование различных видов музыкально-театральных постановок в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.План:...
- Мне нравится (1)