Совместная образовательная деятельность по развитию речи "Заучивание стихотворения Плещеева "Осень наступила"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Ильичева Ольга Евгеньевна

Конспект занятия для второй младшей группы по развитию речи с использованием мнемотехники 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pleshcheev_osen_nastupila.docx113.34 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительная работа:

  • Рассматривание альбома с  осенними иллюстрациями
  • Наблюдения на прогулке за листопадом, движением облаков, дождем, увяданием цветов и травы
  • Беседы с детьми об осени
  • Чтение художественной литературы (Бунин «Бродит осень по дорожке» «Дождик», Толстой  «Осень. Осыпается весь наш бедный сад»)

Программное содержание:

Речевое развитие:

  • Развивать артикуляционный аппарат.
  • Произносить  звук [у] с разной интонацией и силой голоса.
  • Учить правильно выражать и излагать свои мысли.
  • Уточнять и расширять словарь детей об осени (листопад, жёлтая трава, голые деревья, серое небо, холодный дождь и т.д.)
  •  Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой.
  • Развивать умение слышать и слушать вопрос, запоминать небольшой стихотворный текст.  Отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.
  • Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных, существительных и числительных.

Социально-коммуникативное развитие:

  • Воспитывать эмоционально-радостные отношения к осенней природе.
  • Формировать положительную установку на участие в образовательной деятельности.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Физическое развитие:

  • Активация мышечного тонуса и моторно – координационных систем;
  • Совершенствование мелкой моторики.

Познавательное развитие:

  • Расширять знания детей об осенних явлениях
  • Активизировать познавательную деятельность  на основе углубленных знаний о природных явлениях.

Материалы для занятия: аудиозапись Чайковский «Времена года», мнемотаблица по стихотворению Плещеева  «Осень наступила», мяч, листочки с картинками на тему «Какая бывает осень».

Ход занятия.

Воспитатель: ребята, посмотрите вокруг, вы ничего необычного в нашей группе не замечаете?
Дети: да, вокруг нас разбросаны листочки!
Воспитатель: давайте их соберем и посмотрим, обычные это листочки или волшебные!
Дети собирают листья и  видят, что на каждом листочке есть картинка. Отдают листочки воспитателю.
Воспитатель: ребята, садитесь вокруг меня в полукруг. Давайте рассмотрим картинки и расскажем, что же на них такое интересное нарисовано.
Дети садятся полукругом, воспитатель предлагает детям по желанию подойти и выбрать один листочек. Помогает (по необходимости) подобрать подходящее описание для каждой картинки.
Воспитатель: Вера, выбери себе листочек. Что там нарисовано?
Ребенок: капельки
Воспитатель: да, капельки, потому что осенью часто идут дожди, значит осень какая?
Ребенок: осень дождливая.
Воспитатель: молодец! Верно, осень дождливая
Дети по желанию подходят и рассказывают об осенних признаках и явлениях.
Картинка с каплями - дождливая осень; картинка с желтыми листьями - золотая осень; картинка с тучкой - пасмурная, ненастная осень; картинка с осенью-девушкой - красивая нарядная осень; картинка с грустным смайликом - грустная осень; картинка с хмурым смайликом - хмурая осень, картинка со снежинкой – холодная осень.
Воспитатель: какие вы молодцы! Давайте теперь превратимся в листочки и потанцуем, покружимся.
Под музыку Чайковского «Времена года» дети танцуют,  изображают воздушные легкие листики, которые кружатся в воздухе и плавно опускаются на землю.
Воспитатель: вы очень красиво танцевали и кружились, как настоящие листочки. Давайте теперь поиграем.

Игра с мячом "Когда это бывает?" (ребенку бросаешь мяч и задаешь вопрос про признак осени, а он, возвращая мяч, отвечает)
День стал короче, ночь …. (длиннее)
Моросит холодный долгий ….(дождик)
В теплые края улетают….(птички)
Деревья сбрасывают….(листья)
Теплый ветер сменяется….(холодным)
Воспитатель: Умнички! А теперь посмотрите, что я для вас нарисовала!
Дети рассматривают мнемотаблицу. Обсуждаем, что нарисовано.


 https://sun9-49.userapi.com/impg/QodcKzfxGH-KJ2y4JbxvkP9mhVJgBiBwJ8T6VQ/46HY5uRPvmo.jpg?size=1280x914&quality=96&sign=15c5bf774cfd7582455962979bc0da03&type=album


Воспитатель: ребята, а вы знаете, что это не просто рисунки, это стихотворение!
Воспитатель медленно рассказывает  стихотворение, указывая на соответствующие  картинки.
Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Тучи небо кроют, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Два – три раза повторить стихотворение всем вместе, потом по желанию детей отдельно с каждым ребенком.
Воспитатель: какие вы молодцы, детки! Вы замечательно рассказываете стихотворение. Мы оставим наше стихотворение на мольберте, и вы можете в любой момент подойти и вспомнить, какое стихотворение мы учили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Совместная образовательная деятельность по развитию речи в младшей группе. Тема: «Животные и их детеныши»

Презентация с элементами анимации. Образовательная область - "Коммуникация" Задачи:Учить детей образовывать наименования животных.Уточнить и закрепить правильное произношение звука «И». Учить рег...

Совместная образовательная деятельность по Развитию Речи "Жатва"

Программное содержаниеЗакрепить  знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле. Рассказать как на нашем столе появляется хлеб , какой длинный путь он проходит , прежде чем ...

Совместная образовательная деятельность по развитию речи с детьми подготовительной группы "Зимние забавы"

Программное содержание:Образовательные   задачи:1.     Обобщить и уточнить знания детей о зиме и зимних забавах.2.     Обогащать  словарь ...