«Современные технологии речевого развития дошкольников»
консультация по развитию речи (подготовительная группа)
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка, считается богатство его речи, поэтому нам, педагогам, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников. В настоящее время, в соответствии с ФГОС ДО образовательная область «Речевое развитие» включает: · владение речью как средством общения и культуры; · обогащение активного словаря; · развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; · развитие речевого творчества; · развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; · знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; · формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников. В качестве основного приема обучения используется образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только - что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность и в процессе свободного общения. В работе с детьми необходимо большое внимание уделять речевому развитию и найти эффективные игровые технологии речевого развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 58.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Современные технологии речевого развития дошкольников»
Понятие «игровые технологии речевого развития» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются технологии речевого развития. Для формирования и активизации связной речи дошкольников используются следующие технологии:
- Технология «Азбука общения» Л.Н. Шипицыной,
- Технология «Развитие диалогического общения» А.Г. Арушановой,
- «Обучение составлению творческих рассказов»,
- Технология ТРИЗ,
- Моделирование,
- Мнемотехника,
- Технологии обучения образной речи:
- Технология обучения детей составлению сравнений
- Технология обучения составлению метафор
- Технология обучения составлению загадок
- Технология синквейна
- Сказкотерапия (Сочинение детьми сказок),
- Артикуляционная и пальчиковая гимнастика,
- Логоритмика,
- Минидраматизации, инсценировки
Технология «Азбука общения»
Технология «Азбука общения» позволяет развить навыки межличностного общения со взрослыми и сверстниками. Технология нацелена на формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений. «Азбука общения» представляет собой сборник специально разработанных игр и упражнений, направленных на формирование у детей эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям, на создание опыта адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
«Развитие диалогического общения»
Фундаментальными составляющими проблемы развития речи детей дошкольного возраста, по мнению А.Г. Арушановой, является диалог, творчество, познание, саморазвитие. Технология направлена на формирование коммуникативной компетенции, в основе которой способность ребенка наладить общение с окружающими людьми при помощи вербальных и невербальных средств.
Моделирование
Широкое применение в обучение детей получила такая технология, как знаково-символическая деятельность (моделирование). Этот прием помогает педагогам наглядно обозначить элементарные связи и отношения между предметами, объектами действительности.
Моделирование - способ, при котором речевая действительность может быть представлена в наглядной форме. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные формы, стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутри текстовой связи.
На занятиях по развитию речи дети учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы.
Моделирование может являться составной частью каждого занятия. Методы моделирования:
- Предметное моделирование (детские рисунки сюжетных фрагментов героев, предметов для игры; плоскостные театры; фланелеграф; иллюстрации рассказов, сказок, стихотворений)
- Предметно – схематическое моделирование (структура текста - круг, разбитый на сектора (начало, середина, конец); театры геометрических фигур)
- Графическое моделирование (структуры описательного рассказа об игрушках, транспорте и другие; схемы к рассказам, стихотворениям; наборы схем для графического плана; детские схемы).
Использование моделирования в рассказывании положительно влияет на речь детей.
Мнемотехника
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение
Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.
Мнемотаблицы используют для:
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при пересказах художественной литературы,
- при заучивании стихов.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному.
Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. А для старших
дошкольников - чёрно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании.
Технологии обучения образной речи
Технология обучения детей составлению сравнений
Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.
Модель составления сравнений:
- воспитатель называет какой-либо объект;
- обозначает его признак;
- определяет значение этого признака;
- сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте. Например:
- цыпленок (объект №1);
- по цвету (признак);
- желтый (значение признака);
- такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце (объект № 2).
В младшем дошкольном возраста отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.
На первый взгляд фраза, произнесенная воспитателем, таким образом, кажется громоздкой и несколько нелепой, но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак - это понятие более общее, чем значение данного признака.
Например:
«Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко».
Далее воспитатель предлагает детям найти объекты с данным значением признака (круглое по форме - солнце, колесо, тарелка).
До четырехлетнего возраста воспитатель побуждает детей к составлению сравнений по заданным признакам. Находясь на прогулке, педагог предлагает детям сравнить прохладный ветер по температуре с какими-либо другими объектами. Взрослый помогает ребенку составить фразы типа: "Ветер на улице по температуре такой же прохладный, как воздух в холодильнике".
На пятом году жизни тренинги усложняются:
- в составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики желтые, как цыплята);
- в сравнениях усиливается характеристика, второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег).
В этом возрасте детям дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.
В старшем возрасте дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку. Воспитатель указывает на объект (дерево) и просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме, действию и т.д.). При этом ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака.
Например:
«Дерево по цвету золотистое, как монетки» (воспитатель задал признак цвета, а его значение - золотистое - выбрано ребенком).
Технология обучения детей составлению метафор.
Метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.
Цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.
Сначала целесообразно использовать наиболее простой алгоритм составления метафоры.
- Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора.
- У него выявляется специфическое свойство (разноцветная).
- Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).
- Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).
- Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (Цветочная поляна - небо после дождя).
- Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).
Не обязательно называть детям термин "метафора". Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы или посланцы Королевы Красивой Речи.
Например:
Детям предлагается взглянуть на картину зимнего пейзажа, где на заснеженных елях сидят снегири.
Задача: составить метафору относительно этих птиц.
Работу с детьми следует организовывать в форме обсуждения. В качестве пособия может быть использован лист бумаги, на котором воспитатель обозначает последовательность мыслительных операций.
- Что за птицы изображены на заснеженных елях?
- Снегири (воспитатель на листе бумаги пишет букву "С" и ставит стрелку вправо).
- А какие они?
- Круглые, пушистые, красные (воспитатель уточняет - "красногрудые", и ставит букву "К" на листе бумаги).
- А что еще бывает с такими красными бочками или красной грудкой?
- Вишня, яблоки… (воспитатель ставит стрелку вправо от буквы "К" и рисует яблоко).
- Так что можно сказать про снегирей, какие они?
- Снегири красногрудые, как яблоки.
- А где снегири находятся?
- На заснеженных елках (воспитатель ставит стрелочку вниз от буквы "С" и рисует схематично ель).
- Давайте теперь объединим эти два слова (воспитатель обводит круговым движением руки изображения яблока и ели).
- Произнесите эти два слова подряд!
- Яблоки заснеженных елей.
- Кто составит мне предложение с этими словами?
- В зимнем лесу появились яблоки на заснеженных елях. Яблоки зимнего леса радовали глаз лыжников.
Технология обучения детей составлению загадок.
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.
Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.
А.А. Нестеренко разработаны модели составления загадок. Обучение детей составлению загадок начинается с 3 лет. Однако, в этом возрасте это будет коллективный речевой продукт, сочиненный совместно со взрослыми. Старшие дети сочиняют самостоятельно, в подгруппе, паре.
В работе с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.
Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.
Какой? | Что бывает таким же? |
Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
- Какой самовар по цвету? - Блестящий.
Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.
- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).
Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:
Какой? | Что бывает таким же? |
Блестящий | Монета |
Шипящий | Вулкан |
Круглый | Арбуз |
Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).
Например: блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета. Табличка может выглядеть следующим образом:
Какой? | Что бывает таким же? |
Блестящий | Начищенная монета |
Шипящий | Проснувшийся вулкан |
Круглый | Спелый арбуз |
После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".
Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.
Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".
Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
Работа по обучению детей составлению загадкам продолжается по следующим моделям: в сравнении с действиями предмета ("Пыхтит, как новенький паровозик»), в сравнении одного объекта с каким-либо другим объектом, находя между ними общее и различное («Как зонтик, но на толстой ножке»).
Например:
Светло-зеленый, как весенняя трава. Гудящий, как летящая пчела.
Овальный, но не толстый кабачок. (Пылесос). Ходит, но не человек.
Летает, но не самолет.
Каркает, но не ворона. (Галка) Зеленая, как трава.
Мохнатая, как медведь.
Колючая, но не кактус. (Ель).
С целью развития словесного творчества используются лимерики. Как правило, это стихотворение состоит из 5 строк. Лимерики создаются группой детей, где ведущую роль играет воспитатель. Такие занятия мы начинаем с детьми 4–5 лет. Из вышеизложенной рифмовки с добавлением последующих у нас получился лимерик:
Жил-был снегирек, Красный, как огонек.
К нам в детский сад прилетал
И зернышки на кормушке клевал. Вот как мы заботимся о птичках.
В процессе составления стихов у детей не только развивается словесное творчество, они учатся делать выводы, мораль, заботиться о своем здоровье, своих близких, «пернатых друзьях».
Технология синквейна
Синквейн – новая технология в развитии речи дошкольников. Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк.
Последовательность работы:
- Подбор слов-предметов.
- Подбор слов-действий, которые производит данный объект.
- Дифференциация понятий «слова – предметы» и «слова – действия».
- Подбор слов – признаков к объекту.
- Дифференциация понятий «слова – предметы», «слова – действия» и
«слова - признаки».
- Работа над структурой и грамматическим оформлением предложения.
Артикуляционная и пальчиковая гимнастики
Большое место в развитии речи детей занимает использование артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения
любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Известный педагог Сухомлинский сказал: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.
Прежде всего, мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон.
Логоритмика
«Логоритмика» в развернутом варианте звучит как «логопедическая ритмика», то есть устранение недостатков речи с помощью движений. Проще говоря, любые упражнения, сочетающие в себе речь и ритмичные движения, и есть логоритмика! Во время таких упражнений развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности.
Обучение составлению творческих рассказов
Обучение творческого рассказывания занимает особое место в формировании связной речи детей дошкольного возраста. Следует детей обучать связным высказываниям, которые характеризуются самостоятельностью, законченностью, логической связью между своими частями. Составление рассказа – более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования. Серьезной задачей является систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему). Рассказы могут
быть описательными и сюжетными. В связи с этим можно выделить три категории рассказов:
- Рассказ по восприятию (о том, что видит ребенок в момент рассказа);
- Рассказ по памяти (о том, что воспринимал до момента рассказа);
- Рассказ по воображению (придуманный, основанный на вымышленном материале, на преобразовании имеющихся представлений)
Третья категория рассказов – в полном смысле творческая, которая требует от ребенка умения видоизменять имеющийся у него опыт, создавать из этого материала относительно новые образы и ситуации.
Технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов:
- текст реалистического характера;
- текст фантастического характера.
Отдельно можно выделить обучение детей творческому рассказыванию по картинам по технологии Т.А. Ткаченко, представляющее собой использование сюжетных картин в качестве наглядной опоры при обучении творческому рассказыванию. Заслуживает внимания предложенная автором классификация видов творческого рассказывания:
- Составление рассказа с добавлением последующих событий.
- Составление рассказа с заменого объекта.
- Составление рассказа с заменой действующего лица.
- Составление рассказа с добавлением предшествующих событий.
- Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.
- Составление рассказа с добавлением объекта.
- Составление рассказа с добавлением действующего лица.
- Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.
- Составление рассказа с изменением результата действия.
- Составление рассказа со сменой времени действия.
В каждом из предложенных видов творческого рассказа содержится направление изменения сюжета. Данный прием хорошо работает и при формировании навыков творческого рассказывания на материале знакомых сказок. Вид творческого рассказа является основанием для трансформации сюжета сказки.
ТРИЗ технология
Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания предмета или явления.
Основные этапы методики ТРИЗ
- Поиск сути (Перед детьми ставится проблема или вопрос, который надо решить.) И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.
- «Тайна двойного». На этом этапе мы выявляем противоречие: хорошо- плохо
Например, солнце – это хорошо или плохо. Хорошо-греет, плохо-может сжечь.
- Разрешение этих противоречий (при помощи игр и сказок).
Например, зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носит его в сумке. Решение этого противоречия – складной зонтик.
Сказкотерапия
Для развития речи детей дошкольного возраста используется такая методика, как сказкотерапия. Развитие речи дошкольника сказкотерапией – наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей. Сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:
- Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.
- Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.
- Снижение уровня агрессивности и тревожности. Развитие коммуникативных способностей.
- Обучение преодолению страхов и трудностей.
- Развитие способности к грамотному выражению эмоций.
Во время сочинения сказок можно использовать следующие приемы:
- «Салат из сказок» (смешивание разных сказок);
- «Что будет, если... (сюжет задает воспитатель);
- «Изменение характера персонажей (сказка на новый лад);
- «Введение в сказку новых атрибутов, героев».
Игры-драматизации, инсценировки
Игры-драматизации оказывают эффективное влияние на развитие речи детей. В игре – драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры- драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей. И, наконец, игра — драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно – ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.
Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности
Для всех не секрет, что Речь является одним из обязательных и незаменимых компонентов общения людей. А уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Взаимосвязь мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И.П. Павлов, Л.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, которые отмечали, что развитие словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости.
Исходя из этого самыми эффективными методами и приёмами организации детей, на мой взгляд, являются игровые. Игра – важнейший спутник детства.
Для того чтобы развивать речь ребенка, с ним чаще надо играть.
Малыш, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. И сегодня я хотела бы вам рассказать, как игра, а именно LEGO конструирование обеспечивает динамичность обучения, максимально удовлетворяет потребность маленького ребенка в самостоятельности, помогает поддерживать интерес ко всему новому.
Использование в работе с детьми LEGO конструктора позволяет за более короткое время достичь положительных результатов в развитии речевой деятельности детей. LEGO ― популярная игрушка во всем мире, причём не только у детей, но и у взрослых. Использовать его можно практически с самого рождения, когда малыш только начинает осваивать формы, цвета, размеры.
LEGO-конструирование помогает решать следующие задачи:
- развивать речевую активность и расширять словарный запас;
- развивать у детей сенсорные представления;
- развивать и совершенствовать высшие психические функции (память, внимание, мышление);
- тренировать пальцы кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики.
На первом этапе обучения игре с LEGO— конструктором я знакомлю детей с деталями без игрового поля. Это даёт им возможность познакомиться с цветом, с формой деталей. Дети их рассматривают, трогают, перекладывают. Затем даю детям задания на группировку деталей:
– на красные, синие, зеленые и желтые;
– по количеству (один – много).
Следующий этап обучения игре с конструктором – это знакомство детей с пространством игрового поля. Знакомство с пространством игрового поля осуществляю в следующей последовательности:
Одиночное выкладывание;
Выкладывание вплотную друг к другу;
Горизонтально-вертикальное выкладывание;
Выкладывание «по кругу».
Сначала работу провожу по показу, а затем дети выполняют работу самостоятельно.
Как же можно развить словарь у детей раннего возраста с помощью Лего-конструктора?
В процессе работы с детьми я использую разные детали ЛЕГО конструктора, в ходе которого они запоминают их название, назначение, называют форму, цвет деталей, что способствует в свою очередь обогащению словаря детей.
Действия с конструктором помогают обогащать словарь существительными, прилагательными, наречиями, предлогами, глаголами и др. частями речи.
Например, в игре «Изучаем предлоги». Предлагаю сделать некоторые постройки, заранее обдумав, какой предлог, в каком месте можно обыграть. Например, что во время прогулки собачка понюхала цветочки ПОД мостиком, затем забралась НА этот мостик, забежала ЗА домик или пробежалась ВОКРУГ домика, а потом МЕЖДУ деревьями, и улеглась ПЕРЕД будкой и т.д. Если за время игры некоторые действия повторить неоднократно и с разными героями — ребенок хорошо усваивает предлоги.
Так как детали ЛЕГО разнообразны по цветам и оттенкам, поэтому, в игре «Изучаем цвета», делаем различные постройки: например, желтый домик для Сережи, красный для Кати, зеленый для Иры и т.д. Потом спрашиваю, в каком домике живет, Катя, Сережа? Так в процессе увлекательной игры дети учатся запоминать и называть цвета.
При изучении понятия: «Маленький- большой, высокий- низкий, узкий- широкий»
Здесь мы сооружаем однотипные постройки.
Например: строим
— высокую башенку для медвежонка, низкую для зайчика,
— большой домик для человека, маленький для собачки,
— узкую дорожку для мальчика, широкую для машины.
Сооружая башенки, дорожки, домики ребенок запоминает не только размер, цвет, но и у него расширяется словарный запас, развивается мелкая мускулатура рук.
Например, в игре «Заборчик». Предлагаю построить заборы для животных разных размеров (высоты) и разного цвета. Высота забора должна соответствовать «росту» того или иного животного (цыплёнка, поросёнка, телёнка). Так как дети испытывают затруднения в понятии высокий, низкий, и используют слова большой, маленький. Помогаю сделать вывод: оказывается, что заборчики получаются не только разной высоты, но и разного цвета.
К словесным играм для обогащения лексического запаса с использованием конструктора LEGO можно отнести:
«Большой – маленький»,
«Один – много»,
«Найди лишнее»,
«Чего не стало»?
Для создания атмосферы живого и интересного общения, обогащения словаря, введения в словарь детей новых слов также использую развивающие комплекты LEGO DUPLO «Дикие и домашние животные» и «Большая ферма» и т.д.
В наборы входят мини фигурки диких и домашних животных, людей, разные детали, позволяющие создать в игре реалистичную обстановку. Дети учатся различать понятия: ферма — зоопарк и животных, которые там содержатся.
Проигрывая с малышами, ситуацию «Кто, где живёт?», мы знакомимся с жизнью домашних и диких животных. В упражнении «Кто, как кричит?», решаем такую задачу как, развитие звукового восприятия. Дети выбирают из конструктора понравившееся животное, обыгрывают его, имитируя звукоподражание.
Для эффективной работы использую схемы для ЛЕГО-— конструктора.
Дети с удовольствием строят с помощью схем Башенки, Заборчики, Лесенки, Цветные дорожки.
Читая схемы, дети сначала анализируют, схему постройки называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. В процессе работы побуждаю детей проговаривать, что они хотят построить, из каких деталей, почему, размеры и т.д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.
В процессе работы с детьми по любой теме, обыгрываем ситуации, в которых дети учатся называть новые предметы, повторяем те, которые уже знают и называют. Например, «У Пети день рождения» в этой игровой ситуации закрепляются названия предметов посуды.
Играя с конструктором, дети осваивают видовые обобщения, такие как ферма, зоопарк, гараж и другие.
Во время игры с LEGO-конструктором включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи.
Созданные постройки из ЛЕГО — конструктора, мы также используем в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки, например, «Курочка ряба», «Репка», «Теремок» и т. д., здесь дети сами становятся участниками театрализации.
Мои наблюдения показали, что малыши научились не только строить по образцу и показу свободно пользуются деталями конструктора, проговаривают с чего лучше начать и чем закончить. Они научились работать в группах, обыгрывать полученные постройки, тем самым формулируют в речи свои мысли. Это всё способствует лучшему усвоению речевого материала. Таким образом, работая над данной темой, я убедилась, что игры с LEGO способствуют разностороннему, полноценному развитию ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Современные технологии речевого развития дошкольников»
В дошкольном возрасте развивается речь - это главная форма общения. Путь, через который проходит ребёнок впервые годы жизни, поистине грандиозен. Речь маленького ребёнка формируется от общения с окруж...
Консультация для педагогов дошкольного образования "Современные технологии речевого развития дошкольников"
Консультация...
Современные технологии речевого развития дошкольников.
Технологии речевого развития:МоделированиеМнемотехникаТехнология обучения детей составлению сравненийТехнология обучения составлению загадокСказкотерапияАртикуляционная и пальчиковая гимнастикиЛогорит...
Памятка для воспитателей к использованию в педагогической деятельности «Современные технологии речевого развития дошкольников»
В настоящее время развитие речи детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. И определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возрас...
ММО "Современные технологии речевого развития дошкольников"
Семинар-практикум...
Консультация для педагогов на тему: "Современные технологии речевого развития дошкольников"
Консультация для педагогов на тему: "Современные технологии речевого развития дошкольников"...
Консультация для педагогов "Современные технологии речевого развития дошкольников"
Данная консультация знакомит педагогов с современными технологиями речевого развития дошкольников...